Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что бывает когда перегреваешь двигатель

Перегрев двигателя: причины, последствия, рекомендации

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что делать, если вы вдруг заметили горящую сигнальную лампочку перегрева двигателя?
  2. Первую помощь своему «железному другу» должен уметь оказать каждый автомобилист
  3. Памятка водителю при перегреве двигателя:
  4. Причины перегрева двигателя:
  5. Чем грозит: возможные последствия перегрева двигателя

Перегрев двигателя может случиться не только летом, все зависит от конкретной неисправности в системе охлаждения. А потому, «закипеть» движок может и в самый лютый мороз. Тем не менее, в летний период наиболее часто дают о себе знать накопившиеся проблемы силового агрегата, многие из которых и становятся причиной перегрева.

Что делать, если вы вдруг заметили горящую сигнальную лампочку перегрева двигателя?

Дальнейшие ваши действия зависят от степени перегрева. Если во время поездки все показатели были в норме, а в какой-то момент стрелка датчика температуры оказалась в красной зоне, все не так плохо. Речь, скорее всего, идет о небольшом перегреве. В данном случае следует сразу включить печку салона на полные обороты (кондиционер, естественно, отключить и открыть окна) и подыскать подходящее место для остановки.

Сразу глушить двигатель не рекомендуется, дайте ему немного поработать в таком режиме, а для лучшего охлаждения откройте капот. Если проблема связана с неэффективным охлаждением радиатора температура начнет опускаться. После ее нормализации мотор можно заглушить. Если же перечисленные действия никак не отразились на стрелке температуры, следует выключить двигатель, дабы не усугублять негативные последствия дальше.

Наиболее вероятен первый вариант развития событий, что связано с потерей эффективности охлаждающей системы автомобиля, при полной работоспособности ее основных элементов. Во втором случае, причина перегрева может быть связана с отказом одного из узлов системы охлаждения и тут потребуется помощь квалифицированного специалиста. Поэтому мы рассмотрим те проблемы, которые можно полностью или частично устранить самостоятельно.

Первую помощь своему «железному другу» должен уметь оказать каждый автомобилист

Заглушив мотор, неопытный автомобилист обычно пытается тут же долить охлаждающую жидкость (ОЖ) – этого делать не следует! Нужно помнить, что в охлаждающей системе современных ДВС создается некоторое давление во время их работы, что препятствует закипанию ОЖ до 120 и более градусов. Давление тем больше, чем выше температура двигателя и создается естественным расширением охлаждающей жидкости при нагревании, тем более, если жидкость все-таки закипела.

Как следствие, если сразу отвернуть пробку расширительного бачка, горячая жидкость может ударить фонтаном и обжечь автомобилиста. Кроме того, если жидкости в моторе действительно очень мало, например, вследствие утечки, холодная жидкость и раскаленный металл двигателя – очень опасное сочетание. Последствия могут быть весьма печальные: микротрещины в головке блока, либо ее коробление. В дальнейшем, скорее всего, понадобится замена головки блока, или ее серьезный ремонт. Старые авто имели больший запас прочности этой детали, а потому, прощали подобное обращение.

Самое разумное в этой ситуации — попробовать определить причину перегрева, осмотрев двигатель и радиатор визуально. Вполне вероятно, что где-то появилась утечка охлаждающей жидкости – прохудился один из шлангов, либо потек водяной насос, а возможно, пробит радиатор. Внешний осмотр поможет определиться с проблемой. Следует также проверить состояние и уровень масла в двигателе. Если в масло попала ОЖ, масло превратиться в непригодную суспензию, похожую на пену, и дальнейшее движение своим ходом будет уже не возможно.

В том случае, если все, на первый взгляд, в норме, следует искать причину в потере эффективности охлаждения радиатора автомобиля. Тут, в первую очередь, следует обратить внимание на работоспособность вентилятора охлаждения двигателя. Когда вы открывали капот, при работающем автомобиле, сразу после остановки, вы не могли его не услышать. Звук работающего вентилятора слишком заметен. В противном случае – причина найдена.

В несвоевременном включении вентилятора охлаждения обычно виноват датчик включения. Если вентилятор запитать напрямую, для его постоянной работы, можно доехать до СТО. Без вентилятора также можно доехать до места ремонта, но придется задействовать систему отопления салона и делать длительные остановки для охлаждения двигателя.

В случае если вентилятор исправно работает, но радиатор не справляется с охлаждением силового агрегата – причина в самом радиаторе. По всей вероятности, он нуждается в чистке, как внешней, так и внутренней. Пух, грязь, масло и прочий дорожный мусор постепенно забивает соты радиатора и их нужно очищать. Другая проблема – со временем, в самой системе охлаждения двигателя накапливаются накипь, шлаки и другие образования, которые необходимо оттуда вымыть. В дороге этого не сделать, но до места ремонта дотянуть можно, опять же, используя в качестве помощника систему отопления.

Читать еще:  Двигатель авиа а31 технические характеристики

Памятка водителю при перегреве двигателя:

  • Немедленно включить печку на полную мощность
  • Остановиться на обочине, не создав для других участников движения затруднений или аварийных ситуаций
  • Не глуша мотор, открыть капот и убедиться в том, что вентилятор работает, ремни целы и нормально работают
  • После этого заглушить двигатель и пощупать рукой радиатор сверху вниз. Если он нагрелся неравномерно или вообще холодный, значит либо забитые соты или же не работает термостат, если нагрев есть, но небольшой, значит однозначно проблемы с помпой
  • После этого даем двигателю остыть. И лишь после этого открыв крышку радиатора, проверяем уровень охлаждающей жидкости. Если он недостаточен, то доливаем до нормы

Бывают и совсем банальные причины перегрева – владелец забыл убрать картонку, которой прикрыл радиатор еще зимой. Основные причины перегрева двигателя мы просто перечислим, а разбираться с не рассмотренными нами должны специалисты.

Причины перегрева двигателя:

  • забитый радиатор;
  • неисправный термостат;
  • неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости (датчик перегрева);
  • неисправный вентилятор (электрический или с гидромуфтой);
  • растянулся или порвался ремень водяного насоса;
  • неисправен водяной насос, либо имеет низкую производительность;
  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • неправильная регулировка угла опережения зажигания;
  • высокая степень нагарообразования в камере сгорания;

Чем грозит: возможные последствия перегрева двигателя

Как мы уже упоминали выше, последствием перегрева может стать выход из строя головки блока цилиндров. Кроме того, если перегрев мотора был замечен поздно, может пострадать поршневая группа, шатунные вкладыши и так далее. В особых случаях, когда перегрев был замечен совсем поздно, восстановить мотор будет дороже, чем приобрести новый.

На нашем сайте можно сравнить цены на услуги для владельцев авто:

Причины перегрева

Некоторые до «банального» просты, собрал их в несколько пунктов:

1) Залита вода. Как я уже писал сверху, это «не идеал» охлаждающей жидкости, близко к 100 градусам, она уже кипит и испаряется. Также она провоцирует ржавчину стенок на металлических трубках и блоке двигателя – эффективность охлаждения падает, даже при нужном уровне. Зимой может замерзнуть, а это значит — просто не будет циркулировать по системе, вот вам и перегрев. Так что не лейте воду, это не правильная экономия.

2) Недостаточный уровень. Антифризы и тосолы, имеют в своем составе воду, она также может выкипать со временем, поэтому уровень будет падать. Если уровня будет недостаточно, то это прямая причина перегрева, просто не хватает жидкости – срочно добавляем.

3) Пробит радиатор или патрубки. Как становится понятно, жидкость будет вытекать, что также спровоцирует сильный нагрев.

4) Не работает датчик вентилятора. Нагрев жидкости до 95 градусов контролирует специальный датчик (термостат), он «видит» температуру, если она продолжает расти, он включает вентилятор. Если термостат выходит из строя, то вентилятор не включается и температура растет – это очень опасно, потому как нет дополнительного охлаждения, перегрев двигателя обеспечен.

5) Неисправная помпа. Жидкость внутри блока циркулирует, горячая проходит через радиатор и охлаждаясь опять возвращается в систему. «Гоняет» жидкости специальное устройство — так называемая «помпа» (по сути это насос). Если она выходит из строя, то нечему «качать», горячие антифриз или тосол стоят на одном месте и уже не могут охлаждать мотор.

6) Забилась система охлаждения. Такое бывает, но редко, иногда в систему попадает посторонний объект, он препятствует циркуляции и может быть причиной перегрева. Нужно искать! Хочется отметить — что бывает также из-за отслуживших свой срок шлангов, они попросту расслаиваются внутри или из-за применения герметика.

Это основные причины, которые могут служить поводом для перегрева, сейчас расскажу про основные симптомы, по которым можете «пресечь» перегрев еще в самом его начале.

Как понять что ДВС перегрелся?

Первые признаки перегрева двигателя — стрелка, бегущая в красную зону на приборе температуры охлаждающей жидкости. Плюс к этому отмечается снижение мощности мотора.

Также могут возникать шумы и металлические стуки в двигателе, в результате его детонации.

Желательно произвести осмотр в моторном отсеке под крышкой капота. Там можно обнаружить трещины или деформации в цилиндре. А на прокладках иногда видны потеки антифриза и масла.

На изменение температуры укажут свечи накаливания. В момент перегрева электроды обретают белый налет.

Потемнение антифриза и наличие в нем хлопьев свидетельствует о том, что перегрев уже был.

Читать еще:  Хочу поставить контрактный двигатель

Элементы системы охлаждения, которые могут вызвать перегрев двигателя

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из нескольких важных узлов и элементов, которые вы можете рассмотреть на рисунках выше и ниже. От их слаженной работы зависит правильная работа силового агрегата. Неисправности некоторых частей системы охлаждения приводят к перегреву двигателя.

  1. Охлаждающая жидкость. Современные автомобили оснащаются жидкостной системой охлаждения закрытого типа. В качестве охлаждающей жидкости используют тосол или антифриз, которые должны отводить тепло от мотора и отдавать его окружающей среде.
  2. Рубашка охлаждения. Наиболее «горячими точками» в моторе становятся камеры сгорания, в которых происходит воспламенение топлива. Поэтому для отвода тепла в блоке цилиндров и головке блока цилиндров делаются полости, по которым проходит охлаждающая жидкость, унося с собой излишки тепла.
  3. Радиатор. Эта деталь автомобиля осуществляет теплообмен антифриза. По трубкам радиатора проходит горячая охлаждающая жидкость, а снаружи поток воздуха его обдувает, охлаждая жидкость в радиаторе.
  4. Насос или водяная помпа. Она предназначена для того, чтобы охлаждающая жидкость постоянно циркулировала в системе. Помпа заставляет перемещаться антифриз от двигателя к радиатору и обратно.
  5. Вентилятор. Когда автомобиль медленно движется в городской пробке или вообще стоит, потока воздуха не хватает для охлаждения мотора. В этом случае включается вентилятор, который увеличивает обдув радиатора и тем самым снижает температуру антифриза, не позволяя двигателю перегреваться.
  6. Термостат. В холодное время года разогрев двигателя происходит дольше, чем летом. Ускорить прогрев мотора до рабочей температуры призван термостат. Он представляет собой клапан, который открывается или закрывается при определенной температуре охлаждающей жидкости. Именно неисправный термостат является наиболее частой причиной, по которой перегревается двигатель.
  7. Паровой клапан. В пробке радиатора или расширительного бачка монтируется паровой клапан. Он регулирует давление в системе охлаждения, срабатывая при превышении допустимого предела.

Как только автомобиль будет заведен, в системе охлаждения начинается непрерывная циркуляция жидкости. Принцип работы этой системы хорошо виден на рисунке ниже.

  • Горячий антифриз из рубашки охлаждения проходит по металлическим и резиновым патрубкам, достигая термостата.
  • Пока температура жидкости не достигнет требуемой отметки, от термостата антифриз снова отправляется к мотору, циркулируя по малому кругу.
  • Как только температура жидкости достигнет 80-90 °С, за работу принимается радиатор.
  • Если же антифриз продолжает нагреваться, достигая отметки 95-98 °С, то включается вентилятор.
  • Благодаря клапану на расширительном бачке или радиаторе, уровень жидкости при нагревании увеличивается, а при охлаждении возвращается в первоначальную точку.

Таким образом, если система охлаждения функционирует исправно, то двигатель не перегревается и работает в нормальном рабочем температурном режиме.

Последствия перегрева двигателя

Последствия перегрева: нормальный поршень (сверху) и поршень с задирами (снизу)

Последствия такого неприятного явления, как перегрев двигателя, могут быть достаточно серьезными, и поэтому как только обнаруживаются признаки этой проблемы, необходимо найти и устранить ее причины. В результате того, что двигатель в течение длительного времени работает в условиях повышенной температуры, деформируется головка блока цилиндров. Вследствие этого система охлаждения и система смазки мотора разгерметизируются, смазочная жидкость попадает в антифриз, а охлаждающая — в масло.

Еще одним последствием того, что двигатель перегревается, является выход из строя маслосъемных колпачков клапанов. Следует заметить, что постоянного воздействия повышенной температуры не переносят даже самые лучшие силиконовые модели. В результате того, что маслосъемные колпачки перестают функционировать должным образом, автомобиль начинает потреблять чрезмерно много масла, из выхлопной трубы следует сизый дым.

Еще одними важными деталями двигателей внутреннего сгорания, на которые пагубно воздействует перегрев, являются поршневые кольца. Они теряют упругость, оставляют на стенках цилиндров задиры. Кроме того, от повышенной температуры масло теряет вязкость и становится жидким, вследствие чего эффективность смазывания трущихся деталей резко падает. Это чревато заклиниванием мотора, после которого нужно производить его капитальный ремонт.

Причины перегрева двигателя

Наиболее часто мотор «стального скакуна» перегревается по трем причинам:

  • нарушен отвод тепла;
  • температура повышается там, где нет охлаждения;
  • вырабатывается слишком много тепла.

Проблемы с отводом тепла

Засорившийся радиатор

Если радиатор покрыт грязью, тепло рассеивается воздухом менее интенсивно. Другая возможность перегрева двигателя автомобиля – отложения на внутренних стенках радиатора и двигателя. Накипь является хорошим теплоизолятором, мешающим воде или антифризу отдать тепловую энергию наружу.

Неисправный насос

Здесь все просто: если помпа не качает, ОЖ не циркулирует, и «движок» быстро перегревается. Проверить насос перед тем, как из-под капота начнет стремительно идти пар несложно: достаточно проверить руками температуру шлангов, идущих к термостату – при отказе насоса они будут едва теплыми.

Читать еще:  Двигатель глохнет на холостых оборотах митсубиси

Нерабочий термостат

Этот прибор поддерживает температуру ДВС в оптимальном диапазоне, включая при необходимости радиатор в контур циркуляции охлаждающей жидкости. Если термоэлемент неисправен, тосол или антифриз движется только по внутреннему контуру и не попадает в радиатор.

Проверяется аппарат так: нужно прогреть машину, а затем проверить патрубки, идущие к радиатору и термостату. Если они примерно равной температуры – все в норме. Если трубка, идущая к радиатору, заметно холоднее, значит, прибор не срабатывает.

Перегрев из-за недостатка или качества моторного масла

Если моторного масла недостаточно (ниже минимальной отметки), или масло не соответствует допускам, или оно оказалось подделкой, то при средних и высоких длительных нагрузках возможен перегрев.

Синтетическое моторное масло «Suprotec Atomium» 5W-40 4л

Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-40. Покупайте масло с гарантией производителя.

Однако и при хорошем масле также возможен перегрев двигателя, если условия эксплуатации чересчур экстремальные в длительных периодах. Например, в автоспорте, из-за чего спортсмены вынуждены использовать дополнительный теплообменник для охлаждения масла.

Проблема повышения температуры в неохлаждаемых элементах

Неисправный вентилятор охлаждения радиатора

Для принудительного охлаждения радиаторного устройства используется вентилятор с электрическим приводом. Приспособление включается, когда охлаждающая жидкость нагревается выше заданного уровня. Если прибор вышел из строя, перегрев двигателя автомобиля на холостом ходу или в пробке неизбежен.

Недостаток ОЖ

Если тосола или антифриза недостаточно, тепло отводится хуже. При этой неисправности первой перестает функционировать отопление салона. Воздушные пробки собираются в самой высокой точке системы – радиаторе, от которого нагревается воздух внутреннего пространства автомобиля.

Проблема с выработкой чрезмерного количества тепла

Неисправный датчик температуры

Эта причина перегрева двигателя – пожалуй, самая коварная, потому что действует тихо и незаметно. Как диверсант. Внешне кажется, что мотор в норме – сигналов нет, потому что или сенсор не передает информацию о неисправности, или индикатор не подает сигнал шоферу.

Понять, что датчик перегрева двигателя «умер», можно по сопутствующим симптомам. Для малоопытных водителей это достаточно сложно. Совет: следите за поведением своего автомобиля. Подозреваете неисправность? Бегите в автосервис.

Локальный перегрев двигателя

Бывает так, что причиной перегрева двигателя становится неправильное воспламенение топливовоздушной смеси. Это возможно, если «тормозит» система зажигания, «тупит» механизм газораспределения или клапаны.

Неисправная система зажигания

Если зажигание опаздывает, смесь паров горючего и воздуха сгорает, позже, чем задумано конструкторами мотора. Выпускной клапан уже открыт, а топливовоздушная смесь еще горит. Повышается температура отработавших газов. ГБЦ быстро перегревается, так как ее охлаждающая «рубашка» не рассчитана на такой нагрев.

Сбои в ГРМ

Хотя причина несколько иная, последствия аналогичны – перегрев двигателя там, где конструкторы не рассчитывали. В этом случае топливовоздушная смесь сгорает вовремя, но клапан выпуска открывается раньше, чем нужно. Итог закономерен: перегрев ГБЦ.

Проблемы с клапанами

Иногда локальный перегрев двигателя ВАЗ или другого авто возможен даже если зажигание и ГРМ в порядке. Например, если клапаны или седла покрыты нагаром. При подобной неисправности топливовоздушная смесь прорывается в каналы подачи воздуха или отвода выхлопа. Пламя нагревает патрубки, а от них перегревается весь «движок».

Перегрев под длительными нагрузками

Среди причин перегрева двигателя не последнее место занимает неправильная эксплуатация автомобиля. Длительная транспортировка другого транспортного средства или груженого прицепа приводят к тому, что мотор перегревается.

Немедленно останавливайте автомобиль, если «горит перегрев двигателя»! Не следует надеяться, что как-нибудь обойдется. Нарушение температурного режима в течение даже 20 мин. приведет к крупной неисправности.

Всё исправно, а двигатель перегревается

Если вы не смогли определить «слабое звено» в системе охлаждения автомобиля, приводящее к его перегреву, то следующий этап – благополучно доехать до автосервиса. Важно помнить, что двигаться следует с частыми остановками, по мере приближения стрелки прибора к красной зоне. Остановившись, не глушите двигатель, пусть работает на холостом ходу, иначе ГБЦ деформируется. Включите печку на максимум и откройте капот, пусть охлаждается. Только после снижения температуры глушите двигатель и ждите, чтобы он остыл.

И напоследок, помните, что хорошее техническое состояние двигателя вкупе с правильным антифризом – залог нормального охлаждения автомобиля. Подобно тому, как вы меняете масла, периодически меняйте антифриз.

Разобраться в причинах перегрева двигателя вам поможет видео-инструкция:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector