Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ДТП что это такое согласно ПДД?

Что такое ДТП?

  • 1 Что же такое дорожно-транспортное проишествие?
  • 2 Категории участников ДТП
  • 3 Виды дорожно-транспортных происшествий
  • 4 Признаки ДТП
  • 5 Что не является ДТП?
  • 6 Причины ДТП
  • 7 Штрафы за создание ДТП
  • 8 Штрафы после ДТП
  • 9 Возмещение материального ущерба и морального вреда
  • 10 Видео по теме:

ДТП подразумевает собой массу негативных последствий. Самое серьезное из них – гибель человека или нанесение ему тяжелых увечий. Однако далеко не все дорожные происшествия можно отнести к ДТП.

Что же такое дорожно-транспортное проишествие?

Если обращаться к законодательству, то под ДТП принято подразумевать событие, которое повлекло за собой нанесение ущерба транспортному средству, а в некоторых случаях причинение вреда здоровью людей.

Для ДТП характерно наличие следующих условий:

  1. Происшествие случилось во время движения ТС. В качестве примера можно привести ситуацию, когда владелец авто сбил пешехода. Если же пешеход сам упал на машину, которая не находилась в движении, то это не считается ДТП.
  2. В произошедшем событии фигурирует авто.
  3. Причинение ущерба (это может быть вред, нанесенный здоровью людей или материальный ущерб). Важно понимать, что если в результате столкновения ни одному из автомобилей не был нанесен ущерб, то это не считается ДТП.

Если какое-либо из вышеуказанных обстоятельств не имеет место быть, то произошедшую ситуацию нельзя отнести к ДТП.

Категории участников ДТП

К участникам ДТП относят:

  1. Водителя – это лицо, управляющее ТС.
  2. Велосипедиста – лицо, передвигающееся на велосипеде.
  3. Пассажира – это лицо, которое не управляет ТС, но находится в нем.
  4. Пешехода – лицо, не передвигающееся на ТС.

Помимо вышеуказанных понятий, существуют и другие:

  1. Владелец ТС – это лицо, которое имеет право собственности на автомобиль.
  2. Виновник аварии – лицо, по вине которого случилось ДТП.
  3. Виновник ущерба – лицо, по вине которого здоровью людей или машине был причинен вред.
  4. Потерпевший – лицо, получившее материальный ущерб.
  5. Пострадавший – лицо, получившее вред здоровью в результате аварии.

Виды дорожно-транспортных происшествий

ДТП бывают нескольких видов, каждый из которых закреплен действующим законодательством.

Вот лишь самые распространенные из них:

  1. Столкновение. Машины врезались друг в друга или произошло столкновение ТС и подвижного ж/д состава.
  2. Опрокидывание. В результате аварии транспортное средство потеряло устойчивость.
  3. Столкновение со стоящим ТС. Например, водитель потерял управление и врезался в неподвижный автомобиль.
  4. Столкновение с препятствием. Например, водитель врезался в столб или перегородку.
  5. Наезд на пешехода. Речь идет о ситуации, когда водитель ТС сбил пешехода или последний сам натолкнулся на автомобиль.
  6. Наезд на велосипедиста. Речь идет о ситуации, когда водитель ТС сбил пешехода или последний сам натолкнулся на автомобиль.
  7. Столкновение с гужевым ТС. Под гужевым ТС подразумевается средство передвижения, в котором находятся животные. Если водитель машины сбил животное, то это также будет относиться к данной категории.
  8. Пассажир упал во время того как автомобиль находился в движении.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие было определено как ДТП, должны соблюдаться пять условий:

  1. Происшествие должно случиться на самом деле и являться событием, которое не полностью зависело от воли человека. ДТП может произойти в полной или частичной изоляции от воли участников дорожного движения. При полной изоляции виновников нет, так как ДТП происходит в силу природных явлений или ситуации на дороге. При частичной изоляции виновник есть – человек, который нарушил ПДД. Происшествие является относительным событием, которое возникает по причине действия или бездействия лица. На дальнейшее развитие ситуации человек не влияет. К действиям относят агрессивную езду, а к бездействиям – невыполнение экстренного торможения.
  2. В ДТП обязательно должно фигурировать минимум одно ТС, под которым подразумевают разработанное устройство для перемещения людей и грузов. ТС может передвигаться за счет двигателя, физической силы или труда животных. Само животное не является ТС, но карета или телега, которую они тянут за собой, подходит под описание ТС. Исключением является мотоблок с прицепом, так как его основная задача заключается не в перемещении людей и грузов.
  3. Статус ДТП присваивается только в том случае, если хотя бы один из участников происшествия находился в движении на момент столкновения. Если при движении было сбито боковое зеркало у припаркованного автомобиля, то эта ситуация попадает под описание ДТП. Но если припаркованная машина была повреждена упавшей сосулькой с крыши, то это происшествие не относится к ДТП.
  4. Происшествие не может случиться без финансовых или физических последствий. Под финансовыми подразумевается необходимость осуществления денежных затрат на ремонт автомобиля. Под физическими – смерть или ранение человека, из-за которого он был вынужден провести в больнице более суток. В ДТП обязательно повреждаются транспортные средства, а людям наносятся травмы физической и психической формы. Если автомобиль толкнул пешехода, то происшествие не попадает под описание ДТП. При этом водитель будет считаться нарушителем правил дорожного движения. Но если во время такого наезда будет разбит телефон или получены травмы, то нарушение оценивается как ДТП.
  5. Авария должна произойти в процессе передвижения по дорогам. Под дорожным движением подразумевается езда автомобилей по местам, которые являются специально предназначенными поверхностями для перемещения на ТС. Происшествия, которые случились на прилегающих территориях, также трактуются как ДТП. Но случай столкновения в открытом поле не попадает под понятие ДТП, а виновник будет выявлен на основании гражданско-правовых норм.

Что не является ДТП?

Авария не будет считаться ДТП, если:

  • в ней не участвовали движущиеся транспортные средства, и никому не был нанесен урон;
  • столкновение произошло вне дорог, предназначенных для движения на ТС.

Тогда происшествие будет рассматриваться только на основании гражданского законодательства.

Причины ДТП

Главной причиной, по которой происходят ДТП, является нарушение ПДД.

Чаще всего водителями игнорируются следующие правила:

  1. Несоблюдение скоростного режима. Водители не всегда могут трезво оценивать ситуацию на дороге, особенно при превышении установленного максимума допустимой скорости.
  2. Нарушение правил при обгоне. Правила, которые должны соблюдаться при совершении обгона, указаны в разделе 11 ПДД. Если водитель не уверен в том, что он сможет успешно завершить маневр, то не следует идти на обгон.
  3. Несоблюдение дистанции. Расстояние до автомобиля, идущего спереди, должно быть достаточным, чтобы водитель смог совершить маневр во избежание столкновения.
  4. Вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Водитель, находящийся в нетрезвом виде, представляет опасность для всех участников движения. Если сотрудники ГИБДД поймают нарушителя в таком состоянии, то он будет оштрафован на сумму до 30 000 рублей. Дополнительно гражданина могут лишить прав на срок до 2 лет.

Есть и другие факторы, кроме нарушения ПДД, которые являются причиной возникновения ДТП:

  1. Недостаточный опыт вождения. Большинство участников ДТП – это новички. Единственный способ устранить данный недостаток – постоянно практиковаться в вождении.
  2. Нарушение правил ПДД со стороны других участников дорожного движения.
  3. Невнимательность при вождении. Часто можно встретить ситуацию, когда люди за рулем общаются по телефону, едят и т.д. Такое поведение дезориентирует, снижает внимательность, из-за чего человек может пропустить дорожный знак или сигнал светофора. При вождении все внимание должно быть сфокусировано на дороге.
  4. Дорожные условия. Слякоть, снег, дождь, лед – это факторы, которые меняют поведение автомобиля. Водитель должен обращать особое внимание на маневры других участников движения при любых нестандартных погодных и дорожных условиях.
  5. Неисправность транспортного средства. Любые отклонения от нормы в работе автомобиля должны моментально устраняться в сервисах. Любой шум или гул может являться серьезной поломкой, из-за которой водитель может попасть в ДТП.

Чаще всего участниками ДТП становятся лица, которые ведут себя агрессивно на дороге или неспособны контролировать себя в критических ситуациях. Косвенной причиной ДТП может быть плохое моральное или физическое состояние человека.

Штрафы за создание ДТП

Столкновение машин – стандартная ситуация на дороге, за которую не предусмотрены штрафные санкции. Ответственность накладывается, если один из участников происшествия совершил нарушение, повлекшее за собой аварию или бесконтактное ДТП . Например, человек может проехать на красный свет, тогда штраф за создание ДТП составит 1 000 рублей. Полный перечень штрафов за ДТП по данной ссылке.

Штрафы после ДТП

Штраф может быть взыскан не только за создание ДТП, но и за действия после него. Штраф в размере 1 000 рублей накладывается на лиц, которые не выставили знак аварийной остановки. Если водитель скрылся с места ДТП, то он будет лишен прав на срок до полутора лет.

Самые жесткие наказания последуют в случае, если после столкновения водитель будет употреблять алкоголь или наркотики. Тогда человек может лишиться прав на срок до двух лет.

Возмещение материального ущерба и морального вреда

После ДТП обязательно следует процедура возмещения материального ущерба и компенсация морального вреда . Выплатить средства обязан виновник происшествия. Если таковых лиц несколько, то все они должны выплатить средства в равных пропорциях, если нет доказательств, что кто-то из участников в большей степени виновен в ДТП.

ГИБДД осуществляет проверку по факту ДТП для выявления причины и виновника происшествия. Именно на это лицо накладывается обязательство по возмещению ущерба. Если виновник не согласен с решением, которое приняла полиция, то он может обратиться в суд с соответствующим иском.

Пункт 1.2 ПДД: ДТП или нет? Разбор различных ситуаций по определению дорожно-транспортного происшествия

Дорожно-транспортное происшествие в 2020 году чётко и однозначно определено в ПДД соответствующим термином. Но на дороге ситуации и обстоятельства бывают совершенно разные. Поэтому иной раз очень спорно – является то или иное дорожное происшествие ДТП или нет. В статье мы рассмотрим такие типичные и не очень спорные ситуации и приведём разбор, почему это ДТП и почему нет.

Официальная трактовка на 2020 год?

Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Последнее изменение термина ДТП

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До измененияПосле изменения
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения .Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб .

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).

ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД

Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:

  1. автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
  2. транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
  3. машина должна участвовать в этом событии,
  4. следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
    • причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
    • автомобиль (любой) должен быть повреждён,
    • причинён вред здоровью людей,
    • произошла гибель людей.

Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы «при котором», должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.

Обязанности водителя при аварии

То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить «аварийку»,
  3. если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
  4. иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.

Все эти пункты не нужно выполнять, если та «передряга», в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.

Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!

Ударили на парковке: ДТП или нет?

Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.

И ответ на данный вопрос достаточно прост:

  • если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
  • если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.

В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.

В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.

Также не являются ДТП такие происшествия:

  • поджог машины пешеходами,
  • угон,
  • любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.

А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.

Слегка притёрлись (зеркалами)

Ещё одна важная тонкость ПДД 2020 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.

Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.

Но на практике 2020 года нередко встречаются случаи, когда второй участник вдруг обнаруживает повреждения позже, когда Вы уже разъехались. В этом случае он или она возвращается на место ДТП, вызывает полицию и сетует на то, что. другой участник (то есть Вы) скрылся. И в этом случае Вам может грозить лишение права управления. Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку о том, что повреждений нет, и все участники происшествия приняли решение, что события ДТП нет.

Трактовка ДТП Правилами ДД

Здравствуйте, ПДД оговаривает, что ДТП — это событие, возникшее в процессе движения ПО ДОРОГЕ ТС.

Понятие ДОРОГА также конкретно описано в ПДД.

Можно ли считать ДТП событие (легкое повреждение другого ТС), произошедшее на территории, не подпадающей под определение «дорога» (территория, примыкающая к автомойке и находящаяся в 70-100 метрах от дороги)?

    правила дорожного движения, движение транспортных средств, пдд
  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )

  • 3679 ответов
  • 2521 отзыв

В соответствии с ПДД — «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. «Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. Насколько я понимаю, территория, прилегающая к автомойке, приспособлена для передвижения ТС, имеет проезжую часть, а значит, имеет признак дороги, на которой и произошло столкновение ТС

Александр, территория около мойки представляет собой площадь без разметки, знаков и т.д. То есть, по этой площади можно двигаться в любом направлении со всеми вытекающими. На этой же площади находятся другие сооружения (магазины).

Евгений, обратите внимание, что дорога включает в себя не только проезжую часть, но и тротуар, и обочины.

Согласно ПДД «тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Я бы согласился с вами, Александр, если бы по тротуару можно было двигаться на автомобиле.

Сергей, прилегающей территорией может быть тротуар, а тротуар включается в понятие дороги согласно ПДД. Поэтому столкновение ТС на тротуаре образует ДТП.

///Я бы согласился с вами, Александр, если бы по тротуару можно было двигаться на автомобиле.///

Евгений, согласно ПДД дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Я понимаю вашу точку зрения, Александр, но данная территория, все-таки, больше подпадает под определение «прилегающая территория», т.е., не тротуар и не обочина.

///В том то и дело, что не на тротуаре!///

Тогда где, по-Вашему?

В ПДД есть ключевая фраза:

Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Т.о., ПДД распространяются и на прилегающую территорию, и в случае нарушения образуется ДТП.

Спасибо Вам, Александр!

Сергей, Вы не цитируете понятие прилегающей территории до конца и опускаете важную фразу из ПДД: «Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами».

Хоть тротуар, хоть прилегающая территория… Хоть горшком назови, только в печку не ставь. А ПДД соблюдать нужно везде, где есть движение ТС, иначе будет ДТП. Да и от обязанности возмещать ущерб за повреждение имущества (ТС) тоже никто не освобождает!

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Да, сквозного движения там нет. Но если на прилегающей территории (уж будь по-Вашему!) есть движение, то может возникнуть ДТП.

Скажите, если во дворе, в жилом массиве, автостоянке собьют человека насмерть или сделают инвалидом, разнесут автомобиль, то это не ДТП, а просто маленькое недоразумение?

  • 364 ответа
  • 250 отзывов

Евгений, здравствуйте! Мой ответ — НЕТ. На прилегающей территории ДОРОЖНО-транспортного происшествия произойти не может!

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Неужели ДТП произошло… на тротуаре?

В том то и дело, что не на тротуаре!

В таком случае это не ДТП

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или отделенный от нее газоном.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Разница есть, и она заметна. АЗС, автостоянки, обособленные территории кафе, автомоек специально не предназначены для движения пешеходов. Это прилегающая территория

Сергей, ситуация стала намного ясней, спасибо огромное!

Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. ВЕРНО

… и в случае нарушения образуется ДТП.

Откуда такой вывод?

ДТП — событие, возникающее в процессе ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Любое нарушение ПДД образует ДТП? НЕТ. Могут ли действовать на прилегающих территориях ПДД — ДА, но за исключением СПЕЦИАЛЬНО ОГОВОРЕННЫХ пунктов правил

Все таки ДТП исключительный случай, и регулируется ПДД, которые содержат ЧЕТКОЕ его определение.

Причем тут действие ПДД в целом на прилегающих территориях и конкретизированный законодателем случай ДТП, который возникает в процессе движения ПО ДОРОГЕ?

Александр, так в том то и дело что ПДД действуют на прилегающих территориях В ЦЕЛОМ но есть нормы ПДД, регламентирующие ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ. ДТП может быть совершено НА ДОРОГЕ, это частное отступление законодателя.

Александр, ваше мнение я так же уважаю, тут и спор «ни о чем» — даже практика судебная разная в таких вопросах — сам видел)

С точки зрения здравого смысла это ДТП. Ну что поделать, законодательство у нас не совершенное, как бы то ни было — нормы ПДД ПРОТИВОРЕЧАТ сами себе. Отсюда рождается разная судебная практика по одному и тому же вопросу. Бывает что и в лесном массиве умудряются людей давить — здесь еще сложнее, так как ПДД вовсе не действуют.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникающее в процессе ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Прилегающая территория» — территория, непосредственно ПРИЛЕГАЮЩАЯ К ДОРОГЕ и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Практически всегда прилегающей территорией считаются заезды/выезды на АЗС, автостоянку, во двор, в гаражный массив.

Однозначного ответа на вопрос: является ли ДТП столкновение автомобилей на прилегающей территории, просто не существует. Даже суды решают по-разному, есть решения о том, что все-таки это ДТП, и есть обратные.

Однако же, если вы задели припаркованный автомобиль на территории АЗС или на любой другой прилегающей территории, вы должны действовать так же, как при любом другом ДТП. Любое иное поведение может быть нарушением, квалифицирующимся по Статье 12.27 Кодекса.

Спасибо, Ольга, очень понятно!

  • 399 ответов
  • 233 отзыва

Вы ведь юрист, правда? Вы ведь в курсе, что юрист оперирует юридическими нормами, а не «понятиями»?

Так вот, из юридических норм следует, что ДТП возможно только на дороге. А на прилегающей территории будет что угодно, хоть маленькое недоразумение, хоть большое, но не ДТП.

Что само по себе не отменяет ни гражданской ответственности виновного водителя, ни возможности квалифицировать его действия в соответствии с уголовным или административным законодательством. Поэтому патетически вскрикивать и заламывать руки не нужно. Безнаказанным такое событие не останется.

Именно потому, что нужно оперировать юридическими формулировками, в Законе об ОСАГО, например, указано, что страховой случай — это событие, наступившее вследствие использования транспортного средства. А использование — это эксплуатация как на дорогах, так и вне их.

А знаете почему такие формулировки появились в законе? Потому что юридически была дыра — отказывались страховщики платить за повреждения на прилегающих территориях. Знаете почему? Потому что юридически это ни хрена не ДТП.

Но вместо того, чтобы латать дыру в ПДД и в КРФобАП в части ответственности за оставление места ДТП, в нашем государстве все делается через одно место.

И вопрос топикстаретра был вызван скорее всего тем, что где-то в районе АЗС он стукнул чужую машину и слинял, а когда встал вопрос об ответственности — пытается от нее уйти через юридические формулировки.

И мысль его в целом правильная — нет ответственности за оставление места столкновения вне дороги. Де-юре нет.

А де-факто есть, ибо Пленум ВС не так давно распинался на тему, что любое столкновение (наезд) хоть в поле — это ДТП, подлежащее оформлению со всеми вытекающими.

Глупость, конечно, с точки зрения юриспруденции.

Но такое государство. Вместо того, чтобы закон править, выписывают сомнительные указания на тему как его трактовать.

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и его участники

Дорожно-транспортное происшествие (часто обозначается аббревиатурой ДТП) является условием для страховых выплат, штрафов, а при более серьезных последствиях — уголовного наказания. Вопросами происшествий на дороге с участием транспортных средств занимается не только автоинспекция, но и правоохранительные органы. Само определение ДТП закреплено в законе № 196 от 15.11.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (статья 2) и дублируется в правилах дорожного движения. От грамотной трактовки самого происшествия зависит его квалификация и последствия, в том числе выплаты потерпевшему и наказание виновного.

Законодательное регулирование

Сотрудники ГИБДД, юристы при разборе происшествия, в котором прямо или косвенно участвовало транспортное средство, руководствуются принятым законодательно определением. Дорожно-транспортным происшествием называют некое событие, которое возникает при движении ТС по дороге и с его непосредственным участием. Следствием данного события является ранение или гибель участников, повреждение ТС, грузов, сооружений, другой ущерб материального характера. Описание ДТП дублируют «Правила учета и анализа ДТП на автодорогах России» от 25.05.1998 г. (приложение 3).

В указанном документе, принятом начальником Федеральной дорожной службы России, трактуются ключевые понятия дорожного происшествия. В частности, дорогой может считаться полоса земли или поверхность сооружения, специально предназначенные для передвижения ТС (пункт 1.2 ПДД). Транспортным средством считается устройство, предназначенное для транспортировки грузов, пассажиров. Стоит отметить, что в эту категорию попадают и узкоспециализированные транспортные средства. Ущерб материального характера трактуется в соответствии со 2-ой частью Гражданского кодекса (статья 15). Это реальный ущерб, неполученные доходы и расходы, необходимые для восстановления утраченного.

Признаки дорожных аварий

На основании определения можно выделить несколько главных признаков происшествий, относимых к дорожно-транспортным. По этим признакам судят о том, является ли ситуация дорожно-транспортным происшествием либо ее стоит квалифицировать иначе (например, дорожно-транспортное преступление). Основным признаком ДТП является участие транспорта любой категории, в том числе дорожно-строительной техники, сельскохозяйственных машин. Однако ТС должны пребывать в движении и находиться в пределах дороги. Обязательное пребывание транспорта в движении (перевозка материальных ценностей, людей, движение без груза по автомагистралям и т.д.) — еще одна важная характеристика ДТП.

Примеры ситуаций, когда происшествие не является ДТП

  1. Автомобиль на большой скорости движется по трассе. Из открытого окна транспортного средства вылетает тяжелая игрушка и попадает в стоящего на тротуаре пешехода. Человек получает серьезную травму глаза. Однако квалифицировать ситуацию как ДТП нельзя.
  2. Прохожий, споткнувшись, падает на припаркованный у тротуара мотоцикл. В результате было повреждено транспортное средство, а человек получил травму. Но к ДТП такое происшествие не относится, поскольку мотоцикл не двигался.

Если ситуация на дороге с участием ТС привела к возникновению негативных последствий в виде материального ущерба или пострадали люди, то также можно говорить о ДТП. Зачастую (не всегда) перед аварией происходит нарушение правил безопасности. Это относится и к несоблюдению ПДД, и к недобросовестной эксплуатации автомобиля. Если признаки ДТП отсутствуют, то участники не могут быть наказаны за сокрытие с места происшествия, также отпадает необходимость в выезде сотрудников ГИБДД.

Кто может стать участником?

Классифицировать участников происшествия на дороге можно по нескольким критериям. Во-первых, степень виновности в ДТП позволяет говорить о виновной стороне и потерпевшей, причем виновниками могут быть как машины, так и пешеходы, пассажиры. К категории потерпевших относятся собственники транспорта, физические и юридические лица (например, ущерб нанесен зданию, которое находится в собственности компании). Во-вторых, классификация может основываться на роли участников ДТП в дорожном движении: водители, пешеходы, пассажиры. В качестве водителя рассматривается не только гражданин, управляющий ТС, но и автоинструктор, который находится на пассажирском сидении рядом с учеником. Категория пешеходов включает в себя участников движения, которые:

  • Перемещаются по дороге или в зоне, расположенной поблизости (тротуары, остановки общественного транспорта);
  • Двигаются, ведя в руках велосипед, мотоцикл, скутер, мопед;
  • Катаются на самокате, роликовых коньках, гироскутере и т.д.;
  • Управляют движением детской или инвалидной коляски, тележки.

К пассажирам относят лиц, которые находятся в транспорте вместе с водителем, а также входящих, выходящих из общественного или другого ТС. Например, дорожно-транспортным происшествием будет признана ситуация, при которой пассажир, совершая посадку в такси, получил травму из-за резкого движения машины. Зачастую такие события происходят в перегруженном общественном транспорте в часы пик. В ДТП может принимать участие как одна сторона, так и несколько.

Отличие ДТП от преступления на дороге

В некоторых случаях событие, имеющее некоторые признаки дорожно-транспортного происшествия, квалифицируют как преступление. Органами правопорядка проводится расследование причин происшествия, которые квалифицируются по статьям Уголовного кодекса. К преступлениям, связанным с транспортом, относят возгорание ТС в движении, причем пожар не должен быть следствием неисправности авто. Также преступлением является нарушение техники безопасности при проведении дорожно-строительных, сельскохозяйственных работ, в которых заняты специализированные транспортные средства (комбайны, трактора, дорожная техника и др.).

Самоубийство (попытка самоубийства), когда пешеход намеренно бросается под колеса, не является ДТП. Также под квалификацию «преступление» попадают преднамеренные действия, вследствие которых страдает имущество или здоровье (жизнь) людей. Это недобросовестный ремонт (266 статья УК), разрушение транспортных путей или поломка (приведение в негодность) автомобиля (267 статья УК), несоблюдение стандартов эксплуатации ТС (статья 264 УК).

Заключение

Не все происшествия на дорогах с участием транспорта можно считать ДТП. Определение дорожно-транспортного происшествия содержится в нескольких законодательных актах федерального значения и закреплено в ПДД России. Грамотная квалификация ДТП позволяет получить компенсационные выплаты по страховому полису, определить объем и вид нанесенного ущерба. Сходные с ДТП характеристики имеют преступления, связанные с транспортом. Их расследование осуществляется правоохранительными органами, а последствия прописаны в уголовном законодательстве Российской Федерации.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

ДТП: что это такое, причины, виды

Каждый день мы с вами становимся участниками дорожного движения: ездим на общественном или личном транспорте, велосипеде или просто переходим проезжую часть. При этом мы должны помнить, что дорога — это источник опасности, поэтому нам необходимо быть очень внимательными и соблюдать Правила дорожного движения. Слишком же легкомысленное отношение к такой, казалось бы, повседневной вещи, может привести к неприятным последствиям — дорожно-транспортному происшествию.

Дорожно-транспортное происшествие — что это такое

В Правилах дорожного движения (далее по тексту ПДД) дано такое определение ДТП (п. 1.2): «Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Разберём его подробнее.

Во-первых, ДТП — это событие, то есть явление жизни, независящее от воли людей. Иными словами, то, чего бы мы не хотели допустить, но оно произошло помимо нашего желания. На первый взгляд, это незначительный нюанс, но для юристов будет важным установить именно факт «события», поскольку он будет характеризовать ДТП именно как ДТП. Предположим, два автомобиля, которые ехали друг за другом, тормозя на светофоре, столкнулись. Если водитель, следовавший позади, просто не успел затормозить, допустим, из-за плохих погодных условий, то есть он не желал наступления таких последствий, то произошедшее будет являться «событием». И от этого будет зависеть дальнейшее разбирательство и мера ответственности нарушителя (в этом случае — восстановление материального ущерба). А если столкновение будет совершено преднамеренно умышленно, то есть по желанию водителя (на языке юристов — будет совершено «действие»), то в юридическом смысле ситуация кардинально меняется: водитель нарушил не просто общественный порядок, а посягнул на чужую жизнь или имущество, следовательно будет подвергнут более жёсткому уголовному наказанию.

Во-вторых, в ДТП участвует транспортное средство, причём оно должно передвигаться. Два эти признака должны быть соблюдены одновременно. Согласитесь, что если хулиганы нацарапают на стоящей под окном машине нехорошее слово, то эта ситуация не будет являться ДТП, хотя в ней и «участвовало» ваше транспортное средство (ребят просто привлекут к ответственности за порчу чужого имущества). В данном случае отсутствует важный признак ДТП — передвижение автомобиля.

В-третьих, ДТП обязательно приводит к негативным последствиям — причинению ущерба (материального или ущерба здоровью или жизни). Например, если на проезжую часть выбежал пешеход, но водитель успел затормозить и не задел нарушителя ПДД, то подобная ситуация не будет расцениваться как ДТП, ведь никакого вреда никто не причинил (разве что оба отделались только лёгким испугом).

Таким образом, мы видим, что у ДТП есть три основных признака:

  1. Происходит независимо от воли участников ДТП.
  2. Один из участников — транспортное средство, которое находится в процессе движения, в дороге.
  3. В результате ДТП причиняется какой-либо ущерб.

Участники ДТП

Ими могут быть водители любых транспортных средств (автомобили и механические транспортные средства, такие как мотоциклы, мопеды, тракторы), причём хотя бы одно из транспортных средств, попавших в такую неприятную ситуацию, должно находиться в пути — передвигаться. Также участниками ДТП могут быть и другие участники дорожного движения: пешеходы, велосипедисты.

Причины ДТП

  • Самая распространённая причина — нарушение ПДД водителями транспортных средств. Чаще всего к аварийным ситуациям приводят следующие нарушения:
    • Превышение скорости. Часто, водители не соблюдают установленный скоростной режим, что порой приводит к печальным последствиям. Выбирая скорость, всегда исходите из ситуации на дороге, погодных условий и других факторов. И помните народную мудрость: «Тише едешь — дальше будешь».
    • Нарушение правил обгона. Обгон — довольно ответственный манёвр. Поэтому перед его началом необходимо убедиться, что он будет безопасен для вас и других участников движения. И, конечно, нужно соблюдать простые правила, указанные в разделе 11 ПДД: не начинать обгон, если автомобиль впереди или сзади вас уже его начал, или сомневаетесь, что сможете безопасно завершить манёвр; не обгонять на перекрёстках, железнодорожных переездах, пешеходных переходах.

    Частое последствие несоблюдения правил обгона — лобовое столкновение

    К косвенным причинам можно отнести неоправданно рискованное поведение на дороге, неспособность контролировать себя в аварийно опасной ситуации, плохое физическое/моральное состояние водителя (болезнь, усталость, стрессы). По большому счёту, они приводят к какой-либо причине из списка, но на них тоже стоит обратить внимание.

    Виды ДТП

    Анализируя ситуации, при которых водители авто чаще всего попадали в ДТП, можно выделить следующие их виды:

    • Столкновение. Различают столкновения двух движущихся транспортных средств (автомобиль, электромобиль, мотоцикл и другие механические транспортные средства), столкновение движущегося транспортного средства с другим, внезапно остановившимся, столкновения с железнодорожным составом;
    • Наезды
      • Наезд на пешехода (даже если он по своей вине натолкнулся на автомобиль);
      • Наезд на велосипедиста;
      • Наезд на стоящее транспортное средство. Обратите внимание, транспортное средство не находилось в движении, а изначально стояло в момент ДТП (например, на парковке). В отличие от столкновения, где транспортное средство было в пути, но остановилось внезапно, например, затормозив перед пешеходным переходом;
      • Наезд на препятствие или удар об него;
      • Наезд на гужевой транспорт;
      • Наезд на животных (диких, домашних, а также птиц; в том числе, случай, когда они сами ударились об авто);
    • Опрокидывание. Считается самостоятельным видом ДТП, если оно не стало следствием столкновения или наезда;
    • Прочие происшествия (падение пассажиров, падение грузов и т. д.).

    Действия при ДТП

    О том, что делать водителю, причастному к ДТП, написано в разделе 2 ПДД.

    Конкретный порядок действий зависит от ситуации, но в любом случае необходимо сделать следующее:

    1. Остановить автомобиль или не трогаться с места, в зависимости от ситуации.
    2. Включить аварийку, поставить знак аварийной остановки.

    Если произошло ДТП, нужно остановить автомобиль и включить аварийную световую сигнализацию

    При ДТП водитель должен установить на дороге знак аварийной остановки

    Ответственность за ДТП

    Ответственность за ДТП последует в том случае, если оно произошло по чьей-либо вине, а не в силу каких-то объективных непреодолимых причин (например, природные катаклизмы). Вид ответственности и мера наказания за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причинённого ущерба, от того, пострадали ли из-за аварии люди. Также принимается во внимание, были ли нарушены ПДД и мог ли водитель предотвратить ДТП. Чаще всего несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, наступают одновременно, поэтому и наказание за аварию представляет собой комплекс санкций.

    Гражданско-правовая ответственность

    Наступает практически в каждом случае ДТП, представляет собой компенсацию в денежной форме виновной стороной всего причинённого в результате ДТП вреда. Законодательно это закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ: гражданин обязан возместить вред, причинённый его автомобилем, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы — чрезвычайное непредотвратимое событие, например, стихийное бедствие — или умысла потерпевшего.

    Водитель, по чьей вине наступило ДТП, должен быть готов оплатить весь причинённый ущерб:

    1. За повреждённые материальные предметы: транспортные средства, перевозимые на них грузы, различные строения и сооружения, которым нанесли вред в результате аварии.
    2. Расходы на медицинскую помощь и лечение пострадавшим в результате аварии, и, возможно, компенсация морального вреда.
    3. Расходы на погребение, если в результате аварии погиб человек; компенсация морального вреда его родственникам.

    Нужно заметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника аварии могут быть меньше, так как полную сумму или её часть выплатит страховая фирма. Если материальный ущерб причинён в рамках 400 тыс. рублей, а ущерб здоровью — в рамках 500 тыс. рублей, то страховка полностью его покрывает; всё, что свыше этих сумм, придётся выплачивать виновнику ДТП.

    Административная ответственность

    Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные наказания за различные нарушения ПДД. Поэтому административная ответственность при ДТП наступит в том случае, если его причиной стало какое-либо, из указанных в КоАП РФ, нарушений ПДД (но юридически это будет ответственность за нарушение ПДД, а не за ДТП).

    Также к административной ответственности привлекается водитель, виновный в ДТП, последствием которого стало причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью человека. Последствия в первом случае — штраф две — пять рублей или лишение водительских прав года до полутора лет; во втором случае — штраф 10–25 тыс. рублей или прав на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность

    Наступает в том случае, когда ДТП привело к наиболее тяжким последствиям — в результате аварии сильно пострадали или погибли люди. При этом причиной ДТП стало нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства водителем. В этом случае ответственность предусматривается статьёй 264 Уголовного кодекса РФ. Сразу заметим, что смертельным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и если он умер в течение ближайших 7 суток. Ниже приведён список последствий ДТП и возможные в каждой ситуации наказания.

    • Причинён тяжкий вред здоровью человека (то есть опасный для жизни или повлёкший какого-либо органа или его функций):
      • ограничение свободы до 3 лет;
      • принудительные работы до 2 лет (плюс, к этому могут добавить лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет);
      • арест на 6 месяцев;
      • лишение свободы до 2 лет (могут добавить лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет).

    Далее — абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет (в отличие от вышеуказанного случая, где такая санкция может добавиться или не добавиться — по усмотрению суда).

    • Причинён тяжкий вред здоровью человека, при этом водитель был пьян:
      • принудительные работы сроком до 3 лет;
      • тюремный срок до 4 лет;
    • Погиб один человек:
      • принудительные работы до 4 лет;
      • лишение свободы сроком до 5 лет;
    • Погиб один человек, при этом водитель был пьян:
      • тюремный срок от 2 до 7 лет;
    • Погибло два и более человека:
      • принудительные работы сроком до 5 лет;
      • лишение свободы на срок до 7 лет;
    • Погибло два и более человека, при этом водитель был пьян:
      • тюремный срок от 4 до 9 лет.

    Ответственность за оставление места ДТП

    Помимо ответственности за само ДТП и его последствия, в российском законодательстве предусмотрены санкции и за то, что участник покинет место аварии, поскольку такое поведение водителя противоречит его обязанностям, прописанным в разделе 2 ПДД. За такое поведение можно на полтора-два года лишится водительстких прав или попасть под арест на 15 суток (статья 12.27 КоАП РФ).

    Также ПДД запрещает водителю транспортного средства после ДТП, участником которого он стал, употреблять алкоголь, наркотики и другие подобные вещества. За нарушение этого правила последует штраф 30 000 рублей и лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет (часть 3 статьи 12.27 КоАП РФ).

    Дорожно-транспортное происшествие — не самая приятная ситуация. Она забирает много сил, нервов, времени, влечёт за собой материальные расходы. Поэтому будьте предельно внимательны, находясь в дороге.

    Что такое дорожно-транспортное происшествие? Определение и условия

    Что значит ДТП по закону?

    1. Главные условия ДТП по ПДД: автомобиль едет, едет по дороге, участвует в столкновении и в результате инцидента есть вред имуществу, здоровью или жизни людей.
    2. Но само столкновение не обязательно должно быть – в бесконтактных авариях у виновника может и не быть повреждений.
    3. Верховный суд широко описал процесс дорожного движения. Так, на парковке в случае со стоящим авто тоже считается ДТП.

    С одной стороны кажется, что ДТП – достаточно простое событие, которому есть чёткое определение в ПДД. Но не тут то было! Есть бесконтактные происшествия, удары по стоящим автомобилям, которые при различных обстоятельствах могут быть признаны данным определением или нет, а также разного рода спорные по виновности и факту наличия этого события ситуации. Поэтому в данной статье мы рассмотрим тонкости самого термина «дорожно-транспортное происшествие» и выясним, что оно вообще означает и когда считается, а когда – нет в 2020 году.

    Что значит ДТП по закону 2020 года?

    Итак, первое, что вспоминает большинство водителей при значении этого термина – Правила дорожного движения. Однако, он упоминается также в другом нормативном акте, который по приоритету стоит значительно выше – Федеральный закон О безопасности дорожного движения. К счастью, в судебной и иной практике о приоритетах говорить не приходится – определения абсолютно идентичны в обоих документах.

    Что же означает ДТП в законодательстве, актуальном 2020 год:

    Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

    Из определения делаем вывод, что для признания факта происшествия должны быть выполнены все перечисленные ниже условия:

    1. ДТП считается, только если автомобиль двигался по дороге,
    2. при этом, нужно, чтобы он участвовал в этом происшествии,
    3. в результате аварии должен быть нанесён вред либо здоровью или жизни человека (людей), либо имуществу (этому автомобилю, другим транспортным средствам или чему-либо другому).

    Примеры

    Давайте рассмотрим несколько примеров, когда событие относится к дорожному происшествию, а когда нет.

    • Согласно ПДД, дорога – это обустроенная или приспособленная поверхность земли или сооружения. Соответственно, столкновение автомобилей будет считаться ДТП, если оно произошло в поле на грунтовой дороге, к примеру, и не будет считаться, если это произошло там, где ни одна машина до этого не ездила. Однако, при разборе такого события инспектор ИАЗ ГИБДД или суд могут вынести и своё мнение на этот счёт. Например, укажут, что, двигаясь в голом поле вне приспособленной дороги автомобиль самим своим движением по участку земли уже приспособил её к движению. Следовательно, здесь уже будут все признаки дорожно-транспортного происшествия.
    • Если столкнулись 2 автомобиля, а на третий отлетела деталь и повредила его. В этом случае третий авто – тоже участник этой же аварии.
    • Если в результате взаимодействия машин пострадавших и повреждений нет, то это уже не ДТП, так как не выполнено одно из условий обозначения этого термина – вред имуществу, здоровью или жизни людей. К примеру, 2 авто ударились зеркалами, те просто сложились, но на них нет ни единой царапины или потёртости.

    Тонкости отдельных видов происшествий

    Выше мы рассмотрели стандартные довольно простые примеры столкновений транспортных средств. Но есть и более сложные, по которым сложилась неоднозначная судебная практика либо требуется разъяснение некоторых тонкостей. Давайте рассмотрим и такие примеры!

    Бесконтактные ДТП

    Это достаточно распространённый вид происшествий, когда между виновником и потерпевшим(и) не было прямого контакта. Давайте снова рассмотрим примеры таких столкновений:

    • виновник перестраивался, не уступив дорогу двигавшемуся в целевой полосе автомобилю, в результате чего тот, уворачиваясь, врезается в дерево, элементы дорожных сооружений, опрокидывается или сталкивается на встречной полосе с другим авто – причём, контакта между первоначальными транспортными средствами не было,
    • с таким же результатом виновник не уступает дорогу на перекрёстке или выезжая с прилегающей территории.

    Как видим, почти все такие ДТП происходят в разрезе приоритета одного авто перед другим и неуступления дороги последним.

    Но самое главное, выше одним из условий является участие транспортного средства в происшествии, чтобы это означало наличие факта ДТП. А в примерах выше непосредственного участия виновник в столкновении не принимал, ведь контакта не было! Но это всё равно считается именно дорожно-транспортным происшествием, потому как речь идёт всё же о взаимодействии и так сложилась судебная практика 2020 года.

    Дело в том, что, помимо самого определения в ПДД, которое предписывает, что значит ДТП в принципе, есть в законодательстве также более конкретные формулировки гражданской ответственности при таких событиях. Так, часть 3 ГК РФ указывает, что взаимодействие транспортных средств может быть не только столкновением. Именно поэтому участие автомобиля в происшествии означает не обязательно наличие контакта.

    Именно так считает и Верховный суд России, который в одном из своих определений указал буквально следующее:

    Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия, следовательно, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) в дорожно-транспортном происшествии не изменяет характер правоотношений сторон по настоящему делу.

    Но и здесь, конечно же, под одну гребёнку все дела суды никогда не ровняют. Решения, определения и иные нормативные акты Верховного суда являются обязательным для руководства нижестоящими судами, но выносить абсолютно аналогичные решения последние не обязаны, просто потому что ситуации бывают разные.

    Тонкость ещё и в том, что есть пункт 10.1 ПДД, который обязывает водителя при возникновении опасности на дороге снижать скорость вплоть до полной остановки. И никаких кручений рулём и ухода в сторону и, тем более на встречную полосу. Именно такой довод чаще всего приводят виновники бесконтактных ДТП либо страховые, отказавшие в возмещении по ОСАГО потерпевшим.

    Таким образом, вполне возможны и бывают в судебной практике 2020 года решения, когда судьи делают вывод: «нужно было тормозить и бить виновника, а не вертеть рулём». Чаще всего такие заключения встречаются, когда потерпевший в результате ухода от столкновения ушёл на встречную полосу движения и там столкнулся с другим автомобилем. То есть речь идёт о бесконтактных ДТП, когда в результате именно маневрирования последствия печальнее, чем предположительно были бы, если бы потерпевший оттормаживался и бил виновника.

    Стоящий автомобиль на парковке

    Ещё одна нередко возникающая спорная ситуация – это авария со стоящим автомобилем. С одной стороны, определение ДТП включает в себя непременное условия движения машины. И, казалось бы, логично предположить, что если машина стоит на месте, то это уже просто дорожный инцидент.

    С другой же стороны, уже не совсем логичным кажется, когда ТС остановилось на дороге на красный сигнал светофора и планирует на зелёный ехать дальше по своему пути. Но в него открывает дверь рядом стоящее припаркованное авто. По букве Правил это тогда не должно считаться ДТП. Но считается, и вот почему!

    Дело в том, что судебная практика 2020 года твёрдо связывает процесс движения по дороге из определения дорожного происшествия с процессом самого дорожного движения. А у последнего также есть своё определение. Так, это совокупность общественных отношений, так или иначе связанная с перемещением людей и грузов с помощью транспортных средств и без них.

    Обратите внимание на последне подчёркнутое сочетание. Таким образом, авария будет считаться ДТП, если она произошла в том числе:

    • при остановке на красный сигнал, чтобы пропустить пешехода, перед знаком «Стоп», по требованию сотрудника полиции и так далее по причинам, именуемым в среде автозаконов «технической остановкой»,
    • при посадке и высадке пассажиров,
    • при погрузке и разгрузке груза,
    • и даже в случае припаркованного на стоянке автомобиля.

    Так определил Высший Арбитражный суд ещё в далёком 2010 году:

    В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона [Об ОСОАГО] под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении).

    В свою очередь, в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации . установлено, что дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Данная совокупность включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

    Однако, обратите внимание, что по прошествии более 10 лет в 2020 году суды при рассмотрении дел о стоянке автомобиля всё же больше склоняются к тому, что это не считается ДТП. Следовательно, сотрудники ГИБДД данные инциденты на практике могут и не оформить, а возмещение по ОСАГО не получить. Впрочем, когда речь идёт о парковке на придомовой территории, здесь чаще всего ОСАГО вовсе ни при чём, потому как речь идёт о пешеходах или велосипедистах, ударивших припаркованную машину.

    Столкновение с предметами

    Как частный случай ДТП со стоящим автомобилем можно рассмотреть ситуации, когда на автомобиль падает снег, сосульки, забор, ворота, кусок крыши, штукатурки или части стены здания и прочие предметы, покрытия и результаты осадков.

    Но в данном случае в судебной практике всё немного проще:

    • если автомобиль двигался перед столкновением с предметами, то это по определению ДТП,
    • если же машина стояла припаркованная, то ГИБДД отказываются выезжать на такие происшествия и предлагают вызвать участкового полиции, так как ДТП это не считается.

    Какие штрафы за ДТП?

    Многие водители зачастую путают административную ответственность и гражданскую. Между тем, эти 2 понятия необходимо различать:

    • административное наказание – это, собственно, наказание – штраф, лишение прав, арест и другие меры в целях пресечения нарушений данным лицом в будущем, назначается полицией или судом,
    • гражданская ответственность – это возмещение вреда при его причинении тому, кому он был нанесён, возмещается добровольно, страховой компанией по ОСАГО либо через суд.

    За сам факт происшествия ни для виновника, ни, тем более, для потерпевшего никакого административного наказания нет. Но есть санкции за последствия аварии в виде вреда здоровью и за гибель людей. Давайте рассмотрим их все!

    Таблица штрафов за ДТП

    За что наказание?Размер санкцииНорма закона
    За причинение лёгкого вреда здоровьюШтраф 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет12.24, часть 1 КоАП РФ
    За средний вред здоровьюШтраф 10-20 000 рублей или лишение прав на 1,5-2 года12.24, часть 2 КоАП
    За повреждение дорожных знаков и других сооружений в результате ДТПШтраф от 5 до 10 тысяч12.33 КоАП
    За тяжкий вред здоровьюОграничение свободы до 3 лет,
    либо принудительные работы до 2 лет,
    либо арест до полугода,
    либо лишение свободы до 2 лет.
    Статья 264, часть 1 УК РФ
    За тяжкий вред, если водитель был пьян или скрылся с места ДТПОграничение свободы до 5 лет,
    либо лишение свободы до 3 лет.
    Ч.2 ст. 264
    За смерть одного человекаПринудительные работы на срок до 4 лет,
    либо лишение свободы до 5 лет.
    Ч.3 ст. 264
    За смерть одного лица, если водитель был в состоянии опьянения либо скрылсяЛишение свободы от 5 до 12 лет.Ч.4 ст. 264
    За смерть 2 и более лиц в результате происшествияПринудительные работы на срок до 5 лет,
    либо лишение свободы до 7 лет.
    Ч.5 статьи 264 УК
    За гибель 2 и более людей, если водитель был в состоянии опьянения или скрылся с места аварииЛишение свободы на 8-15 лет.

    Обратите внимание, что за вред здоровью или жизни наказывается только виновник ДТП. При этом, такой вред может быть нанесён не только пешеходу (например, когда водитель сбивает на переходе), а в том числе потерпевшему водителю-участнику аварии и даже пассажиру, находящемуся в авто водителя.

    Более подробно о сроках лишения прав при ДТП мы рассказали в специальной статье об этом.

    ДТП — это дорожно-транспортное происшествие: причины, виды, последствия

    Определение аварии

    ДТП – это происшествие, осуществляемое исключительно при передвижении автомобилей. Если наносится ущерб припаркованной машине людьми, то такая ситуация не считается аварией.

    Определить происшествие можно по разным признакам, к которым относится:

    [tchecklist]

    • наличие тяжелых последствий, представленных нарушением целостности имущества или нанесением вреда людям;
    • имеется возможность установить точное место происшествия;
    • фиксируется минимально два участника аварии.

    [/tchecklist]

    Последствия ДТП могут быть разными, так как могут наноситься телесные повреждения людям или вовсе может иметься смертельный исход. Машинам при этом наносится материальный ущерб.

    Характеристика ДТП

    ДТП – это столкновение автомобиля с людьми или другими транспортными средствами. Процесс реализуется только при движении хотя бы одной машины. Двигаться автомобили могут по дороге, прилегающей территории, парковке или трассе.

    К основным характеристикам аварии относится наличие не менее двух участников, а также должно устанавливаться нанесение определенного ущерба. Процедура оформления может реализоваться с привлечением работников ГИБДД или при составлении европротокола двумя автовладельцами.

    Основные разновидности

    Существует достаточно много видов происшествий, которые отличаются разными нюансами и имеющимися участниками. ДТП на трассе или на другом участке дороге может быть представлено разновидностями:

    [tchecklist]

    • Столкновение. Оно осуществляется двумя движущимися автомобилями или может одна двигающаяся машина столкнуться с припаркованным авто. Наиболее часто встречается такой вид ДТП в городе. Столкновение может возникать даже с неподвижным транспортом. Поэтому оно может быть встречным, боковым или попутным.
    • Опрокидывание. Оно предполагает опрокидывание одного или нескольких автомобилей в результате ДТП на трассе или на другой дороге. Обычно такая ситуация возникает за счет слишком сильного удара, плохих погодных условий или из-за технических неисправностей в машине.
    • Наезд на препятствие. В качестве препятствия выступает неподвижный предмет, например, дерево, ограждение или камень. В результате такого действия могут наноситься повреждения автомобилю или пассажирам.
    • Наезд на пешехода. Такое происшествие заключается в том, что движущийся автомобиль наезжает на человека, располагающегося на проезжей части или на обочине. Гражданин может при этом двигаться на велосипеде.
    • Падение пассажира. Это ДТП представлено происшествием, в результате которого человек, находящийся в машине, по разным причинам падает из машины. Обычно это происходит из-за резкого торможения, изменения направления движения или столкновения с другими объектами на дороге.

    [/tchecklist]

    Инспекторы ГИБДД обязательно на месте происшествия устанавливают конкретный вид аварии.

    По каким причинам возникают происшествия?

    Причины ДТП являются многочисленными, но наиболее часто они возникают из-за невнимательности, халатности или неграмотности водителей. Некоторые владельцы автомобилей вовсе не знают основные положения ПДД, поэтому регулярно нарушают данные правила, что часто приводит к ДТП.

    Нередко после происшествия не получается определить, в чем основания причина происшествия. При таких условиях судом назначается экспертиза ДТП, заключающаяся в комплексном изучении всех обстоятельств аварии.

    К основным причинам, по которым возникают аварии, относится:

    [tchecklist]

    • водители нарушают ПДД;
    • автовладельцы обладают недостаточным опытом и квалификацией, чтобы оперативно среагировать на какую-либо аварийную ситуацию;
    • имеется какая-либо техническая неисправность в машине;
    • неправильно расположен груз;
    • плохо закреплен груз на автомобиле;
    • участники дорожного движения ведут себя неправильно, причем сюда относятся не только автовладельцы, но и пешеходы или велосипедисты;
    • дорожные условия являются неудовлетворительными, поэтому не могут оптимально водители реагировать на большое количество снега или сильный ливень.

    [/tchecklist]

    По статистике наиболее часто аварии возникают из-за неправильной реакции водителей на те или иные обстоятельства. Дополнительно нередко пешеходы переходят дорогу в неположенном месте или на запрещенный цвет светофора.

    Частые нарушения ПДД виновниками аварий

    Причины ДТП могут быть разными, но часто устанавливается работниками ГИБДД, что виновник происшествия нарушил основные ПДД. Сюда входят случаи:

    [tchecklist]

    • превышение скоростного режима;
    • быстрая езда в опасных условиях;
    • нарушение правил обгона;
    • проезд перекрестка на красный цвет;
    • перевозка людей или грузов с нарушением правил;
    • перегрузка транспортного средства.

    [/tchecklist]

    Особенно значимым правонарушением выступает управление машиной в нетрезвом виде. Недавние изменения в законодательство привели к тому, что за такое действие назначается не только значительный штраф в 30 тыс. руб., но и привлекается гражданин к уголовной ответственности при повторном нарушении.

    В пьяном состоянии не может владелец машины рационально оценивать дорожную обстановку, а также его реакция значительно замедляется. Это часто приводит к ДТП с пострадавшими и нанесением значительного урона автомобилям.

    Последствия аварий

    Каждый автовладелец пытается всеми возможными способами предотвратить аварию. Это обусловлено негативными последствиями дорожно-транспортных происшествий. Они могут быть представлены в разных видах в зависимости от обстоятельств ДТП. К ним относится:

    [tchecklist]

    • наносится значительный урон автомобилям, поэтому они теряют свою первоначальную рыночную стоимость и привлекательный внешний вид, а также требуется проводить дорогостоящий ремонт;
    • может наноситься вред здоровью пассажиров, пешеходов или автомобилистов;
    • нередко ДТП заканчиваются летальным исходом для участников происшествия;
    • виновник аварии не получает компенсации от страховой компании, поэтому должен оплачивать ремонт своего автомобиля за счет личных сбережений;
    • если перед аварией нарушались гражданами ПДД, то они привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от обстоятельств дела.

    [/tchecklist]

    Если виновник аварии в результате нарушения ПДД или нахождения в пьяном состоянии совершает наезд на пешехода или сталкивается с другим автомобилем на полосе встречного движения, что приводит к смерти участника происшествия, то он привлекается к уголовной ответственности. Такое ДТП с пострадавшими приводит к тому, что водитель получает реальный тюремный срок, поэтому относиться к управлению автомобилем надо осторожно.

    Какие действия совершаются владельцем авто после ДТП?

    Каждый водитель должен знать, что необходимо выполнить сразу после аварии. Для этого реализуются действия:

    [tchecklist]

    • не допускается покидать место ДТП, так как это является серьезным правонарушением, причем это относится не только к виновнику, но и к пострадавшей стороне;
    • машина останавливается, после чего включается аварийка;
    • впереди или сзади выставляется знак аварийной остановки;
    • если обнаруживаются граждане, которым был нанесен урон, то оказывается им первая помощь, если водители обладают соответствующей подготовкой, после чего вызывается скорая помощь;
    • если случай является экстренным, то допускается одному из участников ДТП покинуть место аварии, чтобы доставить пострадавшего в больницу, после чего он должен вернуться на место происшествия;
    • если машины мешают проезду других автомобилей, то с помощью фотографий фиксируются все нюансы, имеющие отношение к аварии;
    • вызываются сотрудники ГИБДД.

    [/tchecklist]

    Не допускается покидать место аварии, так как это является серьезным правонарушением.

    Можно ли обойтись без сотрудников ГИБДД?

    Если участвует в ДТП только две машины, отсутствуют пострадавшие и наносится незначительный урон, то автовладельцы могут воспользоваться европротоколом, чтобы оформить ДТП самостоятельно. В этом случае они могут сэкономить много времени, но они должны обладать сведениями о правилах заполнения данного документа.

    Если имеются разногласия у водителей относительно того, кто является виновником происшествия, то обязательно придется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Дополнительно привлекаются свидетели ДТП, которые могут дать показания относительно того, как действовали водители перед столкновением.

    Дальнейшие действия

    Если требуется помощь сотрудников ГИБДД, то придется дождаться их приезда. Совместно с инспектором составляется протокол ДТП, причем работник ГИБДД записывает показания всех участников происшествия, а также может опросить свидетелей.

    Водители должны получить от инспектора копии всех составленных документов, так как только при их наличии можно рассчитывать на компенсацию от страховой компании.

    Работники ГИБДД выполняют разные действия:

    [tchecklist]

    • выявляют пострадавших;
    • подготавливают протокол и другие документы, имеющие отношение к аварии;
    • обеспечивают сохранность доказательств;
    • устанавливают всех участников ДТП;
    • находят свидетелей или доказательства, представленные записями с камер наблюдения;
    • при необходимости ими организуется дальнейшее движение автомобилей по дороге.

    [/tchecklist]

    Нередко автовладельцы скрываются с места происшествия, поэтому в обязанности инспектора входит выявление примет машины, после чего владелец автомобиля объявляется в розыск.

    Какие подготавливаются документы?

    Инспектор ГИБДД обязан подготовить многочисленную документацию, копии которой передаются участникам аварии. К этим документам относится:

    [tchecklist]

    • протокол осмотра места аварии, где указываются все факты ДТП, место и время происшествия, а также описываются участники аварии, погодные условия и состояние дорожного покрытия;
    • схема происшествия, для чего предварительно проводятся соответствующие измерения подходящим оборудованием, что позволяет установить положение машин до столкновения, места удара, а также другие важные особенности;
    • протокол осмотра машин, включающий описание всех видимых повреждений, полученных в результате ДТП;
    • если имеются признаки того, что водитель находится в состоянии опьянения, то проводится медицинское освидетельствование, по результатам которого формируется соответствующий акт;
    • письменные объяснения участников аварии и выявленных свидетелей;
    • справка о ДТП.

    [/tchecklist]

    Все документы могут изучаться участниками происшествия, причем они могут выразить несогласие с разными сведениями, указанными в бумагах.

    Что делать при наличии разногласий?

    Нередко отсутствуют доказательства виновности какого-либо участника аварии, поэтому для установления вины приходится обращаться в суд. Суд может назначаться экспертизу ДТП, которая призвана всесторонне оценить обстоятельства аварии.

    Для этого изучается непосредственное место происшествия, проверяются автомобили, а также анализируются документы, составленные работниками ГИБДД сразу после ДТП. По результатам экспертизы выносится решение суда.

    На основании решения суда привлекается виновник аварии к ответственности в зависимости от тяжести нанесенного урона имуществу или здоровью и жизни людей. Если отсутствует необходимость в судебном разбирательстве, то штраф накладывается работниками ГИБДД.

    Заключение

    ДТП является неприятным событием для каждого автовладельца. Оно представлено в разных видах, а также происходит авария по разным причинам. Всегда имеются негативные последствия такого происшествия, поэтому водители должны ответственно подходить к своим обязанностям.

    Автовладельцы должны разбираться в том, как они должны поступать после аварии, а также в том, как правильно оформляется происшествие. При определенных условиях может составляться даже обоими участниками аварии европротокол.

    ДТП — это дорожно-транспортное происшествие: причины, виды, последствия на News4Auto.ru.

    Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

    Читать еще:  Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector