Чем плох вариаторный двигатель
Братья по крови: какой из «Кашкаев» купить на вторичке
Nissan Qashqai ворвался на наш рынок в 2006 году, а в 2010 пережил рестайлинг. В 2013 году вышло второе поколение модели. За годы выпуска «Ниссан Кашкай» стал лидером рейтингов продаж как на рынке новых автомобилей, так и на «вторичке». Его любят за грамотное соотношение цены и качества и способность не доставлять владельцу проблем вплоть до 150 тыс. км.
Разбираемся в двигателях, комплектациях, поколениях и изучаем, какой «Кашкай» выбрать.
Для начала давайте узнаем, что же представляет собой вариатор в автомобиле?
Вариатор, или сокращенно CVT, в отличие от традиционной классической коробки-автомат, использующей шестерни передач, задействует два шкива, которые соединены между собой ременной передачей (износостойкая металлическая лента).
В некоторых вариаторах вместо металлического ремня производители используют цепь. Главный шкив соединен с коленвалом. Второй шкив (ведомый) соединен с приводными валами, которые передают крутящий момент на колеса автомобиля.
Главный, или, как его еще называют, ведущий, шкив постоянно при изменении оборотов двигателя меняет свой диаметр. Это необходимо, чтобы поддерживать обороты мотора на самом эффективном для конкретной ситуации уровне во время движения машины.
За счет изменения диаметра главного шкива вариатора ремень, используемый в коробке, натягивается или ослабляется, в результате чего изменяются передаточные числа.
Кстати, ведомый шкив также меняет свой диаметр, но только за счет инерции. Благодаря такой конструкции коробки передач автомобиль фактически получает бесконечное количество передач. То есть фактически вариатор избавляет автомобиль от фиксированного набора передач, которые есть в механической и автоматической трансмиссии. Благодаря этому уходит ощущение переключения передач. Иначе говоря, при разгоне машины с вариатором вам будет казаться, что она разгоняется постоянно на одной передаче.
Вот видеоролик от компании Тойота, который рассказывает, как работают их коробки-вариаторы (CVT), а также демонстрирует нам различные преимущества перед классическими «автоматами».
Оснащать преимущественно вариаторами свои автомобили в последние годы стала не только компания Тойота. Например, такие компании, как Ниссан, Хонда и Субару, также стали массово использовать на своих авто в качестве стандарта коробки-вариаторы.
Не переживайте, механические и классические автоматические трансмиссии также по-прежнему устанавливаются этими автопроизводителями. Правда, к сожалению, на многих моделях обычный автомат теперь идет либо в качестве опции, либо устанавливается в более дорогих комплектациях.
Также вариаторы устанавливаются и на европейские автомобили, такие как VW, Audi.
Основные неисправности
Проблемы в работе трансмиссии не всегда проявляются постепенно. Поэтому если сломался вариатор, это может быстро привести к невозможности управления машиной.
Ремонт вариатора
Какие неполадки характерны для CVT и как отремонтировать коробку в машине с двигателем 2 литра или другим объемом:
- Выход из строя планетарного ряда передач. Когда агрегат работает в условиях высоких нагрузок, это приводит к разрушению осей шестеренок, в итоге ломаются их зубчики. В таком случае зубья подлежат замене.
- Масляное голодание. При отсутствии смазки и работе мотора на повышенных оборотах, когда автомобиль используется по бездорожью, происходит повреждение планетарного ряда. Увидеть такую неисправность можно при замене фильтрующего устройства. На магнитах, установленных в поддоне, собираются продукты износа в виде металлической стружки, вам необходимо ее осмотреть. Если пробег транспортного средства более 150 тысяч км, а размеры стальной крошки больше 1 мм, это говорит о том, что в работе агрегата происходит цепная реакция разрушения шестеренок. Если вы не будете предпринимать какие-либо действия, то планетарный ряд коробки передач может повредить насосное устройство и другие составляющие элементы КПП. В таком случае ремонт будет дорогостоящим.
- Выход из строя передней шестеренки. При эксплуатации автомобиля в агрессивных условиях происходит повреждение этой детали. Продукты износа элемента в итоге повреждают и «коронную» шестеренку. Если вы вовремя не решите проблему, то наличие металлической стружки может повредить задний планетарный ряд коробки. В итоге из строя выйдут фрикционы.
- При интенсивной эксплуатации, особенно в условиях бездорожья, происходит быстрый износ опорных подшипниковых устройств. Речь идет о деталях, расположенных на первичном и вторичном валу. Исправить такую проблему достаточно сложно, поскольку вы не найдете подшипники для вариаторов Тойота в продаже. Детали от CVT не поставляются на рынок запчастей. Поэтому для решения проблемы придется искать подшипники на разборках авто либо покупать похожие по размерам и вытачивать их на токарном станке под габариты установленных деталей. Такой вариант ремонта считается самым дешевым.
- Поломки датчиков. Вариаторные трансмиссии оснащаются большим количеством различных электронных контроллеров, предназначенных для считывания данных и передачи их на блок управления. Поломка одного датчика может отразиться на функциональности CVT в целом. Если диагностика показала выход из строя контроллера, необходимо произвести его детальную проверку. Надо проверить разъемы, а также контакты. Часто причина неработоспособности кроется в повреждении штекера.
- Неисправности в работе управляющей системы. Если центральный процессор выходит из строя, работа коробки передач будет невозможной. Если управляющий модуль «заглючил», но еще функционирует, коробка передач будет работать, но с перебоями. Решение проблемы в работе блока управления лучше доверить профессионалам. Иногда требуется перепрошивка блока, но выполнить ее в домашних условиях практически невозможно.
- Обрыв приводного ремня. Из-за быстрого износа при неправильной эксплуатации приводной ремень может оборваться. Его звенья могут разлететься по всей коробке передач и повредить другие компоненты вариатора.
Особенно опасно повреждение фланца дифференциала. Привод так называемой раздаточной трансмиссии проходит через фланец на корпусе дифференциала. Этот элемент обладает тонкими стенками и на практике часто происходили проблемы, когда деталь лопалась из-за работы в условиях постоянных высоких нагрузок. Это приводит к утечке смазочной жидкости. Если своевременно ее не обнаружить и не решить, то трансмиссионная жидкость может полностью слиться из коробки. Кроме того, фланец покрошится в системе и его осколки попадут на шестеренки коробки передач, что приведет к повреждению деталей трансмиссии. Сложность ремонта заключается в том, что дифференциалы для вариаторных КПП нельзя найти в продаже.
У автовладельца есть вариант приобрести новый в сборе узел, который будет стоить более 15 тысяч долларов. Проблему можно решить путем установки контрактного вариатора, но и такой агрегат найти в продаже проблематично. Причем стоимость такого агрегата будет достаточно высокой. Оптимально решить проблему можно на этапе утечки масла и трещины. В таком случае поверх поврежденного фланца надо напрессовать любую подходяющую по размерам стягивающую втулку и удалить следы утечки. Но учтите, что дать точных гарантий по поводу долговечности такого решения нельзя. Обычно после таких манипуляций автовладельцы стараются как можно быстрее продать транспортное средство.
Каналом АКПП Технология ремонта опубликован ролик, в котором показан процесс ремонта трансмиссии Рав 4 при оборванном ремне.
Прицеп Уралец: технические характеристики, цена, отзывы покупателей
- Центробежные автоматические. Такие типы сцепления актуальны для мотоциклов и скутеров;
- Электромагнитные решения с электронным управлением;
- Многодисковые муфты. Подобный принцип имеет гидротрансформатор автоматической коробки;
- Многодисковое мокрое сцепление. Блокирует дифференциалы, и интеллектуально подключает режим полного привода. Аналог мокрого сцепления, используемого на DSG;
- Гидротрансформаторы.
За счет гидротрансформатора снижается нагрузка на вариаторную трансмиссию при старте машины с места. Переход на такие механизмы позволили автомобилям с CVT относительно нормально эксплуатироваться в режиме бездорожья.
Но все же если у вас авто с вариаторной коробкой, покорять на ней бездорожье все же не стоит. Такие машины созданы для города, а не для сафари. Хотя использование CVT на снегоходе себя оправдывает. Там цепной механизм проявляет себя с лучшей стороны. А если в вашем распоряжении
Задний ход
Оба вала, то есть ведомый и ведущий, вращаются в том же направлении, что и коленвал мотора автомобиля.
Тут возникла необходимость найти решение для обеспечения включения заднего хода. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации стал планетарный редуктор. При блокировании солнечной и коренной рабочей шестерни, входной вал начинает вращаться в одинаковом направлении вместе с входными шкивом. Он, в свою очередь, соединяется с водилом.
Заблокировав лишь коренные коробочные шестерни, водило совместно с входным шкивом начнут двигаться в обратном направлении. В сети можно найти полезные видео, на которых отображается вся суть планетарных редукторов.
Вариаторная коробка передач
Как и любая другая коробка передач, вариатор – это устройство, преобразующее крутящий момент, поступающий от двигателя к колесам. Передача момента осуществляется бесступенчато, в определенном диапазоне регулирования. Довольно часто вариатор обозначают аббревиатурой “CVT” (Continuously Variable Transmission), что в переводе с английского означает «трансмиссия с непрерывно изменяющимся крутящим моментом».
Типы CVT
В зависимости от устройства выделяют следующие основные типы вариаторов:
- цепные;
- клиноременные;
- тороидальные.
Клиноременный вариатор
Наибольшее распространение получил клиноременный вариатор CVT.
Клиноременный вариатор CVT состоит из клиновидного ремня, расположенного между двумя раздвижными шкивами. В процессе движения автомобиля шкивы то сжимаются, то разжимаются, обеспечивая изменение передаточного числа. Главная цель вариаторной коробки – обеспечение плавного бесступенчатого изменения крутящего момента. Это актуально для легковых автомобилей, мотороллеров, снегоходов и прочей техники.
Тороидный вариатор
В цепном вариаторе CVT мощность передается скошенными торцами осей звеньев цепи, а тянущее усилие передает цепь.
В тороидных вариаторах вместо шкивов используются конусовидные диски, вместо ремня – ролики. Они способны передавать больший крутящий момент. Для изготовления деталей для данного типа CVT требуется высокопрочная сталь, что в итоге влияет на его стоимость.
Преимущества и недостатки CVT
Главным преимуществом вариаторной коробки передач является возможность обеспечить непрерывное изменение крутящего момента. Это позволяет достичь лучших показателей расхода топлива и динамики автомобиля.
К недостаткам вариатора относятся:
- Невозможность его установки в автомобилях с мощным двигателем.
- Максимальные нагрузки, буксировка или систематическая езда на высоких оборотах приведут к быстрому износу ремня вариатора, а соответственно и к поломке CVT.
Управление АКПП осуществляется селектором переключения, расположенным на центральном тоннеле или на рулевой колонке (в американских автомобилях). Перемещение селектора в определенное положение позволяет выбрать нужный режим движения. Дополнительно возможно выбрать особые режимы работы АКПП: зимний, спортивный, экономичный. Разница в расходе топлива при обычном, спортивном и экономичном режимах очевидна.
Классическая АКПП состоит из планетарной коробки передач, системы управления и гидротрансформатора. Автомат может применяться в легковых и грузовых автомобилях, а также автобусах.
Гидротрансформатор состоит из насосного и турбинного колес с расположенным между ними реактором. Насосное колесо связано с коленвалом двигателя, турбинное — с валом КПП. Реактор в зависимости от режима работы свободно вращается или блокируется при помощи обгонной муфты.
Передача крутящего момента от двигателя к КПП происходит потоком жидкости (масла), выбрасываемым лопатками насосного колеса на лопасти турбинного. Зазоры между насосным колесом и турбиной минимальны, а их лопасти имеют специфическую форму, формирующую непрерывный круг циркуляции масла. Таким образом, между двигателем и трансмиссией отсутствует жесткая связь, что способствует плавности передачи тягового усилия.
Гидротрансформатор преобразует скорость вращения и передаваемый крутящий момент в ограниченном диапазоне, поэтому к нему присоединяют многоступенчатую планетарную коробку передач. Она же обеспечивает движение задним ходом.
Переключение передач происходит под давлением масла с помощью фрикционных муфт. Давление между фрикционами в соответствии с алгоритмом работы коробки распределяется при помощи системы электромагнитных клапанов (соленоидов) под контролем блока управления.
Минусами автоматической коробки являются ее высокая стоимость, а также повышенный расход топлива.
Преимущества вариатора перед другими видами трансмиссий
Вариаторная коробка считается сегодня самым «продвинутым» типом трансмиссии. Этому есть ряд обоснований:
- плавность переключения передаточного числа обеспечивает лучшую динамику при трогании с места или разгоне;
- экономичность расхода горючего;
- максимально ровная и плавная езда;
- отсутствие замедлений скорости даже при затяжных подъемах;
- нетребовательность в обслуживании (конструкция достаточно проста, имеет меньший вес, чем, например, классическая АКПП).
На сегодняшний день всё большее количество автопроизводителей внедряют в средства передвижения именно вариаторные коробки. К примеру, завод Ford имеет свои собственные разработки в этой сфере, поэтому новое поколения автомобилей выпускается с фирменным вариатором Ecotronic или Durashift.
Специфика работы вариаторной коробки заключается еще и в том, что при смене передаточного отношения не меняется звук двигателя, что нетипично для других видов трансмиссий. Однако некоторые производители в последних видах вариаторных коробок стали использовать эффект нарастания шума двигателя сообразно повышению скорости автомобиля. Ведь большинство автолюбителей привыкли к изменению звука мотора при нарастании мощности.
Каждый автовладелец выбирает автомобиль, исходя из личных предпочтений, потребностей и финансовых возможностей. Транспортные средства с CVT характеризуются надежностью и повышенной износостойкостью, однако новые технологии достаточно дорого стоят. Выбрать автомобиль по желанию и возможностям можно быстро, если правильно выбрать автосалон. ГК Favorit Motors предлагает большой выбор моделей разных производителей по доступным ценам.
За диагностику, ремонт и наладку вариатора могут браться только сертифицированные автосервисы. В распоряжении специалистов техцентра Favorit Motors есть все необходимое диагностическое и ремонтное оборудование, что позволяет быстро и в сжатые сроки устранить неисправности вариатора любой модификации.
Опытные мастера Favorit Motors выполнят качественную диагностику вариатора, установят причины неисправности и устранят ее. А, кроме того, проконсультируют относительно правильной эксплуатации вариаторной коробки передач. Процесс ремонта согласовывается с клиентом, а стоимость ремонтно-восстановительных услуг озвучивается после проведения диагностики.
Nissan Juke (с 2010 года): Проверьте вариатор!
Эта машинка с игрушечной внешностью оказалась довольно крепкой – сломать ее не так-то просто. Впрочем, кое-какие врожденные дефекты у нее имеются. А при покупке из вторых рук обязательно проведите полную диагностику трансмиссии…
26 Декабря 2018, 16:33
Не экономьте на пистонах
При покупке подержанного Juke первым делом осмотрите кузов. Хотя характерных мест, где появляется коррозия, у малыша не так много. Одно из них – задние стойки кузова. Советуем эти места забронировать защитной пленкой, а также промазать кузовные швы специальным антикоррозионным составом. Остальные детали кузова довольно стойко переносят наш климат. Правда, лакокрасочное покрытие хиленькое, а кузовное железо довольно тонкое. Поэтому на корпусе быстро появляются сколы и царапины, которые, правда, не слишком спешат покрываться ржавыми пузырями.
Не застраховано от повреждений и ветровое стекло – быстро затирается щетками и может треснуть от безобидного скола. Покрываются трещинами фары, а зеркала лопаются в сильные морозы. Замена амальгамы одного элемента обойдется от 1800 руб., в салонах дилеров – в два-три раза дороже. Надо отметить, что со временем провисают бамперы. Причина в слабых крепежных пистонах, которые быстро деформируются и теряют прочность.
От капризов не застрахована
Детали интерьера тоже не могут похвастать прочностью. Через год-другой вытирается оплетка руля, покрывается сколами и затирается защитный прозрачный пластик на панели приборов, а на жесткой пластмассе торпедо остаются царапины от любого неосторожного соприкосновения с твердыми предметами. А что делать с разрастающейся с возрастом колонией «сверчков»? Большинство владельцев действуют в правильном направлении – обычно скрипы и раздражающие звуки издают крепежные петли дивана или плохо вклеенное ветровое стекло.
Не все благополучно и с салонным электрооборудованием. Больше всего нареканий поступает на глюки климат-контроля и мультимедийки. Выявление этих неисправностей, а тем более ремонт, довольно муторный и дорогой. Нередко капризничают сервоприводы стеклоподъемников, отказывает центральный замок, перегорают лампочки внутреннего и внешнего освещения. Однако на статистику все это не тянет.
Связанные одной цепью
Чего нельзя сказать о двигателях. В целом они надежны. Особенно, 94-сильный – простой технически и неприхотливый, надежный и недорогой содержании. Правда, таких модификаций на рынке не так много. Преобладают 117-сильные и турбо-версии, которые гораздо капризнее. Например, на первых экземплярах «Джука» после 100 000 км на этих моторах может растянуться цепь ГРМ. Если такое случается, «четверка» плохо заводится, тупит из-за «ухода» фаз газораспределения. И в один прекрасный момент мотор не заведется – сработает датчик положения распредвала. К этому времени обычно изнашивается задняя, самая нагруженная, опора двигателя (4200 руб.). Остальные две выдерживают в полтора раза дольше. Правда, и стоят они почти по 10 тысяч руб. за штуку.
Имейте в виду, что с возрастом все три «четверки» начинают «сопливить»: масло и охлаждающая жидкость подтекают через сальники и уплотнения. Дело в том, что вместо традиционных прокладок в них используется герметик, а он рассыхается через 5-7 лет. Периодически следует проверять уровень охлаждающей жидкости. Причем она может уходить из расширительного бачка (5000 руб.), который часто трескается по стыку, или через уплотнительное кольцо термостата. Если машина стала дергаться, проверьте топливный насос, который начинает работать с перебоями из-за забившегося фильтра.
По сравнению с безнаддувным мотором 1,6 л с индексом HR16DE, его турбо-вариант MR16DDT с прямым впрыском из-за более сложной конструкции требовательнее к качеству топлива и масла. Кроме растягивающейся цепи ГРМ и других мелких неисправностей, свойственных его младшему братцу, у турбо-мотора были проблемы с системой рециркуляции картерных газов и впускным коллектором. Зато турбина выхаживает на удивление долго – в среднем около 150 000 км и даже больше. Правда, замена ее довольно накладна – от 35 000 руб. У официалов еще дороже. К тому же японцы довольно быстро отреагировали на недостаточный ресурс цепи ГРМ, предложив усиленный вариант.
Проверяйте вариатор
Механические 5- и 6-ступенчатые коробки безоговорочно надежны. Только к 150 000 км может разболтаться кулиса рычага. Но замена пластиковых втулок с использованием ремкомплекта стоит сущие копейки. Зато с вариатором проблем возникает больше и, самое главное, потратите на них куда больше. На Juke устанавливались два типа: со 117-сильным мотором сочетался вариатор Jatco JF011E, а с турбо – его усиленный вариант. Первый ломался быстрее и чаще. Бывали случаи, когда он разваливался уже на 20 000 км – заклинивший подшипник первичного вала разлетался внутри коробки и разворачивал в хлам ее корпус.
Обычно к 150 000 км изнашивается толкающий ремень (от 35 000 руб.). С заменой тянуть никак нельзя – изношенный ремень неизбежно оставит на поверхности конусных шкивов задиры, а стоят конусы по 50 000 руб. К тому же, заодно с ремнем обычно обновляют подшипники ведущего и ведомого валов (по 5000-8000 руб.). В группе риска также шаговый электромотор (от 12 000), меняющий передаточные отношения вариатора. Усиленная версия вариатора долговечнее, а траты на ремонт обеих КП практически одинаковы. И не забывайте менять в них масло каждые 60 000 км пробега. Хотя «трансмиссионка» для вариаторов отнюдь не дешевая – почти по 5000 руб. за литр.
Зато система полного привода «Джука» надежна и нуждается только в регулярной замене масла в редукторах, раздаточной коробке и электромагнитной муфте. Впрочем, если постараться, можно угробить и ее. Автомобиль не предназначен для внедорожных вылазок, и долгое буксование в снегу или грязи рано или поздно прикончит не только важные элементы трансмиссии, но и вариатор.
Если ломается, то по-взрослому
Не обременена проблемами и ходовая часть. Слабым местом в ней можно назвать плохо защищенные от грязи опорные подшипники передних стоек (по 1600 руб.). Нередко уже к 20 000-30 000 км характерный скрежет возвестит о выходе их из строя. Остальные элементы ходовой живут до сотни тысяч км и дольше. За исключением, разве что, стоек и втулок стабилизатора, которые изнашиваются на 50 000-80 000 км.
Примерно столько же отпущено рулевым наконечникам (по 1800 руб.) и крестовине вала. Помните, что «Джук» оснащен электроусилителем. Если вдруг механизм откажет, не спешите бить тревогу и заказывать эвакуатор. Как правило, бывает достаточно купить новый аккумулятор. И лучше, если он будет более мощным – емкости штатной батареи не всегда хватает, особенно в холодное время года.
А вот внезапная поломка главного тормозного цилиндра может привести уже к весьма серьезным последствиям, вплоть до аварии. Ведь никаких тревожных симптомов перед этим не возникает – вы просто нажали на педаль тормоза, а автомобиль не останавливается. Поэтому периодически проверяйте состояние тормозного цилиндра и при малейших признаках течи меняйте.
Как видите, подержанный «жучок» не будет мучить второго владельца нескромными счетами за незапланированный ремонт. Но только при условии, что вы выберете модификацию с механической коробкой передач. Если же вам претит орудовать «ручкой», рекомендуем топовую версию кроссовера с турбомотором – у нее более крепкий и долговечный вариатор.