Promremont34.ru

Авто мастеру
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды столкновений транспортных средств при ДТП

IgorPrikhodko › Блог › Механизм ДТП

И снова здравствуйте. Сидел я тут на днях ночью за компьютером с чашечкой кофе и разбирал очередной интересный случай с ДТП где автомобили были повреждены со всех 4-х сторон. Разбирался долго, что к чему относится и начиная уставать, задумался: «А ведь мне нравится моя работа, моделировать различные моменты ДТП и сопоставлять их с повреждениями автомобилей». Каких только случаев не было в нашей практике, но подходы в основном всегда одинаковые и сегодня хочу с Вами поделится небольшими секретами как мы выявляем жуликов и подставные ДТП.
Одной из основных задач в ходе нашей работы – это установление механизма ДТП. Во многих случаях механизм ДТП очевиден и для его уяснения не требуется какого-либо дополнительного исследования. Однако нередко установленные данные об обстоятельствах ДТП противоречивы и не позволяют установить его механизм без проведения иногда весьма сложных исследований, которые, на основании объективных сведений, дают возможность отбросить заведомо неверные или, если это не представляется возможным, установить несколько возможных вариантов механизма ДТП.
Одним из наиболее важных обстоятельств, определяющих механизм ДТП, является характер движения ТС в процессе происшествия, т.е. траектория и направление движения, скорость и ее изменение, частичная или полная потеря устойчивости в процессе движения, перераспределение нагрузки на колеса.
Для установления характера движения ТС в процессе происшествия, необходимо произвести реконструкция всего происшествия, для этого используется мысленная реконструкция, которая позволяет уяснить ряд вопросов, связанных с механизмом происшествия. Начинаешь шевелить мозгами и рисуешь в голове картинки.
Для понимания траектории движения ТС необходимо учитывать конструктивные особенности автомобилей, из которых можно выделить наиболее существенную особенность – это способность ТС совершать движение по задаваемой траектории, что оценивается двумя свойствами: управляемостью и устойчивостью.
Устойчивость — это способность автомобиля двигаться в разнообразных условиях без опрокидывания, заноса и увода.
Управляемость — это способность точно следовать заданному водителем направлению движения.
Понятия устойчивость и управляемость тесно переплетаются и их следует рассмотреть совместно. В идеале, управляемость автомобиля не должна зависеть ни от скорости, ни от внешних факторов (например, ветра). Но на практике с повышением скорости управляемость транспортного средства становится все хуже и хуже. К примеру если ставить на багажник старого таза антикрыло высотой пол метра (аля колхоз тюнинг), то на скорости более 100 км/ч они из анти крыла превращается в супер крыло.

Факторы, которые влияют на Устойчивость машины:
— стабилизация управляемых колес;
-угол развала и схождения;
-кузов автомобиля;
-тип и состояние подвески;
-шины;
— наличие блокировки колес при торможении;
— состояние рулевого управления.
Также причинами, вызывающими нарушение устойчивости и управляемости автомобиля, наиболее часто являются воздействие на автомобиль боковых сил. При повороте автомобиля, кроме сил, действующих по продольной оси, возникают силы в перпендикулярном направлении. Эти силы называются боковыми. Движение автомобиля по дуге происходит под действием центростремительных сил, возникающих в результате поворота управляемых колес и действующих в плоскости соприкосновения колес с дорогой. Центростремительные силы уравновешивают центробежные силы, стремящиеся вернуть автомобиль к прямолинейному движению. Равнодействующую центробежную силу считают приложенной к центру масс автомобиля и направленной по радиусу окружности от центра, называемого центром поворота автомобиля.
Потеря устойчивости и управляемости ТС может привести к боковому опрокидыванию, которое может произойти при воздействии на автомобиль очень больших боковых сил и большом коэффициенте сцепления колес с дорогой, а также при большом поперечном уклоне дороги. Опрокидыванию может предшествовать занос, при котором автомобиль утыкается колесами в неподвижное препятствие. Вероятность бокового опрокидывание зависит также от ширины колеи автомобиля (чем она больше, тем боковая устойчивость лучше) и от расположения центра масс автомобиля (чем он ниже, тем устойчивость лучше). Боковое опрокидывание чаще происходит при большой скорости на крутом повороте, при высоко расположенном центре масс, при большом поперечном уклоне дороги или при сочетании этих факторов.
Таким образом влияние одних и тех же параметров автомобиля на устойчивость и управляемость может быть различным. Например, с увеличением массы автомобиля увеличивается его момент инерции, а увеличение момента инерции относительно вертикальной оси, проходящей через центр масс, улучшает устойчивость при прямолинейном движении автомобиля и ухудшает управляемость при поворотах. То есть при проектировании автомобиля выбор параметров, обеспечивающих наилучшие характеристики управляемости и устойчивости, является задачей оптимизации.
Взаимодействие ТС при столкновении определяется возникающими в процессе контактирования силами. В зависимости от конфигурации контактировавших частей они возникают в разные моменты времени на разных участках, изменяясь по величине (возрастая по мере увеличения глубины внедрения или резко уменьшаясь при разрушении воспринимающей усилие детали). Поэтому образование деформаций на ТС и других объектах и последующее их перемещение от места удара происходит под действием импульсов множества сил взаимодействия в различных контактировавших при ударе точках. Поэтому их действие можно учесть лишь как действие равнодействующей множества векторов импульсов сил за период контактирования ТС.
Под действием этих сил происходит взаимное внедрение и общая деформации корпусов ТС, изменяются скорость поступательного движения и его направление, возникает разворот ТС относительно центров тяжести.
Обширность и характер деформаций, а также перемещения ТС в процессе столкновения зависят в основном от вида столкновения, скорости сближения и типа столкнувшихся ТС.
В зависимости от вида столкновения, определяется расположение деформаций по периметру ТС и их характер. При блокирующем столкновении, общее направление деформаций совпадает с направлением вектора относительной скорости, при скользящем столкновение оно может существенно отклоняться из-за возникновения поперечных составляющих сил взаимодействия. Относительное смещение центров тяжести ТС в процессе образования деформаций при скользящем столкновение может быть значительно больше, чем при блокирующем, что уменьшает силы взаимодействия благодаря большему демпфированию. Кроме того при скользящем столкновении, на образование деформаций затрачивается меньшая часть кинетической энергии ТС, что также способствует уменьшению сил взаимодействия при столкновении.
На общую деформацию корпуса ТС при столкновение влияет эксцентричность удара, при эксцентричном столкновении она более значительная, чем при центральном. Также большое влияние на образование деформаций оказывает скорость сближения ТС, в момент столкновения. Поскольку повреждения ТС при столкновение зависят от прочности и жёсткости контактировавших частей и их взаимного расположения, большое влияние на их образование оказывает тип ТС, нередко при почти полном разрушении легкового ТС, на грузовом ТС, с которым произошло столкновение, имеются лишь незначительные притертости, без существенного повреждения его частей.
В зависимости от вида столкновения, скорость ТС после столкновения может резко снизиться (при встречном столкновение) или возрасти ( при попутном столкновение), а также измениться направление движения (при перекрёстном столкновение).

При встречном столкновении скорости транспортных средств взаимно гасятся. Если их масса и скорость были примерно одинаковы, то они останавливаются вблизи места столкновения. Если же массы и скорости были различными, то транспортное средство, двигавшееся с меньшей скоростью, или более легкое транспортное средство, отбрасывается назад.
При попутном столкновении ТС характер их перемещения после столкновения зависит от соотношения количества движения столкнувшихся ТС. При этом, столкновения могут быть блокирующими и не блокирующими. Во втором случае, при ударе автомобиля, обладающего большим количеством движения, в автомобиль с меньшим количеством движения, оба ТС продвигаются вперед от места удара на расстояния, которые измеряются от места столкновения до, соответственно, той части автомобиля, которым он имел контакт .

При перекрестном столкновении оба автомобиля обычно совершают сложное движение, так как в результате каждый из автомобилей начинает вращаться около своего центра тяжести. Центр тяжести, в свою очередь, перемещается под некоторым углом к первоначальному направлению движения.

Деформированные части ТС, которыми они контактируют при столкновении, позволяют судить о взаимном расположении и направлении взаимодействия.
Трассы (типы царапин, борозд) на боковых поверхностях контактирующих ТС позволяют установить характер взаимного движения, а также факт подвижного, неподвижного состояния.
Трассы на частях ТС, контактирующих с дорогой, дают возможность определить направление движения ТС после столкновения и уточнить место столкновения.
Характер повреждений на ТС может указывать на тип ДТП. Резко смещенные назад кузовные детали говорят об ударе с большой силой, что обычно характерно для столкновений, наездов на неподвижные препятствия, в этом случае они смещаются под углом к оси ТС и нехарактерны для наезда на пешеходов.
Таким образом, изменение траектории движения ТС зависит от множества факторов, таких как столкновения, эксцентричности столкновения, скорости движения ТС в момент столкновения, массой и габаритами ТС, а также возникающим моментом инерции относительно центра тяжести ТС.
Правильно построенный механизм ДТП, позволяет определить остальные задачи стоящие перед нами, а задач у нас много))
PS: Развивайтесь и помогайте другим. Всем добра

§ 1. Классификация видов столкновений TC

Классификация видов столкновений ТС, отвечающая потребностям автотехнической экспертизы, должна способствовать систематизации методов и наиболее полной разработке методики экспертного исследования обстоятельств, определяющих механизм столкновения.

Основным требованием, предъявляемым к любой классификации помимо соответствия ее цели, ради которой она проводится, является четкая формулировка классификационных признаков, обеспечивающая полный охват всех членов системы, исключающая возможность попадания однородных членов в разные классификационные группы и разнородных — в одну и ту же группу. Такая классификация видов столкновений TC в литературе отсутствует.

Классификация видов столкновений, в наибольшей мере удовлетворяющая указанным требованиям, приведена на рис. 1.1.

Классификационные признаки, определяющие механизм столкновения ТС, подразделяются на 2 основные группы: признаки, общие для столкновения двух TC в целом, и признаки, относящиеся, отдельно к каждому из них, которые могут и не совпадать.

К общим признакам принадлежат следующие.

I. Перемещение одного TC в поперечном направлении по отношению к полосе движения другого в процессе их сближения (классификация по направлению движения ТС). Признак определяется величиной угла столкновения а 1 , которая может быть установлена по следам колес обоих TC перед столкновением, по расположению TC и следов их перемещения после происшествия, по направлению отбрасывания отделившихся от них объектов (осколки стекол и др.), по полученным при столкновении деформациям.

По этому признаку столкновения подразделяются на 2 группы:

1) продольное — столкновение без относительного смещения TC в поперечном направлении, т. е. при движении их параллельными курсами (угол а 1 равен 0 или 180°);

2) перекрестное — столкновение при движении TC непараллельными курсами, т. е. когда одно из них смещалось в поперечном направлении в сторону полосы движения другого (угол а 1 не равен 0, 180°).

Рис. 1.1. Классификация видов столкновений TC

II. Перемещение TC в продольном направлении по отношению друг к другу (классификация по характеру взаимного сближения ТС). Признак также определяется величиной угла столкновения а 1 .

По этому признаку столкновения подразделяются на следующие 3 группы:

Читать еще:  Я виновник ДТП

1) встречное — столкновение, при котором проекция вектора скорости одного TC на направление скорости другого противоположна этому направлению; TC сближались с отклонением навстречу друг другу (угол а 1 >90°,

Должен знать каждый водитель: все виды дорожно-транспортных происшествий

Любой владелец транспортного средства должен представлять все возможные риски, связанные с эксплуатацией автомобиля. В целях учёта ДТП и разработки мер, направленных на профилактику подобных случаев, была создана классификация всех типов аварий, случающихся при вождении.
Из данной статьи можно узнать о том, как подразделяются ДТП по тяжести последствий и по виду происшествия

  1. Как подразделяются ДТП?
  2. Столкновение
  3. Опрокидывание
  4. Наезд
  5. Падение пассажира
  6. Бесконтактное ДТП
  7. Иные случаи
  8. Является ли аварией падение предметов и снега с крыш на ТС?
  9. Классификация по тяжести последствий

Как подразделяются ДТП?

В соответствии с ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ» ДТП признаётся как событие с участием ТС, водителя или другого лица, которое повлекло за собой ранение или смерть человека и/или материальный ущерб в результате движения ТС. При этом авария трактуется в каждой ситуации по-разному.

Столкновение

Возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Движущееся ТС сталкивается с другим ТС (движущимся или внезапно остановившимся). Причинами таких аварий являются нарушение ПДД любым из водителей, невнимательность участников дорожного движения, погодные условия или неисправность автомобиля.
  2. Одно ТС (несколько) сталкивается с подвижным составом железной дороги. При этом ТС врезается в состав на скорости либо в результате оставления машины на ж/д путях. В данном случае виновником считается только водитель автотранспортного средства.
  3. ТС сталкивается с животным, перебегающим проезжую часть.

По степени опасности аварии при столкновениях делятся на лобовые, задние, касательные и боковые. Наиболее распространенными причинами этих типов столкновений становятся:

  1. Выезд на встречную полосу.
  2. Несоблюдение безопасной дистанции.
  3. Невнимательности при перестроении и поворотах.
  4. Незнание правила преимущества на нерегулируемых перекрестках.
  5. Тёмное время суток, плохо освещенные участки дорог.

Опрокидывание

Такое ДТП возникает на участках автомагистралей в результате плохого сцепления шин с дорожным покрытием (дождь, гололёд) или других факторов непредвиденного характера, препятствующих естественному движению.

Частые опрокидывания случаются и при превышении скоростного режима на автотрассах. Как правило, предполагают занос машины с возможным возгоранием.

Наезд

Под наездом понимают такую аварию, когда движущееся ТС наезжает на другое ТС, пешехода или любое препятствие. При этом не является важным, каким способом осуществляется движение – задним ходом или передним.

Авария сопровождается ударом кузова и возможным летальным исходом. Наезд может спровоцировать также прицепной состав ТС. Основными причинами происшествия выступают невнимательность или условия плохой видимости (подробнее об этих и других причинах аварий можно узнать тут).

ДТП в этом случае считаются наезды:

  1. На препятствие. ТС наезжает на любой неподвижный предмет. Ими выступают столбы, деревья, опоры моста, ограждения и заборы, стены и т.д.
  2. На пешехода. ТС делает наезд на человека, идущего по проезжей части (тротуару), ввиду нарушения ПДД водителем либо пешеходом.

Падение пассажира

Обязательным условием ДТП является движение ТС, при котором пассажир либо выпадает из него, либо теряет обычное положение тела внутри салона (кузова). Наиболее вероятными причинами становятся резкое изменение скорости или траектории езды. Наиболее опасны падения с путепроводов, мостов, при перевозке грузов.

Бесконтактное ДТП

Эта категория происшествий характеризуется отсутствием физического контакта ТС виновного лица с другими ТС или предметами. Но вред третьим лицам причиняется в результате неправомерных действий водителя ТС.

Например, машина А. движется по главной дороге в нужной полосе. Автомобиль Б. со встречной полосы поворачивает влево в неположенное время, заставляя водителя А. совершить резкий маневр вправо. После чего происходит столкновение с другим ТС.

Иные случаи

Под данную категорию происшествий попадают многочисленные случаи, когда происходит падение груза или отцепление колеса, при наезде на людей, не являющихся в определённых моментах участниками дорожного движения, при наезде на внезапно возникшие препятствия.

Является ли аварией падение предметов и снега с крыш на ТС?

Из самого определения, данного в ПДД и других инструкциях, становится ясным, что ДТП случается при движении ТС. Любые происшествия, случившиеся на стоянке или парковке не рассматриваются как ДТП.

Остановка ТС до 5 минут или на большее время (если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, разгрузки и загрузки ТС) считается процессом дорожного движения. Поэтому при падении предметов на крышу или другие части ТС ситуация рассматривается как ДТП.

Здесь также важно учитывать определение термина «Дорога». В некоторых случаях на особых территориях, где осуществляется разгрузка и погрузка грузов, происшествие не засчитывается за ДТП по причине невозможности доказать, что место около склада является дорогой. А страховщики при этом отказываются от ответственности.

Классификация по тяжести последствий

Исходя из определения самого ДТП выделяют 3 возможных последствия происшествия:

  • со смертельным исходом;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом;
  • смешанный тип.

Определение ДТП даёт закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ: «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.».

В свете этого определения вина определяется степенью ущерба и категорией телесных повреждений (лёгкие, средней тяжести, тяжелые, особо тяжкие).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.10 г. N 346н обязует учреждения по судебно-медицинской экспертизе производить действия в строгой последовательности и в полном объёме, чтобы определить степень тяжести травм при авариях.

При получении телесных повреждений лицо считают раненым. При этом ранение предполагает госпитализацию минимум на одни сутки или амбулаторное лечение, точнее его необходимость.

Лёгкие повреждения определяются краткосрочным расстройством здоровья, которое ограничивает трудоспособность пострадавшего не более, чем на 5%.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.08 г. N 194н устанавливаются критерии вреда здоровью средней и тяжёлой степени. Средние повреждения, в отличие от тяжелых, не представляют угрозы для жизни и предполагают долгое расстройство здоровья (более 21 дня). Повреждения тяжёлой степени характеризуются стойкой потерей трудоспособности.

Смертельный исход фиксируется, если смерть наступила непосредственно на месте аварии или в амбулаторных условиях в течение 7 последующих суток. Последствия ДТП считают особо тяжкими, если погибших не менее 4 или раненых больше 15 человек.

Материальный ущерб может затронуть любую часть инфраструктуры дорожного движения. Он выражает сумму ущерба от повреждений ТС, грузов, дорожного покрытия и сооружений, стоимость прочих услуг, которые использовались на месте ДТП.

Следует отметить, что невиновность водителя ТС в некоторых случаях доказывается в порядке судебного заседания на основании материалов дела. При этом часто манипулируют термином «ограниченная видимость».

При несоответствии расстояния видимости нормативным требованиям или в результате неудовлетворительных метеоусловий решение Суда может быть изменено с поправкой на фактический результат расследования.

Подробнее о методиках служебного расследования ДТП можно узнать тут.

Под понятие дорожно-транспортного происшествия (ДТП) попадают только ситуации, возникшие при движении машины. В этом случае негативные последствия наступают всегда в виде причинения различных травм или смерти, а также материального ущерба.

Основные виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР

Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на:

лобовое — столкновение ТС при встречном движении;

боковое — столкновение ТС с боковой стороной другого ТС;

касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;

опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось;

наезд на стоящее ТС — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп;

наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Особые виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР

Особые виды ДТП — ДТП, осложненные опасными факторами, требующими специальной подготовки спасателей или привлечения дополнительных сил и средств.
ДТП с падением ТС в воду — ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам падают в реки, озера, море, проваливаются под лед и т.п.
ДТП с падением ТС с крутых склонов — ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам срываются с крутых склонов и при падении, как правило, несколько раз переворачиваются, ударяясь о выступы скал, и пролетают 100–150 м и более. Иногда ТС взрываются. Сами ТС превращается в груду искореженного металла.
ДТП на участке железной дороги — ДТП, при которых: ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.
ДТП с участием трамвая (троллейбуса) — ДТП, при которых трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали ТС или люди.
ДТП с возникновением пожара – ДТП, сопровождающееся возгоранием аварийных ТС и перевозимых ими грузов.
Попадание ТС под завал — ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.
ДТП в туннеле (путепроводе) — ДТП, осложненные спецификой ограниченного пространства, затрудняющего доступ к месту ДТП, проведение АСР и эвакуацию пострадавших.
ДТП с транспортным средством, перевозящим опасный груз — ДТП с ТС, перевозящим груз, попадающий под категорию опасных, в результате которого произошла его утечка (выброс, возгорание и т.п.) или существует опасность возникновения такой ситуации, в том числе:
— ДТП с ТС, перевозящим горючие (ГЖ) или легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), в результате которого произошел их разлив или утечка;
— ДТП с ТС, перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ), в результате которого произошел их разлив или утечка;
— ДТП с ТС, перевозящим радиационно опасные вещества (РВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие загрязнение ими окружающей среды;
— ДТП с ТС, перевозящим биологически опасные вещества (БВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие заражение ими окружающей среды;
— ДТП с ТС, перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, при котором возникла угроза детонации ВВ и ВОП вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).

Источник: Руководство по ведению аварийно-спасательных работ
при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств,
деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП»,
Москва 2012

Виды ДТП: наезд, опрокидывание, столкновение и иные типы

  • 28 Декабря, 2020
  • Автомобильное право
  • Наталья Калиниченко
Читать еще:  Причинение вреда здоровью при ДТП — виды и определение степени тяжести

Любое передвижение автомобильным транспортом может закончиться аварией. Спровоцировать ДТП может множество причин, от обычной неосторожности водителя до плохой видимости на дороге.

Законодательство довольно четко определяет виды ДТП. Сам термин трактуется, как происшествие на дороге, как событие, произошедшее по вине одного или нескольких транспортных средств, водителей мотоциклов или пешеходов. Вследствие аварии может быть нанесен материальный или физический урон.

Что не считается ДТП

Не каждый случай, произошедший на дороге, может расцениваться как определенный вид ДТП. Речь идет о ситуациях, когда неприятность произошла с машиной, но время ее стоянки не превысило 5 минут. Исключением является столкновение.

Не относится к категории ДТП падение дерева на автомобиль, хулиганские действия третьих лиц. К примеру, царапины, нанесенные на кузов машины, уже расцениваются как административное правонарушение.

Такие действия могут покрываться КАСКО, главное, это прописать в страховом договоре.

Виды и причины ДТП

Статистические данные говорят о том, что число аварий на дороге с каждым годом только возрастает. Связано это не только с увеличением количества автомобилей, а с неопытностью, неосторожностью, излишней самоуверенностью и фактическим незнанием правил ПДД водителями.

Классификацией ДТП занимались и занимаются многие практики и теоретики в области права. Речь идет об известных правоведах: Городокине В.А., Ефимове Б.Д., Исаеве В.Д. и многих других. Всем им удалось создать определенную структуру, позволяющую классифицировать аварии по ряду признаков.

ДТП: основные виды

Правила учета и анализа ДТП № 168 от 29.05.1998 года со всеми поправками имеют следующую классификацию:

  1. Столкновение. Под этим термином подразумевается столкновение машины с другим авто, мотоциклом, с подвижным составом ж/д, независимо от наличия или отсутствия технических средств регулирования движения.
  2. Наезд на велосипедиста. Речь идет не только о наезде непосредственно на велосипедиста, но и когда последний натолкнулся на машину.
  3. Наезд на гужевой транспорт. Классификация подразумевает не только наезд на животное, но и на повозку.
  4. Опрокидывание. Главное условие этого типа классификации: транспортное средство в момент опрокидывания должно находиться в состоянии движения.
  5. Наезд на машину, которая находится в стоящем состоянии. В категорию подпадают также наезды на полуприцепы и прицепы.
  6. Наезд на препятствие. Речь идет о ситуациях, когда машина наезжает на дерево, опору моста, столбы или ограждение.
  7. Наезд на пешехода. Под классификацию подпадают даже ситуации, когда пешеход пострадал от груза, который находился в машине.

Последняя категория из этой классификации – падение пассажира из самого автотранспортного средства или в салоне. Если машина не двигается, то происшествие не относится к данному типу аварии.

Бесконтактное происшествие

Бывают такие случаи, когда вроде и столкновения, наезда нет, а происшествие есть. Этот вид ДТП довольно часто встречается. Обычная ситуация: одна машина «подрезает» другую, у которой нет другого выхода, как выехать на встречную полосу движения. Результатом может быть не только столкновение с другим автомобилем, но и наезд на опору или ограждение.

К данной категории относят также падение груза, который был в машине.

По тяжести последствий

Виды ДТП в данной категории представлены следующими характеристиками:

  • с особо тяжкими последствиями;
  • со смертельным исходом пострадавшего или с телесными повреждениями;
  • происшествие с ущербом, ограниченным только материальным вредом.

К особо тяжким ДТП относят происшествия, вследствие которых погибло 5 и больше человек, или от 10 пострадавших.

Во вторую группу входят даже аварии, в результате которых пострадавший умер на протяжении 30 суток со дня ДТП.

Другой тип аварии

Иной вид ДТП: что это? Есть и такое понятие. Чаще всего в такую аварию попадают водители с небольшим опытом вождения. Речь идет о ситуациях, когда владелец автотранспортного средства не соблюдает правила переезда перекрестка и поворачивает налево, когда это запрещено. В результате такого маневра происходит авария с машиной, движущейся навстречу.

Обычно найти виновную сторону в таком ДТП не представляет никакого труда. После составления схемы сразу становится понятно, кто неправильно пересекал перекресток.

Распространенные причины

Специалисты в области права выделяют несколько основных причин возникновения аварий на дорогах:

  1. Водители. В этот блок можно включить более 25 причин, от нетрезвого состояния до игнорирования сигналов светофора.
  2. Пешеходы. Увы, но эта категория участников дорожного движения не меньше нарушает ПДД. Это и переход дороги в неположенном месте, и то же игнорирование светофора.
  3. Неисправность транспортного средства. Чаще всего аварии происходят на фоне неисправности тормозной системы или из-за износа протекторов шин.
  4. Неблагоприятные дорожные условия. Это не только ямы и выбоины, но и гололед, плохая видимость.
  5. Нарушение правил велосипедистами. Естественно, что отсутствие велодорожек в нашей стране стимулирует увеличение количества ДТП, но лица, управляющие велосипедами, также не всегда соблюдают ПДД. Они часто выезжают из ряда, по которому должны двигаться, пренебрегают светоотражающей одеждой.

Каждый участник дорожного движения не только должен знать типы происшествий, столкновений, но и помнить, что авария может произойти с каждым. От неукоснительного соблюдения ПДД зависит безопасность каждого водителя, велосипедиста, пешехода.

ДТП. Понятие, виды, причины, условия, последствия

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Статья 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет и описывает «дорожно-транспортное происшествие» как событие, возникшее в процессе движения по дороге, с участием транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Сходное определение содержится в Постановлении Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Перечень видов ДТП и их определения приведены в Приложении 6 к Приказу МВД РФ от 18 июня 1996 г. № 328:

1) столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

2) опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

3) наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

4) наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

5) наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

6) наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное;

8) падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий.

Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием;

9) иной вид дорожно-транспортного происшествия — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

В соответствии с перечисленными видами ДТП необходимо наличие трех условий: транспортное средство должно двигаться; само событие должно быть связано с транспортным средством; последствия события должны соответствовать названным условиям (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб).

Под условиями возникновения ДТП понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения дорожно-транспортного происшествия и не обязательно имеют с ним причинную связь.

Обстоятельства возникновения ДТП — действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к дорожно-транспортному происшествию лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения дорожно-транспортного происшествия. В отличие от условий, обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия по времени.

Причины возникновения ДТП можно определить как некоторое явление или совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного дорожно-транспортного происшествия. Различные виды ДТП могут быть вызваны одной причиной или несколькими.

Большинство специалистов, считает, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий, ведущих к дорожно-транспортному происшествию, составляют различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей с множеством неизвестных.

Исходя из статистики, в 80 — 90% случаев причины ДТП связаны с человеческим фактором, в оставшихся 10 — 20% — носят техногенный характер.

Такое разделение основано на предположении, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возникающей на дороге, компенсировать сбои, происходящие в системе водитель — автомобиль — дорога. Однако процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять, почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации. При таком подходе часто могут быть выявлены устранимые причины ДТП в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т.д.

В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб; легкие телесные повреждения; телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие; смерть потерпевшего; особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

Материальный ущерб от ДТП может, например, складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружений; затрат на выполнение функций правоохранительных органов либо аварийно-спасательных служб; оказание первой или медицинской помощи; потерь от остановки движения.

Степень тяжести вреда здоровью.

Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.

Читать еще:  Оформление ДТП если виновник скрылся?

Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются: опасность вреда здоровью для жизни человека; длительность расстройства здоровья; стойкая утрата общей трудоспособности; утрата какого-либо органа или утрата органом его функций; утрата зрения, речи, слуха; полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским); психическое расстройство.

Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

С судебно-медицинской точки зрения стойкой утратой общей работоспособности следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней.

Легкие телесные повреждения.

Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются: кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня; либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5%).

Телесные повреждения средней степени тяжести.

Признаками вреда здоровью средней тяжести являются: отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня); значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее, чем на одну треть (от 10% до 30% включительно).

Тяжкие телесные повреждения.

Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это: опасный для жизни вред здоровью; потеря зрения, речи, слуха; потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; неизгладимое обезображение лица; расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более, чем на 33%); полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство.

Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

Отметим, что согласно Правилам учета ДТП «погибшим» считается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток. Российский порядок учета количества погибших в ДТП многие годы был основан на 7-дневном правиле, слегка «улучшавшем» статистику: если участник ДТП умирал в больнице на восьмой день после аварии, его погибшим в ДТП не считали. Только с начала 2009 г. отечественный порядок соответствует международным нормам (Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 859).

«Раненый» — это лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

  1. Как ПДД трактует дорожное происшествие?
  2. Признаки ДТП
  3. Участники ДТП
  4. Какие выделяют виды ДТП?
  5. По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:
  6. По характеру вреда:
  7. По количеству участников
  8. По степени тяжести телесных повреждений:
  9. Что не является ДТП?
  10. Причины ДТП
  11. Видимость и условия, сопутствующее ДТП

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.

Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
  • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
  • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
  • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

  • автовладельцы;
  • виновники аварий;
  • виновные в ущербе;
  • потерпевшие и пострадавшие.

Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

Уважаемый читатель!

В статье представлена базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

Что не является ДТП?

Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

Причины ДТП

Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

  • усталость, болезнь, недомогание шофера;
  • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
  • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
  • повреждения дорожного покрытия;
  • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
  • технические неисправности автотранспортных средств.

Данные причины можно условно поделить на три типа:

  1. Субъективные.
  2. Дорожные условия.
  3. Технические факторы.

К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

Видимость и условия, сопутствующее ДТП

ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector