Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность собственника транспортного средства при ДТП

Ответственность владельца ТС при ДТП

Содержание статьи
    1. Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП
    2. Административная ответственность владельца ТС при ДТП
    3. Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП
    4. Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП
    5. В каких случаях владелец ТС освобождается от гражданской ответственности
    6. Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля
    7. Кто возмещает ущерб при ДТП?
    8. Как взыскать одновременно ущерб с водителя и собственника при ДТП?

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — деяние, обладающее признаками правонарушения/преступления, совершенное с участием транспортных средств, по причине которого был причинен вред жизни и здоровью потерпевших и (или) нанесен материальный ущерб имуществу участников происшествия.

В случае нарушения правил дорожного движения (ПДД), обусловленного эксплуатацией транспортного средства (ТС), предусмотрена уголовная, административная, гражданская ответственность (в зависимости от причиненных последствий). Какие виды наказания предусматривает каждая из них и при каких обстоятельствах будет рассказано в нашем материале.

Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП

За причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека при управлении ТС, действующим уголовным законодательством предусмотрен комплекс мер воздействия на виновника инцидента. Преступления в области нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств предусмотрены ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного Кодекса РФ (далее — УК РФ). На основании ст. 63 УК РФ применительно к преступлениям, связанным с ТС, отягчающими (усугубляющими положение виновного лица) обстоятельствами являются:

  • управление ТС в пьяном виде;
  • ДТП повлекло смерть двух и более человек;
  • виновник ранее уже нарушал ПДД, ему было назначено административное наказание.

Если деяние совершено умышленно, преступление будет квалифицироваться как убийство (ст. 105 УК РФ) либо как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) в зависимости от характера последствий. Уголовное преследование при дорожно-транспортном происшествии предусмотрено в отношении водителя, а не собственника автомобиля, если это разные лица. По принципу вины (ст. 5 УК РФ) субъектом преступления выступает исключительно лицо, фактически управлявшее ТС и совершившее, к примеру, наезд на пешехода, даже если виновник ДТП не является собственником транспортного средства. Юридическое лицо субъектом общественно-опасного деяния выступать не может.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

В КоАП РФ нарушениям ПДД и участию в ДТП посвящена отдельная 12 глава. Объективной стороной правонарушения является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ). Кратковременность расстройства здоровья, неопасное для жизни длительное расстройство здоровья в качестве степени причинения вреда устанавливается на основе проведенной медицинской экспертизы.

По общим нормам административного законодательства санкции за дорожно-транспортное происшествие несет лицо, в отношении которого будет доказана его вина (ст. 1.5 КоАП РФ). Виновным будет признан водитель автомобиля, ведь именно он находился за рулем ТС и по причине его действия/бездействия наступили последствия.

Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст. 2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи. Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание. Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме. Стоит помнить, что договор купли-продажи не является свидетельством смены хозяина ТС, если не произведена перерегистрация в подразделениях ГИБДД. Если вы продали автомобиль, но в течение 10 установленных законодательством дней новый собственник не подал документы на регистрацию, обязанность по снятию с него переходит на вас.

Административным законодательством наказание в отношении юридического лица (организации) при совершении дорожно-транспортного происшествия не предусмотрено.

Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП

Гражданская ответственность выражается в виде возмещения материального и морального ущерба, понесенного вследствие совершенного ДТП, в отношении потерпевшего. ГК РФ относит использование автомобиля к видам деятельности, создающим повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). Владелец автотранспорта обязан возместить причиненный вред, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность. Гражданская ответственность предусматривается и в отношении юридического лица, если оно на законных основаниях владеет источником повышенной опасности, которое приняло участие в ДТП.

Особенностью указанной нормы является то, что владельцем может быть признан субъект правоотношений, владеющий автомобилем на законном основании, включая право аренды, наличие доверенности или в силу распоряжения на управление ТС. Таким образом, законным владельцем на момент совершения происшествия может быть признано иное от указанного в паспорте транспортного средства лицо (не собственник).

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Гражданская ответственность наступает с 14-летнего возраста. Если вред нанесен малолетним лицом, не достигшим 14 лет, ответственность за него должны понести его законные представители, в первую очередь — родители (ст. 1073 ГК РФ). С 14 лет несовершеннолетнее лицо несет ответственность в рамках возмещения вреда на общих основаниях (ст.1074 ГК РФ). Исключение — отсутствие доходов или имущества, необходимых для возмещения вреда.В таком случае ответственность возлагается на законных представителей. Основанием освобождения законных представителей от ответственности выступают доказательства отсутствия их вины в допущении подобного правонарушения.

В каких случаях владелец ТС освобождается от гражданской ответственности

Владелец освобождается от обязанности по возмещению вреда в случаях, прямо указанных в ст. 1079 ГК РФ:

  • непреодолимая сила — форс-мажор — наличие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств. Фактически наличие обстоятельств непреодолимой силы прекращает правоотношения;
  • умысел потерпевшего — противоправное поведение потерпевшего, который предвидит и допускает наступление неблагоприятных для него обстоятельств;
  • транспортное средство до наступления последствий ДТП выбыло из владения владельца (автомобиль был угнан) — владелец должен доказать, что ТС выбыло из владения без его вины.

Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля

Солидарная ответственность виновника и собственника, возникающая вследствие ДТП, представляет собой нетипичный вариант гражданско-правовой ответственности группы лиц в классическом толковании. В привычном понимании солидарность в ответственности наделяет понесшую ущерб сторону правом выбора, к кому предъявлять иск: к кому-то одному из участников либо ко всем одновременно.

Норма ст.1079 ГК РФ прямо указывает на первостепенную вину непосредственно водителя ТС в момент совершения ДТП. Исключение составляет ситуация, когда источник повышенной опасности выбыл из владения собственника при наличии его вины. Если вина будет доказана, на собственника будет возложена ответственность в долевом порядке, то есть будет зависеть от степени его вины.

Классический вариант солидарной ответственности наступает в случае ДТП с участием нескольких ТС, владельцы которых и понесут групповую ответственность (п. 3 ст. 1079 ГК РФ).

В случае, когда виновник ДТП погиб, когда за рулем находился несовершеннолетний, когда за рулем был арендатор автомобиля или сотрудник организации, если водитель скрылся с места ДТП, солидарная ответственность в отношении собственника будет иметь место только в случае признания судом его вины.

Кто возмещает ущерб при ДТП?

Норма ст. 1079 ГК РФ предусматривает императивный выбор между лицами, которые несут гражданскую ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности:

  • возмещение ущерба при ДТП с владельца на праве собственности: если именно он был за рулем ТС либо частично при наличии вины в допущении к управлению третьего лица.
  • с водителя — владельца на праве хозяйственного ведения или иного вещного права: если именно он был за рулем ТС.
  • с водителя — лица, пользующегося ТС на законных основаниях в момент совершения ДТП, перечень которых в силу ст. 1079 ГК РФ не является исчерпывающим.

Помимо собственника и водителя, потерпевший вправе запросить возмещение в рамках Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 № 40-ФЗ, если водитель был вписан в полис ОСАГО. Настоящим законом предусмотрен вариант прямого обращения потерпевшего к страховщику согласно статье 14.1 Закона об ОСАГО. Отсутствие виновного лица в страховом полисе позволяет сделать вывод только о возможном неправомерном пользовании транспортом. Вину собственника и долю, подлежащую возмещению, определит суд.

Таким образом, необходимо еще раз отметить, что общее основание взыскания ущерба с собственника — это наличие вины. При распределении ответственности судебная практика исходит из принципа виновности, в первую очередь — водителя, находившегося за рулем автомобиля в момент аварии. Если судом будет установлено, что собственник предполагал и допускал владение автомобиля без правовых оснований на это, собственник будет возмещать ущерб в части, соразмерной своей вине.

Как взыскать одновременно ущерб с водителя и собственника при ДТП?

Необходимо доказать наличие вины собственника, представить доказательства причинно-следственной связи между действиями водителя и собственника (знал/предполагал/допускал). Ответственность хозяина авто при ДТП ограничивается только степенью его вины.

Если у вас возникли трудности в связи с ДТП и вы не знаете, как обратиться за страховым возмещением, или вас волнует вопрос “можно ли привлечь виновного водителя к материальной или иной ответственности?”, обратитесь к нашим специалистам, заполнив форму обратной связи, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

avto-advokat › Блог › Кто несет ответственность за вред в ДТП – водитель или собственник автомобиля?

Свобода распоряжения движимым имуществом по своему усмотрению предполагает право собственника передавать автомобиль в пользование третьим лицам. Это могут быть:

члены семьи собственника;
его друзья;
лица, состоящие с ним в трудовых отношениях или оказывающие услуги на денежной основе.
Если транспортное средство, управляемое не собственником, попадает в ДТП, то возникает вопрос: кто должен нести ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам?

Кто по закону отвечает за причиненный в результате ДПТ вред?
Действующее законодательство РФ обязывает возместить вред, причиненный в результате ДТП, того гражданина, который владеет автомобилем на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (ст. 1079 ГК РФ).

То есть ответственность за причиненный источником повышенной опасности (автомобилем) вред несет его собственник, если не докажет, что право владения этим источником в установленном законом порядке было передано иному лицу.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 года «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», лицо, которое владеет источником повышенной опасности, в том числе по доверенности на право управления транспортным средством, обязано возместить вред, причиненный этим источником повышенной опасности.

Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» был исключен абзац о том, что водитель должен иметь при себе письменную доверенность на право владения, или пользования, или распоряжения транспортным средством.

В настоящее время для подтверждения своего права на управление автомобилем гражданину, который находится за рулем ТС, достаточно иметь при себе:

водительское удостоверение;
свидетельство о регистрации автомобиля;
полис ОСАГО без ограничения круга лиц, допущенных к управлению данным ТС, либо с ограничением, но в котором данный водитель вписан.

Что будет, если нет страховки?
Рассмотрим ситуацию: в результате ДТП автомобилем, водитель и собственник которого не застраховали свою ответственность в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», был причинен вред имуществу третьих лиц.

Поскольку отсутствие полиса ОСАГО свидетельствует о том, что у водителя нет законных оснований на управление данным автомобилем, то и требование о возмещение ущерба необходимо предъявлять к собственнику транспортного средства.

Собственник, передав машину во временное пользование водителю, должен был понимать и предвидеть, что на дороге вероятно возникновение транспортного происшествия, в результате которого водитель, допущенный до управления его автомобилем, своими действиями может причинить ущерб третьим лицам (статья 10 ГК РФ).

Читать еще:  Ловушка европротокола: когда за одну аварию придётся платить дважды и почему потерпевший может ничего не получить

Что будет, если страховки для покрытия ущерба недостаточно?

Рассмотрим пример, в котором водитель, управляя чужим автомобилем, в результате ДТП причинил вред имуществу третьих лиц, но для полного возмещения ущерба недостаточно суммы страхового возмещения в размере 400 000 руб., предусмотренной ст. 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года № 40-ФЗ.

Требование о возмещении ущерба предъявляется к водителю как лицу, которое управляло автомобилем на законных основаниях, в двух случаях:

водитель вписан в полис ОСАГО,
полис выписан без ограничения круга лиц, допущенных к управлению.

Если у водителя не было законных оснований на управление транспортным средством, о чем свидетельствует отсутствие у него полиса ОСАГО, то требование о возмещении ущерба необходимо предъявлять к собственнику автомобиля как законному владельцу источника повышенной опасности.

Особое внимание необходимо обратить на то обстоятельство, что сумма причиненного ущерба в части требований к страховой компании рассчитывается согласно Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

Сумма причиненного ущерба в части требований к физическому лицу рассчитывается по рыночным ценам без учета износа заменяемых деталей.

По указанию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 10 марта 2017 года № 6-П), возмещение убытков в полном размере означает, что потерпевший должен оказаться в том же положении, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. Т.е. ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Таким образом, правильное определение лица, ответственного за причинение ущерба автомобилю, позволит потерпевшему своевременно и с наименьшими издержками восстановить свое нарушенное право. Водителям же рекомендуем вовремя осуществлять мероприятия по страхованию своей автогражданской ответственности и не допускать к управлению своим транспортным средством лиц, не имеющих на это законного права, чтобы избежать в будущем финансовых потерь.
Адвокат Николай Гавель

Владелец или собственник: кто ответит за ДТП

ДТП без прав и ОСАГО

В Подмосковье столкнулись автомобили «Ситроен» и ВАЗ-2110. Виноват оказался водитель «десятки» Сергей Курагин, который ехал задним ходом. Автомобиль принадлежал его жене, Елене Курагиной*. Ее супруг не был вписан в ОСАГО и не имел водительских прав.

Владельцы «Ситроена», ООО «Агропродукт», обратились в суд. Они потребовали взыскать с ответчиков, владелицы машины и ее мужа, солидарно более 100 000 руб. на ремонт и судрасходы.

Две инстанции удовлетворили иск частично. Сергиево-Посадский городской суд Московской области (дело № 2-4196/2018) и Московский областной суд решили, что деньги должен выплатить только водитель автомобиля — ведь именно он и виноват в аварии. Заявитель оспорил такие выводы в Верховный суд. Представители «Агропродукта» настаивали, что ущерб надо взыскать и с собственника машины, виновной в ДТП.

ВС: отдать ключи не значит снять ответственность

Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Вячеслава Горшкова признала, что судебные акты нижестоящих судов приняты с нарушениями норм права. В определении по делу (дело № 4-КГ20-11) ВС указал, что по ст. 201 ГК (Срок исковой давности при перемене лиц в обязательстве) собственник несет бремя содержания своего имущества. А по п.1 ст. 1079 ГК (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих) те, кто связан с опасной деятельностью, должны возмещать вред, если источник опасности причинил ущерб. Кроме случаев, когда речь идет о непреодолимой силе или умысле потерпевшего. Возмещает ущерб владелец «опасного» имущества — в рассматриваемом случае, автомобиля.

ВС подчеркнул: то, что Курагин получил документы на машину и ключи от нее, еще не приравнивает его к владельцу авто — это только подтверждает, что собственник хотел передать имущество ему в пользование.

Это также не говорит о том, что права на владение машиной были переданы, и не освобождает собственника от обязанности возместить вред, если авария случилась по вине водителя.

ВС указывает, что перечень оснований владения автомобилем из ст. 1079 ГК не исчерпывающий. «Но любое из таких оснований требует соответствующего юридического оформления — заключение договора, выдача доверенности на право управления транспортным средством, внесение в страховой полис лица, допущенного к управлению транспортным средством, и т.п.», — напомнили члены коллегии ВС.

Если Курагина действительно передавала супругу право владения автомобилем, именно она должна была это доказать, отметили в коллегии и признали, что владелицу ВАЗа освободили от ответственности неправомерно. Дело направили на новое рассмотрение в апелляцию — Мособлсуд (на момент написания материала не рассмотрено).

Эксперты: «Собственник тоже может рассчитаться за аварию»

Ущерб в подобной ситуации помимо виновника может компенсировать собственник автомобиля, подтверждает адвокат Аким Ложковой, Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Региональный рейтинг. × : «Этим определением Верховный суд делает очень важный вывод, направляя дело на новое рассмотрение — нижестоящий суд не выяснил вопрос перехода прав владения автомобилем».

В целом же, какую именно конструкцию выбрать — «ущерб компенсируется виновником ДТП», «ущерб компенсируется собственником ТС» или «ущерб компенсируется и виновником ДТП и собственником ТС», зависит конкретно от установления отдельных обстоятельств, напоминает Ложковой. В частности, имеет значение, как собственник авто передает его в пользование и управление другому лицу:

— Заключен ли какой-то договор или соглашение о использовании транспортом и рисках как гибели автомобиля, так и ущербе от ДТП;

— Застрахована ли ответственность того, которому передается ТС;

— Выписывается ли доверенность (её наличие не обязательно, но доверенность может служить доказательством при распределении бремени компенсации ущерба).

Важно также, как собственник передал автомобиль — по доброй воле или, например, речь идет об угоне.

*Имена и фамилии участников спора изменены

Ответственность владельца транспортного средства при ДТП

Ответственность владельца транспортного средства при ДТП может наступать по нормам ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ. Отвечать за ущерб после столкновения машин будет законный владелец автотранспорта – собственник или водитель по доверенности. В этой статье разберем, какую ответственность при ДТП несет собственник транспортного средства, и за что будет отвечать представитель по доверенности.

Виды ответственности автовладельца

На законодательном уровне автомобиль признается источником повышенной опасности, что автоматически влечет следующие последствия:

  • ответственность будет наступать за любое причинение вреда, за исключением случаев, когда будет установлен умысел потерпевшего на противоправные действия;
  • к ответственности привлекается не только собственник, но и иной законный владелец автомобиля – такую позицию указал Верховный суд РФ в 2016 году;
  • возмещению подлежит ущерб в полном объеме – вред жизни и здоровью граждан, моральный вред, имущественный ущерб.

Основным видом ответственности, которая грозит собственнику или владельцу автомашины, является возмещение ущерба в рамках гражданского дела. По нормам ГК РФ происходит не только прямое возмещение вреда потерпевшему или его наследникам. Чтобы минимизировать потери от ДТП или иных случаев причинения вреда, оформляются полисы ОСАГО или иные добровольные договоры страхования.

При нарушении правил дорожного движения ответственность наступает по нормам КоАП РФ. В зависимости от характера выявленного нарушения, виновному лицу грозит штраф или лишение права управления автотранспортом. Нужно учитывать, что административная ответственность наступает только для лица, непосредственно управлявшего автомашиной.

Наиболее серьезными последствиями от аварии являются тяжкие телесные повреждения и смерть пострадавших. За это предусмотрена ответственность по нормам УК РФ, а виновному лицу грозит существенный штраф или тюремное заключение. Наказание по УК РФ последует только в отношении непосредственного виновника аварии, т.е. водителя.

Разберем нюансы привлечения к гражданской, административной и уголовной ответственности, в том числе порядок возмещения ущерба.

Гражданская ответственность

Имущественный ущерб и вред здоровью граждан возмещается по правилам, зафиксированным в ГК РФ и иных нормативных актах. Выделим направления, по которых происходит возмещение вреда в рамках гражданской ответственности:

  • выплата компенсации непосредственным виновником аварии или собственником автомобиля – если отсутствует действующий полис ОСАГО, либо страховой компенсации оказалось недостаточно для полного возмещения ущерба;
  • за счет полиса автострахования ОСАГО – если последствия ДТП признаются страховым случаем, а размер вреда не превышает максимальных размеров выплаты;
  • за счет добровольных форм страхования – ДСАГО, КАСКО и т.д.

Правила компенсации по программе ОСАГО утверждены на законодательном уровне. Это касается и максимально возможных сумм, которые будут выплачены страховщиком в пользу пострадавших. Для возмещения ущерба машине предельный размер выплат составит 400 тыс. руб. Аналогичную сумму страховки можно получить за повреждение иного имущества граждан. Если в аварии причинен вред здоровью и жизни граждан, в том числе пешеходам, предельный размер выплат составит 500 тыс. руб.

При существенных повреждениях машины и серьезных телесных повреждениях указанной суммы выплат будет недостаточно для полного возмещения ущерба. В этом случае может быть предъявлен иск к непосредственному виновнику аварии. При таком варианте возмещения вреда нужно учитывать следующие нюансы:

  • возмещение ущерба будет происходить за вычетом сумм, ранее полученных по страховке (учитываются как обязательные, так и добровольные виды страхования);
  • через суд можно взыскать компенсацию морального вреда – по программе ОСАГО такая форма ответственности не применяется;
  • размер ущерба должен доказать истец – для этого представляется заключение автооценщика, а также акты медицинского освидетельствования.

Обратите внимание! Взыскание ущерба в судебном порядке возможно даже в случае, если вина автовладельца не подтверждается материалами дела. Это связано с правовым статусом источника повышенной опасности, к которому отнесен автотранспорт.

На размер компенсации по суду будет влиять степень вины водителя, а также действия пострадавших. При обоюдной вине суд должен определить причинно-следственную связь в наступлении всех последствий от ДТП. Нередко факт нарушения ПДД напрямую не связан с наступившими последствиями, поэтому в обязанности суда входит установление степени вины каждого из участников аварии.

Если оценка ущерба автомобилю или иному имуществу подтверждается официальным заключением оценщика, то для расчета морального вреда нужно обосновать характер нравственных и психических страданий. Единой методики для расчета такой компенсации не существует, поэтому сумму компенсации определит суд, исходя из всех обстоятельств дела. Обязанность обосновать размер морального вреда возложена на истца, для этого целесообразно обратиться к опытному юристу.

Административная ответственность

Даже если в результате ДТП отсутствует ущерб имуществу или вред здоровью граждан, за нарушение практически любого правила дорожного движения последует административная ответственность. Процедура привлечения к ответственности по нормам КоАП РФ выглядит следующим образом:

  • по каждому факту нарушения правил составляется административный протокол – за незначительные нарушения может последовать предупреждение, а по наиболее серьезным составам КоАП РФ материалы будут направлены в суд;
  • по факту нарушения автовладелец может направляться на медосвидетельствование – если будет установлено наркотическое или алкогольное опьянение, ответственность будет существенно строже;
  • рассмотрение административного материала проходит в судебных инстанциях и завершается вынесением постановления о назначении наказания;
  • по судебному постановлению водителю предстоит уплатить штраф или расстаться с водительским удостоверением на срок, указанный судом.

По нормам КоАП РФ ответственность несет только лицо, управлявшее транспортом на момент выявленного нарушения. Собственник сможет управлять машиной, даже если нарушитель будет лишен прав.

Так как постановление об административном наказании подтверждает факт правонарушения, этот документ может быть использован при подаче гражданского иска. Повторно доказывать вину нарушителя не нужно, истцу предстоит обосновать только размер ущерба имуществу и вреда здоровью.

Уголовная ответственность

​Уголовная ответственность при ДТП с пострадавшими наступает по статье 264 УК РФ. Выделим общие условия для привлечения к ответственности по указанной норме:

  • наказание может быть назначено только лицу, фактически управлявшему автомашиной;
  • для ответственности по УК РФ последствиями от ДТП должны быть тяжкие телесные повреждения, либо смертельный исход – наказание последует даже при одном пострадавшем, а несколько жертв существенно увеличат размер санкций;
  • выявление факта алкогольного или наркотического опьянения рассматриваются квалифицирующим признаком по ст. 264 УК РФ – в этом случае избежать тюремного заключения практически невозможно.
Читать еще:  Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски

В действиях водителя не должно присутствовать умысла на причинение тяжкого вреда здоровью или смерти. Формой вины по ст. 264 УК РФ является только неосторожность водителя. При умышленных действиях наказание последует за преступление против личности.

Если в отношении водителя вынесен обвинительный приговор по ст. 264 УК РФ, он обязан в полном объеме компенсировать причиненный ущерб. Для этого предъявляется гражданский иск в уголовном деле, а обоснование размера ущерба происходит по общим правилам ГПК РФ – представляется заключение автооценщика, справки из медицинских учреждений и т.д.

Привлечение водителя к уголовной ответственности не влечет утрату права управления для собственника машины. Он сможет эксплуатировать автомобиль или продавать его после завершения следственных действий и экспертиз.

Когда отвечает собственник

В ряде случае ответственность наступит не только для водителя, но и для собственника автомашины. Такие ситуации возникают при рассмотрении административных дел за нарушение ПДД. Если основанием для административного преследования являются записи камер фото- и видеофиксации, наказание будет назначено в отношении собственника, если он не докажет, что в момент нарушения за рулем находилось иное лицо. Рассмотрение таких споров происходит в судебном порядке.

Если автомобиль был похищен или угнан, собственник не будет привлечен к ответственности за возможный ущерб. Чтобы устранить любые претензии со стороны правоохранительных органов и потерпевших, нужно своевременно подать заявление об угоне или похищении.

Не рассматривается как угон или хищение случай, когда автомобилем воспользовалось лицо по доверенности.

Водитель без ОСАГО и без денег: с кого получить компенсацию при ДТП

У попавших в ДТП по вине водителей без полиса ОСАГО появился реальный шанс возместить ущерб, даже если у нарушителей нет денег и источника дохода. Речь идет о случаях, когда виновник управлял чужим автомобилем, и его владелец проигнорировал обязанность водителя страховать свою ответственность.

Как рассказал Autonews.ru юрист Дмитрий Дугин, раньше претензии на возмещение ущерба чаще всего удовлетворяли только в отношении непосредственных виновников аварии. Однако нередко потерпевшим это никак не помогало, ведь денег у таких водителей просто не было. После совсем недавнего решения Верховного суда по аналогичной ситуации, в судах стали лояльнее подходить к искам в адрес непосредственных владельцев транспортных средств, передавших автомобили недобросовестным водителям.

В качестве примера юрист привел один из подобных случаев из своей недавней практики. 17 июня 2019 года в седан Cadillac ATS врезался автомобилист за рулем фургона Volkswagen Caravelle, который решил проскочить на красный сигнал светофора. Оба автомобиля получили серьезные повреждения, а у пассажира Cadillac врачи зафиксировали еще и легкий вред здоровью. За рулем Caravelle с оклейкой клининговой компании находился гражданин Украины — полиса ОСАГО у него не было. Автомобиль принадлежал не ему, а некой Татьяне К. Приехавшие на место инспекторы ГИБДД оформили аварию, виновником которой указали водителя Volkswagen.

Когда владелец Cadillac ATS решил подать в суд на виновника ДТП и возместить стоимость ремонта, в полиции сообщили, что мужчину лишили прав и депортировали из-за ряда других нарушений. Тогда владелец разбитого американского седана составил иск к владелице автомобиля, которая оказалась матерью хозяина клининговой компании. Хотя было очевидно, что виновник работал в этой компании, официально он нигде не числился, да и автомобиль на балансе компании не состоял. Поэтому сделать компанию соответчиком не получилось.

Для оценки стоимости восстановительного ремонта своего Cadillac ATS истец обратился в независимую экспертную организацию. В соответствии с заключением специалиста, расчетная стоимость ремонта оказалась даже выше стоимости самого автомобиля — 1 704 594 руб., а с учетом износа — 1 523 600 руб. При том, что среднерыночная стоимость такого автомобиля — 1 076 000 рублей. Годные остатки иномарки можно было продать за 355 тыс. рублей. Эксперт таким образом пришел к выводу о конструктивной гибели автомобиля истца и определил сумму к взысканию — от стоимости аналогичной машины вычел цену годных остатков и получил 721 тыс. рублей. Ответчики на осмотр автомобиля не пришли. Не явились ответчики и на последующее судебное заседание, никаких возражений на иск и результаты экспертизы они не предоставили.

28 августа состоялось судебное заседание Одинцовского городского суда Мособласти. Там сторона истца представила полученную из ГУ МВД по Москве карточку учета фургона Volkswagen, где владелицей числилась Татьяна К. На основании этого, а также протокола ГИБДД, судья пришла к выводу, что собственник автомобиля не обеспечила его сохранность и не контролировала, кто пользуется принадлежащим ей источником повышенной опасности. Кроме того, получалось, что она не выполнила требования закона об ОСАГО по страхованию гражданской ответственности.

«Поэтому в силу п. 2 ст. 1079 России ответчик обязана нести материальную ответственность перед истцом, как лицо виновное в причинении вреда в полном объеме», — говорится в решении суда.

Кроме того, суд частично удовлетворил требования истца о ряде других компенсаций. Ему присудили выплату морального вреда в размере 20 тыс. руб. на основании медицинской документации, подтверждающей обращение на получение первичной медпомощи. Также суд обязал выплатить истцу расходы на проведение экспертизы — 10 тыс. руб. и госпошлины — 10 410 руб.

Такое решение юрист Дугин объяснил недавними примерами решений Верховного суда. «Еще пару лет назад все мои попытки привлечь собственников оказывались неудачными, к счастью, я вижу, что практика меняется, — рассказал Дугин. — Верховный суд своим примером указал, что судам следует устанавливать, на каких основаниях водитель управлял транспортным средством, а также проверять, проявил ли собственник должную осмотрительность при передаче автомобиля и на каком основании он это делал. Таким образом практика становится более справедливой. Ведь у собственника есть не только есть право распоряжаться своим автомобилем, но и обязанности в части страхования».

По словам эксперта, ответственный собственник может быть освобожден от ответственности, если, например, передал автомобиль по договору аренды с указанием необходимости его застраховать, либо у собственника это ТС выбыло противоправно, например, если машину угнали.

Также оказалось, что некоторые недобросовестные собственники подделывают договоры аренды и подписывают их за водителей-виновников ДТП. Однако существует возможность проверить действительность таких документов — например, с помощью запроса в Налоговую службу узнать, исполнялся ли договор, переводились ли по нему платежи.

«Незастрахованные водители ездят на чужих дорогих автомобилях, собирают штрафы, устраивают ДТП, а потом говорят, что они не причем. Но так быть не должно. Поэтому всем автовладельцам нужно сейчас гораздо внимательнее относиться к своему имуществу, — предостерегает Дугин. — Пока не было постановления пленума ВС, тем не менее суды стараются придерживаться единства практики».

Попавшим в подобную ситуацию водителям эксперт советует внимательно оценивать ситуацию: привлечь к ответственности можно попробовать и собственника, и водителя. Все зависит от их статуса и платежеспособности, а в дальнейшем соразмерность ответственности будет определять суд.

В свою очередь юрист Илья Афанасьев в беседе с Autonews.ru также подтвердил, что решение Верховного суда начало серьезно менять сложившуюся практику. По его словам, необходимость в этом назрела уже давно.

«До этого момента действительно просто невозможно было привлечь к ответственности собственников автомобилей, — согласился Афанасьев. — В итоге без страховки стали ездить таксисты, странные люди с неопределенным статусом. При этом на совершенно разных автомобилях, в случае ДТП они могли просто пропасть и потерпевший оказывался просто ни с чем. Ему разбили машину и на этом все — нормы Гражданского кодекса гласили, что несет ответственность только непосредственный причинитель вреда. Однако ВС уточнил трактовку: согласно закону об ОСАГО владелец должен страховать свой автомобиль».

Эксперт также дал полезный совет тем автомобилистам, которые не смогли получить компенсаций от водителей без ОСАГО и привлечь к ответственности собственников в течение последних трех лет. Теперь, по словам Афанасьева, можно смело обращаться в суд с исками к собственникам и добиваться выплат. Исковая давность по таким делам составляет три года.

Ответственность собственника ТС при ДТП

Содержание статьи
    1. Ответственность собственника ТС при ДТП
    2. Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП
    3. Административная ответственность владельца ТС при ДТП
    4. Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП
    5. Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП
    6. В каких случаях владелец ТС освобождается от гражданской ответственности
    7. Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля
    8. Кто возмещает ущерб при ДТП
    9. Как взыскать одновременно ущерб с водителя и собственника при ДТП

Обычно дорожно-транспортная авария происходит при участии владельца авто, который является водителем. В этом случае он несёт наказание за сложившуюся ситуацию по соответствующей статье. Однако владелец не всегда сидит за рулём авто — аварию может спровоцировать водитель, не имеющий отношения к транспортному средству. В этом случае важно знать ответственность собственника ТС при ДТП, а также предусмотренные взыскания и исключения.

Ответственность собственника ТС при ДТП

Обычно участником ДТП становится владелец машины. Это, в свою очередь, предусматривает различные виды ответственности:

  • административное наказание за нарушение правил ПДД – превышение скорости, обгон, проезд в неположенном месте и.т.д. Карается штрафом или лишением водительских прав;
  • ответственность по Гражданскому кодексу наступает, если водитель стал причиной ДТП, в котором был причинён материальный вред, но никто не пострадал;
  • если при аварии были жертвы или погибшие, суд, руководствуясь уголовной ответственностью, может назначить арест или денежные компенсации в отношении пострадавших и лишить виновника водительских прав.
Обратите внимание!

Водитель может ухудшить своё положение, попытавшись скрыться с места ДТП. В этом случае ему назначается более строгое наказание.

Владельцем ТС не всегда является водитель. В различных случаях назначается разная ответственность, как для виновника ДТП, так и для собственника.

Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП

Уголовная ответственность водителя при ДТП наступает, если происшествие повлекло за собой существенный вред здоровья или смерть человека. Соответствующие меры, которые применяются к виновнику ДТП, перечислены в статьях 261 и 264.1 Уголовного кодекса РФ. Обстоятельства, которые усугубляют уголовное наказание:

  • управление машиной в пьяном виде. Это подтверждается специальной экспертизой, измеряющей дозу алкоголя в крови. Если она превышает минимально разрешённую величину, водитель считается пьяным;
  • если происшествие повлекло за собой смерть двух и более человек;
  • если водитель уже был замечен за административными нарушениями;
  • если ДТП было совершено умышленно. Таким образом, из области ДТП уголовная ответственность переходит в область умышленного убийства по статье 105 УК РФ, либо по статье умышленного причинения вреда здоровью по статье 111 УК РФ.
Обратите внимание!

Уголовная ответственность назначается исключительно в отношении водителя – человека, который находился за рулём в момент ДТП.

При этом не играет роли, является ли виновник владельцем ТС – наказание несёт лицо, совершившее наезд н пешехода и спровоцировавшее аварию. Юридическое лицо являться субъектом общественно-опасного деяния не может – только физическое.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

Кодекс РФ об административных нарушениях предусматривает наказание за ДТП, при которое не было пострадавших, либо был нанесён лёгкий или средний вред здоровью. Степень вреда, а также длительность его последствий устанавливает специализированная медицинская экспертиза.

Административный кодекс назначает виновником водителя ТС, который находится за рулём в момент аварии. Именно по причине его действия или бездействия наступает ДТП и соответствующие последствия.

Читать еще:  Allday › Блог › Проверка авто по вин коду / гос

Собственник авто также может понести административное наказание, если происшествие было зафиксировано при помощи фото или видеосъёмки. Чтобы снять с себя подобную ответственность, владелец должен предоставить убедительные доказательства того, что машиной в момент ДТП управляло иное лицо.

В качестве такого доказательства предоставляется договор купли-продажи, однако, он не подтверждает смену хозяина авто, и потому не может стать свидетельством невиновности собственника, если машина не прошла перерегистрацию на нового владельца в ГИБДД

Обратите внимание!

Юридическое лицо, например транспортная компания, не понесёт наказания в случае ДТП с автомобилем из своего автопарка. Вина в этом случае будет полностью лежит на водителе.

Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП

Поскольку Гражданский кодекса РФ классифицирует управление автомобилем как деятельность с высоким уровнем опасности для окружающих, гражданская ответственность выражается в виде возмещения как морального, так и материального ущерба. Наказание при этом несёт исключительно владелец транспортного средства, если ему не удастся доказать обратное. При этом ГК РФ не делает различий между физическим и юридическим лицом, а значит последние также могут получить штраф.

Обратите внимание!

Главной особенностью гражданской ответственности по ДТП является определение владельца ТС.

Им может быть признан как сам собственник, указанный в техпаспорте ТС, так и лицо, взявшее автомобиль в аренду или распоряжающееся им по праву доверенности. На момент ДТП законным владельцем может быть признано иное лицо, которое не указано в паспорте автомобиля.

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Гражданский кодекс предусматривает полную ответственность с момента наступления 14 лет. В этом случае лицо, достигшее указанного возраста, несёт полную ответственность в вопросах возмещения вреда на законных основаниях. Однако в некоторых случаях наказание могут понести его родители или иные законные представители:

  • если лицу не исполнилось 14 лет;
  • если субъект, имеющий полную ответственность, не имеет при этом средств для возмещения вреда.

В каких случаях владелец ТС освобождается от гражданской ответственности

Не во всех случаях владелец ТС несёт ответственность. Среди исключительных обстоятельств стоит отметить:

  • наличие форс-мажора, некоего чрезвычайного, неотвратимого обстоятельства, что также требует серьёзных доказательств;
  • умысел потерпевшего. В случае, если потерпевший сознательно нарушает правила, либо допускает их нарушение, избавляет владельца авто от ответственности;
  • если автомобиль по той или иной причине выбыл из владения собственника. В этом случае необходимо доказать, что автомобиль был угнан – показать соответствующие документы и заявление в правоохранительные органы. В таком случае виновным за ДТП будет назначен угонщик.

Подробнее узнать о ситуациях, при которых владелец ТС освобождается от ответственности, можно в статье 1097 ГК РФ.

Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля

Солидарность в привычном случае означает право пострадавшего выбрать, какой участник будет нести ответственность. Поэтому солидарная ответственность и виновника, и собственника автомобиля является нетипичным вариантом.

Гражданский кодекс прямо указывает на водителя как на виновника ДТП в обход владельца машины. В случае. Если в ДТП участвовало сразу несколько автомобилей, их водители несут групповую ответственность перед пострадавшим.

Обратите внимание!

Суд также может назначить ответственным собственника, если виновник ДТП погиб в результате происшествия, либо если он оказался несовершеннолетним. Однако солидарная ответственность назначается не всегда. В некоторых случаях собственник избежит ответственности.

Кто возмещает ущерб при ДТП

Гражданский кодекс предусматривает следующий выбор между лицами, которые должны возместить ущерб в случае ДТП:

  • владелец по праву собственности, если в момент аварии именно он находился за рулём, либо тем или иным способом является ответственным за допущение к управлению ТС третьего лица;
  • водитель по праву хозяйственного ведения, если он был за рулём машины, но при этом не являлся её владельцем;
  • водитель, который пользуется ТС на законных основаниях на момент попадание в ДТП.

Также потерпевший может запросить компенсацию в рамках специальной программы об обязательном страховании по ОСАГО. В этом случае он имеет право обратиться в страховую компанию напрямую. В случае, если страховое лицо отсутствие в списке компании, правоохранительные органы начнут расследование о неправомерном владении транспортом.

Как взыскать одновременно ущерб с водителя и собственника при ДТП

Основную ответственность за ДТП и последующую компенсацию несёт водитель ТС, поскольку именно его действия привели к созданию аварийной ситуации на дороге. Однако если к этому так или иначе был причастен владелец машины, разрешая пользоваться автомобилем без законных на то оснований, он также будет возмещать ущерб соразмерно установленной судом вине. Поэтому, чтобы взыскать ущерб с водителя и с собственника ТС одновременно, нужно доказать вину последнего.

Какая ответственность ждёт владельца транспортного средства после ДТП в 2020 году

Иногда в ДТП без полиса ОСАГО не сразу ясно с кого именно требовать возмещения ущерба через суд. Недавно мы столкнулись с ситуацией, когда вред автомобилю клиента причинил водитель, не имевший полиса ОСАГО и не являвшийся собственником или владельцем ТС. Сам автомобиль был взят «в аренду» и прибывший на место хозяин посоветовал нашему клиенту судиться с непосредственным виновником. При этом, сам виновник помимо прочего был гражданином одной из соседних с РФ республик, и было ясно что взыскать с него вряд ли что-то получится. По данной ситуации была проведена оценка ущерба и подан иск к собственнику ТС. Но обо всем по порядку.

И так вот что говорит ГК РФ. Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Из этого следует, что в данном случае виновник ДТП не имел прав собственности на автомобиль, и прежде чем, передавать управление автомобилем (источником повышенной опасности) владелец должен был позаботиться о законности такого управления (убедиться в наличии действительных водительских прав, пройти технический осмотр ТС, сделать страховку). Если владелец (собственник) этого не сделал, он незаконно передал управление третьему лицу и ответственность на самом собственнике.

Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП

За причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека при управлении ТС, действующим уголовным законодательством предусмотрен комплекс мер воздействия на виновника инцидента. Преступления в области нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств предусмотрены ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного Кодекса РФ (далее — УК РФ). На основании ст. 63 УК РФ применительно к преступлениям, связанным с ТС, отягчающими (усугубляющими положение виновного лица) обстоятельствами являются:

  • управление ТС в пьяном виде;
  • ДТП повлекло смерть двух и более человек;
  • виновник ранее уже нарушал ПДД, ему было назначено административное наказание.

Если деяние совершено умышленно, преступление будет квалифицироваться как убийство (ст. 105 УК РФ) либо как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) в зависимости от характера последствий. Уголовное преследование при дорожно-транспортном происшествии предусмотрено в отношении водителя, а не собственника автомобиля, если это разные лица. По принципу вины (ст. 5 УК РФ) субъектом преступления выступает исключительно лицо, фактически управлявшее ТС и совершившее, к примеру, наезд на пешехода, даже если виновник ДТП не является собственником транспортного средства. Юридическое лицо субъектом общественно-опасного деяния выступать не может.

На кого подавать в суд

Не всегда автомобилем управляет его владелец. Автолюбители часто ездят за рулем авто по доверенности. Если виновником аварии стал водитель, который имеет доверенность на ТС, есть вероятность, что собственник избежит наказания, и на него не подадут в суд. Хотя вся эта ситуация довольно сложная.

Согласно российскому законодательству, в случае, если в ДТП попадает автолюбитель, который сел за руль без доверенности, отвечать придется владельцу машины.

Избежать ответственности собственник сможет только в том случае, если докажет, что потерял право обладания автомобилем в связи с его угоном. А дорожно-транспортное происшествие произошло уже после этого.

Хотя и здесь есть свои особенности. Предположим, владелец машины передал ее во владение другому человеку. Доверенность при этом не составлялась. Человек, который ездил на авто, стал виновником аварии. Получается, что возмещать ущерб по закону должен собственник.

В этой ситуации сам владелец может подать в суд на человека, ставшего виновником аварии. Очевидно, что размер регресса (обратного требования) в данном случае может быть равен сумме компенсации, выплаченной владельцем машины потерпевшему за причиненный ущерб.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

В КоАП РФ нарушениям ПДД и участию в ДТП посвящена отдельная 12 глава. Объективной стороной правонарушения является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ). Кратковременность расстройства здоровья, неопасное для жизни длительное расстройство здоровья в качестве степени причинения вреда устанавливается на основе проведенной медицинской экспертизы.

По общим нормам административного законодательства санкции за дорожно-транспортное происшествие несет лицо, в отношении которого будет доказана его вина (ст. 1.5 КоАП РФ). Виновным будет признан водитель автомобиля, ведь именно он находился за рулем ТС и по причине его действия/бездействия наступили последствия.

Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст. 2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи. Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание. Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме. Стоит помнить, что договор купли-продажи не является свидетельством смены хозяина ТС, если не произведена перерегистрация в подразделениях ГИБДД. Если вы продали автомобиль, но в течение 10 установленных законодательством дней новый собственник не подал документы на регистрацию, обязанность по снятию с него переходит на вас.

Административным законодательством наказание в отношении юридического лица (организации) при совершении дорожно-транспортного происшествия не предусмотрено.

Стоит ли пользоваться услугами адвоката

Безусловно, если человек считает, что привлекается к ответственности необоснованно, не видит своей вины в произошедшем, ему следует заручиться поддержкой специалиста. Адвокат, имеющий практику в подобных делах, внимательно изучит все обстоятельства и материалы разбирательства, поможет решить вопрос в соответствии с законом, но с выгодой для своего клиента при наличии такой возможности.

Прежде всего необходимо проконсультироваться со специалистом. Он расскажет, насколько высоки шансы решения вопроса в пользу ответчика, пояснит, что нужно делать и какие документы необходимо собрать. Также специалист будет представлять интересы своего клиента в суде, благодаря чему сможет задать разбирательству правильное направление.

Важно найти хорошего специалиста, имеющего в подобных делах многолетнюю практику. При ответственном подходе к решению задачи ее исход будет максимально приближенным к желаемому.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector