Если не заполнили извещение о ДТП?
«Косяки» Извещения о ДТП, о которых лучше узнать сейчас
Документ под названием «Извещение о ДТП» знаком, наверное, подавляющему большинству водителей. Счастливчики избежали опыта более плотного контакта с ним; менее же удачливые некогда сталкивались с необходимостью корпеть над отнюдь не живописными полями данного бланка.
Конечно, инструкции по оформлению «Извещения» находятся в открытом доступе и, как правило, прикладываются к самой бумажной форме. Но, во-первых, стрессовое состояние после дорожного инцидента не способствует внимательному изучению и без того нудноватых указаний. Во-вторых, сами эти указания не идеальны.
Водитель забора
Начнём с пункта 3.10 Правил ОСАГО , обязывающего претендующего на выплату потерпевшего приложить к заявлению Извещение о ДТП. Не важно, оформлен ли инцидент в ГИБДД или нет. Никаких исключений позиция Правил не содержит.
Откуда взять Извещение, например, собственнику повреждённого в ДТП забора?
У водителя, только что совершившего аварию, точно есть бланк, как и в любом офисе страховой компании (мол, все замрите, я за бланком и обратно). Но далее закономерен вопрос, должен ли владелец повреждённого имущества (не авто) заполнять форму. Пункт 3.5 Правил ОСАГО чётко указывает, что делать это обязаны водители транспорта. Владелец забора таким в рассматриваемой ситуации не является, как и забор – транспортным средством. Получается, заполнять бланк Извещения ему не нужно. А в страховую компанию предъявлять – нужно.
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Если следовать формальной логике, решением выглядит оформление единственным имеющимся водителем своего бланка (только со своей стороны) и передача «заборовладельцу» одного из двух его экземпляров. Что делать последнему, если виновник ничего не заполнил, ничего не отдал или просто уехал – остаётся загадкой. Справедливости ради отметим, что страховщики редко проявляют въедливый формализм в отношении такого рода случаев. Однако фактически выгодоприобретатель оказывается зависим от политики конкретной организации.
Каждому водителю – по печати!
Именно так можно понять формулировку в инструкции на сайте РСА, касающуюся юридических лиц. Впрочем, будем откровенны – это не единственная её возможная трактовка. Документ гласит:
«Если на обратной стороне извещения вам не хватает места, . сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на основном бланке извещения следует сделать отметку «с приложением», а также не забыть указать, к чему это приложение и кем оно составлено, поставить свою подпись (для юридических лиц – заверить печатью)».
Возникает целый перечень вопросов:
- Что нужно заверить печатью – само Извещение или Приложение? Или и то, и то?
- Чья должна быть печать – собственника или, например, арендатора транспорта?
- Откуда у обычного водителя взяться печати предприятия? Или оформление Извещения должно происходить в бухгалтерии организации, где она хранится?
- И кстати – мелочь, но заодно – почему страховщики не выдают эти самые «чистые листы бумаги», которые нужно прикладывать «к основному бланку»?
В стремлении к истине вопросы были заданы оператору контакт-центра РСА. Девушка несколько раз просила подождать на линии – видимо, поиск ответов потребовал коллегиальных обсуждений. В итоге, не найдя каких-либо пояснений в текущих нормативных установках, представитель Союза «дал уклончивый ответ» – наверное, последовав примеру персонажа одного известного анекдота. А при возникновении спорных моментов было рекомендовано направлять сканированную копию извещения специалистам РСА.
За виртуальное извещение – виртуальная выплата?
Остановимся теперь на пункте 1.4 Правил ОСАГО, который гласит:
«Одновременно со страховым полисом страхователю бесплатно выдаются . два бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии».
И всё хорошо, если бы не электронные полисы , текущая доля которых перевалила за 15% от общего количества. Как именно выдаются бланки Извещения страхователю, оформившему ОСАГО дистанционно? Правильно – никак. Ссылка на электронный вариант бланка или версия последнего в формате pdf-файла по e-mail не в счёт: заполнение виртуальной формы затруднительно, да и такой вариант не устроит страховую компанию. А самостоятельная распечатка для многих связана с финансовыми и временны́ми затратами, хоть в основном и незначительными.
Увы, пока не было замечено страховщиков ОСАГО, вдогонку к е-страховкам направляющих курьера с бланками Извещений о ДТП.
Посему пользователи удалённых каналов приобретения соответствующей услуги фактически остаются один на один с неудобствами, которые Правилами не предусмотрены. Кто-то распечатывает бланки собственными силами, кто-то охотится за ними по офисам продающих компаний, а кто-то вспоминает об этих «бумажках» лишь после аварии.
Правда, в ближайшем будущем РСА планирует реализовать возможность заполнения Извещения о ДТП в электронной форме в программе «ДТП.Европротокол». Однако по состоянию на середину сентября 2020 года такая возможность отсутствует.
Мелочь или прецедент?
Понятно, что затронутые недочёты некритичны. Тем не менее, факт их наличия после почти уже полутора десятков лет жизни ОСАГО является любопытным показателем. Получается, что РСА, Центробанк и законодательные органы не смогли за этот срок «нарисовать» чёткую безошибочную схему «на все случаи жизни». В то же время автолюбителям страховые компании далеко не всегда прощают ошибки при использовании Извещения о ДТП.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Если не заполнили извещение о ДТП?
Здравствуйте,
прошу совета по стандартной и обычной ситуации, в которой, однако, для меня есть неясные моменты.
Жена въехала при движении задним ходом в стоящую машину. Жена — виновата, у машины пострадавшего поврежден бампер.
Вызвали ГИБДД. Она заполнила Объяснительную и подписала Постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Получила на руки только Справку об участии в ДТП. Больше документов не подписывала, как говорит. Что выдали пострадавшему — не знает.
По совету «добрых» инспекторов извещение о ДТП ОСАГО (Ингос) не заполнили, т.к. у пострадавшего — КАСКО (Росно).
Вопрос,
не предъявит ли страховая пострадавшего Росно (КАСКО) потом требования по возмещению их убытков? По-моему, это называется регресс?
Если так, то предъявит жене или страховой по ОСАГО? Извещение же не заполнили.. Что делать в такой ситуации??
Постараться заполнить извещение задним числом? Какая практика, сроки?
Заранее огромное спасибо.
IlyaTC,
не предъявит ли страховая пострадавшего Росно (КАСКО) потом требования по возмещению их убытков? По-моему, это называется регресс?
Предъявит, обязательно, зачем им в убытке то быть, ведь виновный установлен. + у вашей жены на следующий год осаго должна подорожать, и каско тоже (она же виновата)
Если так, то предъявит жене или страховой по ОСАГО
Страховой, ну а если сумма ущерба > 160 тыс то еще и жене, но бампер это наверное не больше 20 000 (смотря от чего бампер)
Предъявит, обязательно, .. Страховой ..
А Ингос (Осаго) ответит им, не знаю ничего про это ДТП и платить не буду, разве не так?
Зачем тогда нужно это извещение о ДТП ОСАГО, если без него все так просто? Извещение не заполняли. Я вообще не знаю, есть ли у пострадавшего информация о нашей СК по Осаго или нет.
А с чем ваши пострадавшие приехали в вашу СК по ОСАГО? Если извещение также не заполняли? Разве их не должны были там послать? В чем тогда смысл этого извещения (две колонки слева и справа для двух водителей)??
предъявит Вашей страховой.
Извещение можно заполнить и после ДТП, указав в извещении дату и время ДТП и что водитель т/с «Б» от заполнения извещения отказался.
Я правильно понимаю, что нам сейчас следует, по-хорошему, сделать следующее:
Заполнить с одной стороны извещение о ДТП (номера значка инспектора тоже нет) и отдать его нашей страховой по Осаго — Ингосу? Чтобы Росно (каско потерпевшего), смогла беспроблемно взыскать с Ингоса свои убытки?
В ингосе примут такое извещение? Обычно же потерпевший обращается? Так?
Нам они выдали только справку об участии в ДТП. Номер полиса Осаго потерпевшего в ней указан. Отказ в возбуждении АПН заполнялся, но копию они жене не отдали.
Подписи, конечно, подделывать не будем. А если заполнить, как посоветовали, что второй водитель (потерпевший) отказался от заполнения и расписаться за него?
Нам они выдали только справку об участии в ДТП. Номер полиса Осаго потерпевшего в ней указан. Отказ в возбуждении АПН заполнялся, но копию они жене не отдали.
Подписи, конечно, подделывать не будем. А если заполнить, как посоветовали, что второй водитель (потерпевший) отказался от заполнения и расписаться за него?
А с чем ваши пострадавшие приехали в вашу СК по ОСАГО? Если извещение также не заполняли? Разве их не должны были там послать? В чем тогда смысл этого извещения (две колонки слева и справа для двух водителей)??
С справкой о ДТП. Оттуда они должны привезти в ГИБДД запрос, а гайцы, соответственно, оформить необходимую справку для страховщика.
IlyaTC,
что второй водитель (потерпевший) отказался от заполнения и расписаться за него?
Что то не пойму, зачем что-то придумывать за когото подписыватся, каска потерпевшего сама разберется с вашей страховой, у них есть все необходимые для этого документы, он в своей каске и схему нарисует и все справки с гаи отдаст, и уже на основании этого они выдвинут претензию вашей страховой. Я конечно незнаю как там внутри все это происходит, но я думаю что между собой они всегда прощще разбираются (тк у каждой есть юрист) чем с физ лицом
У меня когда было дтп (виновник не я), мы тоже ничего не заполняли (блин я тогда даже и не знал про это), и ничего сейчас моя каска активно требовать с них денег за мой ремонт.
А Ингос (Осаго) ответит им, не знаю ничего про это ДТП и платить не буду, разве не так?
А для этого вы должны сами уведомить свою СК о факте ДТП.
И вообще, надо это делать в любом случае: и когда виноват и когда нет.
У меня было ДТП с последующим разбором в ГАИ, так я с места ДТП звонил в свою СК по ОСАГО и сказал, что ДТП есть, а виновных пока нет.
И Правила теперь говорят о том же,:
VII. Действия лиц при наступлении страхового случая
38. .
Участники дорожно-транспортного происшествия должны уведомить своих страховщиков о наступлении страхового случая.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.02.2008 N 131)
Такс, вкратце повторю:
5 октября я попал в ДТП, заявил только в КАСКО, ОСАГО заполнять не стал.
Вчера мне пришла телеграмма от ОСАГО, в которой предлагалось заполнить извещение или написать заявление об отказе от выплаты. Срок — до 1 ноября.
Сегодня зашёл в страховую (благо возле дома) заполнил извещение и усё.
Так что если не заполняли, рано или поздно страховая предложит это сделать )))
По моему последнее не обязательно. Всегда достаточно было «послать» в свою СК по ОСАГО.
Не уведомив свою СК вы рискуете получить отказ в выплате.
на основании этой статьи (если СК скажет (или выдумает), что отсутствие сведений об ДТП сказалось на его обязанности выплатить страховое возмещение )
Статья 961. Уведомление страховщика о наступлении страхового случая
1. Страхователь по договору имущественного страхования после того, как ему стало известно о наступлении страхового случая, обязан незамедлительно уведомить о его наступлении страховщика или его представителя. Если договором предусмотрен срок и (или) способ уведомления, оно должно быть сделано в условленный срок и указанным в договоре способом.
2. Неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, дает страховщику право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.
Т.е. не уведомление СК о страх.случае — это просто поиск юридического приключения на свою ж.у
нет извещения о ДТП
Опции темы
- Подписаться на эту тему…
Поиск по теме
нет извещения о ДТП
При ДТП, не заполнено извещение по ДТП, второй учасник на разбор не явился, был признан виновным в ДТП (несоблюдение правил расположения ТС на проезжой части). Живет он в другом городе, при моем обращении про извещение, сослался на то, что ВУ ему вернули, и делать он ничего не собирается. Могу ли я обратится в страховую компанию для выплаты, является ли отсутствие извещения основанием для отказа в выплате, в случае отказа какие документы должна предоставить страховая (письменный, мотивированный отказ?), и имею ли я право, в таком случае, подать в суд на возмещение ущерба.
И еще, а в какой срок с даты ДТП я могу обратится в страховую.
Если составлен протокол об адм.нарушении, постановление о наказании виновного, взяты объяснения и они подписаны участниками ДТП, то извещение можно не писать(у меня у самого такое было).В СК необходимо явиться в течении 5 суток с момента ДТП.Заявление на возмещение пишешь и в течение 15 раб.дней СК или выплачивает или дает мотивированный отказ.Если нет ни того ни другого-пиши досудебную претензию, но что бы СК об этом знала-это их отрезвляет быстро, если тягомотина по их вине.
По поводу сроков. а если я не извещал его страховую о ДТП? (он сам вроде извещал), да и свою, только по телефону, и времени прошло 1,5 месяца. как это повлияет? и если СК откажет из-за сроков, могу ли я подавать в суд?
Можешь, срокм 5 дней есть, но ответственности за их пропуск нет, так что отказать на основании того что ты позно обратился не могут. Там вообще такая муть со сроками, что в 5 дней с момента дтп ты должен обратитсяи при этом предоставить протокол постановление и справку. ну откуда у тебя в 5дней постановление возьмется. бывает конечно что на месте разбирают но далеко не всегда 😉
Поповоду извещения, оно предоставляется если заполнялось на месте ДТП, если не заполнялось то забей.
Новые правила оформления ДТП. Это должен знать каждый водитель
С 23 ноября оформить аварию через мобильно приложение «Помощник ОСАГО» могут водители по всей России. До этого программа работала в тестовом режиме в течение года лишь в пяти регионах. С этой недели в приложении появился и новый функционал: теперь оформление электронных документов о ДТП возможно даже при наличии разногласий у водителей. Также стало возможно и оформление документов об аварии с участием автомобилей, принадлежащих юридическим лицам.
Приложение «Помощник ОСАГО» уже облегчило жизнь тысячам автомобилистов пяти пилотных регионов. Теперь оно стало доступно автовладельцам по всей стране как раз тогда, когда задача сокращения количества визитов в офисы страховых компаний особенно актуальна из-за эпидемии коронавируса. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Мобильное приложение было разработано РСА, Банком России и Минкомсвязи. Впервые оно было запущено год назад в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республике Татарстан. Пилотный проект был признан успешным, и с 1 ноября 2020 года «Помощник ОСАГО» заработал официально, а с 23 ноября уже был запущен по всей России.
Через приложение можно оформить извещение о ДТП в электронном виде и не составлять этот документ на бумажном бланке. Вся процедура оформления занимает около 15 минут. Часть данных о документах (водительское удостоверение, данные о полисе ОСАГО) для извещения поступают из личного кабинета водителя на портале Госуслуг и из базы полисов ОСАГО. Участникам останется проверить их и отослать фотографии с места происшествия, следуя специальным подсказкам. Водителям также нужно ввести данные для составления извещения о ДТП.
«Мы также предложили поправки в закон об ОСАГО, позволяющие водителям оформлять электронно заявление на выплату. Пока еще не все страховые компании принимают такие заявления онлайн. Если поправки примут, водителю можно будет вообще никуда не приходить — достаточно будет нажать три кнопки, и через какое-то время ему придут деньги на карту», — объяснили корреспонденту Autonews.ru в пресс-службе РСА.
Уже сейчас все фотографии, сделанные через приложение «Помощник ОСАГО», привязываются к геолокации. Система фактически сама информирует страховую компанию о том, где и у кого произошло ДТП.
«Во время подачи документов через приложение по фотографиям все очень четко видно и понятно. Даже осмотр машины живьем происходит после направления на ремонт. Уже на ремонте эксперты смотрят повреждения и оценивают величину убытков», — рассказали в Российском союзе автостраховщиков.
За три недели официальной работы приложения «Помощник ОСАГО» через него пока было оформлено чуть менее тысячи дорожных аварий. Пока приложению сложно тягаться с другим аналогичным продуктом от РСА под названием «ДТП. Европротокол». Это еще одно приложение, позволяющее отправлять с места аварии фотографии страховщикам и проверять полисы ОСАГО в режиме реального времени. С помощью этой программы оформляется минимум тысяча ДТП по всей стране ежемесячно. Даже представители ГИБДД во время разбора и аварий часто пользуются приложением РСА для проверки подлинности страховых полисов.
Однако сами страховщики говорят, что приложении «Помощник ОСАГО» гораздо новее и функциональнее своего аналога. Оно позволяет оформить онлайн большее количество документов, данные для которых автоматически подтягиваются через Госуслуги. Наличие аккаунта в Госуслугах — важное условия использования приложение. Оба участника ДТП, которые подают документы через «Помощник ОСАГО», должны иметь не просто учетные записи, а именно подтвержденные аккаунты Госуслуг.
Об этом упоминают и страховые компании. Как Autonews.ru рассказали в пресс-службе «Росгосстраха», именно участники аварии составляют электронное извещение о ДТП:
«Клиентами «Росгосстраха» это приложение массово не использовалось — за год зафиксировано всего порядка 70 ДТП с участием наших страхователей, воспользовавшихся приложением. Более широкое распространение получило мобильное приложение «ДТП. Европротокол».
По данным компании, в среднем срок урегулирования убытка при использовании приложения такой же, как и без него, так как необходимо выполнить все другие действия, предусмотренные законом об ОСАГО, — обратиться в страховую компанию для подачи заявления и представить автомобиль на осмотр.
Пока водители почти не пользуются мобильным приложением при оформлении аварии. Об этом Autonews.ru рассказал директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахование» Александр Харагезов.
«К сожалению, автовладельцы пока не так часто пользуются этим сервисом. Например, если на старте проекта в прошлом году мы получали до 5 электронных Европротоколов в месяц, то сейчас мы также не наблюдаем активности автовладельцев, так как их не более 7 в месяц», — уточнил Харагезов.
В компанию также поступали обращения по случаям, зарегистрированным в сторонних приложениях, не позволяющих на самом деле оформить Европротокол.
«Например, речь идет о «Е-протокол.рф», при регистрации указано, что извещение можно скачать на сайте, однако этого не может быть, так как ЭЕП может быть размещен только на сайте Госуслуги. В таких случаях страховая компания не может принять документ и вынуждена отказать в возмещении из-за несоответствия требованиям закона. Поэтому необходимо быть внимательным и использовать только официальную версию приложения», — объяснил специалист.
В компании ВСК корреспонденту Autonews.ru рассказали, что сталкивались со случаями, когда клиенты не актуализировали свои данные, содержащиеся в ЕСИА, и при оформлении аварии эти устаревшие данные подгружались в электронное извещение о ДТП, что приводит к более длительному рассмотрению убытка, разбирательствах в причинах указания не корректной информации. Также были случаи, когда клиенты забывали указывать в мобильном приложении повреждения транспортного средства, что тоже влияет на сроки и качество урегулирования события.
В компании «РЕСО-Гарантия», при оформлении рекомендовали проверять действие договоров ОСАГО участников ДТП, используя для этого специальные сервисы на сайте РСА.
«Если страхователи намерены воспользоваться мобильным приложением для оформления электронного Европротокола, то им необходимо убедиться в наличии подтвержденной учетной записи Госуслуг у обоих участников ДТП и проверить, работает ли мобильный интернет на месте ДТП», — объяснили в компании.
Российские водители все еще отдают предпочтения бумагам, которые у них на руках, нежели данным личного кабинета в приложении «Помощник ОСАГО». По мнению РСА, на практике приложение пока используется редко, но страховщики надеются, что ситуация изменится в пользу подачи документов онлайн. Поспособствовать этому может и новый порядок оформления ДТП, о котором много говорят в последнее время.
По словам представителя «АльфаСтрахования» Александра Харагезова, важное преимущество от использования этого сервиса для клиентов — это то, что не нужно заполнять извещение о ДТП на бумаге, что, безусловно, упрощает и ускоряет оформление Европротокола, снижает вероятность ошибок. Но так как пока порядок заявления о страховом случае не поменялся, и клиент должен лично подать заявление в компанию даже после оформления протокола через приложение, то и ускорения этого процесса не наблюдается.
«Заявления подаются, как и ранее, в течение первых двух недель после ДТП. Однако скорость урегулирования страховых случаев в нашей компании выросла благодаря этому сервису в два раза за счет автоматизации процесса. Мы получаем извещение в читаемом виде, подтвержденное участниками ДТП через ЕСИА, с фотографиями и данными с места ДТП, что позволяет нам быстрее рассматривать случай и оперативно урегулировать», — объяснил представитель компании, уточнив, что они давно используют удаленную подачу заявления на выплату.
«В нашей компании уже несколько лет есть возможность заявить и урегулировать убыток и по каско, и по ОСАГО удаленно через мобильное приложение без визита в офис с возможностью получения направления на ремонт ТС. Поэтому, чтобы у наших клиентов был действительно удобный сервис, мы инициировали процесс интеграции «Помощника ОСАГО» с мобильными приложениями страховщиков. Сейчас этот процесс находится в активной фазе, и я думаю, что в скором времени автовладельцы смогут получить сервис нового уровня», — уверен страховой эксперт.
Опасность европротокола — что, если виновник не предоставил извещение в течение 5 дней?
5 рабочих дней на европротокол и регресс
Обязанность виновника аварии предоставить копию извещения о ДТП при оформлении такового без участия сотрудников ГИБДД чётко прописана в законодательстве об ОСАГО. Но даже многие юристы называют эту обязанность лазейкой для страховых компаний, ведь большинство водителей знать не знают о такой обязанности. Причина здесь в том, что многие водители считают, что знание ПДД достаточно исчерпывающе для движения по дороге на автомобиле, а остальное — удел юристов. Но практика регрессов показывает, что это не так. И одно из наиболее частых незнаний других правовых актов — это как раз обязанность предоставить извещение о ДТП в течение 5 дней в страховую компанию.
Важное изменение с 1 мая 2019 года
Главный риск неисполнения этой обязанности по европротоколу до указанной даты заключался в том, что это давало право страховой компании выставить регресс виновнику.
Но с 1.05.2019 года такое последствие для виновного водителя упразднили. Издан соответствующий Федеральный закон №88-ФЗ, в результате которого соответствующий подпункт «Ж» пункта 1 статьи 14 в законе Об ОСАГО утратил силу. Следовательно, если конкретно ваш страховой случай в виде ДТП случился после 1 мая 2019 года, и вы пропустили 5 рабочих дней для извещения страховой об этом, то регресс будет незаконен.
Что за закон?
Итак, если авария оформлялась по европротоколу, то как виновник, так и потерпевший всё ещё обязаны в 2020 году направить каждый своё извещение в страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Это регламентирует Федеральный закон «Об ОСАГО».
В случае если этого не сделать потерпевшему, то это не будет являться основанием для отказа виновнику. А вот если такое извещение не представит виновник, то его ранее ждал регресс — то есть потерпевший получал выплату, но затем страховая компания взыскивала всю выплаченную сумму в пределах 100 тысяч с виновника.
2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями, причастными к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.
А вот выдержка из ФЗ «Об ОСАГО» о праве регрессного требования от страховой компании виновнику ДТП:
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
.
ж)указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;
(подпункт утратил силу с 1 мая 2019 года)
Почему закон о 5 днях на предоставление европротокола так категоричен?
Хотя такая обязанность виновника предоставить европротокол в течение 5 дней и выглядела как явная лазейка для страховых обогатиться за счёт регресса виновнику, всё же доля логики здесь есть. Дело в том, что при оформлении ДТП с помощью европротокола не привлекаются сотрудники полиции, а фиксация ДТП, его характера, обстоятельств и повреждений производится самими участниками.
В связи с отсутствием при ДТП сотрудников полиции существенно повышается риск мошенничества с подставными ДТП. Согласно Гражданскому кодексу потерпевший вправе обратиться за выплатой в срок общей исковой давности (да, в законе «Об ОСАГО», прямо прописан срок 15 дней для извещения о ДТП, но эта обязанность потерпевшего ни на что не влияет), который составляет 3 года. И, если потерпевший обращается через 3 года, то практически невозможно будет установить по характеру повреждений их причастность к этому конкретному ДТП. А если бы привлекались сотрудники ГИБДД, то они бы зафиксировали повреждения.
Что делать, если не успел подать европротокол в течение 5 дней?
Если Вы виновник и не успели подать европротокол в страховую компанию в течение 5 дней, то шансы оспорить регресс есть, но они очень маленькие, если ДТП произошло до 1.05.2019 г. Дело в том, что любой закон должен основываться на логике и мотивированной части введения того или иного правила. И, если Вы докажете, что характер повреждений потерпевшего не вызывает сомнений (конечно, такое может быть только если потерпевший сам обратился в страховую в разумные сроки), то суд может учесть это и пересмотреть решение о регрессе.
Но шансы такого исхода дел, если Вы не предоставили европротокол в течение 5 рабочих дней, предельно малы, так как, во-первых, Вам придётся доказывать обратное от того, что чётко прописано в законодательстве, а, во-вторых, такое решение судьи может повлечь отмену самой такой трактовки закона, и не каждый судья возьмёт на себя такую ответственность.
И всё же есть несколько решений судо в судебной практике, когда регресс был выигран. Одно из таковых основано на том, что ответственность как виновника, так и потерпевшего, была застрахована в одной и той же компании (Ингосстрах), а потому в иске страховщика было отказано на основании того, что в этом случае последний никаких рисков не понёс и ничего бы не изменилось, представь виновник европротокол вовремя.
За что ещё может быть регресс от страховой при европротоколе?
Да, непредставление своей копии европротокола виновником упразднили. Но есть ещё ряд условий, при невыполнении которых виновнику может быть выставлен счёт в размере выплаченной потерпевшему суммы:
- если будет доказано, что вред был причинён умышленно при наличии вреда здоровью или смерти потерпевшему (если Вы специально врезались в потерпевшего);
- если в момент ДТП виновник был пьян;
- если виновник не был вписан в полис ОСАГО или не имел права управления автомобилем, которым управлял в момент ДТП;
- виновник отремонтировал или утилизировал автомобиль в течение 15 дней после ДТП, не предоставив его для осмотра страховой;
- если истёк срок диагностической карты — только для легковых такси, автобусов, грузовых авто с числом мест более 8 или автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов.
Какие ещё есть обязанности виновника при европротоколе?
Обязанности виновника при оформлении ДТП европротоколом не ограничиваются только предоставлением европротокола в страховую в течение 5 дней. Всего их три. Давайте их перечислим:
- в течение 5 дней после ДТП предоставить в страховую компани свою копию европротокола;
- в течение 5 дней после получения требования от страховой предоставить повреждённый автомобиль для осмотра;
- в течение 15 дней после ДТП не приступать к ремонту своего автомобиля.
Как заполнить извещение о ДТП?
Содержание:
Извещение при ДТП нужно заполнять обязательно, причем как виновнику аварии, так и невиновной стороне. Заполнить бланк можно даже без участия автоинспектора.
Наличие сотрудника ГАИ не имеет значения, главное, чтобы извещение было сформировано и передано в страховую компанию в течение пяти дней. Только после получения извещения о ДТП страховщик сможет рассчитать и перечислить страховую компенсацию по ОСАГО.
Если страховая компания отказывается платить или намеренно занижает выплаты, нужно разбираться. Обращайтесь к юристу, показывайте ему копию извещения о ДТП, подробно разбирайте дело. Чем больше достоверной информации будет у вашего юриста, тем выше вероятность полного возмещения причиненного вреда по ОСАГО.
Нет времени читать статью?
Общие правила заполнения извещения о ДТП
Что нужно сделать первым делом после аварии? Не кричать и не паниковать, а заполнить извещение о ДТП. Если дорожно-транспортное происшествие не повлекло за собой жертв и тяжелых последствий, то можно обойтись и без сотрудника Госавтоинспекции. В таком случае оба водителя заполняют и подписывают извещение об аварии, разъезжаются и ждут компенсации от страховых компаний.
Запомните — заполнение извещения о ДТП не делает вас автоматически виноватым в аварии. Это просто документ, в котором обозначают обстоятельства происшествия.
Но если вы не заполните извещение, то будете виноваты как минимум в том, что страховщик не компенсирует по ОСАГО (или КАСКО) нанесенный машине ущерб. А такая компенсация может стоить немалых денег владельцу авто.
Извещения о ДТП выдаются на руки всем клиентам страховых компаний. Если вы заключили договор автострахования (неважно, обязательного или добровольного), менеджер снабдит вас бланками извещения и правилами его заполнения.
С методическими рекомендациями можно ознакомиться и самому, прочитав соответствующий законодательный норматив (постановление Президиума РСА от 15.02.2012). В этих правилах, помимо порядка заполнения бланка об аварии, прописаны обязательные действия водителя на месте ДТП.
Теперь о самом извещении. Заполнять нужно лицевую и оборотную часть. Лицевая сторона — самокопирующаяся. Ее заполняют оба водителя, причем неважно, в какой последовательности и колонке (А и В) — порядок составления не определяет степень их виновности. Оборотную сторону каждый участник аварии оформляет самостоятельно.
Извещение формируется, только если авария повлекла за собой жертвы и любые повреждения транспортного средства. Заполнить бланк нужно шариковой ручкой — не гелевой, не перьевой и не карандашом. Карандаш можно стереть и подделать документ, гелевые чернила могут потечь или стереться из-за внешнего воздействия.
Заполняющаяся лицевая часть дублируется под копирку, поэтому вписывать сведения нужно с нажимом. Все записи должны быть читаемыми. И еще — для одного ДТП формируется одно извещение. Кто именно будет использовать свой бланк, решают сами водители.
Водителям нужно заполнить документы на месте ДТП. Если одна из сторон отказывается вносить сведения в бланк или подписывать его, то внесите информацию о его машине самостоятельно. И ищите свидетелей, которые подтвердят обстоятельства ДТП. Если обе стороны согласны с изложенной позицией, они подписывают извещение.
На обоих экземплярах должна стоять подпись каждого из водителей и, желательно, сотрудника ГИБДД (если его вызывали). Не беспокойтесь по поводу того, кому достанется оригинальный бланк — обе части (оригинал и копия) имеют равную юридическую силу при наличии в них всех подписей. Заполненное извещение о ДТП отправляйте в страховую компанию. Сделать это нужно в течение пяти дней.
Если в ДТП оказались несколько машин, то составляйте несколько извещений. Правильно будет оформить документы с водителями, которые были перед вами и после вас (два отдельных документа).
Если не вы инициировали аварию (например, вашу машину толкнули, и вы подтолкнули впереди стоящее авто), то так и напишите во всех экземплярах заполненных бланков.
Порядок заполнения извещения
Теперь переходим к оформлению бланка о ДТП. В первую очередь данные указываются на лицевой стороне, затем составляется подробное описание ДТП на оборотной стороне документа. Информации нужно вписывать много, поэтому разберем все по пунктам Вот как нужно действовать водителю, заполняющему извещение:
- Указываем место происшествия. Для населенного пункта — это наименование города, адрес (если есть точная геолокация), название ближайших улиц, перекрестка и т.п. Для территорий вне населенного пункта — номер и название трассы, точный километр, направление.
- Вписываем дату и приблизительное время дорожно-транспортного происшествия.
- Вносим данные о поврежденных машинах и указываем количество автомобилей.
- Прописываем информацию о пострадавших людях.
- Отмечаем, была ли медицинская экспертиза. Освидетельствование проводится для выявления алкогольного или наркотического опьянения водителей. Возможна только при участии автоинспекторов.
- Указываем, пострадали ли другие автомобили или иное имущество.
- Ссылаемся на показания свидетелей. Если у ДТП были свидетели, нужно внести сведения о них в извещение. Прописываются их Ф.И.О., контакты и адреса. В том случае, когда свидетелями выступают пассажиры автомобиля, их фамилии подчеркиваются. Если свидетелей не было — так и нужно написать.
- Если водители вызвали сотрудников госавтоинспекции, то нужно указать номер нагрудного знака инспектора.
- Прописываем сведения об автомобиле и его владельце. Этот блок заполняется в соответствии с паспортом транспортного средства (ПТС). Нужно указать марку, модель, цвет и собственника машины по документам. Каждый водитель пишет о своем авто — для этого отведены колонки А и В.
- Вносим информацию о водителях (дату рождения, адрес и контакты, номер водительских прав). Если человек, который управлял автомобилем в момент ДТП, не является его собственником, то вписываются реквизиты документа, дающего право на управление машиной.
- Указываем сведения о страховой компании. Нужно прописать название страховщика и реквизиты полиса. Если есть страховка по КАСКО, это отмечается подтверждением в ячейке «застрахован от ущерба» .
- Отмечаем место первоначального удара. На макете машины проводится стрелка к месту повреждения.
- Перечисляем все видимые повреждения и их характер. Описывать нужно четко, кратко и понятно. Варианты повреждений — царапина, вмятина, трещина.
- Рисуем схему ДТП. Схематичное изображение предусматривает название близлежащих улиц и расположение светофоров, направления движения машин, положение автомобиля в момент столкновения.
- Указываем обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Здесь важно соблюдать достоверность и отмечать реальные маневры. Остановка на светофоре — остановка на запрещающем сигнале светофора, а не стоянка. Стоянка же — это нахождение машины в неподвижном состоянии. Если был факт обгона, то в маневрах так и пишут — водитель обгонял. После того как отметите все маневры, укажите общее количество отмеченных клеток.
- Если есть какие-то особые замечания или дополнения, не вошедшие в предыдущие пункты, прописываем их в отдельном блоке.
- Заверяем документ всеми подписями — обоих водителей и сотрудника ГИБДД (если обращались к помощи Госавтоинспекции).
Оборотная сторона извещения служит для подробного изложения обстоятельств ДТП с точки зрения каждого водителя. Здесь нужно указать, водитель какого транспортного средства (А или В) описывает ситуацию. Важный момент — сведения на оборотной стороне не должны расходиться с данными лицевой части.
На обороте еще раз описывают обстоятельства ДТП с указанием улиц и направлений движения, описывают состояние машины после происшествия (может ли передвигаться самостоятельно), перечисляют поврежденное имущество (если такое есть).
Здесь же пишут, управлял автомобилем собственник или другой водитель. Если в машине есть видеорегистратор, который зафиксировал происшествие, это также нужно указать.
Оборотная часть необходима для более детального изложения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Если места на бланке не хватает, можно продолжить писать на чистом листе.
В самом же извещении указывают, что к нему есть рукописное приложение. Все записи должны быть четкими и понятными, иначе страховая компания заставит водителя переписывать документ. А это — задержка со страховыми выплатами.
Дьявол в деталях: о чем нельзя писать в бланках Европротокола
Страховые компании могут отказать в выплате по ОСАГО, если в бланке Европротокола указать другой ущерб, помимо автомобиля. Например, разбитый телефон. При этом страховщики объясняют: любые повреждения — например, дорогой техники или редкого сервиза — можно компенсировать в рамках полиса ОСАГО, лимит которого составляет 400 тыс. рублей. Каких ошибок нужно избегать при оформлении Европротокола и как не упустить страховое возмещение, разбирались «Известия».
Лишили выплаты за телефон
Оформляющие ДТП при помощи Европротокола автомобилисты рискуют остаться вообще без выплат, если по незнанию укажут в бланке извещения иной вред, кроме как данные о разбитом автомобиле. В такой ситуации недавно оказался клиент компании «АльфаСтрахование» — в его автомобиль врезался водитель на Mercedes-Benz. Участники аварии решили использовать Европротокол.
В графе «обстоятельства ДТП» автомобилист внес запись о том, что при столкновении повреждения также получил мобильный телефон Meizu MX5. Когда автомобилист обратился за выплатой в страховую компанию, то неожиданно получил отказ. «Из документов следует, что помимо автомобиля повреждено иное имущество, мобильный телефон. Поэтому осуществить выплаты по заявленному событию нельзя», — опубликовал потерпевший водитель ответ страховщика в народном топе отзывов Агентства страховых новостей.
Ответственность виновника ДТП была застрахована в компании «Гайде» — потерпевший автомобилист решил обратиться туда, но также получил отказ из-за указанного в бланке Европротокола данных о разбитом телефоне. Там заявили, что по представленному пакету документов оснований для выплаты нет.
Чего нельзя писать в извещении о ДТП?
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) «Известиям» объяснили: обе страховые отказали в выплатах совершенно обоснованно.
«Процедура оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции — Европротокол — не может быть применена, если имеются повреждения иного имущества, кроме двух транспортных средств. Обращения в страховую компанию виновника в таком случае не допускается — в России обязательное прямое возмещение убытков, и в описанной ситуации заявление о страховом возмещении представляется в страховую компанию потерпевшего», — рассказал начальник управления методологии урегулирования убытков РСА Андрей Маклецов.
По словам представителя РСА, в извещении о ДТП нельзя указывать ложные сведения и не рекомендуется вносить в него какую-то информацию, не имеющую отношения к ДТП.
«При оформлении в рамках Европротокола страховщик не имеет иного источника сведений о ДТП, кроме оформленного извещения, и надо следить за тем, что в нем содержались непротиворечивые сведения. Указание ущерба другим вещам в извещении о ДТП означает, что потерпевший имеет право заявить о возмещении и этого ущерба. Лимит возмещения по ОСАГО зафиксирован в законе — 400 тыс. рублей», — рассказали в Союзе.
Что если возмещение нужно не только за автомобиль?
Если при аварии оказался причинен вред иному имуществу, например мобильному телефону, то для ускорения процедуры оформления виновник может предложить оплатить ущерб за телефон отдельно, а вот аварию оформить при помощи Европротокола. Такой вариант считают в РСА вполне приемлемым.
«Не исключается, что виновник добровольно прямо на месте ДТП даст потерпевшему денег на ремонт телефона, поскольку он очень спешит и не может ждать ГИБДД. Тогда ни про какой телефон в извещении не пишется, работает Европротокол, — уточнил Маклецов. — Но если потерпевший на это не согласен и поврежденное иное имущество указывается в извещении о ДТП, то без документов от ГИБДД возмещение не получить. В рамках такого возмещения будут оплачены и возмещение по автомобилю, и по иному имуществу».
В свою очередь, в страховой компании «Гайде» также объяснили: в данном случае при оформлении ДТП не были соблюдены требования закона об ОСАГО, а именно — была нарушена процедура оформления ДТП.
«При повреждении любого иного имущества, кроме автомобиля, оформление Европротокола не предусмотрено законом об ОСАГО. В таких случаях необходимо обратится для оформления ДТП к сотрудникам ГИБДД», — рассказали в страховой компании «Известиям».
Адвокаты: даже гибель любимого сервиза можно возместить по ОСАГО
Представитель Европейской юридической службы Орест Мацала также предупредил: оформить ДТП без сотрудников ГИБДД можно в следующих случаях:
1. Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам.
2. Если ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств и гражданская ответственность автовладельцев застрахована.
3. Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.
«В описываемой ситуации были повреждены не только транспортные средства, но еще и телефон. Из этого следует, что водители обязаны было оформляться с участием сотрудников ГИБДД. Водители этого не сделали — не имели права оформляться без сотрудников ГИБДД, забудьте о выплате», — отметил Мацала.
В свою очередь, адвокат Сергей Радько дал нетривиальный совет автомобилистам: если в ДТП пострадал мобильный телефон, другая дорогая техника, например телевизор, стоимость поврежденного имущества также можно возместить в рамках полиса ОСАГО. А стоимость вышедшего за рамки установленных 400 тыс. рублей есть шанс отсудить у виновника аварии уже в рамках гражданского иска. Для этого нужно будет обратиться в суд, предоставить данные о произошедшем ДТП, включая протокол ГИБДД или решение суда, в которых указано, кто именно является виновником аварии.
«Даже если водитель вез в салоне дорогой старинный сервиз, а после того как в него врезался другой автомобиль, посуда раскололась, ущерб можно возместить по ОСАГО, — рассказал Радько. — Главное, подробно зафиксировать все повреждения и указать их в протоколе ГИБДД. В объяснениях должно быть указано, что имущество пострадало именно в этой аварии и что этот факт можно доказать. Например, если телефон или телевизор разбит — он должен был разбит именно в этой аварии. Нужно снять видео или фото-материал, который можно будет предъявить в суде — разбитую посуду в багажнике, или раздавленный телефон. При необходимости для вынесения решения суда в пользу потерпевшего, придется провести экспертизу — независимый специалист должен будет указать, что повреждения получены именно в момент ДТП», — отметил Радько.