Promremont34.ru

Авто мастеру
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Европротокол при ДТП что это?

Ловушка европротокола: когда за одну аварию придётся платить дважды и почему потерпевший может ничего не получить

» src=»https://static.life.ru/publications/2020/11/13/1571822277529.414.jpeg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Многие автовладельцы не зря относятся с недоверием к разрекламированному чиновниками европротоколу. Опасения вполне обоснованны, ведь оформление аварии без участия инспектора ГИБДД, к сожалению, может иметь финансовые последствия — как для виновников аварии, так и для потерпевших.

По логике европротокол — это процедура упрощённого оформления документов, и нужна она как раз для того, чтобы не ждать часами сотрудников ГИБДД. Но на самом деле таким способом оформления разрешено пользоваться, только если в вашей ситуации соблюдено пять необходимых условий: столкнулось всего два автомобиля; не повреждено другое имущество — здания, столбы, ограды и др.; в ДТП никто не пострадал — ни водители, ни пассажиры, ни пешеходы; у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО; между ними нет разногласий, один из участников признал вину.

Все обстоятельства дела должны быть правильно оформлены. Ведь, если у страховой есть малейший предлог отказать в возмещении, она так и делает. Например, причиной отказа может быть отсутствие в пункте 15 европротокола слов «Вину признаю» и подписи или неверные данные полиса одного из участников ДТП. Очевидно, что такие ошибки возможны, так как любой человек, даже попав в мелкую аварию, находится в состоянии стресса и может что-то упустить. При оформлении через ГИБДД вероятность ошибки минимальна. Также немаловажным является тот факт, что, по данным Российского союза автостраховщиков, в России до полутора миллионов полисов ОСАГО поддельные. Причём их владельцы могут даже не догадываться об этом. Если инспектор выявил фальшивку, то он выдаст справку, которая будет иметь доказательную силу в суде, в ином случае получить выплату даже через суд будет проблематично.

Что думают судьи

Страховщики если и соглашаются с выплатой по европротоколу, то считают её по единой методике ЦБ, согласно которой ремонт и замена деталей оплачиваются с учётом коэффициента износа. Но при этом, согласно закону, выплата страхового возмещения с учётом износа не лишает потерпевшего права требовать полного возмещения реальных расходов (статья 1072 ГК РФ). На практике суды чаще всего считают, что раз выплата по методике ЦБ уже произведена, то этого достаточно. Особенно если стороны первоначально согласились оценить свой ущерб на месте и поэтому составили европротокол.

— Сейчас нередки случаи, когда суды, рассматривая дела о возмещении вреда в результате ДТП, обращают внимание на то, была ли выплата от страховой, если да, то каким образом была оформлена авария, — пояснил заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы Александр Инютин. — Как правило, в случае с европротоколом выплаты сверх тех, что уже сделала страховая, если и будут, то небольшие. Кроме случаев, когда доказан иной реальный ущерб, не включённый в выплаты по ОСАГО.

Такое положение закреплено в постановлении Конституционного суда РФ, которое он принял ещё в 2017 году, но массово суды первой инстанции стали пользоваться им только в конце 2020 года. И тут для тех, кто оформил европротокол, возникает риск заплатить два раза.

Виновный платит дважды

Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Согласно правилам ОСАГО, если максимальной суммы, предусмотренной для возмещения по европротоколу, — 400 тысяч рублей — не хватает для покрытия ремонта, то потерпевший имеет право требовать возмещения оставшейся части на основании фактически понесённых расходов, которые должны быть им подтверждены документально. При этом он вправе требовать возмещения ущерба без учёта износа деталей на основании оплаченных им счетов за ремонт. И суды такие решения принимают, придерживаясь только одного ограничения: совокупная выплата не может быть выше цены автомобиля, за которую он был приобретён (дело № 41-КГ19-42). То есть по факту потерпевший может получить выплату и от страховой, и от виновника ДТП.

А в некоторых случаях, если речь идёт о том, что после составления европротокола был выявлен и иной вред, возникший в результате аварии, потерпевший через суд может взыскать дополнительную сумму как с виновника ДТП, так и с его страховой компании. Та, в свою очередь, имеет право подать регрессный иск к тому, кого страховала. И тогда виновный в ДТП заплатит дважды — и потерпевшему, и своей страховой компании.

Как сократить свои потери?

«Монарх». В России анонсировали мощную убийцу «Теслы» за четыре миллиона

С учётом сложившейся практики можно утверждать, что для пострадавших в ДТП ситуация более выигрышная, даже если они оформили аварию по европротоколу, а после решили получить дополнительную компенсацию. Теперь совокупно они могут получить большее возмещение с виновника аварии, так как их ущерб оценят по фактическим затратам без учёта износа.

Если вы пострадавшая сторона в ДТП и считаете, что ваш ущерб не покрыт, имеет смысл заказывать экспертизу, в которой должно быть указано обоснование ремонта (например, что одна или несколько деталей ремонту не подлежат и требуется замена на новые). Собирайте все документы, подтверждающие расходы, и подавайте в суд. В случае выигрыша вам возместят не только стоимость ремонта, но и расходы на юриста, госпошлину и экспертизу.

А если так вышло, что виновник ДТП вы, имеет смысл предложить потерпевшей стороне провести независимую экспертизу (желательно в вашем присутствии), чтобы на основании выводов экспертов оценить ущерб. Если с суммой ущерба согласны и готовы возместить, то по каждому платежу оформляйте расписки. Если с предъявленными претензиями не согласны — ищите грамотного юриста, чтобы в суде доказать необоснованные расходы потерпевшей стороны и уменьшить свои выплаты.

Европротокол при ДТП в 2020 году

Европротокол — процедура упрощенного оформления документов при ДТП без участия сотрудников полиции, впервые появившаяся в России в 2009 году. Европротокол или, иначе, бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, стал разновидностью документа, позволяющего потерпевшей стороне получить компенсацию по страховому полису. Инициатива направлена на сокращение оформления ДТП, снижение риска для других водителей и борьбу с пробками.

— Европротокол хорош тем, что позволяет сэкономить время при оформлении ДТП, а также быстрее убрать транспортные средства с проезжей части автодороги, чтобы те не мешали движению. Все мы знаем, что сотрудников полиции приходится ждать часами, дожидаясь своей очереди. Давайте помнить, что им приходится в день оформлять по несколько десятков аварий за смену, — рассказал «КП» адвокат Владимир Гончаров.

Первоначально процедурой европротокола можно было воспользоваться в случае ДТП с участием двух автомобилей, без жертв и пострадавших. Максимальный ущерб был ограничен порогом в 25 000 рублей. Выбрать упрощенную процедуру водители могли только по взаимному согласию и при условии одинаковой оценки ситуации. Один из водителей должен был признать вину, а второй – с ним согласиться. И наконец, оба водителя должны были иметь действующую страховку ОСАГО.

Эти условия вызвали массу критики, как со стороны водителей, так и в экспертном сообществе.

Одной из основных причин страха перед европротоколом было опасение неверно оценить ущерб. На этом фоне низкая предельная сумма компенсации стала дополнительным фактором, вызывающим недоверие. Вдобавок, многие водители усмотрели в условиях европротокола богатую почву для мошенничества – от инсценировки ДТП для получения страховки, до намеренных ошибок в извещении. Эти опасения были справедливы: страховые компании и по сию пору используют любую неточность как повод затянуть рассмотрение дела или отказать в выплате. В результате количество случаев возмещения убытков по европротоколу, согласно статистике страховых компаний, не превышало 8 – 9% в период с 2009 по 2014 год.

В августе 2014 года на основе анализа применения европротокола в закон были введены некоторые поправки. Сумма выплаты по страховке была увеличена до 50 000 рублей. Кроме того, корректировке подверглась процедура оформления. В частности, как потерпевший, так и виновный в ДТП были обязаны отправить заполненный бланк извещения в свою страховую компанию до истечения 5 рабочих дней. Потерпевший в дополнение к извещению должен был отправить в свою компанию заявление на выплату страхового возмещения.

Одновременно изменилась процедура и для страховых компаний. Так, страховщик виновного получил право требовать проведения экспертизы в случае сомнений в справедливости требований потерпевшего. В свою очередь, каждый из участников ДТП был обязан предоставить автомобиль для проведения такой экспертизы в пятидневный срок. Аналогичные права получила и страховая компания потерпевшего. Чтобы обеспечить исполнение, участникам ДТП было запрещено ремонтировать или утилизировать автомобили в течение 15 рабочих дней после происшествия.

В том же 2014 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября N 1002 года «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» на территории Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга и Ленинградской Области был введен безлимитный европротокол. Его главное преимущество заключается в увеличенной до 400 000 рублей суммы страховой выплаты.

При разработке новой процедуры был учтен риск мошенничества при значительном повышении суммы компенсации. Так, сбор доказательств был возложен на водителей. Главным инструментом контроля стали технические средства фиксации. Важное условие — для подтверждения факта и фиксации деталей ДТП могут использоваться только устройства, не позволяющие корректировать данные.

Эти условия введены с прицелом на повсеместное использование видеорегистраторов и навигаторов, подключенных к системе ГЛОНАСС или к иным глобальным спутниковым системам. Поскольку техническая база для обязательного внедрения таких устройств к тому моменту еще не была готова, новая процедура получила статус эксперимента со сроком действия до 01.01.2016.

Согласно процедуре безлимитного европротокола, при оформлении ДТП, кроме стандартного пакета документов, водитель для получения компенсации обязан предоставить страховщику электронный носитель с фото- и видеосъемкой места происшествия, выполненной в течение одного часа. Фотографии и видео должны содержать координаты места ДТП. При передаче носителя водитель обязан составить заявление об отсутствии корректировки. В переходный период разрешается использовать любые средства контроля, обеспечивающие съемку места аварии с регистрацией даты, времени и координат.

В ноябре 2017 года стало известно, что Правительство планирует разрешить оформлять ДТП по безлимитному европротоколу водителям автомобилей, оборудованных системой оперативного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Согласно проекту Минтранса, потерпевший должен нажать на аварийную кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС в течение 10 минут после аварии. После этого телеметрические данные об обстоятельствах ДТП в автоматическом режиме попадают в базу страховой компании. Данные включают целый пакет информации, в том числе, координаты, скорость и ускорение автомобиля, силу удара в момент столкновения и многое другое. Три новых ГОСТа по методам фиксации ДТП уже вступили в силу с 1 января 2018 года. На основании данных, полученных от системы ЭРА-ГЛОНАСС, страховая компания будет принимать решение о выплате компенсации по процедуре безлимитного европротокола. Проект не отменяет необходимость заполнять стандартные бумажные извещения о ДТП.

В 2017 году Государственная Дума приняла законопроект, изменяющий правила оформления ДТП по европротоколу. По новым правилам водители могут воспользоваться упрощенной процедурой даже в том случае, если у них нет согласия по поводу виновника ДТП. Данные об аварии разрешается фиксировать при помощи специальных мобильных приложений, лицензированных РСА.

В мае 2018 года Центробанк, регулирующий правила ОСАГО, утвердил изменения, повышающие сумму компенсации по европротоколу с 50 000 до 100 000 рублей. Изменения вступят в силу с 1 июня и будут действовать для всех регионов, кроме тех, где действует режим безлимитного европротокола.

Чтобы реализовать возможность оформления по европротоколу без единого мнения участников по обстоятельствам аварии, необходимо зафиксировать их при помощи «технических средств контроля и иными устройствами». Кроме того, разногласия должны быть внесены в извещения о ДТП обоими участниками аварии. Под техническими средствами контроля подразумевается передача данных через систему ЭРА-ГЛОНАСС или через специальное мобильное приложение. Однако сложность в том, что далеко не все автомобили в нашей стране оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. По данным на 2017 год их количество составляет около 1,2 миллиона. Кроме того, мобильного приложения, лицензированного Российским союзом автостраховщиков, пока не существует. Более того, РСА еще не сформулировал даже требования к этому приложению.

Появилась возможность использовать мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Его создали Центробанк и «Российский Союз Автостраховщиков». Программа нужна для оформления извещения о ДТП в виде электронного документа. Приложение бесплатно в App Store для устройств на iOS, а также доступно в Google Play для Android.

— Большой плюс приложения в том, что его можно использовать для выполнения фотосъемки транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также некорректируемой передачи этих изображений в АИС ОСАГО, откуда она поступает в страховую компанию. Кроме того приложение дает подсказки о том, какие действия нужно выполнить, — говорит адвокат Владимир Гончаров.

    Приложением возможно воспользоваться, только если у сторон ДТП нет разногласий. В таком случае пострадавшая сторона может рассчитывать на максимальную выплату — до 400 тысяч рублей.

В случае разногласий между сторонами, либо при отсутствии средств фиксации ДТП, возможно составление обычного извещения на бумаге. В последнем случае лимит выплаты страховой компанией – до 100 тысяч рублей.

Мобильное приложение «Помощник ОСАГО» может использоваться только пользователями, имеющими подтвержденную учетную запись на «Госуслугах».

Достаточно будет если приложение установлено у одного участника ДТП. Но тот должен ввести данные и на второго участника.

Оформление извещения о ДТП в виде электронного документа возможно только в том случае, если оно произошло на территориях Республики Татарстан, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области. По всей России планируется запуск в ноябре 2020 года.

  • Фотосъемку можно производить с помощью приложения во всех регионах России.
  • Правила оформления европротокола

    Бланк извещения о ДТП состоит из двух частей. Разнимать части перед заполнением не нужно. Каждый участник может заполнить данные о себе и о своем автомобиле, или один из участников заполняет весь бланк. Удобнее всего заполнять бланк шариковой ручкой на твердой поверхности, чтобы копия на второй странице была четкой.

    В пунктах с 1 по 3 необходимо указать место и время ДТП, и количество поврежденных автомобилей. По правилам европротокола их не может быть более двух. В пункте 4 нужно поставить 0 или прочерк, а в пунктах 5, 6 и 8 – отметить слово «Нет».

    При наличии свидетелей, их данные вносят в пункт 7.

    Пункты с 9 по 12 правой и левой колонки предназначены для данных об автомобилях, водителях и полисах ОСАГО.

    Пункт 13 представляет собой изображение автомобиля, на котором необходимо указать место первого удара. Для описания повреждений служит пункт 14. Завершается заполнение колонок подписью водителей в пункте 15.

    Затем в центральном столбце (пункт 16) необходимо отметить обстоятельства аварии. Допускается отмечать несколько клеток, в зависимости от сложности маневра. В нижней части необходимо указать количество отмеченных клеток для каждого участника.

    Читать еще:  Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах

    Следующий пункт под номером 17 – схема ДТП. В нем необходимо схематически изобразить дорогу со знаками, светофорами, номерами домов и другими ориентирами. Изображая автомобили, нужно расположить их в том же порядке и положении, как и в реальной ситуации, и указать направление движения. Под схемой в пункте 18 оба водителя оставляют свои подписи.

    После этого бланк разделяют на две части, и каждый водитель заполняет 7 пунктов на оборотной стороне. Подпись второго участника ДТП на обороте не нужна.

    — При составлении извещения, нужно быть предельно осторожным и выполнять все рекомендации, предусмотренные законом об ОСАГО. Если возникают сомнения, что самостоятельно вы не сможете справиться с составлением европротокола, либо не можете определить ущерб, то вызывайте специалистов — аварийного комиссара, авто-эксперта и т.п. В крайнем случае, всегда имеете право вызвать сотрудников ГИБДД. И конечно же, хочется напомнить всем, чтобы следили за правилами дорожного движения и вовремя оформляли полисы ОСАГО, — отметил адвокат Владимир Гончаров.

    Когда не стоит оформлять европротокол, а когда он лучше при ДТП?

    1. Самая главная опасность оформления европротокола при ДТП – проверьте, выполняются ли условия для законной возможности обратиться в страховую при таком оформлении: в аварии пострадали только машины (не люди и не иное имущество), у вас нет разногласий по обстоятельствам, у обоих есть действующие полисы ОСАГО.
    2. Проверьте полис второго водителя по базе РСА – если он поддельный, то выплату можно не получить.
    3. А вот главный плюс извещения вы можете извлечь, когда позвоните в ГИБДД и те откажутся приезжать на место происшествия.
    4. Не забудьте, что после заполнения европротокола виновнику нельзя ремонтировать свой автомобиль 15 дней.
    5. Если вы виновник аварии и получили письмо от страховой компании с приглашением на осмотр, не игнорируйте, иначе вас ждет регресс на всю сумму выплаты.
    6. Оформляйте небольшие и очевидные ДТП сами – здесь извещение будет плюсом, а на серьезные аварии вызывайте сотрудников ДПС.

    В нынешнем 2020 году, есть много способов, как оформить ДТП. Можно по старинке вызвать инспекторов ГИБДД, можно оформить бумажное извещение (европротокол), а можно сделать это же в электронном виде с применением специальных технических средств. Для того, чтобы вы могли правильно сделать выбор на месте ДТП, мы в данной статье постараемся рассказать про плюсы и минусы данных способов, а также тонкостях оформления для получения возмещения по ОСАГО.

    Когда точно не стоит оформлять европротокол?

    С уверенностью можно сказать о том, что оформлять ДТП по упрощенному порядку путём заполнения европротокола не стоит, когда для этого не выполняются законные условия.

    Если быть точнее, то оформить то его можно, но это будет не более чем бумажка, по которой не получить страховое возмещение. Поэтому запоминаем необходимые требования, перечисленные в статье 11.1 Закона об ОСАГО, и проверяем их на месте аварии:

    1. должна быть застрахована по договору ОСАГО не только ваша ответственность, но и виновника ДТП;
    2. пострадало только 2 автомобиля: ваш и второго водителя;
    3. ничего кроме самих машин не пострадало;
    4. разногласий о том, как всё произошло и какие повреждения образовались, между вами и вторым водителем нет.

    Если что-то не подходит, тогда европротокол точно не стоит оформлять.

    Ещё одно важное условие – достаточно сильное ДТП, когда сумма ущерба даже по малейшему предположению может превышать 100 тысяч рублей. По европротоколу больше не выплачивают. Исключение – фиксация ДТП с помощью специальных систем.

    Вот пример такого ДТП:

    Как думаете, стоит ли оформлять европротокол при таком происшествии? Конечно же, нет! И в целом, если произошло опрокидывание машины на бок или крышу, то только вызов сотрудников ГАИ.

    Подводные камни, когда лучше оформиться с сотрудниками ГИБДД

    К минусам оформления европротокола можно отнести некоторые нюансы или тонкости, которые нужно учитывать при подписании бумаг.

    Некоторые водители не помнят точно указанные выше условия и путают, в ДТП должно участвовать только 2 авто или же должны именно столкнуться 2 транспортных средства. Этот нюанс важен при оформлении бесконтактных ДТП – когда виновник помеху создал, спровоцировал ДТП, но как такового касания с его автомобилем не было. В таком случае оформляться нужно только с сотрудниками ДПС.

    Другой нюанс европротокола — это вред другому имуществу, кроме машин. Если одна из машин столкнулась, например, с отбойником или поребриком (бордюром), то определить наверняка, был ли причинен вред этому имуществу не так-то просто. Чтобы наверняка знать, что вред причинен, за возмещением этого вреда должен обратиться собственник или обслуживающая организация этого имущества, но на месте ДТП невозможно это предугадать, в связи с чем в таких ДТП лучше доверить оформление инспекторам.

    Другая неочевидная тонкость касательно «иного имущества» – это когда в ДТП пострадал, к примеру, ваш мобильный телефон или одежда.

    Электронное извещение. Этому посвящена отдельная статья на нашем сайте, поэтому коротко скажем, в чём опасность. Если подведёт техника, например, не будут переданы данные через систему ГЛОНАСС, то есть все шансы остаться без выплаты.

    Про регресс

    Безусловным недостатком европротокола является возможность получить регрессное требование от страховщика на всю сумму выплаты потерпевшему.

    В 2020 году уже не действует самый популярный у страховщиков пункт регрессных требований – за непредоставление виновником своего экземпляра извещения. Но, к слову, обязанность его предоставить всё ещё сохранилась, только ответственности за неисполнение нет.

    Но оплатить ремонт потерпевшему из своего кармана можно и по другому поводу. Если виновник ДТП в течение 15 дней отремонтирует машину или не покажет авто, даже отремонтированное, по требованию страховщика. Право страховщика на регресс в таком случае закреплено в подпункте «з» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.

    Про отказ в выплате по ОСАГО

    Возможный отказ в выплате – недостаток не только европротокола, но и в принципе возмещения по ОСАГО. Связано это с использованием поддельных полисов ОСАГО. Оформляя ДТП без полиции, каждый водитель будет заполнять свои данные, и потерпевший лишь издалека может увидеть полис виновника и на этом успокоиться. Не проверять его по базе на сайте РСА и уехать. В дальнейшем может отказаться, что полис оформлен на украденном бланке, и последует отказ в выплате.

    Частично эта проблема решается при оформлении электронного извещения по ОСАГО, через программу «Помощник ОСАГО». Там полисы проверяются по базе, и, если один из них не пройдет проверку, то оформиться дальше не получится.

    Какие ещё минусы извещения ОСАГО?

    К недостаткам европротокола относятся частые ошибки и опечатки в бланках. Заполняя извещения в стрессовой ситуации, водители нередко делают ошибки в документах. Потом, когда они получают предварительный или окончательный отказ в выплате, приходится тратить своё время и нервы на внесение изменений или переписывание европротокола. Причем, делать это нужно совместно с виновником ДТП, а это иногда проблема.

    В копилку к минусам добавим неуказание в бланке на вину одного из водителей. Такой нюанс тоже может доставить проблем, вплоть до отказа в выплате.

    А когда лучше оформить ДТП без сотрудников полиции?

    Попробуем интуитивно подтолкнуть вас к правильному ответу на этот вопрос. Представьте себе, пятничный вечер, в первый морозный день осени дорогу слегка окутал первый снег. Вы стоите посреди большого оживленного перекрёстка и рассматриваете царапину на своей машине. Второй водитель лишь стряхивает грязь с бампера своей.

    В этот момент вам предстоит сделать нелёгкий выбор между уютным времяпрепровождением вечера дома или 5-6 часовым ожиданием инспекторов на этой улице в окружении ненавидящих вас водителей.

    Из описанной ситуации сразу становится понятна цель и смысл европротокола и главный его плюс, преимущество и достоинство – экономия времени. Задача водителей – оформить всё быстро, не задерживая ни себя, ни других водителей, стоящих из-за них в пробке.

    Если вы думаете, что, отрицая вину в очевидной ситуации, вы сможете избежать ответственности с приездом инспекторов, то вы ошибаетесь. При этом, сами сотрудники ГИБДД, глядя на механизм ДТП и его последствия, скорее всего, сами будут настаивать на оформлении вами европротокола.

    Но главное достоинство европротокола при вашей виновности в ДТП – так как вы оформляетесь без сотрудников, то и штраф за допущенное нарушение ПДД, которое привело к аварии, выписывать вам некому. Таким образом, заполнить извещение чаще всего оказывается элементарно экономнее для собственного бюджета.

    Сводная таблица: что лучше вызов ГИБДД или извещение?

    Итак, давайте теперь подведём итоги и выясним все плюсы и минусы обоих вариантов оформления ДТП.

    Что лучше при ДТП, европротокол или вызвать ГИБДД?

    Ситуация или факторЕвропротоколВызов ГИБДД
    Условия для возможности оформления без сотрудников полицииПомните, что главное – это законодательные условия, при которых вообще возможно оформить европротокол: в ДТП участвовало 2 автомобиля, нет вреда здоровью, жизни и другому имуществу; у обоих есть полисы ОСАГО и нет разногласий – желательно и по виновнику аварии.Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нужно вызвать инспекторов.
    Сумма ущербаЕсли вы уверены, что сумма ущерба точно не превышает 100 тысяч (или у вас есть возможность оформиться с помощью специальных технических средств), то лучше написать европротокол.Если же есть малейшее подозрение, что стоимость ущерба больше 100 тысяч (например, за счёт скрытых повреждений) и у вас нет возможности использовать техсредства, то вызывайте сотрудников ГИБДД.
    Штраф за нарушение, которое привело к ДТПТак как данный вариант происходит без участия сотрудников ГИБДД, то и штраф вам выписывать некому. Это особенно актуально, например, если вы накануне выпили алкогольные напитки, и есть риск вообще лишиться прав.Приехавшие сотрудники полиции выпишут штраф за то или иное нарушение.
    РегрессВы не заплатите страховой всю сумму возмещения, если правильно не уведомите её в течение 5 дней о ДТП. Но вам всё ещё может быть выставлен регресс, если вы отремонтируете машину в течение 15 дней и/или не покажете её по требованию страховщика.Если ДТП вы оформляли с ГИБДД, то регресса за ремонт автомобиля или не предоставления на осмотр быть не может. Правда, у страховщика всё ещё остаётся такое право, если вы скрылись с места аварии, были пьяны и ещё в ряде случаев.
    Бесконтактное ДТПЭто относится к тому же списку условий перечисленных выше. Одно из них для возможности оформления европротокола – столкновение автомобилей участников в ДТП. Таким образом, заполнив лишь извещение, выплату по ОСАГО вы не получите.При бесконтактных происшествиях всегда вызывайте полицию.
    Пострадало что-то ещё кроме автомобилейДаже при малейшем подозрении, что владелец чего-то повреждённого в ДТП, помимо машин, может подать на возмещение, не оформляйте европротокол. Это могут быть элементы дорожной инфраструктуры (в том числе бордюры, заборы, отбойники, столбы и тому подобное).В этом случае не соблюдается условие для оформления извещения, поэтому только вызов ГИБДД.
    Нет возможности проверить полис второго участникаОдно из условий оформления без ГИБДД – наличие действующих страховок ОСАГО у обоих участников. Если нет возможности проверить по базе РСА его полис, то лучше вызвать ГИБДД, иначе может быть отказ в выплате.По возможности, конечно, лучше найти способ проверить страховку второго водителя. Он или она обязаны сказать вам его номер, но ответственности за отказ нет.

    Что лучше: заполнить европротокол или вызвать аварийных комиссаров?

    Главное, что вам нужно знать об аварийных комиссарах – они не имеют какого-то официального статуса государственной службы или права разбирать или оформлять аварии на дорогах в нашей стране. Тем не менее, они в большинстве случаев первыми приезжают на место происшествия, а порой и единственными, так как у инспекторов много других ДТП.

    И фактически оформление с помощью аваркомов – это такое же заполнение извещения европротокола. Просто в этом случае вам помогают не сделать ошибок эти люди. Впрочем, помогают при отсутствии у них какой бы то ни было ответственности за такие ошибки.

    Плохо это или хорошо, нужна их помощь или нет, каждый решает для себя сам. Мы лишь обратим внимание на то, что водителям придется нести риски за все ошибки, сделанные комиссарами. На таких помощников никак нельзя воздействовать. Если он уехал и по дороге в отдел потерял ваши документы, то извините. Виновник уже дома, вы с разбитой машиной, а ДТП не оформлено.

    Они помогают оформлять небольшие аварии и составлять документы при европротоколе, но всё это не бесплатно. При этом, такой комиссар может также наделать ошибок в бланке, как и вы сами. Поэтому, если не видно разницы, зачем пользоваться какими-то услугами?!

    Более серьезные ДТП, где не получится отделаться европротоколом, они оформляют с негласного согласия инспекторов ГИБДД. В основном они фиксируют обстоятельства и данные участников ДТП и всё это передают инспекторам в отделе, куда в итоге придется ехать и участникам аварии. А там очередь из таких же счастливчиков.

    Поэтому лучше внимательно изучите и запомните условия для оформления ДТП без сотрудников полиции и делайте всё сами, быстро и без ошибок.

    Новые правила оформления европротокола при ДТП в 2020 году

    Если возникло дорожно-транспортное происшествие, то многие водители предпочитают оформлять документы для страховой с помощью сотрудников ГИБДД. Но в 2020 году стоит знать правила оформления европротокола при ДТП, поскольку это существенно поможет экономить собственное время и нервы в случае небольшой аварии с минимальными повреждениями.

    Ситуации, когда можно и нужно оформить европротокол

    Бланк европротокола образца 2020 года позволяет по упрощенной схеме оформить документ для получения страховых выплат в случае незначительного ущерба. Заполняется он непосредственно водителями, без привлечения сотрудников Госавтоинспекции.

    Такая практика начала внедряться на территории России в 2009 году. Однако далеко не все водители ее воспринимают всерьез и пользуются ее преимуществами.

    В бланках должны быть подписи двух участников ДТП

    Такое недоверие вызвано ответственностью, которую не хочет брать на себя ни один из участников дорожно-транспортного происшествия, а также размерами страховых выплат. Бланк извещения о ДТП получает каждый водитель во время оформления страхового полиса ОСАГО. Ключевые аспекты заполнения этого документа можно найти на его третьей странице. Рекомендуется заранее ознакомиться с ними, чтобы не растеряться в момент аварии.

    Существует ряд случаев, когда можно воспользоваться процедурой упрощенного оформления места дорожно-транспортного происшествия:

    • участниками аварии выступают только две машины;
    • автомобили получили незначительные повреждения;
    • нет пострадавших среди водителей и их пассажиров;
    • оба участника ДТП располагают действующими полисами ОСАГО;
    • у водителей нет разногласий относительно виновной стороны и нанесенного вреда.

    Обязательные условия для заполнения европротокола

    Кроме того, выплаты по европротоколу в 2020 году не должны превышать 400 тысяч рублей. Это касается случаев, когда обстоятельства происшествия были зафиксированы с помощью технических средств видеозаписи. Они должны содержать изображения, точное время происшествия и координаты автомобиля, зафиксированные с помощью систем ГЛОНАСС/GPS.

    В случае несоблюдения хоть одного из пунктов еввропротокол может быть признан страховой компанией как недействительный. Это повлечет за собой отказ в выплате компенсаций. В таком случае оформлением дорожно-транспортного происшествия должны заниматься сотрудники ГИБДД.

    Как заполнять бланк

    Далеко не все автомобилисты знают, как правильно заполнять европротокол при ДТП в 2020 году, и помочь в этом вопросе сможет образец.

    Сам бланк извещения имеет две части. Разделять их на отдельные при заполнении не требуется. Каждый из участников дорожно-транспортного происшествия сможет самостоятельно указать сведения о себе, своем транспортном средстве. Также заполнением всего бланка может заниматься один из участников.

    Пункты 1 – 3 содержат в себе информацию о месте и времени дорожно-транспортного происшествия, а также количестве поврежденных машин. Согласно правилам европротокола, их количество не должно превышать 2 автомобиля. В пункте 4 следует поставить «0» либо прочерк.

    Пункты 5,6 и 8 заполняются идентично, там указывается «Нет».

    Оформить все можно от руки либо в электронном варианте

    Информация о свидетелях. Если такие присутствуют, их данные указываются в пункте 7. Пункты 9 – 12, расположенные в правой и левой колонках, предназначены для внесения сведений о транспортных средствах, водителях, а также их страховых полисах ОСАГО.

    В пункте 13 изображен автомобиль. На нем необходимо отметить место, куда пришелся первый удар. Описательная часть расположена в пункте 14.

    В приложении все делать удобнее за счет подсказок системы

    Завершающим этапом является пункт 15, где водители ставят подписи. Далее заполняется центральный столбец, а именно пункт 16. Там указываются обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Возможно заполнение нескольких клеток, если был совершен сложный маневр. В таком случае внизу придется указать, сколько клеток было занято каждым участником.

    В пункте 17 указывается схема дорожно-транспортного происшествия. Тут схематически изображаются:

    • дорога;
    • знаки;
    • светофоры;
    • номера домов;
    • другие ориентиры.

    Изображая транспортные средства, следует их указать так, как они находятся в реальности на дороге, отметив направление движения.

    Образец составления схемы ДТП

    После этого можно разделить бланк на 2 части, где каждый из участников аварии будет самостоятельно заполнять 7 пунктов на обороте. Здесь не требуется подпись второго из участников.

    Как оформить через мобильное приложение

    Благодаря мобильному приложению, участники ДТП смогут шаг за шагом заполнить бланк извещения. Эту форму разработал Центробанк. После того, как онлайн-документ будет заполнен, он мгновенно направляется в страховую компанию.

    Сначала необходимо точно убедиться в том, что авария соответствует критериям европротокола. Затем следует сделать несколько снимков:

    • общий вид дорожно-транспортного происшествия;
    • государственные номера;
    • VIN автомобилей-участников;
    • повреждения общим планом, а также по отдельности;
    • фото автомобилей свидетелей.

    Подсчетом реально нанесенного ущерба занимаются сотрудники компании

    Все рекомендации по оформлению каждого шага выводятся на экране мобильного приложения. В момент фиксации повреждений на камеру рекомендуется быть максимально точным, чтобы было понятно, какой элемент будет изображен на снимке.

    Координаты дорожно-транспортного происшествия определяются автоматически, после этого транспортные средства можно будет убрать с дороги. Европротокол необходимо заполнять вручную и после заполнения сфотографировать на мобильный телефон, воспользовавшись специальным пунктом в меню приложения. Затем останется только указать точную дату и время аварии.

    Что делать дальше

    После того, как европротокол будет отправлен, участникам ДТП на электронную почту или телефон придут уведомления, где будет указан присвоенный регистрационный номер. Бумажный бланк европротокола, заполненный согласно всем установленным правилам, обязательно необходимо доставить в страховую компанию в течение пяти календарных дней.

    Фото делаются с нескольких ракурсов крупным и общим планом

    Согласно новым правилам, вступившим в силу с июня 2019 года, страховщикам запрещено применять регресс к водителям, которые не подали своевременно необходимые документы.

    Сумма выплат

    Сумма ущерба при ДТП в европротоколе 2020 года не должна превышать 400 тысяч рублей. До октября прошлого года данное правило действовало только для Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленобласти. Сейчас же аналогичные суммы выплат по европротоколу могут получить жители других регионов.

    Получится ли оформить протокол, если есть разногласия между участниками ДТП

    Одним из условий оформления европротокола является согласие обеих сторон относительно виновника и нанесенного ущерба. По этой причине, если будут какие-либо разногласия, то оформить извещение об аварии вряд ли удастся.

    Убрать автомобили можно сразу после фиксации расположения и заполнения бланков

    Время будет потрачено впустую, да и проблемы с получением страховых выплат гарантированы.

    Итоги

    Зная правила оформления европротокола при ДТП в 2020 году, можно существенно сэкономить время. Это позволит избежать ожидания прибытия инспекторов ГИБДД, если само происшествие было незначительным, и разногласий относительно виновников нет.

    Такое нововведение положительным образом сказывается на дорожной обстановке. Аварии оформляются без создания многочасовых заторов на оживленных улицах города.

    А вы уже получали выплаты по европротоколу?

    Составили европротокол после ДТП – что делать дальше виновнику и потерпевшему?

    Что делать с европротоколом после ДТП?

    1. Перед оформлением ДТП проверьте, все ли документы есть у второго участника и действительный ли полис ОСАГО.
    2. Внимательно и без ошибок заполните бланк.
    3. Виновник ДТП должен написать, что полностью признает свою вину.
    4. Обязанность у виновника сдать извещение в страховую компанию в 2020 году всё ещё есть, но регресса за неуведомление уже нет. Хотя, остался регресс за ремонт авто и за непоказ машины страховщику.
    5. Обратиться за возмещением можно не только в течение 5 дней, но даже через несколько лет.
    6. Размер выплаты будет зависеть от того, как оформляли европротокол. Обычно 100 000 рублей.

    Не так давно за роковую ошибку в ненаправлении европротокола после ДТП или при его неправильной отправке в страховую компанию грозила серьёзная финансовая потеря для потерпевшего в виде регрессного требования. Но в 2020 году после изменений такая лазейка для страховщика по ОСАГО упразднена. Хотя, регресс всё ещё может быть. В статье расскажем, как его избежать и правильно уведомить страховую о случившемся ДТП.

    После ДТП: проверяем, правильно ли составлено извещение!

    Напомним, что в 2020 году составить европротокол после дорожного происшествия можно как в бумажном, так и в электронном виде.

    Для оформления электронного извещения понадобится смартфон, регистрация на портале ГОСУСЛУГ и специальная программа. Оформить его можно будет при следующих условиях:

    • если нет разногласий,
    • если владельцами автомобилей являются физлица,
    • если позволит оформить сама программа.

    Если сделать это в электронном виде не выйдет, тогда придётся оформлять по-старому, на бумажном бланке.

    Условия для написания извещения на бумаге следующие:

    • отсутствие разногласий об обстоятельствах и повреждениях,
    • в ДТП пострадали только автомобили, и их не более двух,
    • наличие ОСАГО у обоих участников происшествия.

    Заполнять европротокол по ОСАГО нужно внимательно, разборчиво и не пропуская данных.

    1. Сведения по участникам ДТП можно заполнять каждому из водителей или же доверить это кому-то одному.
    2. Перед подписанием извещения всё нужно внимательно проверить.
    3. Сверить указанные повреждения машин, чтобы не было лишних или невписанных.
    4. Проверить, правильно ли отмечены обстоятельства ДТП и нарисована схема происшествия.
    5. Оба водителя подписывают европротокол с лицевой стороны на каждом бланке, оборотную сторону они заполняют и подписывают каждый самостоятельно.
    6. Если один из бланков самокопирующийся, проверьте, чтобы на втором экземпляре всё прописалось и было читаемо.

    Нужно также проследить, чтобы виновник ДТП обязательно указал в европротоколе (например, в графе №15 для замечаний) о том, что он полностью признает свою вину. В законе 2020 года такого требования нет, но на практике такая запись поможет избавить от проблем с получением выплаты от страховщика.

    Желательно не допускать в европротоколе ошибки и исправления, но если такое произошло, а заполнить извещение заново не представляется возможным, тогда каждое исправление необходимо заверить подписями обоих водителей.

    Нужно ли отвозить его в ГИБДД?

    Упрощенное оформление ДТП через европротокол создано как раз для того, чтобы зарегистрировать мелкие аварии можно было без помощи сотрудников ГИБДД. Поэтому после заполнения бланков ничего отвозить в ГАИ не требуется.

    Сотрудники инспекции только рады, что не будут знать о вашем ДТП, ведь у них будет лучше статистика.

    Но помните, если что-то не так с оформленным европротоколом, то дорожно-транспортное происшествие можно оформить и в ГИБДД, для этого необходимо будет туда явиться обоим участникам аварии.

    Нужно ли и куда отправлять бланк виновнику?

    В пункте 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО прописана обязанность виновника по направлению своего экземпляра европротокола страховщику.

    Направлять его нужно в ту страховую, у которой было сделано ОСАГО, в срок 5 рабочих дней после ДТП. Адрес для отправки лучше взять из данных страховщика указанных в ЕГРЮЛ. Найти нужную компанию лучше по ИНН или ОГРН, а получив выписку, взять оттуда адрес центрального офиса или адрес официального филиала в вашем регионе.

    Вот данные некоторых страховщиков для поиска в егрюл:

    1. РГС (ПАО СК «РОСГОССТРАХ») ИНН: 7707067683; ОГРН: 1027739049689,
    2. РЕСО (СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ») ИНН: 7710045520; ОГРН: 1027700042413,
    3. ВСК (САО «ВСК») ИНН: 7710026574; ОГРН: 1027700186062,
    4. Альфа (АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ») ИНН: 7713056834; ОГРН: 1027739431730,
    5. Ингосстрах (СПАО «ИНГОССТРАХ») ИНН: 7705042179; ОГРН: 1027739362474.

    Регресс за неуведомление страховой компании

    Когда говорят, про регресс от страховщика, связанный с неуведомлением о ДТП после составления европротокола, то имеют в виду обязанность виновника представить в СК свой бланк извещения. Нет, уведомлять страховщика о наступившем страховом случае тоже надо, такая обязанность прописана в пункте 3.9 Правил ОСАГО, но за несообщение о ДТП никогда не было регресса.

    Но в настоящее время не будет регресса и за непредоставление бланка страховщику. Данную норму убрали еще в мае 2019 года, но оставались действующими полисы, которые были заключены до 1 мая того же года. Сейчас таких полисов не осталось, и по новым договорам такого права у страховщика нет. А раз не будет права взыскивать регресс, то и следить о правильной подаче бланка на практике 2020 года нет особой необходимости.

    Но правильно нужно подавать все документы, а не только европротокол, поэтому

    • при личной сдаче необходимо иметь копию сдаваемого документа с отметкой страховщика о принятии (входящий номер, дата принятия, ФИО сотрудника, печать),
    • а при отправке почтой – опись вложения в отправление с подробным указанием отправляемых документов и чек.

    Я не зря указал про старые договоры, ведь по ним все еще можно получить регрессное требования от страховой. Срок на предъявление страховщиком такого требования – 3 года со дня выплаты страхового возмещения. Поэтому по ДТП? произошедшему в 2019 году с полисом? заключенным до 1 мая 2019 года, можно за несданный бланк европротокола получить регрессное требование и в 2020, и в 2021 году, а может даже и в 2022.

    Всё ещё зависит от того, когда потерпевший обратится за возмещением, ведь пока нет обращения, нет выплаты, а, значит, нет и права на регресс у страховщика.

    Стоит помнить, что несданный европротокол – это не единственное основание для регресса. В 2020 году его можно получить при оформлении европротокола, если вы приступили к ремонту в течение 15 календарных дней со дня ДТП и (или) не показали страховщику машину, когда он это потребовал.

    Что делать потерпевшему?

    Немаловажный вопрос: куда и как правильно подавать свой бланк извещения потерпевшему в ДТП. Составление европротокола ускоряет и упрощает оформление самого происшествия, но с получением выплаты быстро может и не получиться!

    В какой срок после ДТП нужно обратиться?

    Направление европротокола страховщику в течение 5 рабочих дней требуется не только от виновника ДТП, но и от потерпевшего.

    Однако, для потерпевшего нарушение данного срока никакой опасности не несет. Обратиться за выплатой по европротоколу можно и позже, даже через несколько лет, но не позднее общего срока исковой давности, который составляет 3 года.

    В свою страховую или виновника?

    Подавать заявление вместе со своим экземпляром европротокола необходимо вашему страховщику, у которого оформлено ОСАГО. Это одно из условий прямого возмещения убытков. Тут всё просто: если условия ПВУ не выполняются, то, скорее всего, ваше ДТП не подходит и для оформления европротокола.

    Нужно и можно ли делать экспертизу самому?

    Можно на этот вопрос ответить коротко: любой каприз за ваши деньги. Данная фраза очень подходит к ситуации с экспертизой от потерпевшего. Но для пытливых умов мы, конечно же, всё распишем подробнее.

    В настоящий момент все споры со страховыми решаются по следующему алгоритму:

    1. заявление страховщику (игнорирование, отказ или нарушение сроков),
    2. заявление о разногласиях в страховую (игнорирование, отказ или неполное удовлетворение),
    3. обращение к финансовому уполномоченному (нарушение сроков, отказ или несогласие с решением),
    4. суд.

    Так вот, до суда можно обойтись и без независимой экспертизы, так как требований прикладывать её к заявлениям и обращению нет. Но, с другой стороны, для того, чтобы спорить, нужно знать, а кто прав по сумме выплаты – вы или страховщик?! Для этого можно провести оценку.

    Если вы все же сделали независимую, то можно предоставить заключение и страховщику, и финупу, но вот стоимость её проведения вам вряд ли возместят. Если только страховщик не нарушил своих обязательств по осмотру автомобиля после ДТП.

    Хорошей новостью здесь является то, что некоторые экспертные конторы предлагают упрощённую экспертизу просто для оценки стоимости – без предоставления расчётов и оснований, необходимых для суда.

    А вот если вообще не было осмотра от страховой, тогда экспертизу желательно сделать, и её стоимость должны возместить даже на досудебной стадии.

    Каких-либо запретов на проведение экспертизы нет. Только не забывайте уведомлять страховщика не менее чем за 3 дня до экспертизы о её проведении и приглашайте поучаствовать.

    Список документов для обращения по ОСАГО

    При заявлении страхового случая по европротоколу список документов будет самый маленький. Потребуются лишь основные:

    1. заявление о прямом возмещении убытков,
    2. бланк европротокола (извещение о ДТП),
    3. паспорт выгодоприобретателя (собственника машины),
    4. документ, подтверждающий право собственности на авто – как правило, это договор купли-продажи, но по факту страховые принимают (и даже требуют) свидетельство о регистрации на авто и/или ПТС.

    Как правильно сдать европротокол?

    Если вы будете подавать документы лично, тогда следите, чтобы в акте приема-передачи документов было указано, что вы сдали страховщику полный комплект, включая бланк европротокола. Должно быть указано, что вы сдали именно подлинный экземпляр.

    При отправке почтой в описи вложения в почтовое отправление также обязательно указывайте, что направляете подлинный экземпляр извещения.

    Что делать после подачи и сколько ждать выплату?

    Как только страховщик получит от вас полный комплект документов, у него будет 5 рабочих дней не проведение осмотра поврежденного автомобиля. Вас или пригласят приехать на осмотр, либо должны провести осмотр по месту нахождения машины, если она не может участвовать в дорожном движении.

    Время на осмотр не увеличивает общий срок на выплату страхового возмещения или выдачу направления на ремонт. И то, и то должно быть сделано страховщиком в течение 20 календарных дней со дня, когда был сдан полный комплект документов.

    Сколько размер возмещения?

    Какой ущерб возместит страховщик, зависит от того, как оформлялось ДТП. Несмотря на то, что речь идет только про европротокол, возмещение может быть и 100, и 400 тысяч рублей.

    Для достижения лимита в 400 000 рублей, необходимо оформлять аварию с помощью специальных технических средств. Но как правило, водители оформляют без какой-либо техники и претендуют лишь на 100 000 рублей.

    Но если вы ошиблись в оценке ущерба или же если были скрытые повреждения, которые дорого обойдутся в ремонте, это не значит, что больше ста тысяч вам ничего не получить. Разницу можно взыскать с причинителя вреда. Но главное – понимать, что это за разница такая.С виновника можно взыскать недостающую разницу на ремонт между рыночной стоимостью восстановления автомобиля и стоимостью ремонта машины по Единой методике ОСАГО.

    А теперь, простым языком. Если вы ошиблись в размере ущерба, который должна возместить страховая по ОСАГО, то эту разницу уже не взыскать. Ваша ошибка – ваши потери. Но даже если бы сумма ремонта была оценена правильно, это не значит, что её бы хватило на полноценный ремонт по рыночным ценам. Вот именно эту разницу, между рынком и Единой методикой и можно довзыскать с причинителя вреда.

    Пример. Произошло ДТП, и вы на месте посчитали, что ремонт обойдется не более чем в 100 000 рублей. После осмотра и оценки оказалось, что страховщик насчитал 150 000 ущерба.

    Соответственно, он выплачивает вам только 100 тысяч (выплачивает, так как, когда вас направят на ремонт, вы откажетесь доплачивать свои деньги). Независимая по определению рыночной стоимости ремонта покажет, что ремонта на самом деле на 200 000 рублей. Вот с причинителя вреда вы сможете потребовать 50 000 рублей (200 000 – 150 000).

    Отказ в выплате из-за неправильно составленного европротокола – когда законно, а когда нет?

    Если вы допустите какие-то ошибки в оформлении европротокола, тогда отказ страховщика может быть вполне законным. Именно поэтому статью я начал с необходимости тщательно проверять все вписанные данные: как свои, так и другого участника ДТП. При этом, не соглашайтесь на европротокол после ДТП, если у виновника нет с собой какого-нибудь документа (например водительского удостоверения), и вы не сможете проверить правильность вписанных данных.

    Законным будет отказ, если вы оформите свою аварию упрощенно с водителем, у которого будет «левый» полис ОСАГО. Поэтому по возможности пробивайте полис по базе РСА.

    Но можно получить и незаконный отказ.

    Вообще, чаще всего страховщики отказывают, когда в бланке европротокола виновник не написал, что полностью признает свою вину. Почему так? В декабре 2017 года Верховный Суд опубликовал новое Постановление Пленума ВС РФ № 58 об ОСАГО. В пункте 14 суд указал, что между участниками ДТП не должно быть разногласий и по степени вины.

    Однако, в законе про признание вины и степень виновности в ДТП ничего нет, нет и специальной какой-то графы в европротоколе, где про это надо было бы указывать. Отсюда и отказы.

    Что делать, если страховая отказала незаконно?

    Получив отказ, пробуйте урегулировать досудебно, сперва подав в страховую компанию заявление о разногласиях, а потом через обращение к финансовому уполномоченному. Если не получится, тогда придется отстаивать свои права в суде. Не забывайте в суде потребовать неустойку, штраф и возмещение всех расходов.

    Европротокол: стоит ли оформлять происшествие без ГИБДД?

    Автомобилисты достаточно редко оформляют ДТП без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

    «Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

    1. В столкновении участвовало только два транспортных средства.
    2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
    3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
    4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
    5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

    Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД. Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику. Важно помнить, что в случае пренебрежения виновником аварии этой обязанностью с него могут взыскать страховую выплату пострадавшему в порядке регресса.

    Для упрощения процесса оформления ДТП в соответствии с «Европротоколом» рекомендуется использовать мобильное приложение Российского Союза Автостраховщиков «ДТП. Европротокол».

    Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

    • зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием;
    • прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

    Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

    К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с Правилами ОСАГО придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

    Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

    Оформление и использование Европротокола

    Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

    1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
      • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
      • Указываются знаки и светофоры, разметка.
      • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
      • Отмечаются направления движения автомобилей.

    Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

    1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
      • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
      • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
      • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

    При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

    Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате.

    Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в течение 15 дней. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

    Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение 5 рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых 15 дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

    «За» и «против»

    «Против»

    В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются следующие.

    • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
    • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
    • Неполный перечень внешних повреждений авто.
    • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

    Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

    1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
    2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

    Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами.

    1. Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
    2. Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

    Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

    Е-ОСАГО по выгодной цене

    Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
    18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
    в приложении и приходят на e-mail

    Европротокол

    Европротокол – это оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

    а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» (см. ниже);

    б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

    Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопирумый экземпляр заполненного извещения о ДТП считаются оригиналом документа).

    По возможности необходимо избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП. Если все же в извещении о ДТП присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей.

    В случае если участник ДТП, который является причинителем вреда, нарушит установленный Законом об ОСАГО срок подачи бланка извещения о ДТП в страховую компанию (пять рабочих дней с даты ДТП) или вовсе не представит документ страховщику, это может стать причиной для предъявления страховой компанией ДТП регрессного требования к данному лицу.

    Максимальная сумма страхового возмещения с 1 июня 2018 года составляет 100 тысяч рублей (для ДТП, произошедших начиная со 2 июня 2018 года и позднее).

    Кроме того, в случае если ДТП произошло в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской области (при этом полис ОСАГО может быть оформлен в любом регионе России) существует возможность воспользоваться так называемым безлимитным «Европротоколом» (лимит 400 тысяч рублей).

    В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции бланк извещения о ДТП, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к ДТП, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший вместе с извещением о ДТП также подает страховщику заявление о прямом возмещении убытков.

    Необходимо также учитывать, что при оформлении Европротокола владельцы транспортных средств, с участием которых произошло ДТП, без согласия в письменной форме от страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.

    Для оформления «Европротокола» в случае наличия у участников разногласий в отношении происшествия необходимо совместно заполнить извещение о ДТП, в котором в обязательном порядке должна быть зафиксирована информация о наличии и сути разногласий. Кроме этого, при разногласиях обязательным требованием закона является фиксирование участниками данных о происшествии с помощью специального программного обеспечения либо технических средств контроля, обеспечивающих формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в АИС ОСАГО (для этого можно воспользоваться мобильным приложением РСА «ДТП.Европротокол», которое рекомендуется установить на мобильное устройство заранее, чтобы ускорить процесс оформления на месте).

    Только при выполнении указанных условий водители могут воспользоваться процедурой «Европротокола», максимальный размер возмещения страховщиком при этом составит 100 тысяч рублей. В случае если эти требования закона не выполняются, то оформление «Европроткола» невозможно и в этом случае необходимо обратиться в ГИБДД (тел. 102, 112, 911) для оформления документов о ДТП.

    Для применения Европротокола необходимо, чтобы были соблюдены установленные Законом об ОСАГО условия, в том числе наличие действующих договоров ОСАГО у участников ДТП либо договора страхования гражданской ответственности в рамках международной системы страхования «Зеленая карта» на момент происшествия (ст. 11.1 Закона об ОСАГО).

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector