ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля
Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
Игорь-17 » 15 дек 2015, 16:55
В данной теме размещены комментарии, относящиеся к статье
ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля
А как же пункт 8.5.: Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.
Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
Pddclub » 15 дек 2015, 16:55
Re: Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
Максим » 15 дек 2015, 17:03
Игорь , в рамках статьи подразумевается, что оба водителя выполняют маневр из крайнего левого положения.
Если Вы имеете в виду столкновение в видео, то там данное нарушение имеет место.
Удачи на дорогах!
Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
Олег-18 » 15 дек 2015, 18:21
Re: Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
Максим » 15 дек 2015, 19:49
1. Раздел 8 ПДД не относится к выполнению обгона, поэтому корректнее применять пункты раздела 11.
2. 11.1 можно использовать для доказательства вины черного автомобиля.
3. Пункт 8.8 не говорит о том, что обгоняющее транспортное средство должно уступить дорогу поворачивающему. Или Вы хотите использовать его как-то по другому?
Re: Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
servit » 15 дек 2015, 22:59
Мы уже неоднократно разбирали данную ситуацию. Воспользуйтесь поиском и посмотрите дискуссию.
Еще раз выскажу свое мнение.
Для «поворачивающего»:
1. п.8.1 .. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
2. п.8.5 Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении..
3 п. 11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
П.С.
На счет п.11.3:
ТС заняло крайнее положение на ПЧ, заблаговременно включило поворотники, выполнило все требования и совершенно не обязано (ни одной нормой Правил) уступать дорогу попутному ТС, производящему обгон.
Для «обгоняющего»:
— 11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним транспортное средство начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Вывод:
Обгон крайне опасен, так производиться на встречной полосе и с большей скоростью.
ТС, поворачивающее из крайнего положения на ПЧ и заблаговременно подавшее сигнал поворота имеет преимущество при проезде перед обгоняющим ТС.
Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
Борис-3 » 16 дек 2015, 20:44
Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
18611861 » 11 янв 2016, 13:15
Re: Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
Serpiph » 14 янв 2016, 14:04
Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
Вмитрий » 15 июл 2016, 15:39
Re: Комментарии к «ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля»
wowick » 15 июл 2016, 18:30
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0
ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля. Это один из самых популярных видов столкновения, при котором сложно выявить виновника дорожно-транспортного происшествия. Как минимум раз в пару месяцев похожие ДТП обсуждаются на форуме pddclub.ru, поэтому я решил рассказать о них в отдельной статье.
Суть ситуации заключается в следующем. По дороге едут одновременно 2 автомобиля (синий и черный). Синий едет впереди черного. Водитель синего автомобиля хочет повернуть налево, водитель черного хочет обогнать синюю машину. Оба водителя одновременно начинают маневр и происходит столкновение на встречной полосе.
Рассмотрим, кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля и как его можно избежать. Приступим.
Если рассматривать данный тип ДТП только теоретически, то понять, почему происходят подобные ДТП, довольно сложно. Поэтому для начала предлагаю Вам посмотреть видео. В данном случае видеорегистратор установлен на черном автомобиле, т.е. на обгоняющем:
Схема столкновения выглядит следующим образом:
Обратите внимание, в данном случае не имеет значения, куда поворачивает синий автомобиль. Он может выполнять поворот на перекрестке, въезд на прилегающую территорию или парковаться на свободное место на левой стороне проезжей части. В любом случае он выполняет поворот налево.
Ситуация глазами водителя поворачивающего автомобиля
Водитель поворачивающего (синего) автомобиля видит ситуацию следующим образом. Скоро мне будет нужно повернуть налево. Место поворота издалека не видно, поэтому чтобы не проскочить его, поеду помедленнее.
Ошибка водителя синего автомобиля в данном случае заключается в том, что либо он вообще не смотрит в зеркала заднего вида, либо ошибочно предполагает, что черный автомобиль не успеет его догнать.
Ситуация глазами водителя обгоняющего автомобиля
Водитель обгоняющего (черного) автомобиля видит ситуацию по-иному. Ему кажется, что синий автомобиль движется слишком медленно без особых на то причин. Водитель черного автомобиля спешит, начинает нервничать и предпринимает необдуманную попытку обгона.
Кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля?
В данном случае ситуация достаточно интересная, т.к. виновником ДТП на практике может оказаться как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.
Рассмотрим пункты правил, относящиеся к данной ситуации.
Нарушения, которые могут быть допущены водителем синего автомобиля:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Нарушение водителя черного автомобиля:
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Таким образом на практике ситуация сводится к тому, что нужно определить, кто из водителей раньше подал сигнал поворота.
1. Если водитель синего автомобиля включил поворотник раньше, то водитель черного автомобиля при попытке обгона нарушает пункт 11.2 ПДД.
2. Если водитель черного автомобиля включил поворотник раньше и начал обгон, то водитель синего автомобиля нарушает пункт 8.1 ПДД, т.к. создает помехи другому участнику дорожного движения.
3. Если же никто не подал сигнал поворота, то виновниками ДТП будут признаны оба водителя. Соответственно, они поделят между собой затраты на ремонт автомобилей.
Казалось бы, все просто. Нужно определить, кто из водителей первым подал сигнал поворота. При разборе подобного ДТП на практике это вызывает сложности. Даже если у каждого из водителей есть видеорегистратор, видеозаписи не позволят точно разобраться в ситуации.
Регистратор черного автомобиля может зафиксировать момент включения поворотника синего автомобиля. Однако включение поворотников на самом черном автомобиле не попадает в поле его зрения. Видеорегистратор синего автомобиля вообще «не видит» поворотники участников дорожно-транспортного происшествия.
Поскольку на практике возникают сложности с доказательством вины каждого из водителей, решение суда может быть любым. Виновником может быть признан как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.
Как избежать ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля
В рассматриваемой ситуации любой из водителей может избежать столкновения автомобилей:
1. Водитель синего автомобиля должен внимательно оценивать обстановку, в том числе и с помощью зеркал заднего вида. Если Вы видите сзади чересчур активного и агрессивного водителя, то не выполняйте поворот. Лучше остановитесь на обочине или у тротуара и дождитесь более благоприятной ситуации.
2. Водитель черного автомобиля имеет гораздо больше возможностей для предотвращения ДТП. В первую очередь не следует нервничать, если перед Вами медленно едет автомобиль, водитель которого, кажется, засыпает на ходу. Скорее всего водитель ищет место для какого-то маневра и готовится к нему приступить.
Если же Вам трудно с этим смириться, то представьте, что за рулем едущего впереди автомобиля сидит хронический алкоголик, действия которого не предсказуемы. Он может продолжить движение прямо, может повернуть, а может включить задний ход. Поэтому к медлительному автомобилю вплотную лучше не приближаться. Создайте после него комфортную дистанцию и двигайтесь с его скоростью. Обгон выполняйте только в том случае, если уверены, что маневрировать синий автомобиль не собирается.
В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что на практике любой из водителей может предотвратить ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля. Это нужно обязательно сделать, т.к. результаты разбора данного ДТП в ГИБДД и суде могут быть непредсказуемыми.
ДТП при обгоне на перекрестке
Последнее обновление: 30.04.2020
8 комментариев
- ДТП при обгоне на перекрестке
- Левый поворот на перекрестке
- Поворот налево и обгон на перекрестке
- Хотел обогнать, но не повезло
ДТП при обгоне на нерегулируемом перекрестке. Разбор дорожной ситуации.
Рассмотрим случай, когда один автомобиль на перекрестке обгоняет, а второй в этот момент поворачивает налево. Происходит столкновение. Можно, конечно, перефразировать ситуацию по-другому – один водитель поворачивает налево в то время, когда второй выполнял обгон. Но конкретика в данном случае важна лишь для определении вины участников дтп. Наша задача не определить виновника аварии, пусть этим займется гибдд, а разобрать дорожную ситуацию для того, чтобы не повторять подобных ошибок в будущем.
Ситуация следующая: Дорога имеет две полосы – по одной для движения в каждом направлении, с разметкой посередине, разделяющей противоположные потоки. Знаков, запрещающих обгон нет, а прерывистая разметка 1.5 в необходимых местах переходит в разметку 1.6 (прерывистая, по-другому – линия приближения к разметке 1.1) и 1.1 (сплошная).
По одной из полос движется поток машин в одном направлении, встречная полоса свободна. Как только началась прерывистая разметка 1.5, владелец регистратора приступил к обгону, который закончился столкновением с поворачивающим автомобилем на перекрестке.
Посмотрите короткое видео.
Какие ошибочные действия допустили участники дтп на этом нерегулируемом перекрестке?
Начнем с того, что обгон, по определению, всегда связан с выездом на полосу встречного движения. Поэтому, собираясь приступить к обгону, необходимо убедиться, что этот маневр не противоречит Правилам дорожного движения и что он будет безопасен для его участников.
Приступив к обгону и двигаясь по встречной полосе, владелец регистратора, скорее всего, не обратил внимания, что впереди, через 300 метров перекресток, а ведь у него было две подсказки: знак 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» и 6.10.1 «Указатель направлений». Более того, сразу после знака 6.10.1 началась сплошная линия разметки 1.1, которую он не мог не видеть. Поэтому завершать обгон нужно было до разметки 1.1, так как дальнейшее движение по встречной полосе является нарушением ПДД. Это первая ошибка владельца регистратора.
Что касается обгона на нерегулируемом перекрестке в этой ситуации, регистратор пошел на обгон в нарушение Правил Это была вторая ошибка владельца регистратора.
Водитель автомобиля, поворачивающего налево на перекрестке, возможно, не ожидал, что его будут обгонять в нарушение ПДД и, скорее всего, не обратил внимание на пространство слева-сзади своего автомобиля. Впереди со встречной полосы ему никто не мешал для выполнения левого поворота, а обгоняющего он попросту не видел. В результате чего при обгоне на перекрестке произошло ДТП.
Как избегать подобных ошибок в будущем. Сначала рекомендация для водителей, которым необходимо выполнить левый поворот на перекрестке.
Согласно правилам проезда нерегулируемых перекрестков при движении по главной дороге, поворачивая налево или разворачиваясь, водитель должен уступить дорогу ТС, которые движутся навстречу, также по главной дороге, в направлении прямо и направо. Это правило помнят все, поэтому чаще всего только вперед и смотрят. Но опасность может находиться и сзади.
Готовясь к повороту налево, как в подобной дорожной ситуации на видео, необходимо также видеть дорожную ситуацию слева сзади от вас. Поэтому, возьмите себе за правило – собираясь повернуть налево, перед тем, как включить левый «поворотник», всегда смотрите в левое зеркало заднего вида, а непосредственно перед самим маневром быстро поверните голову и посмотрите влево назад для лучшего контроля обстановки. Это даст более полную картину. Возможно вас уже кто-то обгоняет, даже нарушая ПДД, и с поворотом придется повременить.
Теперь рекомендация для водителя обгоняющего автомобиля. Прежде чем приступить к обгону, необходимо убедиться, что этот маневр не запрещен Правилами. Если впереди по движению маячит перекресток, то от обгона лучше воздержаться.
Обгон на нерегулируемом перекрестке всегда непредсказуем. Согласно пункту 11.4 ПДД, обгонять разрешается только на нерегулируемых перекрестках и только при движении по главной дороге. Но даже в этом случае постарайтесь завершить обгон до перекрестка, хотя бы из-за того, чтобы избежать ситуации, как на видео. Еще на перекрестке может быть расположен пешеходный переход, а на переходе обгон запрещен (пункт 11.4 ПДД).
В случае ДТП при обгоне на перекрестке, как на видео, придется доказывать много фактов: кто первый приступил к своему маневру, кто первый подал сигнал к началу своего маневра и пр. Чаще всего виновным признают поворачивающего, реже – обоюдную вину. Как решит суд. Поэтому, такую ситуацию лучше обойти стороной.
В любой дорожной ситуации водитель принимает решение исходя из того, что он видит. Поэтому в поле зрения водителя должно попасть как можно больше объектов дорожной обстановки. Обгоняя кого-то, можно не заметить дорожные знаки, расположенные справа от дороги.
Будьте внимательны. Соблюдайте безопасную скорость, держите безопасную дистанцию и учитесь «читать» подсказки на дороге.
В опубликованной ранее статье Авария при перестроении (название говорит само за себя), был рассмотрен случай, в котором невнимательность обоих водителей привела к столкновению. В следующей статье разберем ДТП на нерегулируемом перекрестке, на котором главная дорога изменяет свое направление.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 30.04.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Столкновения при нарушении правил обгона
Торопливость и невнимательность – особенности езды многих водителей. Неудивительно, что немалая часть аварий случается при обгоне одного ТС другим. Это бывает, если ускоряющийся автомобиль обходит более медленный с правой и левой стороны, на перекрестке и вне его. Установление виновника определяется обстоятельствами столкновения.
Обгон поворачивающего налево и ДТП
Самый распространенный случай аварии при попытке обойти другой автомобиль – это обгон, когда идущий впереди поворачивает налево. При нарушении правил получается, что оба ТС устремляются навстречу друг другу и сталкиваются.
Виновным в этой ситуации могут быть как один, так и другой водитель, или оба сразу. Это зависит от обстоятельств:
- По требованию пункта 8.1 ПДД перед поворотом нужно дать знать о своем намерении другим участникам движения. Это значит, водитель должен включить левый поворотник или сделать соответствующие движения рукой до того, как начать маневр. Если он проигнорировал необходимость или опоздал с сигналами, вина за ДТП возлагается на него.
- В соответствии с пунктом 11.1 ПДД тот, кто управляет обгоняющей машиной, тоже обязан выполнить маневр определенным образом:
Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
Он должен также соблюсти пункт 11.2 ПДД, то есть воздержаться от маневра при наличии запрещающих его выполнение условий. Нарушение обоих правил делает его виновным. Водитель второго авто не должен обгонять, если идущее впереди ТС уже начало поворачивать, или на нем включился соответствующий сигнал. Виновным автомобилист становится и в случае, когда машины по его полосе движутся плотным потоком, и отсутствует возможность вернуться назад.
- Ответственность будет обоюдной, если водители обеих машин не включили соответствующие сигналы перед маневрами. Бездействием они лишились возможности понимать намерения друг друга и создали аварийную ситуацию. Теоретически вина делится на двоих, когда водитель первой машины забыл включить поворотник, а второй начал обходить его авто, не имея возможности вернуться в прежний ряд из-за идущего следом ТС.
Ещё на AutoLex.Net:
Все доступные варианты, как проверить, была ли машина в ДТП, визуальные и другие методы проверки авто
ПДД при повороте налево
Есть правила дорожного движения при повороте налево, обязательное соблюдение которых предотвращает ДТП:
- Водителю необходимо занять при движении такое положение на дороге, которое в точности соответствует запланированному повороту налево:
- Маневр влево должен выполняться с крайней левой полосы.
- Маневр вблизи трамвайных линий можно выполнить с путей, если не оказывается препятствие проезду железнодорожного транспорта.
- Встречное движение при повороте налево, строго запрещается и может быть подвергнуто крупному штрафу либо лишению водительских прав.
- Если осуществления маневра влево выполняется большой грузовой машиной, тогда при соблюдении мер безопасности позволяется отступление от некоторых установленных правил.
Для выполняющих поворот влево
Важные требования, которые обязательно нужно соблюсти:
- Автомобилист не может начать движение сразу, поэтому, прежде чем повернуть, он обязан включить световые поворотные указатели надлежащего направления. Кроме того он подает сигнал с помощью руки, если неисправны установленные указатели либо они отсутствуют на автотранспорте. Маневр не должен приводить к возникновению ДТП при повороте налево, а кроме того не должен мешать остальным двигающимся машинам.
- Световой сигнал нужно включить предварительно, а выключить, как только будет завершен поворот.
- Шоферу нужно уступить автодорогу движущемуся прямо либо вправо по равнозначной автодороге автомобилю.
- Подавая сигнал о совершении маневра, автолюбитель не получает каких-то преимуществ относительно остальных автовладельцев.
Для обгоняющих и спешащих на обгон
- Водитель может приступить к совершению обгона лишь в том случае, если имеется свободная полоса движения прямо по направлению обгона и на удовлетворительном расстоянии для его выполнения, когда подобный маневр не создаст аварийной ситуации для дорожного движения и не будет являться помехой для других автовладельцев.
- Осуществление обгона категорически запрещается, если авто, которое располагается спереди и совершает движение, уже подало соответствующий сигнал о проведении поворота налево;
ДТП при обгоне, когда никто не поворачивал
Если движущаяся впереди машина еле тащится, другие идущие в том же направлении стремятся ее объехать. И в такой ситуации аварии случаются нередко. В большинстве из них виновным называют того, кто шел на обгон. Ведь это действие должно совершаться с соблюдением пунктов 11.1 и 11.2 ПДД:
Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
ТС, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
ТС, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним ТС начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому ТС, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Нарушенными оба требования оказываются в следующих случаях:
- на дороге со сплошной разметкой;
- на пешеходных переходах;
- на перекрестке, если ТС движется по второстепенному направлению;
- в конце подъема;
- на отрезках дороги с плохой видимостью;
- на мостах, в тоннелях, эстакадах;
- на железнодорожном переезде или в 100 м от него.
Если авария произошла там, где обгон запрещен, виновным назовут того, кто совершал маневр.
В ПДД есть также пункт 11.3:
Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
Если в ходе разбирательства ДТП докажут, что он намеренно мешал другому автомобилисту обойти его, водителя первого ТС и обвинят в случившемся. Но это при условии, что маневр осуществлялся в разрешенном месте.
ДТП при обгоне на перекрестке
Обогнать чужой автомобиль можно и там, где дороги пересекаются. Но только если:
- перекресток нерегулируемый, то есть на нем не установлен светофор, и нет управляющего движением сотрудника ДПС;
- автомобили едут по главной дороге, которая в этом месте не изменяет направления (обозначается знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 без дополнительных символов).
Ещё на AutoLex.Net:
Кто виновен в ДТП за несоблюдение дистанции
На всех остальных перекрестках маневр запрещен. При игнорировании водителем обгоняющей машины этого требования виновным в ДТП признают его.
Если авария произошла на разрешенном для выполнения действия перекрестке, все сложнее. Здесь определение виновного в происшествии основывается на поведении на дороге обоих участников. Учитывается соблюдение ими условий обгона, указанных в пунктах 8.1, 11.1, 11.2, 11.3 ПДД, а также других правил движения. В зависимости от этого называют одного из водителей виновным, или делят ответственность на двоих.
Особенности ДТП при повороте налево
ДТП при повороте налево распространены. Они приводят к человеческим жертвам, материальному ущербу и иным негативным последствиям. Во всех видах ДТП при повороте налево вина чаще всего признается за человеком, поворачивающим в этом направлении, или за обоими участниками ДТП. Виноватым часто признают того, кто поворачивает, так как он обязан не создавать помех. «Помехи» — достаточно расплывчатое понятие, поэтому признать виноватым поворачивающего просто. Тем не менее, эксперты-автомобилисты нередко признают виновным водителя, совершающего обгон. Основная причина аварии — нарушение ПДД участниками дорожного движения. Эта причина исправима, водителям стоит повышать свою водительскую культуру, внимательно следить за дорогой, уделять время изучению ПДД. Такая профилактика существенно сократит количество ДТП.
Чтобы избежать дорожно-транспортное происшествие при повороте налево, нужно соблюдать следующие правила:
- подача светового сигнала о совершении поворота налево водителем;
- своевременная подача сигнала поворачивающим;
- выбор поворачивающим удачного момента для совершения поворота (нельзя поворачивать на неположенный сигнал светофора, не стоит маневрировать на участках с ограниченной степенью видимости);
- и обгоняющему, и поворачивающему водителю необходимо убедиться, что их маневры не создают помех для остальных участников движения.
Соблюдение этих простых, но крайне необходимых правил поможет минимизировать ДТП при повороте налево, и облегчить осуществление этого маневра.
Авария при обгоне справа: кто ответит
Споры о том, разрешен ли обгон с правой стороны, существуют только среди автомобилистов. Сотрудники ГИБДД уверены, что такой маневр не разрешается. Их правота подкрепляется пунктом 9.9 ПДД:
Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам…
Отсутствие законной возможности на обгон справа отражен и в пункте 11.2 ПДД, где говорится о необходимости возврата на свою полосу без создания угрозы объезжаемому ТС. Поэтому в аварии, вызванной недопустимым маневром, виновным станет тот, кто его выполнял.
О том, как правильно совершить обгон ТС и в каких случаях обгон разрешен, смотрите в этом видео:
Виновник ДТП при выполнении поворота налево
Чаще всего к возникновению ДТП при повороте налево приводит следующая ситуация: один из шоферов начинает обгонять, а другой поворачивает. Во время обгона, находящееся впереди средство уже начало поворачивать налево. Такие обстоятельства нередко приводят к столкновению и значительным печальным последствиям.
Установить виновного в аварии при совершении поворота влево обычно крайне проблематично. Причина этого кроется в следующем: главная обязанность человека, совершающего обгон, обычно заключается в убеждении, что процесс выполнения опережения проводится на нормальном расстоянии и не мешает остальным участникам движения. Автолюбитель в этом случае обязан не препятствовать уже начатому обгону и своими совершаемыми действиями не затруднять движение по проезжей автомобильной части. Выявление виновника дорожно-транспортного проишествия при повороте налево является сложным, так как практически невозможно определить начал ли обгоняющий водитель действия заблаговременно или же слишком поздно.
Большинство решений, вынесенных судами, признают виноватыми обоих водителей. Следовательно, оба автомобилиста несут обоюдную юридическую ответственность. Однако в судебной практике существуют и обратные примеры.
К примеру, Верховный суд Респ. Карелия от 22.01.17 признал виновным шофера, совершившего поворот, так как обгоняющий не имел технической возможности для оперативного предотвращения неизбежного столкновения. Противоположное решение вынес Идринский районный суд (12.10.16): он признал виновным обгоняющего, так как тот начал совершать обгон тогда, когда другой водитель уже начал поворачивать. Обгоняющий должен был вернуться на свою полосу, а не продолжать обгон. В этом и заключалась его вина, за которую он понес вполне заслуженное юридическое наказание.
С активным использованием современных видеорегистраторов выявление виновных стало более упрощенным. Практика использования записей также существенно упростила ведение судебного процесса. Однако ДТП при повороте налево является очень спорным моментом, в котором желательна хотя бы какая-то предварительная консультация юриста.
Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона
Решения судов по поводу дел об авариях подобного рода так же разнообразны, как обстоятельства происшествий. Больше всего проблем возникает у сотрудников ГИБДД с определением того, кто первый начал маневр — поворачивающий водитель или обгоняющий его. Это выясняют с помощью свидетелей или видеофиксации, так как оба участника обычно отказываются признавать вину.
Но в большинстве случаев сразу и точно выявить, кто же был первым, невозможно. Поэтому виновными сотрудники ГИБДД, оформляющие аварию, называют обоих водителей. И перекладывают дальнейшие заботы на судей. Ведь при обоюдной вине от выплат за поврежденные автомобили страховщики уклоняются. И водители подают судебные иски друг к другу о возмещении ущерба. В ходе заседания определяется и виновник.
Ещё на AutoLex.Net:
Что означает ДТП без второго участника, действия и компенсация при повреждениях
Что влияет на решение суда, как показывает практика:
- другие нарушения автомобилистами ПДД и КоАП;
- место столкновения (правая, левая полосы движения либо разделительная линия);
- характер повреждений авто;
- скорость обоих ТС, выясняемая с помощью экспертизы.
Нюансы могут «рассказать» больше, чем говорят сами участники ДТП и очевидцы. Например, если столкновение произошло на левой полосе движения, это значит, что поворачивающий автомобиль уже завершал маневр. А обгоняющий должен был подождать или вернуться в свой ряд, чего не сделал. Следовательно, он и виноват.
Или выясняется, что поворачивающее ТС врезалось в обгоняющее авто. Очевидно, что первый нарушил правила. Ведь такие повреждения могли возникнуть, только если сначала второй начал обгон. Значит, виновен поворачивающий.
Но если таких красноречивых деталей происшествия не обнаруживается, суд поровну делит вину на обоих автомобилистов. Иногда одному из участников инкриминируют большую ответственность, что зависит от обстоятельств дела. Словом, типовых решений по ДТП при обгоне не существует, все индивидуально.
Спешка и беспечность – нередкие спутники аварий. При обгоне это проявляется особенно часто. Поэтому перед маневром стоит просчитать все возможные риски и совершать его, лишь убедившись в безопасности.
Обгон и поворот налево — кто виноват в ДТП? Типовые ситуации
Один автомобиль совершает обгон, другой поворачивает налево кто должен уступить дорогу? Кто будет виноват в случае ДТП.
Одна из спорных ситуаций, в которой определение приоритета в движении явно не прописано в Правилах, а в случаях ДТП решение об определении виновника может быть как в пользу поворачивающего, так и в пользу обгоняющего. При определении виновника на месте или в группе разбора в большинстве случаев признают виновным, водителя который совершал поворот, с формулировкой «Не убедился в безопасности маневра».
Обгон и поворот налево — кто виноват в ДТП?
С появлением авторегистраторов и возможностью видеть видеозаписи обстоятельств ДТП практика в определенных случаях стала смещаться на сторону поворачивающего, а участники Интернет дискуссий разделились на две армии.
Мы встаем на вектор примирения армий и разберем ситуацию в соответствии с Правилами дорожного движения. Помните, если все участники дорожного движения будут следовать Правилам, то дорожно-транспортные происшествия исключены, а при обгоне и повороте налево траектории транспортных средств не пересекаются. Давайте выделим, какие требования предъявляются каждому из водителей связанные с пересечением траекторий. Чтобы не перегружать материал, рассматривать будем движение на перекрестке.
Требования для обгоняющего
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
При пересечении траекторий обгоняющий будет в процессе обгона, данное требование нельзя игнорировать по отношению к поворачивающему.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- …
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- …
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Требования для поворачивающего
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Как видите, при выполнении этих правил, исключается пересечение траекторий. Обгон просто напросто запрещен, если поворачивающий выполнил все требования Правил.
Развеем небольшой миф. «Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.» Есть мнение, что данная фраза автоматически делает виновным поворачивающего, так как поворотник не дает преимущество. Мнение не верно. Включенный поворотник не дает преимущество, но и не обязывает уступать дорогу. В данном случае включенный поворотник запрещает выполнять обгон и такой обгон будет нарушением Правил.
Преимущество
Участник движения нарушающий Правила не имеет и не может иметь преимущества перед участниками, движение которых осуществляется в рамках ПДД. Это относится не только к обгону.
Поворот без подачи сигнала поворота. Обгон на дороге, не являющейся главной.
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Обратите внимание — право на движение. В случае нарушения Правил, у обгоняющего нет права на обгон, и нет права на движение, соответственно и не может быть преимущества. Ни у кого не возникает сомнений, что водитель, который едет прямо на красный сигнал светофора не имеет преимущества перед поворачивающими на зеленый сигнал. И никому не придет в голову обвинить поворачивающий автомобиль, так как он «не убедился в безопасности маневра». Именно с такой формулировкой обвиняют водителя, поворачивающего налево, не смотря на то, что ее не существует в Правилах. Но она звучит убедительно и многие соглашаются с этим нарушением.
«При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.» — для поворачивающего и «в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения» — для обгоняющего — это общие требования для выполнения маневров. Определяющими они могут быть только в случае отсутствия специальных регулирующих норм. В обсуждаемой ситуации выполнение специальных норм исключает пересечение траекторий.
Включенный левый поворотник запрещает выполнять обгон, требования уступить дорогу обгоняющему в нарушение Правил нет и быть не может.
Мы пришли к простому и логичному выводу, виноват тот, кто нарушает.
Однако, существует одна ситуация, когда одновременно есть право обгона и право поворота налево с пересечением траекторий, а очередность проезда уже определяется по общим требованиям пунктов Правил 8.1 и 11.1. Об этом читайте в следующем материале.
Разрешен обгон и поворот налево
Кто виноват в ДТП при повороте налево?
Распространенная ситуация: один из автомобилистов предпринимает попытку совершить обгон, а в это время другой водитель, двигающийся по правой полосе, совершает неожиданный маневр и поворачивает налево. В результате — ДТП. Что делать при ДТП и как определить, кто из водителей виноват в данном случае?
В данной статье мы ответим на следующие вопросы: кто виноват в ДТП при повороте налево? Как избежать ДТП при подобном маневрировании другого участника движения?
Определение виновной стороны: как происходит на практике?
ДТП при повороте налево всегда вызывает массу спорных моментов. Каждая из сторон убеждена в своей правоте и потому прибывшим сотрудникам ГИБДД поступает сразу две версии развития событий. Что делает доказуемость правой стороны (при отсутствии видеорегистраторов, записей с камер дорожного наблюдения и показаний незаинтересованных свидетелей) почти невозможной.
Как показывает практика, чаще всего виновной стороной делают автомобилиста, который принимает неожиданное решение совершить поворот налево, не убедившись в том, что его маневр безопасен для других участников движения.
Однако, в дорожной практике встречаются случаи, когда госавтоинспекторы встают на сторону поворачивающего налево и обвиняют возникновении ДТП водителя, совершающего обгон.
Какой штраф за обгон в месте расположения знака «Обгон запрещен» грозит водителю, читайте здесь.
В последующих разделах мы постараемся ответить на вопрос, кто виноват в ДТП при повороте налево, руководствуясь Правилами дорожного движения.
Как нужно совершать обгон?
Чтобы понять, может ли обгоняющий оказаться виновником ДТП, если второй участник движения поворачивает налево, нужно определить, как правильно совершать обгон.
- согласно пункту 11.1 Правил дорожного движения, водитель, который хочет совершить обгон, должен оценить дорожную ситуацию, чтобы убедиться, что полоса свободна для совершения безопасного обгона. В процессе обгона водитель не должен создавать помех для движения другим участникам движения;
- согласно пункту 11.12 Правил дорожного движения, водителю запрещается совершать обгон, если другое ТС, движущееся перед ним включило левый поворотник, показывая намерение повернуть налево;
Как нужно совершать поворот налево?
Решив совершить поворот налево, водитель обязан придерживаться следующих правил:
- Согласно пункту 8.1 Правил дорожного движения, при повороте налево водитель должен показать свое намерение, включив левый указатель поворота и только после, убедившись в том, что никто не мешает ему совершить подобный маневр и он сам не создает помех движению других участников движения, повернуть налево;
- Согласно пункту 8.2 Правил дорожного движения, подавать сигнал указателями поворота нужно всегда заблаговременно, дабы не ввести других участников движения в заблуждение. Оканчивать указание нужно также своевременно, т.е. сразу после поворота налево;
При указании намерения повернуть налево с помощью руки, водитель должен делать это также заблаговременно. А вот заканчивать указание он может сразу после начала поворота, а не после его совершения (как в ситуации с указанием поворотами).
- Согласно пункту 13.12 Правил дорожного движения, водитель, решивший совершить поворот налево/разворот, обязан уступить дорогу всем ТС, движущимся в противоположном направлении прямо и направо;
Так кто же прав?
Несмотря на достаточно исчерпывающие ответы в предыдущих разделах до сих пор сложно определить — так кто же прав в ДТП при повороте налево, если, по идее, их траектории вообще не должны пересекаться (при соблюдении правил совершения подобных маневров)?
Ответ достаточно прост: в ДТП при повороте налево будет виноват тот водитель, который при совершении своего маневра не соблюдал правила, сопутствующие совершению подобного маневра.
Т.е. совершая маневр «по-своему», водитель не получает никакого приоритета в движении и не может считаться правым в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, в данном случае работники дорожной службы руководствуются незыблемым правилом: «Совершая маневр, водитель должен убедиться в безопасность совершения маневра, а также в отсутствии создания помехи другим участникам движения». Это касается как того водителя, который поворачивает налево, так и того, который совершает обгон.
Вывод: виноват тот водитель, который нарушил правила совершения своего маневра.
Что делать, если виновник отказывается признавать вину, читайте здесь.
А вот определить, кто нарушил эти правила просто: достаточно попросить водителей рассказать о том, как по их мнению должен совершаться обгон и поворот налево.
Соблюдайте Правила дорожного движения и тогда вы никогда не окажетесь в подобной ситуации.
ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля
Рейтинг: 57 557 | ![]() |
Репутация: +83 | ![]() |
Благодарил (а): 251 раз Поблагодарили: 662 раза
ДТП при обгоне поворачивающего налево манипулятора (Видео и опрос)
- Цитата
Сообщение pesec » 16 июл 2020, 09:22
Сообщения: 84 Зарегистрирован: 02 ноя 2005, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2000-го Авто: Honda civic :
Награды: 1
Рейтинг: 1 144 | ![]() |
Репутация: +2 | ![]() |
Благодарил (а): 3 раза Поблагодарили: 16 раз
ДТП при обгоне поворачивающего налево манипулятора (Видео и опрос)
- Цитата
Сообщение K661KB » 16 июл 2020, 09:24
Сообщения: 1217 Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 00:00 Стаж: 1986
Рейтинг: 5 817 | ![]() |
Репутация: 0 | ![]() |
Благодарил (а): 30 раз Поблагодарили: 92 раза
ДТП при обгоне поворачивающего налево манипулятора (Видео и опрос)
- Цитата
Сообщение koljagt » 16 июл 2020, 09:29
Сообщения: 294 Зарегистрирован: 20 ноя 2006, 00:00 :
Награды: 1
Рейтинг: 1 344 | ![]() |
Репутация: +1 | ![]() |
Благодарил (а): 49 раз Поблагодарили: 19 раз
ДТП при обгоне поворачивающего налево манипулятора (Видео и опрос)
- Цитата
Сообщение abkh » 16 июл 2020, 09:35
Давай не будем марать имя великого человека и ассоциировать его с полудурками?
Сообщения: 1217 Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 00:00 Стаж: 1986
Рейтинг: 5 817 | ![]() |
Репутация: 0 | ![]() |
Благодарил (а): 30 раз Поблагодарили: 92 раза
ДТП при обгоне поворачивающего налево манипулятора (Видео и опрос)
- Цитата
Сообщение koljagt » 16 июл 2020, 09:35
Сообщения: 14233 Зарегистрирован: 24 авг 2005, 00:00 Откуда: п. Московский Стаж: 2001 :
Награды: 5
Рейтинг: 42 231 | ![]() |
Репутация: +107 | ![]() |
Благодарил (а): 34 раза Поблагодарили: 332 раза
ДТП при обгоне поворачивающего налево манипулятора (Видео и опрос)
- Цитата
Сообщение Maxx » 16 июл 2020, 09:53
koljagt , две машины в том месте не помещаются, судя по разметке и панорамам яндекс камер.
Осталось определить, была ли разметка в этом месте запрещающая.
В любом случае, водители должны были руководствоваться пунктами 11.2 и 13.4.
Сообщения: 1217 Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 00:00 Стаж: 1986
Рейтинг: 5 817 | ![]() |
Репутация: 0 | ![]() |
Благодарил (а): 30 раз Поблагодарили: 92 раза
ДТП при обгоне поворачивающего налево манипулятора (Видео и опрос)
- Цитата
Сообщение koljagt » 16 июл 2020, 09:59
Сообщения: 744 Зарегистрирован: 26 май 2008, 00:00 Откуда: Тюмень зарека :
Награды: 1
Рейтинг: 3 567 | ![]() |
Репутация: +6 | ![]() |
Благодарил (а): 18 раз Поблагодарили: 25 раз
ДТП при обгоне поворачивающего налево манипулятора (Видео и опрос)
- Цитата
Сообщение lexa35 » 16 июл 2020, 10:15
Тут можно и обоюдную вину вменить т.к.
С одной стороны, перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам движения. При этом ему прямо запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево (п.п. 11.1-11.2 ПДД).
С другой стороны, водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями, при этом выполнение маневра поворота должно быть безопасным и не создавать помех другим участникам движения (п. 8.1 и п. 11.3 ПДД).
Как то так , по ПДД.