Promremont34.ru

Авто мастеру
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

При обоюдном ДТП выплачивается ли страховка?

Выплаты ОСАГО при обоюдном нарушении ПДД

В случаях, когда причиной ДТП являются действия одного из участников происшествия, выплаты поступают от страховой фирмы виновника потерпевшей стороне за нанесенный вред ТС и/или здоровью. Порядок возмещения, его размеры и сроки знают многие автовладельцы, но не каждому известно:

Как рассчитываются выплаты ОСАГО при обоюдном нарушении ПДД, результатом которых стала авария?

Кем устанавливается вина водителя, действия которого стали причиной ДТП?

Что делать, если административное правонарушение водитель не совершал, но стал виновником происшествия?

Осведомленность о ситуации подобного рода может стать хорошей опорой автовладельцу в будущем, если у него возникнут аналогичные обстоятельства. К изучению информации предлагается данная статья, где также указано более развернутое объяснение подобного ДТП.

Авария обоюдного типа

Дорожно-транспортное происшествие является результатом обоюдного действия, когда оба водителя совершают определенного рода административные правонарушения. Их результатом и становится ДТП.

Первый водитель перестраивался влево, не посмотрев в боковое зеркало и не включив поворотник, когда второй водитель не увидел первого и не успел пропустить вперед (помеха слева).

Первый водитель ехал по главной дороге с превышением скорости, когда второй водитель второстепенной дороги выехал на перекресток, не удостоверившись о наличие проезжающих машин.

К подобной ситуации можно отнести множество случаев, даже те, в которых второй виновник ДТП стал его участником из-за неправильно припаркованного авто.

Каждому автомобилисту страховая компания, при их обращении, имеет право отказать в компенсации ущерба – только суд при выяснении виновника ДТП может определить в каком процентном соотношении будут производиться страховые выплаты.

Кто виноват

Так как по случаю ОСАГО «Обоюдная вина» выплата не может быть произведена страховщиком из-за отсутствия вины его страхователя, назначается судебное разбирательство.

Стоит заметить следующее:

Судом определяется причинно-следственная связь, то есть в результате действий какого именно водителя было образованно ДТП. Если оба виноваты в равной степени, восстановление ТС для каждого будет определено в равном соотношении выплат.

Если судом была установлена конкретная вина одного из участников ДТП, то его страховая компания выплачивает возмещение в полном размере денежной суммы, согласно условиям выплат по ОСАГО. Также потерпевший вправе взыскать у виновника компенсацию за материальный и моральный вред, причиненные ему во время аварии.

Если водителя, не нарушавшего правила дорожного движения, назначили виновником ДТП, стоит обратиться за помощью наших юристов, которые помогут отстоять свои права и выйти из ситуации.

Как определяется вина

В судебное разбирательство входит расследование по указанному обстоятельству, для выяснения вины каждого участника в процентном соотношении.

Если автомобилисты совершили действия, повлиявшие в равной степени на образование опасной ситуации на дороге (50), каждый из них имеет возможность получить страховую выплату в соответствии своего процента вины – 50% от суммы возмещения для восстановления ТС.

Если один из автомобилистов виноват в происшествии в меньшей степени, в отличие от второго участника ДТП, ему назначается страховая выплата в соответствии процента своей вины – 55%, 65%, 75% и т. д. Соответственно, второй участник ДТП получает возмещение, согласно своему проценту вины – 45%, 35%, 25% и т. д.

При обоюдной вине у водителей имеется возможность выбора по страховому возмещению ОСАГО – получить направление в СТО или вместо ремонта запросить денежную компенсацию.

Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?

Каждый водитель прекрасно понимает, что если он станет виновником ДТП, полис ОСАГО позволит ему полностью или частично избежать необходимости компенсировать финансовые потери пострадавшего. Но будет ли платить страховая компания, а главное – сколько и кому, если причиной аварии частично выступят обе стороны? Иными словами, что будет, если вина окажется обоюдной.

Что такое «обоюдная вина»?

Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:

  1. ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
  2. Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
  3. Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.

С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.

Кому и сколько заплатят при «обоюдке»

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!

Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?

В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.

Как оформить протокол?

При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны. Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность. Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:
•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
•Особенности дороги (уклоны и прочее).
•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.

Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).

Существует несколько вариантов «обоюдки»:
•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1). Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными. В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.
•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.

Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».

Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.

Читать еще:  Порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДД, европротокол 2020

Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).

«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты. В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров. В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).

Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.

А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.

Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.

Обоюдная вина при ДТП: особенности получения страховых выплат

На сегодняшний день каждый водитель, который управляет автомобилем должен иметь действующий полис ОСАГО.

Правило компенсации причиненного в автоаварии ущерба по системе ОСАГО общеизвестно: страховые выплаты получит потерпевший участник ДТП. Поэтому прежде чем заплатить компенсацию необходимо установить виновность одного из участников происшествия.

Многим автолюбителям интересно: будут ли выплаты при обоюдной вине.

Загадочное понятие «обоюдная вина»

Следует заметить, что такого юридического понятия как «обоюдная вина» в Гражданском кодексе и Законе об ОСАГО не существует. Этим термином с удовольствием пользуются сотрудники ГИБДД и страховщики.

Под обоюдной виной они понимают ситуация, когда оба участника автоаварии нарушили правила дорожного движения, и на группе разбора подразделения ГИБДД каждому было выписано постановление об административном правонарушении.

Итак, понятие «обоюдная вина» или «обоюдка» применяется, когда правила дорожного движения нарушили сразу два водителя, и в результате такого совпадения, возникло дорожно-транспортное происшествие. При такой аварии нет виновника и потерпевшего.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Многих водителей интересует, если в ДТП обоюдная вина оплачивает ли страховая полученный вред?

Согласно, действующего законодательства выплаты по ОСАГО при обоюдной вине должны осуществляться! Так, п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО регулирует этот вопрос. На основании указанной статьи право на получение страховых выплат при возникновении обоюдной вины имеют сразу оба автолюбителя.

Страховые компании придерживаются порядка выплат 50/50. Это значит, что при автоаварии с обоюдной виной каждому автолюбителю будет выплачено 50% причиненного ущерба.

Рассмотрим на конкретном примере: водитель №1 получил ущерб на 40 тыс. рублей, а водитель № 2 – на 68 тыс. рублей. Если будет признана обоюдная вина, то страховщик водителю №1 выплатит 20 тыс. рублей, а водителю №2 соответственно 34 тыс. рублей.

Такой подход не является справедливым. Ведь, согласно, гражданского законодательства степень вины бывает не только равная, но также различная. Степень вины устанавливает судья в ходе судебного разбирательства. В своем решении он указывает вину каждого водителя.

На основании решения суда составляется исполнительный лист. Страховщики производят компенсационные выплаты в соответствии с полученным исполнительным листом.

П. 2 ст. 1083 ГК РФ предусматривает, что выплаты каждой стороне должны производиться пропорционально степени вины. Только, при невозможности установления вины, она автоматически признается равной.

К сожалению, суды идут по пути наименьшего сопротивления и присуждают, чаще всего, выплаты в равных долях. При участии в судебном процессе опытных адвокатов соотношение может быть принятым на уровне 70/30 или даже 90/10. Но не все водители могут позволить себе нанять «сильного» адвоката.

Самый худший исход судебного разбирательства, когда обстоятельства автоаварии не позволяют сделать однозначного вывода о виновности, свидетелей происшествия не было, а водители между собой договориться не смогли.

Судья примет решение, что он не может установить виновника аварии или констатировать обоюдную вину. На основании такого решения суда страховые компании откажут в компенсационных выплатах обоим автовладельцам.

Как видим, обоюдка очень выгодна страховщикам, поскольку создает возможность для маневра. Если автолюбитель в состоянии нанять хорошего адвоката, то его шансы получить часть страховых выплат возрастают с 50% до 90%.

Когда страховая компания отказывает в компенсационных выплатах, то такие действия не правомерны, и участникам ДТП необходимо обратиться в суд.

Как нужно оформлять автоаварию при обоюдке

Оформлять автоаварию, в которой виновны сразу оба водителя необходимо стандартным образом с участием сотрудников ГИБДД!

Автолюбителям нужно успокоиться и приступить к выполнению обязательных действий предусмотренных ПДД:

  1. Остановить машину и не двигаться с места.
  2. Сразу включить аварийную сигнализацию. Обязательно выставить знак аварийной остановки. В пределах населенного пункта авариный треугольник выставляется не ближе чем за 15 м от автомобиля, а за его пределами – 30 м. Знак предназначен для предупреждения других автовладельцев о неподвижной преграде у них на пути. За невыполнение этого пункта на водителя будет выписано постановление об административном нарушении (п. 1 ст. 12.27 КоАП РФ). Мера наказания: 1 тыс. рублей административного штрафа.
  3. Не поднимать предметы, которые имеющие отношение к дорожному происшествию (детали, обломки, осколки).
  4. Если пострадали люди, то первостепенной задачей является оказание им первой медицинской помощи. При необходимости следует вызвать скорую помощь.
  5. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  6. Записать личные данные второго участника столкновения или лучше сфотографировать: водительские права, техпаспорт, страховой полис ОСАГО.
  7. Известить свою страховую компанию об автоаварии с виной обоих водителей. Для регистрации ДТП нужно указать: время, место и обстоятельства столкновения. Узнать у страхового агента последовательность своих действий. Агент может принять решение направить на место происшествия представителя компании.
  8. Сфотографировать все подробности столкновения на мобильный телефон или другой гаджет. Не помешает видеозапись. Нужны следующие фотографии:
  • обеих машин со всех сторон так, чтобы было видно их положение относительно друг друга на фоне дорожной инфраструктуры (разметка, дорожные знаки, светофоры, указатели), а также конкретной местности (вывески магазинов, таблички с названием улиц и номеров домов);
  • на фотографиях должны быть видны государственные номера обоих автомобилей;
  • лежавших на дороге, оторвавшихся деталей и других предметов;
  • тормозных путей обоих авто;
  • общего плана места дорожно-транспортного происшествия.
  1. Совместно с другим водителем составить схему ДТП, которую заверить подписями.
  2. Если невозможно организовать объезд, с целью оставить все на своих местах, до приезда полицейских, то освободить проезжую часть. Но только после составления схемы происшествия, а также проведения детальной фотосъёмки и видеозаписи места аварии.
  3. Искать свидетелей столкновения. Взять у них личные и контактные данные. Попросить дождаться сотрудников дорожной полиции для дачи показаний. Заручится обещанием прийти на судебное разбирательство дела. Делать это надо очень оперативно, пока очевидцы не отправились по своим делам.
  4. Дождаться сотрудников ГИБДД и принимать активное участие в оформлении автоаварии.

При таком алгоритме действий водитель выполнит все обязательные действия и не будет оштрафован инспектором дорожной полиции за нарушение ПДД. Кроме того, он выполнит свои обязанности указанные в договоре страхования по ОСАГО.

Действия сотрудников ГИБДД

Инспекторы ГИБДД, которые прибудут на место аварии, должны составить такие документы:

  • схему происшествия;
  • два протокола об административном правонарушении (на каждого автолюбителя);
  • справку о ДТП.

Для составления схемы ДТП сотрудники полиции начнут измерение проезжей части и расстановки машин участников столкновения. Водителю нужно принимать в этом участие. Вежливо обращать их внимание на все нюансы, которые могли быть незамеченными. Также следует указать на полученные в результате столкновения повреждения машин.

Такие действия помогут более точно отобразить схему ДТП, которая в суде будет выступать главным документом доказательной базы. Прежде чем подписывать схему, необходимо с ней внимательно ознакомиться, проверить, правильно ли указана вся информация, особенно повреждения авто.

Если вы не согласны со схемой, то не стесняйтесь, попросить ее переделать. В случае отказа обязательно сначала впишите в документ все свои замечания, а потом подписывайте.

«Шапка» постановления пленума верховного суда.

При составлении справки о ДТП и протокола нужно следить, чтобы были указаны все повреждения, полученные автомобилем в результате столкновения. Желательно чтобы было записано, что машина может иметь скрытые повреждения. Каждому участнику ДТП выдается на руки заверенная копия справки.

Протокол должен содержать информацию о нарушении вами конкретного пункта ПДД и статью КоАП. Инспектор должен разъяснить ваше нарушение и предусмотренные статьей меры наказания. Прежде чем подписать протокол внимательно его прочитаете, напишите с чем вы не согласны, а только после этого его подписывайте.

Инспектор выдаст вам на руки заверенную копию протокола об административном правонарушении. Там будет указана дата, время и название отделения ГИБДД, в котором на группе разбора будет рассмотрена автоавария.

Автолюбителю следует явиться на группу разбора написать объяснительную и получить заверенную копию постановления об административном правонарушении. Если автовладелец не явится на разбор происшествия, то постановление будет выписано без его участия!

С пакетом документов необходимо явиться в свою страховую компанию на протяжении 15 рабочих дней с момента автоаварии. Не спешите отдавать все документы страховщику, сделайте себе нотариально заверенные копии в двух экземплярах.

Если есть возможность, то сделайте цветные сканы документов. Копии вам пригодятся, если ваши документы потеряет некая «Маша-растеряша», которая работает в страховой компании. А также при обращении в суд.

Подводя итог хочется сказать, что при обоюдной вине водителей в ДТП их страховые компании выплатят 50% страховых выплат.

Автолюбителю следует помнить, что:

  • когда СК отказывает в компенсации ущерба, то стоит обращаться в суд;
  • меру виновности в автоаварии определяет только суд;
  • оформлять происшествие при обоюдке необходимо стандартно с обязательным участием сотрудников ГИБДД;
  • только в случае принятия судом решения о невозможности установить виновника аварии или констатировать обоюдную вину СК могут отказать в выплатах.

Пройдя все этапы, автолюбитель сможет получить часть страховых выплат для ремонта автомобиля, получившего повреждения в результате дорожного происшествия.

Какова страховая выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП?

Наверняка каждый водитель слышал о том, что бывают ДТП, в котором две стороны являются как потерпевшими так и виновными – т.е. у водителей обоюдная вина. Но не многие знают когда ДТП признается обоюдным, и чем водителям грозит такая ситуация.

Читать еще:  Восстановление КБМ после ДТП

Сразу хочется отметить, что эта ситуация всегда бывает непростой и приносит неприятности всем участникам данного дорожного происшествия.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что значит несколько виновников в дорожно-транспортном происшествии?

Чаще всего ДТП происходит по вине одного из участников дорожного движения. Но бывают и такие ситуации, когда виновником аварии признается не одно лицо, а несколько. То есть в отношении нескольких лиц выноситься постановление об административном правонарушении. Именно такая ситуация называется «обоюдкой», т.е. вина у водителей попавших в ДТП в данном случае обоюдная.

Также бывает, что сотрудники ГИБДД в силу противоречивых показаний участников аварии не могут определить виновность кого-то конкретно (чаще всего это происходит при мелких авариях во дворах).
В такой ситуации считается, что виновника ДТП нет, следовательно, и обоюдной вины нет.

Сотрудники ГИБДД не могут установить того, кто виновен в аварии. Автоинспекторы в данном случае могут только зафиксировать нарушение ПДД. Виновного же в ДТП будет устанавливать суд. Если же виновен в ДТП был один водитель, то соответственно его и признают виновным, но и в этом случае свою виновность данный гражданин может оспорить через суд.

В том случае если ПДД нарушили оба водителя, то соответственно считается, что они виновны в данной ситуации в равной мере. Однако, для того чтобы определить конкретную степень виновности каждого из участников дорожного движения им придется обратиться в суд.

Ведь например, один из водителей может быть виновным в нарушении ПДД, но не виноват в самом ДТП.

Яркий пример такой ситуации – это когда машина, шофер которой был пьян или же у него не было действующего полиса автогражданской ответственности, но при этом данный водитель не нарушал другие пункты ПДД, и, к примеру, он стоял на светофоре, а в него врезалась другая машина из-за несоблюдения дистанции.

Казалось бы оба водителя нарушили правила, однако первый не был виновен в аварии, так как его машина стояла. В данном примере говорить об обоюдной вине нельзя, ведь в самом ДТП виновен второй водитель, который не соблюдал дистанцию и врезался в стоящее авто.

Именно поэтому очень важно установить причинно-следственную связь с конкретным ДТП, а не только сам факт нарушения ПДД. Только если оба водителя из-за нарушения ПДД виновны в ДТП можно говорить об обоюдной виновности.

Возможна ли компенсация от страховых компаний?

Если посмотреть в «Закон об ОСАГО», то можно увидеть, что там есть позиция, которая призвана регламентировать данные случаи (ст.12 п.22). В данной статье говориться о том, что компенсационные выплаты при обоюдной вине водителей производятся с учетом степени вины лиц установленной судом.

Казалось бы все понятно, но в данной же статье говориться и о том, что если степень вины участников не установлена, то выплату СК выплачивают в равных долях.

Ведь степень виновности каждого из участников дорожного происшествия может быть не установлена судебными органами при различных обстоятельствах, например:

  1. Если в процессе разбирательства суд не смог по каким-либо причинам определить какая степень виновности у каждой из сторон в данном ДТП.
  2. Водители не стали обращаться в суд и поэтому степень их вины не установлена.

Казалось бы обе данные позиции подходят под отраженную в «Законе об ОСАГО» фразу, но у каждой из них есть свои сторонники. Некоторые утверждают, что не обращение в судебные инстанции в этом контексте предполагают слова «судом не устанавливалась».

А вот формулировка «судом не установлена», говорит о том, что судебные органы пытались установить степень виновности. При обоюдной виновности сторон, законом предусмотрены судебные разбирательства, так как в законе иные варианты не рассматриваются.

Но многие автолюбители, трактуют данную статью по своему и говорят о том, что данная статья говорит о том, что СК обязаны возместить 50% ущерба каждой из сторон и для этого вовсе не обязательно обращаться в судебные органы. Свою позицию автолюбители аргументируют, в том числе и перечнем необходимых для выплаты компенсации документов.

Данный перечень установлен Правилами и СК не имеют права требовать с автолюбителя какие-либо дополнительные документы.

В перечне документов, требуемых для выплаты компенсации, не фигурирует судебное решение, а следовательно и предоставлять его водитель не обязан.

От чего зависит их решение?

Страховая организация решает вопрос о выплате компенсации опираясь на достаточно большое количество факторов. Во избежание различных неприятных инцидентов, участнижм ДТП следует заранее узнать по какой причине СК может отказать в выплате компенсации.

Чаще всего СК отказывает в выплате компенсации в следующих случаях:

  • один из водителей, который был участником ДТП не вписан в полис автогражданской ответственности;
  • один из водителей в момент ДТП находился в наркотическом или же алкогольном опьянении;
  • страховая организация оппонента или же один из участников ДТП подал заявление об обжаловании решения суда;
  • виновный в ДТП скрылся с того места где произошло ДТП (как получить при этом денежную выплату, читайте здесь).

К примеру, если в вашу машину въехала дочка собственника другого авто, при этом девушка не была вписана в полис автогражданской ответственности, СК возможно попытается отказать вам в принятии от вас документов на выплату.

В данной статье говориться о том, что право требования переходят к гражданину причинившему вред потерпевшему, т.е. к непосредственному виновнику ДТП. Поэтому согласно данной статьи СК обязана произвести выплату компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Аналогичное правило действует и в случае, если СК отказывает в выплате потому, что виновник ДТП в момент аварии находился в алкогольном или же наркотическом опьянении (а что делать если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО?). В том случае, если участник ДТП обжаловал решение судебных органов, СК может приостановить процедуру оплаты ущерба, но отказать в ее осуществлении не имеет права.

Данное правило действует и в том случае, если лицо виновное в ДТП покинуло место аварии (может страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП?). Вы не сможете получить возмещение ущерба лишь в том случае, если личность виновного в ДТП не установлена. В случае же ДТП в котором виновными являются оба водителя, они оба имеют право на получение компенсации.

Кто платит за причинённый ущерб?

Давайте разберем ситуацию когда оба водителя виноваты в ДТП в равной степени. В данном случае оба участника ДТП подают заявления на выплату в свои страховые компании (каковы правила обращения в СК после ДТП?). А уже далее начинаются «юридические нюансы».

Каждый из участников ДТП в данном случае имеет право лишь на 50% от суммы ущерба.

Таким образом получается, что если ремонт вашего авто стоит 50000 рублей, то СК заплатит вам всего лишь 25000 рублей. Бытует мнение о том, что оставшуюся часть денег на ремонт вы имеете право потребовать с другого участника аварии, но данное мнение неверно.

Ведь как мы уже знаем при обоюдке вы имеете право только на половину компенсационной выплаты и не более. Бывают и более сложные случаи, например, если при обоюдке пострадали две машины, но ремонт первого обойдется в 200 тыс.руб., а второго в 1 200 тыс.руб. В данном случае водители могут рассчитывать на выплату компенсации первый на 100 тыс.руб., а второй на 600 тыс.руб. Однако на сегодняшний день сумма компенсации не может быть выше 500 тыс.руб.

Все подробности о том, от чего зависит сумма компенсаций, вы найдете в этой статье.

После того как водители получат выплату по полису автогражданской ответственности они имеют право подать в суд на другого участника ДТП, затем чтобы получить оставшуюся сумму ущерба. Но в этом случае возмещение получит лишь второй водитель и сумма подлежащая возмещению в данном случае будет равна 50% за минусом той выплаты, которую участник ДТП получил от СК, т.е. 1200000*50%-500000=100000.

Как показывает практика чаще всего данные дела решаются в досудебном порядке, но иногда водители вынуждены судиться.

Какие последствия могут быть, если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию?

Если в результате аварии не пострадали люди, а вина одного из водителей не является предметом споров, то водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД. В данном случае есть три варианта развития событий, а именно оформление Европротокола (какие выплаты предусмотрены при ДТП по Европротоколу можно узнать здесь), не оформление протокола или его оформление в ближайшем отделении ГИБДД.

В том случае если у вас обоюдка, то оформление протокола вам не подойдет, ведь его оформление производиться лишь в случае если виновником является одна из сторон участвующих в ДТП. В ближайшем ГИБДД вы можете оформить происшествие лишь в случае если у вас нет споров относительно виновного в ДТП.

Если же участники ДТП решили ничего не оформлять и просто разъехаться, то никакого наказания за данное деяние они не получат, главное в данном случае оформить расписки о том, что вы не имеете претензий друг к другу.

Но и в данном случае есть свои нюансы, если в аварии пострадали люди, тогда вы не имеете права покидать место ДТП, в противном случае вам грозит либо уголовная, либо административная ответственность. Наказание зависит от тяжести вины и тяжести повреждений, которые получил пострадавший.

В данном случае ответственность будут нести оба участника ДТП. А в том случае, если при ДТП погиб человек, то можно и срок за решеткой получить.

Случаи с пострадавшими

Если в результате ДТП пострадал человек, который не является виновником данной аварийной ситуации, к примеру пассажир авто, то за причинение травм или же смерти ответственность понесут все виновники ДТП.

Однако не стоит забывать о том, что наказание грозит лишь в случае если ДТП произошло в результате нарушения ПДД.

Только в данном случае виновному грозит наказание. Данное положение закреплено в постановлении Пленума Верховного Совета РФ No 25.

Полезное видео

Смотрим видео по теме:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Не редко в ДТП виновник бывает единственный и в ходе разбора выясняется, что вина получается обоюдная, но в нашем законодательстве такого понятия как обоюдная вина не зафиксировано и здесь начинаются сложности, в ГИБДД не выдают справку в которой сказано, что виноваты оба водителя, а выдается документ о том, что вину не возможно установить и водителям в результате не понятно, как же получить выплаты по ОСАГО и что же делать с неопределенной виной. В статье я хочу рассказать, как же действовать после ДТП где вина была обоюдная и можно ли получить выплаты по ОСАГО.

Можно ли получить выплаты по ОСАГО при обоюдном ДТП?

Да выплаты получить можно и обычно это так и происходит, потому как ущерб был, но вину определить не возможно, так как каждый из водителей дает показания которые противоречат друг другу и единой картины ДТП не складывается, сотрудники ГИБДД не могут определить кто прав и кто виноват, так как каждый водитель нарушил ПДД и выдается документ, что вину определит не возможно.

Читать еще:  Порядок обжалования постановления ГИБДД

В итоге суд должен решить, какая степень вины в ДТП у каждого водителя, так как такие дела обычно решаются в суде. Бывает, что степень вины распределяется в пропорции 40 на 60%, бывает 50 на 50%, здесь все будет зависеть от того, на сколько каждый нарушил ДТП и как отработал каждый из адвокатов сторон, были случаи где вина распределялась 10 на 90%.

Но обычно происходит все следующим образом, вину бывает установить не просто даже в суде, так как бывает очень мало доказательств, экспертиза может не дать однозначного ответа на вопрос о степени вины и получается, что вина распределяется 50 на 50% и после долгих споров и длительных разбирательств все уже готовы согласиться с таким положением дел, ведь лучше получить что то, чем ничего или совсем мало, 50 на 50 обычно всех устраивает.

Если вы пойдете в страховую с документами из ГИБДД в которых указано, что вину установить не удалось, то говорю вам честно, вы получите отказ, хотя отказ при наличии ущерба не правомерен, но увы обоюдная вина в нашем законодательстве не урегулирован и все решается в суде.

Действуйте следующим образом, у вас спорная ситуация, идите в суд и доказывайте, что ваша степень вины меньше или вы вовсе не нарушали ПДД.

В статье 1083 ГК РФ, есть пункт 2 который говорит о том, что возмещение ущерба должно производиться пропорционально степени вины. Но как я говорил обычно вина устанавливается судом в пропорциях 50 на 50%, хотя вина половина на половину бывает крайне редко и равной степени вины практически не бывает, но здесь если вы хотите уменьшить свою степень вины, нужно идти до конца и я вам советую нанять хорошего юриста.

Что значит обоюдная вина?

Как мы говорили выше при обоюдной вине каждый из участников ДТП признается виновным в той или иной степени, то есть каждый нарушил ПДД и в той или иной мере несет ответственность. Но скажу вам что не все так просто, ведь если каждый водитель нарушил ПДД, это еще не значит, что нарушение имело отношение к возникновению ДТП. Один из участников мог нарушить ПДД и именно это повлекло возникновение ДТП, а второй мог так же нарушить ПДД, но такое нарушение на не имеет отношение к возникшему ДТП.

К примеру один воитель не предоставил преимущество второму авто и выехал со второстепенной дороги не предоставив преимущество, а водитель ехавший по главной дороге был лишен водительского удостоверения. В итоге оба нарушили ПДД, но виноват все равно водитель не уступивший дорогу, не смотря на то, что второй водитель был без прав, а первый нарушил ПДД и нарушение имеет прямое отношение к возникшему ДТП и здесь вина не будет обоюдно, просто водителя без прав оштрафуют за его нарушение.

Но бывает, что скажем один из водителей поворачивал на лево через двойную сплошную, а второй обгонял его через вторую сплошную и произошло столкновение и в такой ситуации уже реально говорить об обоюдной вине в ДТП.

Разберемся по закону в вопросе возмещения ущерба по ОСАГО при обоюдке!

Все же в законе об ОСАГО кое что сказано об обоюдной вине в пункте 22 статьи 12 и там говорится следующее, что если в дорожно-транспортном происшествии виновными признаны все участники, то страховщик все же должен осуществить (страховые выплаты) возмещение ущерба причиненного в результате такого ДТП, но при этом возмещение ущерба осуществляется пропорционально степени вины каждого из участников, а степень вины должна быть установлена в судебном порядке.

При чем здесь гражданская ответственность каждого из участников должна быть застрахована, если чья либо ответственность не застрахована, то ущерб возмещается водителем без страховки из своего кармана в соответствии со степенью его вины в ДТП. А если у всех участников есть ОСАГО, то возмещение ущерба осуществляется за счет страховой. В случае когда участников ДТП более двух, потерпевшие могут предъявить требование о возмещении ущерба в любую из страховых компаний оставшихся участников ДТП причинивших вред.

И в этой же статье сказано, что в случае когда суд не смог установить степень вины участников, степень вины устанавливается в равных долях, то есть 50 на 50%.

К примеру в ДТП попали 2 автомобиля, вина была обоюдной и по ходу судебных разбирательств было установлено, что вина первого водителя была 30%, а второго 70%. Ущерб первого автомобиля составил 150000 рублей, а второго 50000 рублей. Водитель первого авто вина которого всего 30% получит 70% от суммы в 150000 рублей, а это 105000 рублей. Водитель второго авто степень вины которого 70% получит 30% от суммы ущерба в 50000 рублей, то есть 15000 рублей.

Если вина установлена в пропорции 50 на 50%, и скажем ущерб первого авто составил 200000 рублей, а второго 140000 рублей. Водитель первого авто получит 100000 рублей, а второго 70000 рублей, то есть по 50% от суммы ущерба.

Вот примерно так происходят выплаты по ОСАГО при обоюдной вине. Как мы разобрались, вину устанавливает только суд, в ГИБДД степень вины не устанавливается. Есть ситуации когда к примеру в ДТП обвиняют одного водителя и выдана соответствующая справка, н водитель которого обвинили не согласен со своей виной и в течении 10 дней обжалуют вынесенное постановление ГИБДД в суд и доказывают, что вина в ДТП была обоюдной или вообще их вины в ДТП нет, просто инспекторы ГИБДД на основании неверных показаний вынесли решение не в его пользу.

Здесь самое главное обзавестись доказательствами отсутствия своей вины в ДТП или доказательствами, что нарушение было и у второго участника ДТП, но как мы с вами выяснили, нарушение второго участника должно иметь прямое отношение к возникшему ДТП как и нарушение первого водителя.

Если у вас остались вопросы относительно выплаты по ОСАГО при обоюдке, то задайте их нашему юристу, который с удовольствием вас проконсультирует и подскажет, как вам поступить в той или иной ситуации.

Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго

Защитив ответственность и автомобиль перед третьими лицами по Каско и ОСАГО, мы начинаем чувствовать себя намного увереннее и безопаснее управляя автомобилем на дороге. Полис, который обеспечивает гражданскую защиту водителя является обязательным условием законного вождения. Помимо обязательности, «автогражданка» спасает от расходов, которые возникают в результате автокатастрофы.

Участников дорожного движения есть право получить выплату в целях возмещения урона, нанесенного по вине водителя другой машины. В случае доказанной невиновности, страховщики осуществляют страховое возмещение за своего виновного страхователя тому, кому он нанес вред.

Когда правила дорожного движения нарушены обеими сторонами, определиться со степенью вины каждого из участников порой не в состоянии даже сотрудник ГИБДД. Поэтому становится интересно кому полагается выплата по ОСАГО в 2020 году по обоюдной вине, судебная практика которой как предполагается, основана на принципах разумности и справедливости.

Обоюдная вина что это значит

Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.

Когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.

Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.

Как оформлять ДТП при обоюдке

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.

Как доказать обоюдную вину в суде

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. ОСАГО будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Обычно обоюдная вина при ДТП страховой компанией не устанавливается, так же как не вправе этого сделать инспектор ГИБДД. Значит, выплачивается ОСАГО исключительно на основе решения суда.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Как мы уже говорили, выплаты по автогражданской ответственности при обоюдной вине водителей встречаются равные и разные, соразмерно степени причастности. Так, водителю, причинившему вред и тому, кто его причинил выплатят 50 положенных процентов по полису страхования, а также в зависимости от того насколько велика доля виновности второго водителя.

Максимальная выплата по ОСАГО факты и размеры компенсации

По всем страховым случаям (оба участника застрахованы), ответственность за выплату берет на себя страховая компания. Но сумма ущерба для восстановления измеряется не 100% а на основе постановления суда, в зависимости от степени.

Максимально возможная выплата по автогражданке на 2020 год, составляет 400 тысяч рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч.

Кто может рассчитывать на страховку при обоюдной вине

Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд.

В случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.

Подводные камни нюансы оформления обоюдки

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

Какие последствия могут быть если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.

Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector