Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Последствия для виновника ДТП по ОСАГО

Что делать виновнику в ДТП при наличии ОСАГО

Действия при ДТП при наличии полиса ОСАГО

Разбираем все нюансы вопрос и рассказываем, что делать на каждом этапе

А варии происходят всегда по самым различным причинам и сложившимся обстоятельствам. Одной из самых частых причин является невнимательность или наоборот излишняя самоуверенность водителя. После аварии необходимо контролировать свои эмоции и действовать по закону.

Действия в первые минуты после аварии

Важно грамотно вести себя после происшествия. Возможно, это уменьшит вашу вину или же спасёт жизнь пострадавшего. Первые шаги, которые должны быть предприняты после столкновения, всегда заключаются в остановке автомобиля и проверке, есть ли необходимость в первой медицинской помощи. Паниковать ни в коем случае нельзя, тем более запрещается покидать место ДТП. Любые лишние эмоции, агрессия, страх повредят уже и так плохой ситуации.

Если ваша ответственность застрахована посредством полиса ОСАГО, то необходимо следовать следующему алгоритму:

  • Остановить автомобиль, выключить мотор и зажечь аварийные огни.
  • Осмотреть место аварии и проверить, есть ли пострадавшие люди. Если требуется помощь, то вызываем медиков. После чего уже оценивать ущерб, нанесённый транспорту.
  • Ищем очевидцев происшествия, которые смогут подтвердить факты по аварии и помочь определить виновника.
  • Связываемся с аварийным комиссаром, страховщиком или заполняем Европротокол самостоятельно, если обстоятельства аварии не усугублены пострадавшими, урон менее 100 тысяч, и виновник определён.
  • Заполняем все документы, фиксируем повреждения, тщательно всё проверяем и подписываем.

В каждом аварийном случае бывает множество нюансов, которые могут существенно повлиять на довольно простую представленную схему действий. Выплаты или ремонт автомобиля так же зависят от ряда обстоятельств.

Можно ли покидать место аварии

Любое происшествие на дороге с участием хотя бы одного автомобиля, который находился в движении, будет считаться аварией, если пострадали люди или другие транспортные средства. В такой ситуации, даже если урон небольшой, покидать место ДТП запрещено, сокрытие от инспекторов ГИБДД уголовно наказуемо. Необходимо контролировать свои эмоции и действия, быть собранным и принять ответственность, особенно это важно есть жертвы или кому-то требуется ваша помощь.

Если произошло ДТП с летальным исходом одного из пострадавших, то виновник может быть наказан и лишён свободы сроком на 5 лет. Непредумышленное происшествие на дороге, в результате которого виновный покинул место аварии, будет квалифицированно сотрудниками ГИБДД как умышленное. В соответствии с этим меняется и мера наказания, срок увеличивается до 10 лет в колонии строгого режима.

Только один повод является законным, чтобы покинуть место аварии – это необходимость в срочной квалифицированной медицинской помощи пострадавшим, а скорая помощь выехать на место аварии не может. После доставки человека до медицинского центра, необходимо вернуться на место аварии и ждать сотрудников ГИБДД. Не забудьте в этом случае взять справку от медиков, что осуществляли транспортировку больного до госпиталя.

Любые другие причины квалифицируются как умышленное покидание места происшествия. Страховая компенсация и ремонт автомобиля пострадавшего будет произведён, в случае если он не виновен. Но регрессивный риск от страховой компании будет уже адресован виновнику через суд.

Дальнейшие действия по оформлению

В сложных ситуациях с оформлением документов, для того чтобы точно получить компенсацию, лучше обратиться к страховщику за консультацией или помощью. Они помогут правильно урегулировать претензии. Закон устанавливает чёткую последовательность действий в случае аварии. Эти действия позволят избежать дальнейших ошибок и нарушений.

В 2020 году присутствие инспектора ГИБДД требуется, только если пострадали люди.

Очень важно найти свидетелей аварии. Их показания упрочат позицию пострадавшего, а сведения, которые они смогут сообщить, иногда бывают ключевыми в установлении виновника ДТП. Если сумма ущерба менее 100 тысяч рублей, нет пострадавших, то присутствие инспектора ГИБДД необязательно, да и аварийного комиссара можно не вызывать.

В данном случае необходимо составить Европротокол. Этот документ поможет получить компенсацию или отремонтировать авто по упрощённой схеме. Все документы по аварии должны быть представлены в страховую компанию в течение 5 дней с момента аварии. Если последнее условие не выполнено в срок, то страховая имеет полное право взыскать выплаченную пострадавшему сумму с виновника. Именно поэтому необходимо соблюдать весь регламент процесс, особенно даты и время.

В любом случае договор ОСАГО не предусматривает выплаты по аварии виновнику ДТП, для этого должен быть заключен дополнительный договор страхования – КАСКО.

Иногда страховые компании требуют машины виновника ДТП для дополнительного осмотра. Для экспертной оценки они отводят 15 рабочих дней. В эти дни запрещено отправлять автомобиль на ремонт. Если будет нарушено данное условие и виновник не представит машину для осмотра, то страховая компания может перенаправить регрессный иск в его сторону, для того, чтобы возместить собственные материальные убытки. Данное действие будет произведено на законных основаниях. В случае проигрыша виновником, он будет в полной мере оплачивать ремонт машины пострадавшего.

Компенсация за ущерб без оформления ДТП

Существует вариант «договориться на месте» в случае ДТП. Это наиболее быстрый и менее проблематичный, как на первый взгляд кажется, способ решить насущную проблему расчётов между пострадавшим и виновником. Автоюристы советуют не прибегать к решению проблемы таким способом. Как минимум необходимо составить Европротокол, а лучше, конечно, пройти полную процедуру оформления документов. Это позволит избежать неожиданных новостей о скрытых повреждениях в автомобиле.

Основной причиной расчётов «на месте» остаётся возможность последующего сохранения и использования скидки КБМ при заключении ежегодного договора ОСАГО. В случае аварии она будет уменьшена.

Если вы всё-таки решили воспользоваться этим методом расчёта, то обязательно составьте письменное соглашение и подтверждение о произведённых выплатах посредством расписки. Это обезопасит от ситуации регрессивного иска. Расписка об отсутствии претензий по выплатам так же будет доказательством произведённых расчётов.

Что должна включать в себя расписка:

  • точные сведения по аварии (дата, примерное время, адрес места происшествия);
  • данные о транспортных средствах из ПТС или СТС;
  • персональные данные пострадавшего и виновника;
  • факт выплаты;
  • факт отсутствия каких-либо претензий к виновнику происшествия.

Очень важно, чтобы документ подтверждал отсутствие взаимных претензий с обеих сторон. Если подписывается Европротокол, то лучше всего тоже взять расписку. В ней должна фигурировать фраза «без материальных претензий к виновному лицу».

Контроль урегулирования страховых выплат

Если у вас заключен договор ОСАГО, то это даёт гарантию выплат от страховой компании, если не будут нарушены ни правила оформления, ни алгоритм действий. В любом случае придётся общаться с пострадавшим, хотя бы для заполнения документов по страховому случаю. Это позволит избежать возможных дополнительных требований от пострадавшего. Он имеет полное право на возмещение суммы ремонта автомобиля, если лимит по выплате был превышен. В этом случае лучше избежать обращения в суд, а урегулировать дело на этапе досудебной претензии.

Если была превышена стоимость ремонта по страховке, то возможно вам поступит исковое требование. В данном случае необходимо ознакомиться со всеми приложенными документами, в том числе с экспертным заключением. Есть вероятность ошибки в расчётах, включение ненужных расходов по работам или на приобретение дорогих деталей или агрегатов.

Можно предложить повторную экспертизу, которая оспорит предыдущую оценку ущерба. Выявленные недочеты можно оспорить на судебном процессе и уменьшить сумму компенсации.

Если у вас оформлен полис дополнительного страхования КАСКО, то вы имеете полное право на восстановление автомобиля, даже если виноваты в аварии. Алгоритм действий при обращении по КАСКО аналогичен алгоритму при обращении в страховую компанию по ОСАГО. Особенностями этого договора могут являться условия и сроки подачи документов. Данная информация прописывается в самом договоре, она может отличаться в зависимости от нюансов ДТП.

После ДТП владельцу стоит оценить сложившуюся ситуацию и выбрать для себя наиболее комфортный и безопасный способ решения проблем, это важно как для пострадавшего, так и для виновника аварии. Использовать можно только законные методы.

Квалифицированная своевременная юридическая помощь может сократить расходы и предотвратить доведение дела до суда в сложной ситуации. Но в конечном итоге только человек может решить, что для него будет лучше сделать в результате аварии.

Видео

Попал в ДТП без страховки и я виноват

Краткое содержание:

Каждый водитель в РФ должен оформлять страховку. Если у виновника ДТП ее нет, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию от страховой компании, и тогда имеет право истребовать ее у виновника аварии. Большинство споров по обстоятельствам происшествия без страховки приходится разрешать в суде. Согласно статье 12.37 КоАП РФ управление автомобилем без страхования гражданской ответственности грозит административным штрафом в размере 800 рублей. Но штрафные санкции не так страшны, как отсутствие полиса. После аварии некоторые водители задаются вопросом: «Что делать, если попал в ДТП без страховки, и я виноват?».

Узнаем, как проходит процедура взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО, а также что делать в 2018 году, если виновник отказывается возмещать ущерб?

Взыскание ущерба Принцип действия страхования прост и основывается на следующем: если произошла авария, страховой компанией виновника выплачивается некая денежная сумма для выполнения ремонтных работ пострадавшему. Но что делать, если произошло ДТП, а виновник без ОСАГО? А самое главное — кто будет оплачивать ущерб? По статье 1064 ГК РФ нанесенный ущерб подлежит полному возмещению лицом, нанесшим этот ущерб. Даже тогда, когда у автомобилиста не застрахована гражданская ответственность. Исходя из этого, ремонт автотранспортного средства пострадавшего лица виновник аварии, у которого нет ОСАГО, оплачивает самостоятельно. Помимо суммы за ремонт виновник оплатит штраф за управление авто без страховки, а также, возможно, придется компенсировать моральный вред, если этот пункт будет включен в постановление суда.

Варианты взыскания ущерба

Какие есть варианты для взыскания ущерба, если попал в аварию без страховки, и я оказался виноват? Есть три способа:

-вопрос решается на месте без дальнейшего разбирательства, т.е. виновник сразу соглашается покрыть расходы на ремонт;

-досудебная претензия, о которой речь пойдет ниже (также виновник согласен оплатить все убытки, связанные с аварией);

-судебный иск — это наименее благоприятный исход, виновника вынудят выплатить денежную компенсацию.

Добровольное возмещение на месте

Это довольно распространенный вариант решения проблемы, он подходит в том случае, если ущерб минимален. Такие водители надеются аккуратно ездить без ОСАГО и стараются все возмещать сразу, по частной договоренности.

Если виновник просит отсрочку

Разберем, что будет, если без страховки попасть в ДТП и попросить отсрочку. У виновника берут контакты, а также расписку, в которой он подтверждает свое обязательство уплаты возмещения. Повреждения фиксируются на фото или видео. Если виновник не будет против, лучше записать на видео его согласие оплатить ущерб. Получить денежную компенсацию сразу — лучший вариант. Виновник может передумать и привлечь к делу юристов. Тогда без документации от ГИБДД, по расписке и видеоматериалам потерпевшему будет сложно выиграть дело в суде. Если виновник не имеет с собой требуемой суммы, потерпевший имеет право взять в залог какую-либо из его ценных вещей. Это обязательно нужно зафиксировать в расписке. Но нельзя брать в залог гражданский паспорт, так как это является нарушение законодательства. За это могут наказать. Виновник может обвинить пострадавшего в том, что тот требовал от него в залог паспорт. Если пострадавший не является специалистом в сфере продажи автомобилей, определить точную сумму компенсации на глаз довольно сложно. Впоследствии нередко выявляются скрытые повреждения.

Если соглашение достигнуто, а сумма выплачена на месте, потерпевший должен написать виновнику расписку о том, что претензий более не имеет, а инцидент исчерпан. Можно также записать все на видео.

Досудебное урегулирование

Для урегулирования споров сначала необходимо прибегнуть к досудебному разбирательству. Сразу на месте ДТП следим, чтобы инспектор указал в справке о произошедшем, что у виновника нет полиса ОСАГО.

Также фиксируем данные виновника: ФИО; адрес прописки; номер телефона.

Затем нужно собирать документы для юридической претензии. Понадобятся: Отчет о независимой экспертизе. Средняя оценка варьируется от 2 000-7 000 рублей. В документе содержатся данные обо всех повреждениях, даже скрытых, и калькуляция ущерба. Также Вы получите документы, подтверждающие законность организации, занимающейся данной деятельностью. Отчет о стоимости ущерба. Оформляют, если автотранспортное средство не подлежит восстановлению. Цена за документ обычно составляет 5 000 рублей. Досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО. Составление бумаги также стоит около 5 000 рублей. Но ее можно составить и самостоятельно, типовой бланк не нужен. В документе указывается направление маршрута, место, дата и обстоятельство ДТП. Все факты подкрепляются выдержками из законодательства, экспертными выкладкам, заверенной документацией. Все обстоятельства аварии должны соответствовать данным из протокола ГИБДД, по этой причине составленный инспектором протокол всегда необходимо тщательно проверять на предмет неточностей или ошибок. В конце следует указать причиненную сумму ущерба.

Важно: итоговая сумма должна превышать ту, которая указана в акте независимого эксперта. Сюда же включаются услуги эвакуатора, хранение машины, проведение всех экспертиз, услуги юриста, моральный ущерб.

К претензии прикладывают следующие копии:

  • справки о ДТП;
  • постановления об административном правонарушении;
  • писем с вызовом на осмотр;
  • приглашения виновника на экспертизу;
  • документов на автотранспортное средство;
  • оригинал экспертной оценки ущерба;
  • чеки, подтверждающие все расходы.

Досудебную претензию высылают на адрес виновника заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. Все почтовые квитанции необходимо сохранить. Они будут нужны в суде, если конфликт перерастет в судебное разбирательство.

Обязательные пункты, которые должны содержаться в досудебной претензии:

  • информация о виновнике аварии (адрес, ФИО и прочее);
  • данные о ДТП — сведения об участниках-автомобилях, место, описание происшедшего, повреждения;
  • выкладки по расчетам всех видов ущерба, которые можно взять из результатов независимой экспертизы;
  • расчет сопутствующих расходов — услуги эвакуатора, экспертиза, услуги адвоката, почта и прочее;
  • итоговая сумма; контакты потерпевшей стороны — адрес, номера телефонов, электронная почта;
  • временные рамки — срок досудебного урегулирования вопроса, в который виновнику лучше уложиться.
Читать еще:  Как производится независимая экспертиза ОСАГО после ДТП

Многие виновники ДТП часто после направления досудебной претензии соглашаются на цену, которая выставляется независимыми экспертами. Если дело будет доведено до суда, виновнику, дополнительно к ущербу, придется еще оплачивать дополнительные издержки.

Отсутствие работы или любого вида имущества — не основание для отказа в выплате компенсации, особенно в случае судебного разбирательства.

Если при ДТП нет страховки у пострадавшего

Если Вы являетесь пострадавшей стороной, но у Вас нет ОСАГО, а у виновника есть, оплату Вам произведут в полной мере в соответствии со страховыми тарифами. Единственное, что нужно будет оплатить, — штраф за управление ТС без полиса ОСАГО. Размер штрафа — 800 рублей. Если у виновника поддельный полис Наличие поддельного страхового полиса приравнивается к его отсутствию. Расходы по ремонтным работам обоих автотранспортных средств, пострадавших в ДТП, ложатся на виновника.

Узнаем, что грозит водителю, если выявили подделку:

  • лишение водительского удостоверения;
  • привлечение к уголовной и административной ответственности;
  • оплата значительных штрафных санкций.

Если страховая компания по каким-то причинам согласится выплатить денежную компенсацию пострадавшему по фальшивой страховке, в дальнейшем водителя вызовут в суд, так как компания будет требовать возвращения всей выплаченной суммы.

Пострадавшая сторона должна будет произвести следующие действия в отношении виновника:

  • подать заявление в РСА для выявления подлинности полиса;
  • составить досудебную претензию о денежной компенсации в отношении виновника на основании ответа;
  • если будет отказ, подать иск в суд и потребовать компенсации нанесенного ущерба и всех сопутствующих затрат;
  • написать заявление в полицию с приложенным ответом от РСА по части мошенничества.

Алгоритм действий при ДТП

  1. Водитель включает сигнализацию, выходит из машины. Расставляет аварийные знаки на расстоянии 15 м.
  2. Если есть пострадавшие, им необходимо оказать первую помощь или вызвать Скорую помощь. Участники аварии вызывают полицию.
  3. Водители осматривают повреждения, фиксируют место происшествия на видео или делают фотографии. Нельзя перемещать автомобиль или элементы аварии.
  4. Участники обмениваются контактами. По возможности нужно найти свидетелей случившегося.
  5. Необходимо дождаться сотрудников ГИБДД. Они оформят факт ДТП и выдадут всю необходимую для дальнейшего оформления документацию.

Экспертиза повреждений автотранспортного средства

После проведения всех процедур на месте аварии автомобиль нужно показать экспертам для оценки ущерба. Этим занимается любая организация с государственной сертификацией для выдачи заключений с юридической силой. Это могут быть сервисные центры, экспертные бюро, научные институты, учреждения государственной оценки.

В вышеперечисленных организациях следует заказать:

  • отчет о независимой экспертизе (цена колеблется от 2-7 тысяч рублей);
  • отчет об утерянной товарной стоимости (2-5 тысяч рублей), понадобится, если пострадавшая машина не старше пяти лет.

У частных оценщиков нет прав проводить экспертизу машин и выдавать юридически значимые заключения. Для юридически значимого результата экспертной оценки нужно отправить виновнику ДТП почтовое приглашение для присутствия на экспертизе в качестве наблюдателя.

Телеграмму следует заказать с уведомлением о вручении, иначе сумму денежной компенсации виновник может оспорить, тогда придется заказывать еще одну экспертизу.

Виновник должен прибыть на экспертизу вовремя, ожидать его будут не более 15 минут сверх указанного в письме времени.

Исковое заявление можно подавать в суды по месту жительства виновника. Мировые судьи рассматривают дело, если исковая сумма не выше 50 000 рублей. Если выше, то дело рассматривают районные суды. К иску прикладываются документы, перечисленные в разделе о досудебной претензии. Плюс прикладываются оригиналы. Нужно также приложить доверенность на ведение дела, если пострадавший нанял юриста, оригинал квитанции по оплате госпошлины, копия искового заявления, документы по досудебному урегулированию. Заявление должно содержать примерно те же сведения, что и досудебная претензия. Сюда включают больше подробностей. Также можно требовать возмещение морального ущерба. Исковая давность составляет 3 года. Нередко виновники могут затягивать судебный процесс из-за неспособности выплатить исковую сумму. Состоятельные виновники могут симулировать бедность, чтобы уклониться от выплат.

Суд примет во внимание справки о доходах ответчика, иждивенцах, инвалидности и может назначить взыскание в размере 20% от указанной заработной платы. Пострадавший может ожидать полного погашения ущерба годами.

Если у виновника и правда низкий уровень дохода, нужно попытаться решить проблемы без суда, убедить его выплатить все добровольно, оформив процесс в качестве рассроченного платежа. Но если есть уверенность, что виновник весьма обеспечен, имеет смысл судиться. В завершение отметим факт, который будет полезен обеим сторонам конфликта: если виновник будет систематически игнорировать судебные заседания, потерпевшая сторона имеет право ходатайствовать о наложении ареста на автотранспортное средство виновника.

В конце концов, виновнику придется явиться в суд. Лучше не усложнять проблему и решать все вовремя и без конфликтов.

Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию – починил автомобиль и не остался в накладе». Все гладко и складно – но никто не задумывался, откуда берется та самая «дополнительная компенсация»? И можно ли быть абсолютно спокойным, имея действующий полис ОСАГО?

П рактика, в том числе и судебная, показывает, что водитель, купивший полис ОСАГО и полагающий, что теперь его финансовая безопасность обеспечена полностью, сильно заблуждается. На деле оказывается, что становиться виновником ДТП весьма невыгодно – и не только из-за того, что это негативно влияет на КБМ, повышая стоимость следующего полиса. Попав в аварию по своей вине, можно остаться без гораздо большей суммы денег, чем кажется на первый взгляд.

Первый сложный случай – ДТП, в котором автомобиль потерпевшего застрахован не только по ОСАГО, по и по каско. В отличие от ОСАГО, каско не имеет верхнего предела страховой выплаты, а также, что более важно в нашем случае, позволяет отремонтировать автомобиль без учета износа.

При расчете страховой выплаты по ОСАГО используется единая методика «определения размера расходов на восстановительный ремонт», утвержденная Положением Банка России № 432-П, в которой имеется «порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий». Проще говоря, выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, который растет в соответствии с его пробегом и возрастом. А водитель, приобретающий полис ОСАГО, в случае ДТП по собственной вине может рассчитывать именно на выплату пострадавшему компенсации в соответствии этим расчетом.

Однако потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, где он приобрел полис каско, и воспользоваться им для ремонта. В этом случае износ учитываться не будет, а компенсация будет произведена в той форме, которую установили для себя пострадавший водитель и страховая компания. Ну и, разумеется, стоимость ремонта в этом случае с большой вероятностью окажется выше, чем по расчету с применением методики ОСАГО.

Починив автомобиль потерпевшего, страховая компания предоставит требование о компенсации убытков страховой компании виновника ДТП. А та, в свою очередь, выплатит лишь ту сумму, которая была рассчитана в соответствии с единой методикой. Ну а компенсировать разницу между этой выплатой и фактическими затратами страховщика на ремонт автомобиля потерпевшего будет… именно виновник ДТП.

Право страховой компании, отремонтировавшей автомобиль, взыскать с виновника эту разницу, определяется статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регламентирует «переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба». Согласно этой статье, выплатив страховое возмещение потерпевшему, страховая компания получает право требования от виновника компенсации в пределах выплаченной ей суммы. И часть этой суммы, недополученную от страховой компании виновника ДТП, она может взыскать в судебном порядке уже с самого виновника.

Резюмируя все вышесказанное простыми словами, можно сделать краткий вывод: если вы виновник ДТП, а у потерпевшего есть каско, то в случае ремонта его машины по каско вы будете обязаны выплатить разницу между суммой за ремонт по расчету ОСАГО и реальной конечной суммой ремонта по каско.

Второй случай, который может заставить виновника ДТП раскошелиться – это ДТП, по итогам которого пострадавший обратится к независимой экспертизе для определения ущерба и размера выплат. Формально введение единой методики расчета страховой выплаты, которая в обязательном порядке действует при проведении любой экспертизы, в том числе и независимой, должно было свести на нет разницу между результатами оценки ущерба страховщиками и независимыми экспертами. Однако на практике итоговые суммы ущерба, определенные первыми и вторыми, зачастую оказываются разными – из-за различий в оценке характера, масштаба и объема повреждений.

Таким образом, в случае, когда потерпевший получил от страховой компании выплату, с размером которой он не согласился, и провел независимую экспертизу, он может обратиться в суд для компенсации разницы виновником ДТП. Формально такая ситуация исключается законом об ОСАГО, который определяет выплату страховщиком всего ущерба, рассчитанного по установленной методике и не превышающего верхнего порога страховой выплаты. Однако на практике подобные судебные иски встречаются.

Третий случай, когда виновник ДТП может пострадать финансово, наиболее прост: это ДТП, в котором размер ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты, предусмотренной договором ОСАГО. На сегодняшний день размер максимальной выплаты составляет 400 тысяч рублей в случае, если пострадал только автомобиль, и 500 тысяч, если в ДТП пострадали люди. Таким образом, если сумма ущерба, оцененного по единой методике, окажется выше максимальной, то возмещение «остатка», не покрываемого страховкой, в полном объеме ляжет на виновника ДТП.

Как ДТП влияет на стоимость ОСАГО?

Многие водители знают, что попадание в аварии приводит к увеличению стоимости страховки. И совершенно естественно возникает вопрос: как влияет ДТП на стоимость полиса ОСАГО?

Система страхования автогражданской ответственности учитывает интересы двух сторон – автовладельцев и страховых компаний. Вторые для снижения финансовых рисков, связанных с выплатой возмещений, определяют стоимость полисов ОСАГО индивидуально, оценивая надёжность клиента с точки зрения его «склонности» к авариям. Результатом этой оценки является применении специальных коэффициентов к базовому тарифу, повышающих или, напротив, понижающих стоимость страхового полиса.

Что такое КБМ?

Одним из коэффициентов, оказывающих влияние на стоимость полиса ОСАГО, является КБМ – коэффициент бонус-малус. Его размер определяется профессионализмом автовладельца, которая выражается степенью безаварийности езды.

Если за год, предшествующий оформлению страхового полиса, автовладелец не совершил ни одной аварии, то он может рассчитывать на ощутимую скидку. Если же водитель стал участником ДТП, что повлекло возмещение ущерба страховой компанией, при расчёте стоимости полиса на следующий период страховщик применит повышающий КБМ, что повлечёт за собой повышение стоимости оформления полиса ОСАГО.

  • обеспечивает снижение финансовых рисков страховых компаний, в том числе уменьшает число обращений за компенсацией незначительного ущерба;
  • стимулирует водителей к безаварийной езде.

Конечно, никакой КБМ не гарантирует, что автовладелец не попадёт в ДТП по вине другого водителя или пешехода. Однако наличие или отсутствие вины в аварии является существенным фактором, которые учитывают страховые компании при определении КБМ конкретному клиенту.

КБМ не используется и, соответственно, и не оказывает влияния на стоимость полиса при оформлении ОСАГО на:

  • прицепы;
  • транзитные автомобили;
  • транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и поставленные на временный учёт в РФ.

Как изменится КБМ после аварии при вине водителя?

Насколько изменится стоимость полиса ОСАГО при безаварийной езде или, напротив, после ДТП по его вине, автовладелец может определить самостоятельно. Страховые компании используют значения КБМ, которые рассчитываются по специальной таблице. Стартовым является коэффициент бонус-малус, равный единице.

Значения коэффициента бонус-малус
Значение Кбм на начало
действия полиса
Значение Кбм в зависимости от количества
обращений за возмещением
НетОдноДваТриБолее трех
2,452,32,452,452,452,45
2,31,552,452,452,452,45
1,551,42,452,452,452,45
1,411,552,452,452,45
10,951,552,452,452,45
0,950,91,41,552,452,45
0,90,8511,552,452,45
0,850,80,951,42,452,45
0,80,750,951,42,452,45
0,750,70,91,42,452,45
0,70,650,91,41,552,45
0,650,60,8511,552,45
0,60,550,8511,552,45
0,550,50,8511,552,45
0,50,50,811,552,45

Из таблицы видно, что при расчёте КБМ во внимание принимаются:

  • класс, присвоенный водителю на начало очередного периода;
  • количество возмещений, произведённых в течение года.

Изначально автовладельцу присваивается коэффициент, равный единице. В последующие годы КБМ может снижаться или повышаться, что удешевляет или делает дороже полис ОСАГО.

Изменение КБМ производится в большую или меньшую сторону в зависимости от попадания клиента в ДТП, которое привело к выплате страхового возмещения. Для начинающего автовладельца эти изменения будут выглядеть следующим образом:

  • езда без аварий приведёт к снижению КБМ, который на будущий год составит 0,95, то есть полис ОСАГО на следующий год будет оформлен со скидкой 5%;
  • при одной аварии КБМ возрастет до 1,55, стоимость страховки повысится на 55%;
  • при двух и более ДТП КБМ вырастет до максимума, равного 2,45, что означает рост стоимости полиса на следующий год на 145% по сравнению с предшествующим годом.

К автовладельцам с длительной историей безаварийной езды страховые компании относятся гораздо более лояльно, чем к начинающим водителям. При попадании в ДТП для клиентов с опытом грозит лишь снижение ранее предоставленной скидки по полису ОСАГО.

Из приведённой таблицы видно, что совершение даже одного ДТП, не говоря уж о нескольких, снижает уровень скидки, чем повышает его безаварийная езда. Подход довольно жёсткий, но зато хорошо дисциплинирующий участников дорожного движения.

Ловушка европротокола: когда за одну аварию придётся платить дважды и почему потерпевший может ничего не получить

» src=»https://static.life.ru/publications/2020/11/13/1571822277529.414.jpeg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Многие автовладельцы не зря относятся с недоверием к разрекламированному чиновниками европротоколу. Опасения вполне обоснованны, ведь оформление аварии без участия инспектора ГИБДД, к сожалению, может иметь финансовые последствия — как для виновников аварии, так и для потерпевших.

По логике европротокол — это процедура упрощённого оформления документов, и нужна она как раз для того, чтобы не ждать часами сотрудников ГИБДД. Но на самом деле таким способом оформления разрешено пользоваться, только если в вашей ситуации соблюдено пять необходимых условий: столкнулось всего два автомобиля; не повреждено другое имущество — здания, столбы, ограды и др.; в ДТП никто не пострадал — ни водители, ни пассажиры, ни пешеходы; у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО; между ними нет разногласий, один из участников признал вину.

Все обстоятельства дела должны быть правильно оформлены. Ведь, если у страховой есть малейший предлог отказать в возмещении, она так и делает. Например, причиной отказа может быть отсутствие в пункте 15 европротокола слов «Вину признаю» и подписи или неверные данные полиса одного из участников ДТП. Очевидно, что такие ошибки возможны, так как любой человек, даже попав в мелкую аварию, находится в состоянии стресса и может что-то упустить. При оформлении через ГИБДД вероятность ошибки минимальна. Также немаловажным является тот факт, что, по данным Российского союза автостраховщиков, в России до полутора миллионов полисов ОСАГО поддельные. Причём их владельцы могут даже не догадываться об этом. Если инспектор выявил фальшивку, то он выдаст справку, которая будет иметь доказательную силу в суде, в ином случае получить выплату даже через суд будет проблематично.

Что думают судьи

Страховщики если и соглашаются с выплатой по европротоколу, то считают её по единой методике ЦБ, согласно которой ремонт и замена деталей оплачиваются с учётом коэффициента износа. Но при этом, согласно закону, выплата страхового возмещения с учётом износа не лишает потерпевшего права требовать полного возмещения реальных расходов (статья 1072 ГК РФ). На практике суды чаще всего считают, что раз выплата по методике ЦБ уже произведена, то этого достаточно. Особенно если стороны первоначально согласились оценить свой ущерб на месте и поэтому составили европротокол.

— Сейчас нередки случаи, когда суды, рассматривая дела о возмещении вреда в результате ДТП, обращают внимание на то, была ли выплата от страховой, если да, то каким образом была оформлена авария, — пояснил заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин. — Как правило, в случае с европротоколом выплаты сверх тех, что уже сделала страховая, если и будут, то небольшие. Кроме случаев, когда доказан иной реальный ущерб, не включённый в выплаты по ОСАГО.

Такое положение закреплено в постановлении Конституционного суда РФ, которое он принял ещё в 2017 году, но массово суды первой инстанции стали пользоваться им только в конце 2020 года. И тут для тех, кто оформил европротокол, возникает риск заплатить два раза.

Виновный платит дважды

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Согласно правилам ОСАГО, если максимальной суммы, предусмотренной для возмещения по европротоколу, — 400 тысяч рублей — не хватает для покрытия ремонта, то потерпевший имеет право требовать возмещения оставшейся части на основании фактически понесённых расходов, которые должны быть им подтверждены документально. При этом он вправе требовать возмещения ущерба без учёта износа деталей на основании оплаченных им счетов за ремонт. И суды такие решения принимают, придерживаясь только одного ограничения: совокупная выплата не может быть выше цены автомобиля, за которую он был приобретён (дело № 41-КГ19-42). То есть по факту потерпевший может получить выплату и от страховой, и от виновника ДТП.

А в некоторых случаях, если речь идёт о том, что после составления европротокола был выявлен и иной вред, возникший в результате аварии, потерпевший через суд может взыскать дополнительную сумму как с виновника ДТП, так и с его страховой компании. Та, в свою очередь, имеет право подать регрессный иск к тому, кого страховала. И тогда виновный в ДТП заплатит дважды — и потерпевшему, и своей страховой компании.

Как сократить свои потери?

«Монарх». В России анонсировали мощную убийцу «Теслы» за четыре миллиона

С учётом сложившейся практики можно утверждать, что для пострадавших в ДТП ситуация более выигрышная, даже если они оформили аварию по европротоколу, а после решили получить дополнительную компенсацию. Теперь совокупно они могут получить большее возмещение с виновника аварии, так как их ущерб оценят по фактическим затратам без учёта износа.

Если вы пострадавшая сторона в ДТП и считаете, что ваш ущерб не покрыт, имеет смысл заказывать экспертизу, в которой должно быть указано обоснование ремонта (например, что одна или несколько деталей ремонту не подлежат и требуется замена на новые). Собирайте все документы, подтверждающие расходы, и подавайте в суд. В случае выигрыша вам возместят не только стоимость ремонта, но и расходы на юриста, госпошлину и экспертизу.

А если так вышло, что виновник ДТП вы, имеет смысл предложить потерпевшей стороне провести независимую экспертизу (желательно в вашем присутствии), чтобы на основании выводов экспертов оценить ущерб. Если с суммой ущерба согласны и готовы возместить, то по каждому платежу оформляйте расписки. Если с предъявленными претензиями не согласны — ищите грамотного юриста, чтобы в суде доказать необоснованные расходы потерпевшей стороны и уменьшить свои выплаты.

Что делать виновнику ДТП

Даже самый осторожный и дисциплинированный водитель не может быть уверен в том, что участь стать виновником дорожно-транспортно гопроисшествия может его миновать.

Если неукоснительно придерживаться правил дорожного движения и поддерживать автомобиль в исправном состоянии, то попасть в ДТП можно по невнимательности, или в результате стечения обстоятельств, которые подчиняются особым законам, неподвластным регулированию дорожно-патрульной службой.

Первые действия виновного

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

От того, как поведёт себя виновный в ДТП, во многом будет зависеть строгость наказания, а иногда и жизнь пострадавших в происшествии людей.

Первое что необходимо сделать при ДТП, — это постараться успокоиться и не поддаваться панике.

Использовать для этой цели напитки и лекарственные средства на основе этилового спирта, категорически запрещается, иначе можно очень сильно осложнить своё положение.

Алгоритм действий также зависит от тяжести ДТП, виновником которого стал автолюбитель.

При незначительном происшествии

Если степень повреждения автотранспортных средств незначительная, а во время столкновения транспортных средств, вред здоровью полностью отсутствует, то дорожно-транспортное происшествие может быть классифицировано, как незначительное.

Данная категория ДТП также должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Количество автомобилей задействованных в происшествии не должно быть более двух.
  2. Приблизительная сумма ущерба от ДТП не превышает 50 000 рублей.

Наиболее часто в категорию незначительных дорожно-транспортных происшествий попадают инциденты произошедшие во время парковки, а также при движении во дворе жилого дома.

В этом случае, скорость транспортных средств не бывает высокой и повреждения, которые получают автомобили и их последующий ремонт, не превышают суммы, определяющие ДТП, как незначительное.

Алгоритм действий при дорожно-транспортном происшествии незначительного характера следующий:

  1. Необходимо прекратить дальнейшее движение автомобиля и зафиксировать его положение с помощью ручного тормоза.
  2. Незамедлительно включить аварийную сигнализацию и выставить красный треугольник на проезжую часть в соответствии с требованиями правил дорожного движения.
  3. Даже если скорость во время столкновения автомобилей была незначительной, необходимо убедиться в отсутствии телесных повреждений у всех участников ДТП и их пассажиров.
  4. Необходимо незамедлительно установить свидетелей дорожного происшествия. У свидетелей следует взять контактные данные.
  5. Если у водителей нет разногласий по поводу виновности сторон, то извещение о ДТП может быть заполнено самостоятельно.

Если разногласия имеются, то необходимо снять место происшествия на камеру мобильного телефона, и проследовав до ближайшего пункта ГИБДД, оформить все необходимые документы.

При незначительном ДТП, виновник может допустить досадные ошибки, в результате которых наказание будет намного серьёзнее.

Даже при незначительной вмятине или царапине на кузове автомобиля, необходимо заполнить извещение о ДТП вместе с пострадавшей стороной.

Прежде чем покидать место аварии виновник ДТП, обязательно должен договориться с водителем пострадавшего в происшествии автомобиля. Нередко такой возможности нет, по причине отсутствие в припаркованной машине водителя.

В этом случае, необходимо вызвать патруль ГИБДД, в независимости от степени повреждения и величины ущерба.

Не обойтись без помощи инспекторов и в том случае, если в мелком ДТП хотя бы у одной из сторон отсутствует полис ОСАГО.

Если есть подозрения на алкогольное и наркотическое опьянение одного из водителей, также необходимо вызвать сотрудников ГИБДД.

Если водители находятся в адекватном состоянии и имеются действующие полисы ОСАГО, то с помощью европротокола, который в обязательном порядке выдаётся владельцу автомобиля при обязательном страховании можно сэкономить немалое количество времени и сил.

При аварии с пострадавшими

Если при дорожно-транспортном происшествии причинён вред здоровью, то оформить ДТП самостоятельно, вне зависимости от степени причинения вреда здоровью, не получится.

Если во время дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, необходимо незамедлительно вызвать «скорую помощь» и по возможности оказать доврачебную помощь пострадавшей стороне.

Затем необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, для оформления протокола. Как и в случае с незначительным ДТП, необходимо выставить знак аварийной остановки и включить сигнализацию для информирования остальных участников дорожного движения об опасности.

Позаботиться об установлении свидетелей происшествия, также необходимо сразу после происшествия, иначе если потребуются показания третьих лиц в суде, то будет практически невозможно отыскать пешеходов или водителей, которые были в момент ДТП в непосредственной близости.

Серьёзность наказания для виновника ДТП с потерпевшими будет зависеть от степени причинённого вреда здоровью в результате инцидента.

Если повреждения незначительные, то водитель будет должен оплатить крупный
денежный штраф. При ущербе средней тяжести водителя ждёт лишение прав сроком до 2 лет.

Тяжёлый вред здоровью, который причинён в результате ДТП пострадавшей стороне может привести виновную сторону к тюремному заключению.

Если есть летальный случай

Если во время ДТП погибли люди, то для виновной стороны последствия будут очень серьёзными.

В этом случае судом может быть назначено уголовное наказание сроком до 9 лет, если в дорожно-транспортном происшествии погиб один человек, и значительно больший срок — если число погибших было 2 и более.

Последовательность действий, которые необходимо совершить в этом случае, практически не отличается от мер принимаемых при ДТП со средней тяжестью для здоровья, но необходимо максимально скоро вызвать медицинскую службу и проинформировать ГИБДД о случившемся происшествии.

Если имеется возгорание автомобиля, то необходимо воспользоваться огнетушителем для ликвидации пламени.

Если пострадавшие в очень тяжёлом состоянии, то совершать какие-либо действия для оказания первой медицинской помощи, довольно опасно, по причине неопределённости диагноза.

В этом случае, можно серьёзно навредить неквалифицированными действиями, поэтому лучше дождаться специалистов, которые, если необходимо извлечь пострадавших из обломков, произведут разделение корпуса транспортного средства специальными инструментами.

Про статистику ДТП на перекрестках читайте здесь.

Что делать со страховкой, если попал в ДТП и я виновник

Полис ОСАГО обязан иметь каждый автомобилист в нашей стране, поэтому при возникновении дорожного происшествия, данный документ должен быть заполнен в установленном порядке.

При незначительном ДТП европротокол заполняется самостоятельно. При этом следует иметь ввиду, что пострадавшей стороне не требуется дополнительно оформлять второй экземпляр.

Достаточно заполнение одного протокола для двух водителей. Данный документ при заполнении шариковой ручкой копируется на втором экземпляре, который передаётся пострадавшей стороне.

В протоколе обязательно следует указать:

  1. Место, где произошло столкновение транспортных средств.
  2. Дата происшествия.
  3. Количество повреждённых транспортных средств.
  4. Указать свидетелей ДТП и их контактные данные.
  5. Указать собственника транспортного средства, и водителя, который управлял автомобилем.
  6. Записать название страховщика, который выдал полис ОСАГО.
  7. Указать стрелкой точку первоначального удара автомобиля на рисунке.
  8. Перечислить все повреждения, которые получил автомобиль при столкновении.
  9. В пункте «Примечания» виновник должен подтвердить свою вину, а невиновная сторона указать на свою невиновность в дорожно-транспортном происшествии.
  10. Указать схему ДТП, в которой должны быть отображены все знаки и направления движения автомобилей.
  11. Европротокол подписывается обоими водителями.

Если полис ОСАГО подразумевает выезд аварийного комиссара на место ДТП необходимо воспользоваться этой возможностью. В этом случае документ будет заполнен по всем правилам.

Во всех других случаях, когда повреждение имуществу могут быть оценены в сумму превышающую 50 000 рублей, а также при наличии пострадавших в ДТП людей, протокол должен быть заполнен сотрудниками дорожно-патрульной службы.

Какие действия помогут смягчить наказание

Многих водителей, которые стали виновниками дорожно-транспортного происшествия, волнует вопрос смягчения наказания.

Если при ДТП пострадали только автомобили, то в этом случае, при условии не превышения определённых лимитов, виновника ждёт только увеличения суммы страховки при оформлении этого документа в следующем году.

Если причинён вред здоровью, или в результате ДТП имеются погибшие, то в этом случае можно смягчить наказание можно следующим образом:

  1. Сотрудничать со следствиям. Если виновником ДТП являетесь вы, то необходимо с самого начала признать свою вину, и сотрудничать со следствием по вопросам определения деталей случившегося.
  2. Возместить все расходы на лечение и реабилитацию пострадавшей стороны, а также выплатить компенсацию морального вреда. Такие действия помогают очень часто полностью избежать уголовного наказания даже при
    ДТП с тяжким вредом здоровью.

Чего нельзя делать

Однозначно не следует покидать место ДТП, а также пытаться переложить ответственность за содеянное, на других лиц.

Каждый водитель автомобиля несёт ответственность за источник повышенной опасности, которым он управляет и должен принять на себя всю суровость последствий при неосторожном обращении с таким движимым имуществом.

Также не следует намеренно вводить следствие в заблуждение насчёт причин возникновения ДТП. Категорически не рекомендуется подкупать свидетелей для дачи ложных показаний.

При обнаружении подобных действий, может наступить уголовная ответственность как для виновника дорожно-транспортного происшествия, так и для людей дающих ложные показания в суде.

Как и где найти юриста

Если определении степени виновности в ДТП инспекторами ГИБДД вас не устраивает, то можно обратиться за помощью к профессиональным юристам специализирующимся по решению «автомобильных» гражданских дел.

В любом городе, можно без труда найти информацию о работающих юридических консультациях. Получить справку можно и в онлайн-режиме на многих юридических сайтах, работающих в круглосуточном режиме.

Если требуется подготовка документов и сопровождение в суде, то тогда лучше обращаться к квалифицированным специалистам, которые за определённую плату, окажут все необходимые юридические услуги.

Как возместить убытки

Что делать после ДТП, если ты виноват зависит от степени виновности водителя и тяжести вреда здоровью, а также материального ущерба при ДТП.

Материальные потери виновнику ДТП потребуется возмещать в случае, когда стоимость утраты имущества пострадавшей стороной будет превышать лимиты установленные полисом ОСАГО.

В этом случае покрывается не вся сумма убытков, а разница между ущербом и суммой, которая была выплачена страховой компанией.

Вред здоровью также не всегда может быть покрыт в полном объёме страховой выплатой, поэтому виновнику ДТП очень часто приходится дополнительно оплачивать расходы, которые понесла пострадавшая сторона на оплату лечебных процедур, лекарства, а также стоимость проезда к месту лечения и обратно.

Возмещение морального вреда, также полностью ложится на плечи водителя, неосторожное вождение которого привело к трагическим последствиям.

Эта категория взысканий с ответчика производится после присуждения судом
суммы компенсации за душевные страдания потерпевшей стороны.

Если при дорожно-транспортном происшествии людям был причинён тяжкий вред здоровью, то рекомендуется уладить все вопросы о компенсациях морального и материального плана до суда.

В этом случае можно добиться значительного смягчения приговора, а также обойтись уголовного наказания для виновника ДТП.

В данной статье описана основная последовательность действий при ДТП, в котором вы являетесь виновником, и, несмотря на то, что иногда не удаётся сразу определить степень виновности водителей, соблюдение основных правил поведения в такой ситуации позволит в дальнейшем избежать многих неприятностей.

Какой срок исковой давности по ДТП к страховой, смотрите на странице.

Стоимость оценки ущерба автомобиля после ДТП узнайте из этой информации.

Видео: ДТП Советы юриста при аварии. Что делать если вы попали в ДТП

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Нюансы ОСАГО для виновника ДТП: как его определить и выплачивается ли ему страховка?

Установление виновника аварии является одной из основных задач при расследовании факта ДТП. Установить виновника очень важно, ведь только потерпевший имеет право на выплату компенсации за причиненный ему ущерб.

Каким образом происходит установление виновного в дорожно-транспортном происшествии и что делать участникам аварии, если виновник не найден, читайте в нашей сегодняшней статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

ДТП при ОСАГО – это событие, которое возникло в результате движения ТС по дороге и с его непосредсвенным участием, при котором повреждены другие ТС, погибли или получили травмы различной степени тяжести люди, причинен ущерб зданиям и сооружениям или другому имуществу (о том, как себя вести и какой порядок действий нужно соблюдать при ДТП по ОСАГО, мы подробно рассказывали в этом материале).

Как устанавливается лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии?

Установление виновного в ДТП лица происходит следующим образом:

  1. Устанавливаются и изучаются все обстоятельства произошедшей аварии. Далее все обстоятельства фиксируются в процессуальных документах (составляется протокол осмотра места ДТП, схемы, справки и т.д.).
  2. Определяется круг виновных лиц, а также степень виновности в ДТП каждого в отдельности.
  3. Принимается решение о возможности возбуждения административного или уголовного производства по данному делу.

Компенсация ущерба, причиненного потерпевшему вследствие ДТП, может происходить следующим образом:

  1. По полису обязательного страхования.
  2. На добровольной основе.
  3. Принудительно.

Если виновное лицо не согласно выплачивать ущерб в добровольном порядке, а СК в свою очередь отказывает в выплате по объективным причинам, то потерпевшему придется обращаться в суд для принудительного взыскания с виновного ДТП суммы причиненного ущерба.

В случае, если сотрудники ГИБДД выдали справку о том, что виновное лицо установить не возможно, то в таком случае для водителя заинтересованного в получении компенсации данное дело значительно усложняется. Так как именно сотрудники ГИБДД устанавливают и фиксируют доказательства виновности одного из участников ДТП.

Также сотрудники ГИБДД выдают в данном случае предварительное заключение о том, кто из участников и в какой степени виновен в данной аварии. Если суд не установит виновность одного из участников ДТП, то потерпевшему получить компенсацию причиненного ему ущерба становиться практически нереально.

Поэтому, если сотрудники ГИБДД в своем предварительном заключении не смогли определить виновника ДТП, потерпевшему следует подавать в суд ходатайство о проведении судебной экспертизы.

ДТП является ситуацией, которая связана с причинением ущерба как своему так и чужому имуществу, поэтому вокруг данной ситуации нередко возникают споры в отношении определения компенсации и установлении виновного лица. Для урегулирования таких спорных ситуаций прибегают к помощи как независимой экспертизы, так и судебной.

Автотехническая экспертиза разделяется по предмету подвергающемуся исследованию на:

  • автодорожную, которая определяет в каком состоянии в момент ДТП находилось дорожное полотно и расположенные в данном месте знаки;
  • трасологическую, которая изучает те следы, которые остались на дорожном полотне и транспортных средствах после ДТП;
  • автотовароведческую, данная экспертиза определяет сумму ущерба, который был причинен пострадавшей стороне.

Получается, что на вопрос «кто виноват в ДТП» отвечают первые две экспертизы, а на вопрос о «сумме ущерба» отвечает третья экспертиза. В том случае, если вы считаете себя не виновным в ДТП, а сотрудники ГИБДД составили протокол не в вашу пользу, то для получения возмещения причиненного вам ущерба от СК, вам придется доказывать свою невиновность в суде, для этого как нельзя кстати будет трасологическая экспертиза.

Задачей данной экспертизы является восстановление механизма ДТП, а также определение движение авто в момент аварии. Также данная экспертиза поможет установить какие действия были совершены водителями в момент ДТП и были ли с их стороны нарушения ПДД.

Имеет ли право на возмещение ущерба тот, кто стал причиной аварии?

Если вы виноваты в аварии, выплатят ли вам страховку? По закону выплату компенсации причиненного в ДТП ущерба по ОСАГО может получить только потерпевший. Однако, если вы являетесь одновременно и потерпевшим и виновником, то выплату по ОСАГО получить вы сможете. Такая ситуация может произойти, в том случае, если в ДТП участвовало не две, а более машины и при этом несмотря на то, что вами были нарушены ПДД, их нарушил и другой участник аварии.

В такой ситуации выплата компенсации положена как потерпевшему, так и виновнику (узнать о том, в какую СК обращаться за компенсацией, в свою или в СК виновника, вы можете здесь). Но чаще всего в таких ситуация СК отказывают в выплате, поэтому для получения компенсации вам придется обращаться в суд. Суд примет решение о том, положены ли вам выплаты или нет. Тут все зависит от того как судья будет трактовать закон об ОСАГО.

В том случае, если судья разделит произошедшее ДТП на два состава административного нарушения, то гражданин, который является в данной ситуации и виновником и потерпевшим сможет получить компенсацию причиненного ему ущерба.

По убыткам полученным в результате собственных противоправных действий выплат не будет. В том случае, если судья посчитает, что ДТП будет рассматриваться в совокупности, то есть его не будут разделять на составы нарушений, в таком случае перед судом будет стоять задача определить виновность или невиновность каждой из сторон.

Если суд установить виновность одного из участников ДТП, то данный гражданин выплату по ОСАГО не получит.

Это обосновано тем, что «Законом об ОСАГО» определено, что выплату компенсации ущерба может получить лишь потерпевший.

Возмещение виновному лицу выплаченной им компенсации в пользу потерпевшего лица встречается достаточно редко. Однако в судебной практике такие прецеденты имеются. Но поскольку в «Законе об ОСАГО» ничего не говориться о возможности возмещения расходов, которые виновник выплачивает как компенсацию потерпевшему, то в данных требованиях суд чаще всего отказывает.

Ведь выплата компенсации потерпевшему в данном случае является добровольным желанием виновника аварии. А следовательно это личная инициатива виновного и к СК это никак не относится, в данном случае нельзя говорить о том, что СК не исполнила взятые на себя обязательства.

Кто и когда получает страховую сумму: общие правила

В договоре обязательного страхования прописаны все условия его заключения между сторонами и их права и обязанности по данному договору. Поэтому, если СК отказывает потерпевшему в выплате компенсации, то первое, что нужно сделать это внимательно перечитать свой договор страхования.

Существует перечень причин по которым СК вправе отказать потерпевшему в компенсации причиненного ему ущерба:

  1. В ДТП участвовал автомобиль не зафиксированный в договоре страхования.
  2. Потерпевший требует компенсации морального вреда.
  3. Заявление на выплату компенсации было подано позже чем того требует действующее законодательство.
  4. ДТП произошло в результате обучения вождению, прохождения турнира или соревнований, а также испытания авто.
  5. Причиной нанесения вреда стал перевозимый груз.
  6. Требуется возмещение вреда, который был причинен работнику в ходе исполнения им его трудовых обязательств. В том случае, если у данного гражданина есть другая страховка, которая может покрыть причиненный ему ущерб.
  7. В результате ДТП был причинен ущерб памятнику, архитектурному строению, антиквариату и т.д.

Помимо данных ситуаций отказать в выплате СК вправе:

  1. Если потерпевшим был подан не полный пакет документов. В таком случае потерпевшему следует собрать все необходимые документы и вновь подать в СК заявление на выплату компенсации.
  2. Потерпевший обратился в СК с заявлением о выплате компенсации когда срок исковой давности уже прошел (данный срок указан в договоре).
  3. Страховая организация признана банкротом. В данном случае за выплатой компенсации потерпевший вправе обратиться в РСА .
  4. Договор обязательного страхования оказался фальшивкой. Для того чтобы решить данный вопрос следует обратиться с заявлением в полицию и РСА (подробно о том, что делать, если у виновника аварии полис ОСАГО оказался поддельным, мы рассказывали в этой статье).
  5. Если СК стало известно о мошеннических действиях со стороны участников ДТП, которые они совершили с целью получения материальной выгоды.
  6. Если вина водителей была признана обоюдной. В таком случае, участники ДТП получат компенсацию, но лишь частичную (о том, на какой размер компенсации по ОСАГО можно рассчитывать при обоюдной вине, читайте здесь).

Выплачивается ли страховка, если виновный скрылся?

Тут на самом деле возможны два варианта развития событий:

  1. Первый это когда потерпевшему известен номер машины скрывшего виновника ДТП.

В такой ситуации можно сказать, что потерпевшему повезло, так как по номерному знаку авто, сотрудники ГИБДД могут разыскать виновника. В том случае, если у виновного лица есть действующий договор обязательного страхования, то СК обязана будет выплатить потерпевшему компенсацию причиненного ему ущерба.

В последующем сумма компенсации, которая была выплачена потерпевшему, СК вправе взыскать с виновника (узнать о том, в каких именно случаях СК может взыскать деньги с виновника ДТП, можно здесь).

  • Второй вариант это когда виновник скрылся с места аварии и ни свидетелям ни потерпевшему не известен номер машины виновника (все нюансы получения выплаты по ОСАГО в случае, когда виновник скрылся с места ДТП, мы рассматривали в этой статье).
  • В таком случае розыскные мероприятия будет производить следователь-дознаватель. Потерпевший также может посодействовать розыску виновного например, разместить объявление о розыске свидетелей ДТП.

    Потерпевшему очень повезет, если авто виновника будет установлено в ходе розыскных мероприятий, в таком случае, если у виновного есть договор обязательного страхования, потерпевший получит свою компенсацию (о том, что необходимо сделать, чтобы получить свою компенсацию от СК по ОСАГО при ДТП, читайте тут).

    Если же в ходе розыскных мероприятий найти виновника не получиться, или в процессе дознания вдруг выясниться, что данное авто было угнано и во время аварии машиной управлял неустановленный водитель, то в данном случае на компенсацию ущерба со стороны СК потерпевшему можно не рассчитывать.

    Так как, если виновник не найден, то соответственно нет и СК, которая несет за него ответственность, а если за рулем сидел неустановленный водитель, то СК владельца авто за такое ДТП ответственности не несет.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты