Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что можно собрать из заз двигателя

  • 1 История
  • 2 Отличия ЗАЗ-968А от ЗАЗ-968
  • 3 Отличия ЗАЗ-968М от ЗАЗ-968А
  • 4 Специальные модификации ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А
  • 5 Специальные модификации ЗАЗ-968М
  • 6 ЗАЗ-968МП
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Автомобиль ЗАЗ-968 пришёл на смену модели ЗАЗ-966 и во многом повторял её. Производился с 1971 по 1979 год. Отличался от предыдущей модели новыми поворотниками, наличием фонарей заднего хода, новой приборной панелью. В конце 1973 года автомобиль был модернизирован и получил иное оформление передка (узкий молдинг вместо псевдо-решётки радиатора), укороченные воздухозаборники охлаждения, обновленную светотехнику и прочие незначительные изменения. При дальнейшем производстве в конструкцию ЗАЗ-968 постепенно вносились изменения и улучшения, такие, как фары типа «европейский луч» и другие.

С 1973 по 1979 год выпускалась модернизированная модель ЗАЗ-968А, а с конца 1979 года в серию пошёл ЗАЗ-968М со значительно обновлённым внешним оформлением кузова [1] . Последний ЗАЗ-968М был выпущен 15 апреля 1994 года [2] .

Во втором полугодии 1987 года, после начала производства ЗАЗ-1102, государственная розничная цена на ЗАЗ-968М была снижена с 5375 до 3900 рублей [3] .

Самодельный минитрактор с двигателем от заз-968

Конструкция ЗАЗ-968

По «старой-доброй» традиции, силовой агрегат запорожца располагается сзади и дает полную доступность во время его осмотра или ремонта. Четырехтактный карбюраторный двигатель обладает рабочим объемом 1197 мл и мощностью 40 лошадиных сил (хотя среди ЗАЗ-968М были малосерийные модификации, в которых мощность двигателя была также 45 и 50 л.с.). Делая краткий обзор МеЗМ 968, можно еще упомянуть верхнее расположение клапанов и воздушный тип охлаждения. V-образные цилиндры изготовлены из чугуна, они легко снимаются и отличаются ребристой поверхностью. В то время, как головки цилиндров алюминиевые и их всего две. Коленвал чугунный и имеет неплохую балансировку с центрофугой и маховиком. Шестеренчатый ГРМ с верхним расположением клапанов имеет балансир, штанги, распределительный вал и коромысла. Что касается разгона, то ЗАЗик мог достигнуть 100 км/час всего за 38 секунд, а его средний расход топлива не превышал 7.8 л/100 км (учитывая сельские, грунтовые дороги).

Читать еще:  Характеристики двигателя saab 9000

Графическая схема 968-го запорожца

Возвращаясь к системе охлаждения двигателя, хотелось бы рассмотреть осевой вентилятор, которым и производилось нагнетание воздуха сквозь специальную решетку. Цельный направляющий аппарат обладал лопатками и предусматривал также приспособление для генератора. Кстати, небольшие щели на боковых частях кузова также дополнительно охлаждали мотор. Удивительным остается и тот факт, что владельцы ЗАЗа совсем пренебрегали качеством топлива. В автомобиль заливали и 76-й (которым мог содержать нафталин, воду и т.д.), и даже уже переработанное топливо, но это практически не сказывалось на его ездовых характеристиках (за исключением «грохота» во время работы).

Бензобак расположен за задними сиденьями, а 1-дисковое сцепление с гидравлическим приводом было соединено в узел с ведомым диском. Механическая 4-ступенчатая коробка передач имела три хода и находилась вместе с дифференциалом. Из-за отсутствия своевременного технического обслуживания, КПП уже спустя короткое время ставала более жесткой, трудно переключаемой, а во время езды передачи могли и вовсе «слетать».

Рычажно-торсионная передняя подвеска представляла собой две стальные трубы, которые скреплялись кронштейнами, а амортизаторы гидравлического типа дополнялись пружинами. Задняя пружинная подвеска имела двойной рычаг из стали, к которому с помощью 2-х кронштейнов прикрепляется сам пол ЗАЗа.

Барабанная тормозная система обладала плавающими колодками, регулятором зазора между ними и самим барабаном. Механический «ручник» распространялся только на задние колеса, а последняя модификация ЗАЗ-968М уже обладала раздельным гидравлическим приводом. Рулевой механизм включал в себя тяги, редуктор, маятниковые рычаги и энергопоглощающий элемент.

Кстати, внутри завода производился ЗАЗ-968М и с газовой установкой, но для продажи они не предназначались, а лишь выполнял роль грузовых перевозчиков в пределах предприятия.

Плюс на минус

Итак, ЗАЗ-965 ни в коем случае не был клоном «Фиата» или «Фольксвагена», но на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965 смотрелся вполне прилично. В салоне четыре места, длина машины — 3330 мм. У автомобиля были полностью независимые подвески: спереди — торсионная, сзади — пружинная (у «Фиат-600», к примеру, спереди — рессорная), четырехступенчатая коробка передач, мотор объемом 748 см 3 и мощностью 23 л.с. (у того же «ФИАТ-600» — 22 л.с.). Расход топлива составлял около 5,5 л на сотню, максимальная скорость — 100 км/ч. Правда, смельчаков, готовых разогнать эту машину до сотки, было немного…

Читать еще:  Давление форсунок дизельных двигателей опель фронтера

Впрочем, для подавляющего большинства владельцев куда важнее была ремонтопригодность. В условиях тотального отсутствия мастерских и дефицита запчастей владелец собственного автомобиля быстро овладевал навыками слесаря, моториста, жестянщика и маляра. Силовой агрегат путем несложных манипуляций извлекался из моторного отсека (сначала опустить, потом вытянуть назад), и можно было приступать к его ремонту — в гараже или даже в квартире! Между прочим, у «Запорожца» было уникальное ветровое стекло, унифицированное с задним (оба — одной формы и размера). Понятное дело, ни о каком обогреве речи не шло.

У «Запорожца» по причине воздушного охлаждения двигателя была отдельная, автономная печка. Причем, как правило, жила она отдельной жизнью, и для того, чтобы добиться устойчивой работы, надо было следить за состоянием свечи накаливания, выставлять регулятор. А забытое ныне искусство — «отрегулировать уровень в карбюраторе»! Впрочем, можно было обойтись и без печки, ведь зимой тогда ездить отваживались немногие, большинство «Запорожцев» стояли на приколе от осени до весны.

Вообще, минусов у машины было немало. Очень тесный (даже по представлениям тех лет) салон, в котором было шумно от работы двигателя (который быстро перегревался летом и плохо заводился в мороз), бензиновый отопитель тоже не отличался надежностью и безопасностью. «Голая» приборная панель отличалась лаконичностью: всего три прибора (спидометр, уровень топлива и указатель температуры масла), да один рычажок — включения отопителя. Плюс (вернее, минус) — крошечное багажное отделение. А двери с задними петлями были, конечно, удобнее при посадке, но с точки зрения безопасности уже к началу 1960-х считались устаревшим решением.

Автомобиль выпускался в разных модификациях с 1960 по 1969 год, всего собрали 322 166 штук самых разных модификаций. В том числе был и экспортный вариант 965АЭ Jalta. Он отличался улучшенным экстерьером с молдингами, одним (левым) наружным зеркалом заднего вида; на некоторые машины ставили даже радиоприемник! Выпускал завод разные модификации с ручным управлением для инвалидов и уникальную модель 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья).

Читать еще:  Характеристики двигателя мицубиси 4g37

«Запорожец-965» с самого начала был хорошо принят неизбалованными потребителями. Несмотря на все свои «детские болезни», микролитражка сразу же показала себя с наилучшей стороны в сельской местности, районах с плохими дорогами. Ведь проходимость у заднемоторного «Запорожца» была на высоте: минимальный дорожный просвет — 175 мм, а под двигателем и вовсе 200 мм. Плюс подвеска, которая не боялась ухабов (не зря же в родственниках у него — десантная амфибия!). В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании (и навыках) всегда мог высвободить из плена машину, которая весила всего 665 кг.

Горожане ценили в «Запорожце» его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова, шрамы на котором легко закрашивались с помощью обычной кисточки или даже валика.

И теперь, если встречаешь на улице такую голубенькую (или белую, или желтенькую) машинку — провожаешь этот раритет взглядом, с улыбкой и светлой грустью. Ведь это даже не наша молодость, а — наших родителей, времен их первой любви и великих свершений. Свидетель великой эпохи, в котором был и первый полет в космос, и первый в мире атомный ледокол «Ленин», и первый в жизни автомобиль. С большой вероятностью — «Запорожец».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector