Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок проведения автотехнической экспертизы при ДТП

Порядок проведения экспертизы автомобиля

Правила проведения автоэкспертизы

Порядок проведения автоэкспертизы

Как проводится автоэкспертиза и оценка ущерба после ДТП

Независимая автоэкспертиза на сегодняшний день является наиболее востребованным из всех видов оценочных работ. После вступления в силу закона об ОСАГО, в большинстве случаев, ответственность за проведение автоэкспертизы ложится на страховую компанию. Однако, не всегда точность такой оценки находится на необходимом высоком уровне. Более логично, в данной ситуации, произвести оценку ущерба ДТП в независимой оценочной компании. При проведении независимой автоэкспертизы необоснованное снижение суммы ущерба, причиненного вашему автомобилю, невозможно, и оценка ущерба ДТП всегда является объективной.

Оценка ущерба, причиненного автовладельцу при повреждении автомобиля, должна производиться с соблюдением законодательства Российской Федерации и действующих нормативных актов.

В случае оценки автомобиля для установления ущерба в следствии ДТП или стихийного бедствия существует определенный порядок проведения экспертизы. Оценка должна производиться до начала каких-либо ремонтных работ с соблюдением всех пунктов порядка проведения экспертизы указанных ниже.

Порядок проведения экспертизы авомобиля и оценки ущерба ДТП

  1. Обратиться в оценочную организацию (независимую автоэкспертизу), имеющую в своем штате специалистов, зарегистрированных в саморегулируемой организации оценщиков.
  2. Согласовать с оценочной организацией (независимой автоэкспертизой) дату, место и время проведения оценки автомобиля.
  3. При наличии других заинтересованных сторон пригласить их на предстоящий осмотр. Уведомить виновника причинения ущерба и страховую компанию о дате, месте и времени проведении осмотра автомобиля телеграммой с уведомлением о вручении.

Данный пункт является особо важным. Этот юридический момент проведения оценки ущерба от ДТП, необходим для обеспечения правильного вызова заинтересованных лиц (второго участника ДТП и представителя ЕГО страховой компании) на осмотр аварийного автомобиля.

Заказчику независимой автоэкспертизы необходимо отправить телеграмму с уведомлением о её вручении, а также получить копии отправленных телеграмм, заверенных печатью телеграфного узла.

В случае если другой участник проживает в Вашем городе, то телеграмма должна быть отправлена не позднее, чем за три рабочих дня до проведения осмотра (не считая самого дня проведения осмотра и дня отправки телеграммы), если другой участник иногородний — за шесть рабочих дней.

ПРИМЕР:

Вы планируете произвести оценку ущерба автомобиля во вторник на следующей неделе и ваш ответчик проживает в вашем городе. Для этого вам необходимо отправить телеграмму не позднее среды текущей недели.

Другие участники (второй участник ДТП или представитель ЕГО страховой компании) имеют право не явиться на осмотр, но уведомить их о дате, времени и месте проведения экспертизы Вы обязаны. В противном случае, проведенная оценка ущерба может считаться не действительной.

В случае если другой участник не явился в течение получаса (полчаса дается на возможное опоздание участников) после назначенного времени, осмотр автомобиля может проводиться, если Заказчик предъявит документ о своевременном вызове второй стороны (уведомление о вручении телеграммы).

  1. Подготовить автомобиль к осмотру:
  • автомобиль должен быть в чистом состоянии, обеспечивающем выявление дефектов, имеющихся на автомобиле;
  • капот и крышка багажника (дверь задка) должны открываться, если это условие не обеспечивается, согласовать этот вопрос со специалистом-оценщиком в момент согласования даты и времени проведении оценки;
  • багажный отсек, если он находится в зоне повреждения, должен быть пуст. Это необходимо для обеспечения доступа к элементам находящимся в зоне удара и выявления возможных повреждений.
  1. Предоставить автомобиль, документы на автомобиль и документы по факту повреждения в согласованное время на осмотр;
  2. Ознакомиться с результатами проведенного осмотра, занесенными в акт осмотра, и подписать его при отсутствии замечаний.

Оценочная фирма на основании акта осмотра производит расчет величины причиненного ущерба, готовит все необходимые документы и выдает их заказчику.

Примечания:

  • данный порядок проведения экспертизы (независимой автоэкспертизы и оценки ущерба ДТП) регламентирован РД 37.009.015-98 (в отдельных случаях вызов телеграммой не требуется – подробная информация по телефону);
  • стоимость независимой автоэкспертизы (в т.ч. повторной), а также отправленных телеграмм, по представлению необходимых документов подтверждающих затрату денежных средств, подлежит возмещению (в т.ч. по ОСАГО ФЗ № 40 статья 12, часть 5);
  • все работы по независимой автоэкспертизе (в т.ч. осмотр автомобиля) проводятся только дипломированными специалистами;
  • стаж работы наших специалистов более 10 лет;
  • при выдаче отчета независимой автоэкспертизы предоставляется бесплатная юридическая консультация о дальнейших действиях по возмещению ущерба ДТП.

Смотрите также

Оценка ущерба автомобиля после ДТП

Возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО и КАСКО

Кто возмещает УТС автомобиля по ОСАГО и КАСКО

Оценка рыночной стоимости автомобиля

Оценка ущерба от залива квартиры

Оценка рыночной стоимости квартиры

Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз

Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.

Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.

Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП

Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:

  • сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
  • подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
  • страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.

Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):

  • заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
  • документы, подтверждающие полномочия представителя выгодоприобретателя;
  • документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
  • документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы.

Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Цена автоэкспертизы после ДТП

Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:

  • модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
  • стоимости запчастей;
  • степени изношенности деталей;
  • характера полученных повреждений;
  • степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
  • доступности деталей на российском рынке.

Назвать точную сумму, однозначно определяющую, сколько будет стоить экспертиза автомобиля при ДТП, невозможно, так как этот показатель зависит от нескольких обстоятельств:

  • в каком субъекте РФ осуществляется экспертиза;
  • сколько повреждений получено автомобилем (определяется визуально);
  • какие расценки за услуги установлены компанией, проводящей экспертизу;
  • предоставляются ли дополнительные услуги.

Ценовой диапазон стоимости экспертной оценки варьируется от 2,5 тыс. до 12 тысяч рублей. В столичных компаниях стоимость услуг выше, чем в региональных. Расценки зависят и от вида экспертизы. Стоимость трасологической оценки начинается от 15 тыс. рублей.

Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП

Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
  • степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.

Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.

Какие вопросы нужно задавать оценщику

Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи обстоятельств ДТП, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент происшествия, имел ли он техническую возможность избежать аварии.

Для того, чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.

Подробный перечень состоит из нескольких десятков вопросов. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:

  1. Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
  2. Какова рыночная стоимость ТС?
  3. Каков размер утраченной товарной стоимости?
  4. Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
  5. Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
  6. Сколько стоят запасные части?

Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.

Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии

После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.

Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.

Основания для продления этого срока законодательно не определены, но на практике такое происходит достаточно часто из-за технологических нюансов внутреннего осмотра, необходимости предоставления дополнительных документальных материалов, без которых невозможно провести полноценную и всестороннюю экспертизу.

Что такое дефектовка автомобилей после ДТП

Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.

Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.

При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.

Виды экспертиз

Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:

  1. Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
  2. Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, эксперт определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
  3. Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
  4. Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, отражающий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.

Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.

Как оспорить экспертизу ТС

Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия. В ней отражаются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:

  1. Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
  2. Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
  3. Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.

В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.

Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:

  • Постановление о результатах проведения экспертной оценки представляется в суд.
  • Представленный отчёт тщательно анализируется.
  • Эксперта вызывают в судебное заседание.
  • Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.
Читать еще:  Murmansk01 › Блог › Водителей, спровоцировавших ДТП можно привлечь к ответственности

Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.

Порядок проведения автотехнической экспертизы при ДТП

Бесплатная консультация автоюриста
Москва и МО : +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня — 21, за месяц — 687, за год — 11 345

  • Бесплатная консультация автоюриста
    Москва и МО : +7 499 938-93-12
    СПб и область: +7 812 467-39-73
    Фед. номер: 8 800 350-73-54

    ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня — 21, за месяц — 687, за год — 11 345

    Автотехническая экспертиза по ДТП — что это такое?

    Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое автотехническая экспертиза по материалам и делам о ДТП, для чего она проводится, какие цели и задачи ставятся при ее назначении.

    Начиная наш разговор, хочется отметить, что при расследовании дорожно-транспортных происшествий, в большинстве случаев именно автотехническая экспертиза или «автотехника», как ее называют между собой профессиональные юристы, является ключевым, если не главным доказательством, определяющим судьбу дела. Причем, речь идет не только об уголовных делах о дорожно-транспортных происшествиях. Проведение автотехнических экспертиз широко практикуется и в административном и в гражданском судопроизводстве.

    Для чего и в каких случаях проводится автотехническая экспертиза?

    Как правило, «автотехнику» проводят в случаях, когда по делу возникает необходимость привлечения специальных познаний, которыми правоприменитель, будь то следователь или судья, не обладает. Например, водитель автомобиля, совершивший наезд на пешехода , утверждает в своих показаниях, что ехал со скоростью 40 км/ч, а свидетели заявляют, что машина двигалась гораздо быстрее. При этом, на месте ДТП был зафиксирован четкий след торможения. В этом случае имеются все основания для назначения автотехнической экспертизы, на разрешение которой необходимо поставить вопрос о скорости, с которой двигался автомобиль в момент начала образования тормозного пути . Экспертный вывод о скорости автомобиля, основанный на произведенных расчетах, будет более объективным доказательством, нежели показания участников и свидетелей ДТП.

    Автотехнические экспертизы могут быть самыми разными. Различия между ними, в первую очередь, зависят от обстоятельств, которые требуется установить по тому или иному делу.

    К наиболее распространенным видам экспертиз относятся следующие:

    • Экспертиза на предмет исправности транспортного средства, его узлов, систем управления и агрегатов.
      Экспертиза на предмет наличия причинной связи между нарушениями ПДД и дорожно-транспортным происшествием. В России, практически по всем уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы на предмет соответствия действий участников ДТП правилам дорожного движения с технической точки зрения, а также наличия причинной связи между нарушением ПДД и происшествием. Дело в том, что далеко не каждое нарушение правил дорожного движения, допущенное водителем, является непосредственной причиной ДТП. Юридическая практика знает сотни случаев, когда пьяный водитель насмерть сбивает пешехода, внезапно выскочившего под колеса автомобиля, не имея возможности предотвратить трагедию. В данном случае, факт опьянения водителя не является обстоятельством, состоящим в причинной связи с ДТП и не может расцениваться, как нарушение ПДД, влекущее наступление уголовной ответственности.
    • Экспертиза по установлению скорости автомобиля, исходя из имеющихся факторов, позволяющих ее установить. На практике очень часто скорость определяется по тормозному пути автомобиля.
    • Экспертиза развития механизма ДТП в целом, а также отдельных его фаз.
    • Экспертиза конкретной дорожной ситуации с точки зрения технических аспектов. Например, в случае ДТП, в котором пешеход внезапно выбежал на дорогу и погиб под колесами ТС, экспертам может быть поставлен на разрешение вопрос о наличии, либо отсутствии у водителя машины технической возможности избежать наезда на пешехода в заданных дорожных условиях путем применения экстренного торможения в момент обнаружения опасности.
    • Экспертная оценка повреждений на транспортных средствах, а также следов на месте аварии. К примеру, по имеющимся повреждениям на автомобилях эксперт может высказаться о том, под каким углом произошло соприкосновение автомобилей в момент аварии и многие другие нюансы происшествия. Часто это может иметь значение, если одна из сторон ДТП дает недостоверные показания, пытаясь ввести следствие или суд в заблуждение. Помимо этого, экспертизы определения механизма образования повреждений (дефектов) ТС часто востребованы в спорах со страховыми компаниями, которые всеми правдами и неправдами пытаются уклониться от выплаты страховки, либо занизить ее сумму.

    Обозначенные выше примеры – это лишь наиболее часто встречающиеся виды экспертиз. В юридической практике бывают случаи назначения сложнейших комплексных экспертиз, в рамках которых исследуются и оцениваются десятки и даже сотни различных обстоятельств, факторов и деталей, которые прямо или косвенно относятся к дорожному происшествию. Сложные и объемные экспертизы, зачастую, проводятся в течение многих месяцев. Такая длительная и кропотливая работа необходима для того, что собрать воедино сложнейший «пазл» дорожно-транспортного происшествия воедино и дать ответ на главный вопрос – кто виноват?

    Как назначается и проводится автотехническая экспертиза?

    Здесь все зависит от правовой ситуации, которая требует проведения экспертизы. Например, если речь идет об уголовном судопроизводстве, то в этом случае экспертиза назначается путем вынесения следователем (судом) соответствующего постановления (определения). То же самое касается и производства по делу об административном правонарушении.

    В ряде случаев автотехническая экспертиза не назначается, а проводится по частной инициативе заинтересованной стороны. Однако, здесь следует иметь в виду, что в ряде случаев такая экспертиза не может быть принята в качестве доказательства, т.к. получена не установленным процессуальным путем, а в частном порядке. В первую очередь, этот касается уголовного судопроизводства.

    По результатам проведения автотехнической экспертизы выдается соответствующее заключение, которое приобщается к уголовному делу. Важность этого документа по ряду дел трудно переоценить. Ведь, как показывает юридическая практика, для многих правоприменителей, то бишь следователей, прокуроров и судей, выводы автотехнической экспертизы по делу являются истиной в последней инстанции, предопределяющей итоговый вывод по делу.

    Поэтому, друзья, если по вашему делу возникают трудности, требующие разрешения с помощью автотехнической экспертизы, не пренебрегайте помощью профессиональных юристов. Зачастую, от грамотно поставленных на разрешение эксперта вопросов, целиком зависит судьба всего дела.

    Остались вопросы к автоюристу? Задавайте их прямо сейчас — это бесплатно!

    Проведение автотехнической экспертизы в случае ДТП в 2020 году

    Автотехническая экспертиза при ДТП представляет собой ряд специальных мероприятий, проводимых уполномоченными специалистами для установления всех деталей дорожно-транспортного происшествия, а также выявления виновных лиц, определения степени их вины и масштабов имущественного ущерба. Её проведение обязательно в случае расхождения показаний очевидцев аварии и при отсутствии факторов, указывающих на точные причины происшествия.

    Виды экспертиз

    Причиной ДТП могут быть различные обстоятельства – метеоусловия, нарушение ПДД, техническая неисправность автомобиля и многие другие. В зависимости от ситуации и поставленных задач проводятся следующие виды экспертиз:

    • выяснение обстоятельств произошедшего дорожно-транспортного происшествия;
    • транспортно-трасологическая (установление траектории движения автомобилей в момент аварии);
    • диагностическая (определения технического состояния транспортных средств);
    • медико-психологическая (исследование состояния водителя и оценка его действий);
    • экспертиза дорожных условий;

    Предназначение автотехнической экспертизы

    Автотехническая экспертиза – это подробное научно-техническое исследование всех деталей ДТП, которое должно проводиться специалистами. Это очень сложная процедура, которая требует наличия у экспертов знаний в области юриспруденции, психологии, медицины, криминалистики, технического устройства транспортных средств, эксплуатации автомобильных дорог и организации дорожного движения.

    Цель экспертизы

    Очень важно чётко представлять, что устанавливает экспертиза, то есть ее задачи.

    Цель автотехнической экспертизы – научное обоснование обстоятельств происшествия, выявление его объективных причин.

    Эксперты должны ответить на вопросы следствия о том, какие факторы привели к аварии. В их задачи не входит установление виновного лица и определение степени вины, поскольку это может решить только суд. Однако обнаруженные в ходе экспертизы детали позволяют следователям выявить виновника, определить смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также масштабы причинённого вреда.

    Вопросы для автотехнической экспертизы имеют диагностический характер, поэтому их можно сформулировать следующим образом:

    • систематизация и анализ всех факторов, имеющих отношение к ДТП (техническое состояние машины, параметры её движения, состояние дорожного покрытия и многое другое);
    • установление имевшихся возможностей предотвращения ДТП его участниками;
    • выявление факторов, которые могли способствовать возникновению аварийной ситуации, а также их обоснование теоретическим и экспериментальным путём;
    • оценка поведения участников ДТП в момент его совершения.

    Когда возникает необходимость в помощи экспертов

    Необходимость в проведении экспертизы появляется в случае спорной ситуации, когда без специальных исследований не представляется возможным выявление точных причин аварии, виновных лиц и масштабов имущественного вреда. Основанием для этой процедуры может служить и несогласие одного из участников с выводами следствия или с предъявленными обвинениями.

    Условия для проведения экспертизы

    Проведение автотехнической экспертизы может быть инициировано по ходатайству следственных органов ещё при проведении расследования для выявления всех деталей происшествия и восстановления полной картины произошедшего. Однако она может быть назначена и судьёй уже во время рассмотрения дела. Ходатайство о проведении экспертизы также может подать один из участников ДТП (как виновная, так и пострадавшая сторона) или его адвокат. Без юридического обоснования эта процедура является незаконной, а ее результаты не могут быть использованы в качестве доказательств в судебном процессе.

    Ходатайство о проведении экспертизы

    Подать ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП любая из сторон может ещё до рассмотрения дела в суде. Специального бланка этого документа нет, поэтому составить его можно в свободной форме, но соблюдением следующих требований:

    1. В начале документа указать наименование суда, куда подаётся ходатайство.
    2. Обязательно наличие номера уголовного или гражданского дела, персональных данных истца и ответчика.
    3. Перечислить все обстоятельства, которые нужно подтвердить или опровергнуть.
    4. Составить список вопросов, требующих ответа квалифицированных технических или других специалистов.
    5. Указать наименование экспертной организации.
    6. Назвать лицо, которое будет оплачивать данную процедуру.

    Примерная структура ходатайства представлена в следующем образце.

    О сроках

    В законодательном порядке сроки проведения автотехнической экспертизы не регламентируются, но на практике вся процедура обычно занимает 4-5 дней. При сильной загруженности специалистов на проведение исследований может потребоваться больше времени. На сроки получения результатов экспертизы влияют следующие факторы:

    • состояние транспортного средства после ДТП;
    • необходимость в проведении дополнительных тестов и более детальных исследований;
    • срок давности происшествия;
    • загруженность специалистов – один из распространённых факторов, от которого зависит проведение автотехнической экспертизы после ДТП.

    Куда обращаться для проведения экспертизы

    Автотехническая экспертиза – серьёзная процедура, которая может оказать существенное влияние на решение суда, дальнейшую судьбу виновника аварии и размеры возмещения вреда для пострадавшей стороны. Проводить ее могут центры судебной экспертизы Минюста РФ, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие таким правом и работающие на коммерческой основе.

    Выбор экспертной организации

    Сотрудники экспертной организации или индивидуальный предприниматель должны быть аттестованы в качестве эксперта-техника Межведомственной аттестационной комиссией. В случае принятия решения о проведении технического исследования обстоятельств аварии необходимо первую очередь обратить внимание на аккредитацию специалиста. Актуальный список аттестованных экспертов, включенных в государственный реестр, размещён на официальном сайте Минюста РФ в разделе «Деятельность в сфере судебной экспертизы”.

    Стоимость процедуры

    При подаче ходатайства на автотехническую экспертизу следует учесть, что стоимость процедуры будет зависеть от вида исследования, на проведении которого вы настаиваете. На цену влияет также количество вопросов, на которые нужно ответить экспертам. Минимальная стоимость услуг эксперта-техника составляет 5-8 тысяч рублей. При необходимости проведения дополнительных тестов или более глубокого исследования стоимость может достигать 50 тысяч рублей.

    Оплата автотехнической экспертизы после ДТП осуществляется за счёт того, кто инициирует ее проведение.

    Обычно это следователь, судья, прокурор или истец. В первых трёх случаях все расходы покрываются за счёт государства. Истец вправе через суд взыскать стоимость процедуры с ответчика. Но эти требования удовлетворят только в случае, если решение будет принято в пользу истца.

    Заключение эксперта-техника

    После проведения всех необходимых исследований эксперт-техник в письменном виде предоставляет заключение автотехнической экспертизы заказчику процедуры и суду. Документ должен состоять из следующих частей:

    1. Введение: разъяснение законных прав участников ДТП, их обязанностей и ответственности за предоставление ложных сведений.
    2. Исследование: развёрнутое описание обстоятельств ДТП. Эксперт-техник должен представить перечень проведённых работ, использованные методики, а также госты и технические условия, которыми он руководствовался при проведении процедуры.
    3. Заключение: окончательные выводы о причинах ДТП. Эта часть документа должна содержать подробные ответы на вопросы, имеющиеся в тексте ходатайства.

    Выводы

    Выявленные в ходе автотехнической экспертизы обстоятельства могут стать неоспоримым подтверждением виновности или невиновности участника ДТП, а также установить масштабы причинённого имущественного вреда. Эксперт несёт полную ответственность за представленную информацию в своём заключении. При необходимости его могут вызвать на судебное заседание для устного разъяснения результатов исследований, а также для получения ответов на возникшие вопросы прокурора, судьи или адвоката.

    Автотехническая экспертиза: Видео

    Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

    Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.

    Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

    По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

    Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

    Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

    Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

    Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

    Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

    Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

    Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

    Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

    Статьи в помощь:

    Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

    По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

    В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

    Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

    К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.

    Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

    При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

    Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

    Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

    Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

    сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);

    сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);

    сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

    Статьи в помощь:

    Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

    Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

    Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

    Статья в помощь:

    При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

    Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

    Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

    При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

    При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.

    Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.

    Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.

    Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.

    В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.

    Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

    Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

    В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.

    Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.

    Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.

    Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

    Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы

    Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

    Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

    Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

    Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

    В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

    Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

    Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

    Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.

    Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.

    При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

    В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

    Автотехническая экспертиза: цены, сроки и примеры

    Когда нужна экспертиза

    Автотехническая экспертиза (АТЭ) — это тщательное исследование транспортных средств, объектов, участвовавших в ДТП, с целью выявления виновников, а также оценки урона, определения меры ответственности водителей. Она может быть произведена не только для легковых автомобилей, но любых транспортных средств (ТС). Без неё не обойтись, когда в результате аварии страдают или гибнут люди. Экспертиза включает в себя большое количество операций, необходимых для формирования полной картины происшествия. Это и осмотр места ДТП, анализ записи камер видеонаблюдения, опрос и поиск очевидцев, изучение тех. состояния ТС и многие другие действия.

    Автотехническая экспертиза при ДТП устанавливает виновника, и оценивает последствия происшествия.

    Виды автотехнических экспертиз (АТЭ)

    АТЭ — это очень обширное понятие. Оно включает в себя несколько видов экспертиз. Существует, как минимум, 3 классификатора:

    1. По объекту исследования.
    2. По порядку проведения.
    3. По исполнителям, проводящим исследования.

    Типы экспертиз по объекту изучения

    Огромное количество факторов влияния на дорожную ситуацию, и как следствие, на возникновение дорожного происшествия, обязывает в проведении разных по своей сути, исследований. Не бывает одного специалиста, способного освоить такое число методик. На каждый вид исследований приходится свой эксперт. По этой причине разделяют экспертизы:

    • выяснения обстоятельств аварии. Воссоздает картину ДТП до мелких подробностей. Определяет положение ТС и общую дорожную обстановку, скорость ТС, нарушения правил дорожного движения участниками;
    • анализ состояния ТС. Производится поиск неисправностей узлов и агрегатов, способных повлиять на возникновение ДТП. Выясняются даже причины не устранения их до происшествия;
    • исследование дорожных условий. Выясняются такие факторы как качество и освещенность дорожного покрытия, погодные условия;
    • транспортно-трасологическая экспертиза. Позволяет точно определить конкретное место столкновения, посредством исследования следов на дороге, на автомобилях и всех других объектах-участниках ДТП;
    • инженерно-психофизическая. Помогает понять психологическое и физическое состояние водителей участников происшествия. Определить причины и последствия их поведения, приведшие к аварийной ситуации. В ходе этой экспертизы анализируется стаж водителей и даже жизненные обстоятельства каждого участника;
    • автотовароведческая экспертиза, в ходе которой происходит оценивание повреждений, возможная стоимость затрат на ремонт пострадавших ТС.

    Типы АТЭ по очерёдности их проведения

    В ходе проведения исследований обстоятельств, иногда возникает необходимость в повторных проверках. Таким образом, по очередности разделяют экспертизы:

    • первичную;
    • дополнительную;
    • повторную;

    Виды АТЭ по исполнителям

    В сложных происшествиях на дороге иногда приходится разбираться сразу нескольким экспертам, из разных отраслей. В связи с этим, по исполнителям, разделяют следующие виды экспертиз:

    • единоличную. Ведется всего одним экспертом, бывает только в простых ситуациях, когда характер повреждений не вызвал никаких разногласий в толковании причин их происхождений;
    • комиссионную. В дело вступают несколько специалистов из одной области знаний, для более детального изучения. В итоге комиссия составляет общее заключение, подписанное всеми ее членами;
    • комплексную. К ней прибегают при необходимости привлечения экспертов из разных областей знаний, в особо сложных случаях.

    Какие мероприятия выполняются

    После получения постановления о проведении экспертизы, специалист, ознакомившись с общим описанием происшествия, установленном судом, приступает к собственным мероприятиям по изучению. Вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП, составленные судом, должны получить свой ответ в результате работы эксперта. Как правило, весь процесс работы можно описать таким алгоритмом:

    1. Изучения материалов дела.
    2. Оценивание исходных данных.
    3. Расчет и построение модели ДТП.
    4. Проведение исследований.
    5. Уточнение первоначальной схемы происшествия.
    6. Составление отчета эксперта.

    Список вопросов для каждого конкретного случая может быт различным. Он составляется специалистами. Заказчик может рекомендовать свой список вопросов. Ниже приведены некоторые из них, исключительно для примера:

    • каков был тормозной путь;
    • точное место столкновения;
    • состояние водителей на момент аварии;
    • в какой момент водитель нажал на педаль тормоза;
    • через какой промежуток времени автомобиль начал замедлятся
    • какова траектория движения ТС;
    • какие пункты ПДД нарушены;
    • и др.

    Приходится прибегать к сложным математическим вычислениям, основываясь на характеристиках ТС, описанных заводом изготовителям, таких как:

    • тормозной путь;
    • время срабатывания тормозной системы;
    • КПД двигателя и коробки передач;
    • размеры автомобиля, вес;
    • коэффициент сопротивления качению шин и многих других.

    Все это, конечно, процесс занимающий немало времени. В результате, все вопросы на автотехническую экспертизу по ДТП, заданные в постановлении на проведение должны найти свои ответы в подробном отчете.

    Кто проводит исследования

    Проводится экспертиза только аттестованными частными экспертами (или компаниями), список которых можно посмотреть на сайте министерства юстиции, в специальном реестре. Каждый такой специалист имеет профильное образование и сертификат установленного образца, выданный минюстом.

    Как назначить экспертизу

    Чтобы назначить проведение автотехнической экспертизы при ДТП нужно написать ходатайство. Сделать это может участник происшествия, следователь, который ведет дело, либо судья. Причем инициировать экспертное исследование может и истец, и ответчик. В апелляции такое заявление судья может отклонить, если нет уважительной причины, по которой экспертиза не проводилась ранее.

    Нет специальной формы для такого заявления. Рекомендуется составлять его с помощью юриста. Текст ходатайства о назначении автотехнической экспертизы по ДТП должен иметь такую структуру:

    • вводная часть. Реквизиты ходатайства.
    • основная часть. Здесь указываем основание для ее проведения, аргументированные ссылками на правовые акты;
    • список вопросов, на которые экспертиза должна дать ответ;
    • исполнитель, которого вы выбрали;

    Можно скачать образец ходатайства о назначении экспертизы по ДТП, на нашем сайте.

    Участники происшествия могут предлагать свой перечень вопросов, но конечный список формирует судья, который ведет дело. Именно судья или следователь выносит постановление на проведение исследования. Далее, постановление направляется экспертной компании и непосредственно эксперту.

    Если одна из сторон процесса каким-либо образом препятствует работе эксперта, суд вправе признать её виновником происшествия.

    Сколько стоит и сроки проведения

    После того как получено постановление, эксперт определяет время проведения нужных исследований. Закон не регламентирует сроки проведения экспертизы после ДТП. Сроки зависят от сложности необходимых исследований. Часто достаточно от 1 до 14 дней.

    Что касается цены, здесь тоже нет никаких четко прописанных законом пределов. Цены зависят от региона страны, типа экспертизы, её сложности. В качестве примера приведена стоимость в одной из частных фирм, которая находится в Санкт-Петербурге.

    Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП

    Разновидности и цели автотехнической экспертизы

    Сколько стоит автотехническая экспертиза и как ее инициировать

    В сложных ситуациях с ДТП ход событий или виновные определяются с трудом. Иногда бывают сложные и спорные ситуации, которые требуют дополнительных экспертиз. В таком случае возможно проведение дополнительной автотехнической экспертизы заинтересованными лицами. Что это за экспертиза и какова её стоимость, мы расскажем далее в статье.

    Для чего требуется автотехническая экспертиза после ДТП?

    Для начала определим сущность понятия автотехнической экспертизы. Это дополнительное исследование машин и других объектов, ставших участниками ДТП. Она производится для определения виновного, а также урона и ответственности участников. Используется для любых категорий транспорта.

    Исходя из того кто виноват, будет строиться защита пострадавшего и оценка ситуации. От данной процедуры зависит степень наказания и меры воздействия. Возможно, будет выплачен лишь материальный ущерб, а возможно, будет начато уголовное дело.

    Разновидности исследований

    Выделяется несколько категорий автотехнической экспертизы:

    • Автоэкспертизы, которые определяют объекты, участвующие в аварии, делятся, в свою очередь, на следующие моменты:

    — Выяснение нюансов дорожной обстановки. Позволяют определить тормозной путь ТС в данных погодных условиях на конкретном покрытии, скорость движения участников, помехи движению. Определяется вероятность избегания удара, наличие нарушений ПДД и другое.

    — Дорожные условия. Качество полотна дороги, наличие качественного освещения, метеоусловия.

    — Соответствие состояния ТС критериям безопасности. Выявляет повреждения, которые могли привести к ДТП, правильно ли работали агрегаты и детали, качество обслуживания автомобиля и своевременно ли оно проводилось.

    • Автотовароведческие. Они производят реальную оценку стоимости машины либо её остатков (деталей), производится оценка ущерба в денежном формате.
    • Трасологические. Производят подробное изучение ТС, тела водителей, дорогу, для того чтобы определить правильное положение автомобиля в момент аварии.
    • Психофизиологические. Производят оценку состояния водителя в момент ДТП, эмоциональное и физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов и переживаний, которые могли спровоцировать аварию.
    • По очередности. В основном производят несколько различных исследований, для того чтобы качественно установить сложившуюся обстановку. Зачастую аварии способствуют различные причины и обстоятельства, а не один единственный фактор.

    В связи с этим можно выделить ещё несколько подкатегорий исследований:

    • Первичная экспертиза;
    • Дополнительная – открывает нюансы первичной;
    • Повторная – используется если в первой были допущены ошибки или же были выяснены новые обстоятельства дела;
    • Единоличная – дело будет рассмотрено только 1 экспертом, используется в простых случаях с 2 машинами или без осложненных обстоятельств;
    • Комиссионная – групповая экспертиза;
    • Комплексная – в состав входит сразу несколько специалистов различных областей: медицина, автотехника, химики и другие необходимые.

    Ходатайство о назначении

    Для того чтобы данные автоэкспертизы можно было прикрепить к делу, она должна быть официально назначена. Для этого одна из сторон должна ходатайствовать о её назначении.

    Форма обращения свободная, но должны быть соблюдены все формальные правила:

    • Правильно составлена шапка обращения. Написаны реквизиты сторон, дата и место составления.
    • Само ходатайство. Подробно описаны причины обращения, обоснование конкретно выбранного способа экспертизы.
    • В последней части – результативная часть, здесь обозначены вопросы для изучения эксперту и выводы, которые хотелось бы получить. Кроме того обозначается, кто будет оплачивать эти исследования. Если эксперт известен, то добавляются его личные данные.

    Стоимость и сроки проведения

    Стоимость экспертизы будет зависеть от необходимых параметров и количества исследований. Так же будет не малое значение иметь её вид. В параметры войдут такие показатели, как объём проверок, количество участников, срочность проведения и другое.

    В целом необходимо рассчитывать на сумму от 3 тысяч рублей и более. Если включено много параметров и привлечены специалисты различных областей, то сумма может быть более 50 тысяч. Если проверку назначает суд, то стоимость ещё возрастёт на 15-20%. Изначально проверку будет оплачивать инициатор. Если обе стороны готовы заплатить за проверку, то стоимость делится пополам. В том случае, если один из инициаторов является малоимущим, то можно рассчитывать на частичное погашение за счёт государства.

    Законодательство не регламентирует срок экспертизы. Если экспертиза не требует особых специалистов или каких-либо сложных приборов, то может быть проведена в течение недели. Сложное исследование займёт до 30 рабочих дней. Если сроки будут назначены судьёй, то они обязательны для исполнения.

    Исполнители АТЭ

    Для проведения экспертизы можно обратиться как к государственным специализированным компаниям, так и к сертифицированным частным специалистам. Главное, чтобы была лицензия на производимую деятельность. Чтобы найти такого эксперта можно обратиться на официальный сайт Министерства юстиций. Для каждого из вида исследований будут свои представители и свои организации, содержащие в штате конкретных специалистов. При обращении необходимо уточнить о наличии таких специалистов, рассказав, что вам необходимо сделать.

    Вопросы для автотехнической экспертизы

    Перед первоначальной беседой необходимо составить список интересующих вопросов, для того чтобы специалист понял, что от него конкретно требуется. Не всегда юридические специалисты могут решить технические вопросы. Иногда требуется консультация технического эксперта. Он составит список вопросов, который вы предъявите мастерам при АТЭ.

    Какие вопросы могут потребоваться для эксперта, список наиболее популярных из них:

    • определить, какая была степень видимости на трассе;
    • вычислить коэффициент сцепления колёс с дорожным покрытием;
    • определить точное расстояние для тормозного пути каждого из автомобилей перед столкновением;
    • вывести траектории движения машин;
    • вывести градус угла при столкновении;
    • понять причину потери устойчивости транспортного средства;
    • определить наличие неисправностей в деталях или агрегатах машин;
    • в каком положении оказались машины после столкновения.

    Эти и другие вопросы бывают очень важны в обстоятельствах ДТП.

    Порядок проведения

    Такие документы как КоАП, УПК и АПК регламентируют проведение экспертиз. Цель исследования окончательно определит нужный документ.

    Частный порядок

    Иногда исследование бывает заказано по личному желанию физического или юридического лица. В основном интересует такой вид исследования как товароведческий, он позволяет определить точный размер нанесённого ущерба в ДТП. Иногда инициация автоэкспертизы бывает прямо перед судом, для того чтобы получить на руки документ с конкретной суммой, которая будет указана в исковом требовании к возмещению. Тем более стоимость такой экспертизы будет на порядок ниже, если она будет назначена судом.

    Алгоритм в этом случае следующий:

    • найти нужную лицензированную компанию и заключить с ней договор;
    • пригласить заблаговременно на независимую экспертизу вторую сторону;
    • предоставить необходимые материалы для осмотра;
    • произвести оплату;
    • ждём количество указанных в договоре дней и получаем результаты на руки.

    Данный документ прикладывается к материалам дела в суде.

    При административном расследовании

    Если инициирует экспертизу один из госслужащих, например инспектор ГИБДД или судья, то обязательно на руках у участников процесса будет предписание, которое содержит:

    • причину, по которой назначена экспертиза;
    • личные данные эксперта (ФИО, должность, права, обязанности);
    • объекты исследования (транспорт, обстановка, участников и т.д.);
    • список того, что должно быть исследовано и на какие вопросы надо получить ответы;
    • меры ответственности за недостоверные данные.

    Перед тем как выдать предписание участники процесса должны быть с ним ознакомлены. Они могут внести свои поправки и дополнительные вопросы, сменить эксперта или привлечь дополнительных специалистов.

    Судебная экспертиза

    Данная экспертиза может быть затребована любым из участников процесса, даже судьёй и следователем. Стороны-участники имеют право дополнить документ собственными вопросами. Но судья должен быть согласен с конечным вариантом исследований. Он утверждает полученный документ, отклонив или одобрив внесённые предложения. Любые сведения, внесённые в протокол, должны быть идентичными информации из административного дела.

    Если одно из лиц будет препятствовать экспертизе, то вердикт будет вынесен в пользу второй заинтересованной стороны. Если было инициировано исследование в отношении пострадавшего или свидетеля, то они должны быть согласны с ним. При проведении АТЭ принять участие могут следователь и участники ДТП, присутствие последних должно быть согласовано со следователем.

    В выводах и заключении проведённой экспертизы всегда есть список участников, которые были привлечены для процесса. Вердикт должен быть вынесен один единственный, даже если принимала участие целая комиссия или эксперты из одной области разошлись во мнении. Компромисс должен быть найден. Но специалисты могут единолично вынести результаты с единственной своей подписью. При заседании комиссии документ будет составлен один, но в каждом специализированном разделе будет заключение конкретного эксперта.

    Заключение по результатам

    В конце проведённой экспертизы должны обязательно быть подведены итоги с выводами. Именно по выводам будет строиться дальнейшая защита и выносится вердикт.

    Заключение может содержать следующие сведения:

    • в какое время (конкретная дата) была произведена экспертиза;
    • персональные данные эксперта с его подписью под исследованиями;
    • перечисление объектов исследования;
    • методики и способы исследования;
    • список участников и ответственных лиц;
    • выводы по каждому из рассмотренных и проверенных вопросов.

    В документе всегда есть приложения. Они содержат информацию по исследованиям: фотографии, расчёты, таблицы, видеозаписи, всё, что было использовано для получения результата.

    Все важные сведения и результаты будут приложены к материалам дела, даже если они не были заявлены в список вопросов. Иногда качество материала или недостоверные и неполные сведения мешают получению правильных выводов экспертом. В этом случае специалист составит отказ в проведении экспертизы, аргументируя это конкретными причинами.

    В случае необходимости эксперт может быть вызван на процесс для дачи пояснений по отчёту. Если необходимые для процесса данные так и не были получены, то назначается дополнительная или повторная проверка.

    Полезные советы

    Следующие советы могут облегчить жизнь многих:

    • при выборе эксперта опирайтесь на его опыт и реальные отзывы;
    • лучше всего не отказываться от присутствия во время процесса экспертизы;
    • заранее продумайте интересующие и важные вопросы для экспертов;
    • будьте внимательны, прочитайте несколько раз заключение экспертов;
    • каждый имеет право ходатайствовать о проведении дополнительных исследований.

    Качественно проведённая экспертиза, пусть даже дорогостоящая, поможет выявить реального виновного в ДТП лица.

    Видео

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector