Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что нужно для чип тюнинг двигателя

Чип-тюнинг двигателя: что нужно знать

Главная страница » Чип-тюнинг двигателя: что нужно знать

Автолюбители владеющие «умными» машинами часто сталкиваются с такой вещью как чип-тюнинг двигателя, правда, не все знают механизм её действия. Главной целью данного вида тюнинга выступает стремление нарастить реальную мощность автомобиля. Достигается эта цель путём сложных специфических манипуляций с бортовой электроникой авто.

Именно сложность чип-тюнинга делает его не самым распространённым видом доработки автомобиля. Сразу стоит отметить, что пытаться выполнить такие работы собственными силами — непростая задача, которая к тому же небезопасна для бортовой электроники.

В тоже время, обращение к специалистам будет связано с существенными затратами, порядка 10-12 тысяч за проведение работ (исходя из модели авто). В связи с этим, прежде чем выяснять, как проводится чип-тюнинг необходимо представить, для чего он предназначен.

Итак, что делает чип-тюнинг? Процесс тюнинга подразумевает изменение настроек в программном обеспечении ЭБУ, которое способно повлиять на режим работы двигателя и других систем автомобиля. Для этого прошивка скачивается из контроллера на компьютер и модифицируется с помощью специального программного обеспечения. В некоторых случаях может понадобиться демонтаж блока управления. Последние версии блоков управления поставляются без отдельного блока флеш-памяти, а сам программный код записывается непосредственно в память контроллера.

Сервисное программное обеспечение состоит из бутлоадера (загрузчика), который управляет процессом запуска и обновления прошивки, калибровочных программ. Бутлоадер позволяет обновить ПО всех компонентов блока управления. Существуют программаторы, которые выполняют обновление кода без участия человека с возможностью его редактирования через дополнительный программный модуль. Выбор программного обеспечения осуществляется в зависимости от типа ЭБУ.

Минусы чип-тюнинга

Некоторые автовладельцы опасаются, что после чип-тюнинга блока управления двигателем в машине могут появиться проблемы. Да, это так, если чипование проводили неквалифицированные специалисты, использующие некачественное оборудование и неоригинальную программу. Если же провести чип-тюнинг в известной на рынке компании, о которой положительно отзываются другие автовладельцы, то вашей машине ничто не угрожает.

Например, в серьезном техническом центре, который занимается чип-тюнингом, специалисты, перед тем как чиповать автомобиль, проверяют, не повлияет ли новая программа в блоке ECU на работу двигателя и не приведут ли новые незаводские параметры работы мотора к его выходу из строя или повышенному износу. Так, после изменения ряда настроек в блоке управления ECU специалисты по чип-тюнингу должны всегда проверять, не превышает ли температура или давление двигателя допустимых параметров. К сожалению, подобной проверкой часто пренебрегают чиповщики, предлагающие в различных гаражах свои дешевые услуги. Помните, что, изменив ряд настроек в программе управления двигателем, можно повлиять на другие параметры работы мотора, что может привести к серьезным проблемам.

Тем не менее это не означает, что чип-тюнинг нужно игнорировать. Тем более что сегодня большинство современных автомобилей выходит с завода с уменьшенной мощностью. На самом деле многие автомобили в наши дни можно сделать мощнее или экономичнее. Просто для того чтобы провести чиповку, нужно обращаться только к проверенным специалистам.

Обратите внимание на современные автомобили. Вы наверняка в курсе, что некоторые новые модели, выходящие на авторынок, часто поставляются с теми же двигателями, но имеющими большую мощность. Как правило, это связано с тем, что автопроизводители часто ограничивают мощность более ранних моделей авто, а затем каждой новой версии автомобиля добавляют постепенно мощность. Так что ограничение мощности на заводе – это не только забота об экологии, но и чисто маркетинговый прием.

Чип-тюнинг же позволяет придать двигателю значительно большую производительность.

Однако нужно понимать, что, «чипанув» свою машину, вы получите с прибавкой мощности увеличение расхода топлива, если, конечно, вы чипуете авто не с целью снижения расхода. В этом случае специалисты перенастроят параметры блока управления двигателем таким образом, чтобы снизить мощность машины. Так что, как видите, законы физики невозможно изменить и, что-то получая, мы в любом случае что-то теряем. Поэтому каждый должен решить для себя сам, стоит ли проводить чип-тюнинг своей машины.

Лишние подозрения

Покупателей можно условно разделить на три вида:

  • Те, кто вообще ничего не слышали про чип-тюнинг;
  • Те, кто в теме;
  • Те, кто не разбирается во всей подобной мишуре, но слышал, что чип-тюнинг – это рискованно.

Мы не можем утверждать, но скорее всего, ни один из видов покупателей не захочет иметь дело с чипированной машиной. Первые не знают и не понимают, зачем увеличивать мощность мотора, им и 100 «лошадей» достаточно, они выбирают машину не для скорости. Те, кто подыскивают для себя гоночный болид, сами прекрасно понимают, какие проблемы могут возникнуть с подобным тюнингом. Они зададут миллион вопросов о том, где вы достали прошивку, по какому адресу устанавливали, как звали мастера, как проходила проверка, как вела себя машина после чипирования и т. д. Профессионалы с большей охотой купят стоковый автомобиль и доведут его до ума самостоятельно – так надежнее. И третий вид покупателей знает о чип-тюнинге только то, что он уменьшает ресурс мотора. Разумеется, и для них машина с повышенной мощностью не станет приоритетной в выборе.

Если сам тюнинг не становится причиной частых поломок, то он может помочь найти слабые места автомобиля. Поломки, которые еще не ощущаются на слух, быстро дадут о себе знать после прокачки двигателя. Для потенциального покупателя опасно не столько само вмешательство в работу систем, сколько желание водителя водить резко, давить «газ» в пол, давать угла и жечь резину. Если вы не продаете корч, то чипирование движка лишь увеличит подозрения к машине и к вам как к нынешнему владельцу.

Читать еще:  Характеристики двигателей китайских мопедов

Чип-тюнинг: как это работает и где сделать

Про чип-тюнинг слышали, пожалуй, все, у кого есть автомобиль. Все знают: машина «на чипе» едет куда веселее, особенно если ещё и турбированная (почему особенно – разберёмся дальше). Суровые методы увеличения мощности вроде замены турбины на более производительную или даже ее установка на атмосферный мотор, установка производительной системы выпуска, замена распредвалов и прочих элементов ГРМ, наконец, самое радикальное – увеличение объёма цилиндров – это удел узкого круга фанатов, и рядовому автовладельцу такое зачастую не под силу даже в финансовом плане, не говоря уже об отсутствии навыков управления очень мощным автомобилем. Поэтому безопасный и технически простой способ прокачки двигателя в виде изменения заводской программы управления получил наибольшее распространение. С ним и разберёмся.

Чип-тюнинг мотора в самом разгаре. (фото diabloarea)

Что такое чип-тюнинг?

Как я уже написал выше, это изменение заложенной на заводе программы управления двигателем. На популярных автомобилях чип-тюнинг давно стал процедурой дешёвой и поставленной на поток. Например, «залить» в ЭБУ (электронный блок управления) современного массового турбомотора лишних 15-30 силёнок будет стоить от 5 до 15 тысяч рублей – в зависимости от автомобиля, желаемой клиентом мощности и места исполнения.

Все программы, где бы вы ни чиповались, очень друг на друга похожи и меняют параметры управления двигателем по одному и тому же алгоритму. Главное – попасть к людям, которые понимают ,что делают, а не просто научились подключать ноутбук к разъёму вашей машины. Что же именно меняется в проапгрейженных «мозгах»?

  • Управление впрыском топлива.
    Меняется момент и продолжительность распыления. Разумеется, в большинстве случаев это приводит к увеличению расхода топлива, хотя бывают и специальные эко-прошивки для снижения расхода (и приёмистости автомобиля соответственно). Кстати, чуть ли не каждое тюнинг-ателье в очередном ГСК вам красиво разрекламирует свой вариант прошивки, при котором двигатель станет и мощнее, и экономичнее разом. Остаётся лишь добавить, что любое конструкторское бюро любого автобренда просто мечтает заполучить к себе таких уникумов – видимо, просто не знает адрес, где они обитают. А если серьёзно, такое действительно вполне возможно. Вот только господа тюнеры всегда умалчивают, что улучшенная топливная экономичность теперь достигается в строго определённом режиме езды, тогда как во всех остальных расход лишь увеличивается. Обычный маркетинг.
  • Управление зажиганием.
    Корректируется угол опережения зажигания (УОЗ). Другими словами, искра теперь воспламеняет смесь чуть раньше или чуть позже задуманного «по стоку». Что также влияет на процесс горения и изменяет мощностные характеристики.
  • Управление подачей воздуха.
    На подавляющем большинстве современных машин дроссель из механического (с тросиком от педали газа) переродился в электронный, где заслонкой управляет сервомотор. Изменяя алгоритм его работы, компьютер корректирует и процесс поступления воздуха в цилиндры. Что, как вы уже догадались, сказывается на подготовке топливовоздушной смеси для последующего воспламенения свечой.

Иногда блок управления приходится вынимать и препарировать на столе. Такое обходится дороже простого подключения диагностического штекера в разъём. (фото: «Ултравыхлоп»)

Три вышеперечисленных варианта – это по сути единственное, что подвластно ЭБУ в свете повышения мощности на самом простом безнаддувном моторе. И максимальный приход от всех этих методов суммарно едва ли превысит 3-5% от номинальной мощности. И это при грамотном подходе к изменению программы, что, увы, встречается не часто. Ещё пару процентов может добавить изменение алгоритма фаз газораспределения. Разумеется, если есть фазовращатели. Но всё это глобально имеет мало смысла. Реальную прибавку к мощности при чип-тюнинге атмосферного двигателя можно и не ощутить без специальных замеров, а вот топливная экономичность и стабильность работы мотора в целом может пострадать. Другое дело, если есть турбонаддув!

Лучше – с турбиной!

Почему же чип-тюнинг наиболее эффективен именно в паре с турбиной? Потому что, выражаясь простым языком, сколько дунет «улитка» – так машина и поедет. Формулировка эта очень условная, но, по сути, на двигателях с турбонаддувом главную скрипку в тюнинге играет именно она. Если заводское пиковое давление наддува равно, скажем, 0.4 бара со 150 силами на выходе, то увеличив его ещё на 0.4 бара, можно получить уже порядка 170-180 лошадок.

Технически всё это совершенно несложно – меняется та самая пресловутая прошивка ЭБУ, после чего он позволяет турбине раскручиваться сильнее, чем с завода. Разумеется, заодно в программе меняется всё то, что описано ранее: топливные карты (момент и объём впрыска), управление дросселем и т.д. При этом в самом простом варианте (а это 90% обращений клиентов) технически в двигателе не меняется больше ничего. Чип-тюнинг на турбомоторах поистине творит чудеса. Но, конечно, за любое удовольствие приходится платить. И как правило, деньгами.

Все мало-мальски современные турбины управляются электроникой, поэтому изменить давление наддува – вопрос нескольких кликов в программе. (фото: Drive2)

Минусы чип-тюнинга

Дело в том, что по всем законам физики и других точных наук увеличение нагрузки на какой-либо механизм или узел неминуемо влечёт за собой сокращение его ресурса. Двигатель не исключение. Да и в целом тенденция такова, что получив порцию бодрости под капот, новоиспечённый хозяин тюнинг-кара начинает наваливать на все деньги по поводу и без. А иначе ради чего было затевать сыр-бор! Всё это сказывается на здоровье силового агрегата. Он начинает работать в более нагруженном тепловом режиме, масло теряет свои свойства быстрее, чаще и резче начинает переключать коробка… Достаётся заодно и тормозам с подвеской – ну и так далее.

Другими словами, очень часто ускоренный износ чипованного мотора (и всего остального) достигается не из-за увеличения мощности как таковой, а банально из-за завышенных спортивных амбиций наездника. При этом машина-то в целом остаётся самой обыкновенной, не рассчитанной на регулярные отрывы.

Читать еще:  Двигатели хонда число оборотов

А теперь ответим на главный вопрос, регулярно звучащий на повестке дня у начинающих тюнеров.

А почему так не делать с завода.

Здесь хотелось бы написать, что производитель заботится об исправности и продолжительности беспроблемной эксплуатации вашей машины, но… На самом деле, всё до смешного просто – чтобы вы покупали комплектации подороже. Давно не секрет, что две, три и более вариаций мощности одного двигателя могут отличаться лишь прошивкой и навесным оборудованием – например, увеличенным радиатором или более производительной помпой. То есть это тот случай, когда всё уже придумано за вас, просто разнесено по различным ценовым нишам в маркетинговых целях. Хотите подешевле и поресурснее (относительно конечно) – не вопрос: вот вам базовый 1.4 турбо на 125 сил. Хотите посильнее? Пожалуйста: этот же мотор, но с прошивкой на 150. А если хотите позажигать, то предложат экстремально прокачанную версию этого мотора, скажем, на 170 л .с. И разумеется, с каждой ступенькой оно будет вам обходиться всё дороже. Как изначально, так и впоследствии – причины уже описаны выше.

Типичный график из утилиты для работы с ЭБУ. Во всех этих картинках и мириадах цифр нужно уметь разбираться. Увы, у многих чиповщиков таких знаний нет. (фото сайта scuderiaf1)

Не турбиной единой

В заключение хочется отметить один принципиально важный момент. Даже на очень ресурсном двигателе бесконечно наращивать мощность лишь чип-тюнингом неправильно и неэффективно. Если необходимо подготовить машину не просто к паре эффектных уходов со светофора и быстрых обгонов по встречке, а к действительно постоянной спортивной езде, без вмешательства в железо никак не обойтись. Меняются распредвалы, клапаны, устанавливается облегчённая шатунно-поршневая группа, увеличивается объём впускного ресивера, ставится настроенный выхлоп и многое-многое другое, включая также трансмиссию и тормоза. Только тогда можно действительно сказать, что машина «затюнена под спорт». Но и бюджет всех этих мероприятий даже называть неприлично. Именно поэтому чип-тюнинг давно и прочно завоевал сердца рядовых автолюбителей как быстрый и недорогой способ сделать семейный автомобиль чуть горячее.

О плацебо

А ещё есть такая штука как джеттер. Устройство это было особенно популярно в начале-середине нулевых, хотя и сейчас ещё предлагается некоторыми дилерами (как правило, неофициальными) как тот же чип-тюнинг, только без перепрошивки «мозгов». На вопрос, как такое чудо возможно, отвечают уклончиво, придумывая небылицы различной степени абсурдности. А на деле небольшое устройство, подключаемое к цепи электронной педали газа, меняет передаваемые ей (педалью) в ЭБУ сигналы определённым образом. В результате минимизируется задержка на нажатие, двигатель реагирует на ваши действия быстрее и резче. В итоге чувство удовлетворения водителя растёт, как растёт и расход топлива и снижается ресурс той же АКП, которая вынуждена работать в более дёрганом режиме. Хотя на газ авто реагирует действительно быстрее, разумеется, никакого реального прироста мощности двигателя нет и быть не может. Самый обычный аналог джеттера это… спортивный режим АКП, который сегодня почти везде есть с завода. Самое удивительное, что это плацебо по цене выходит как тот же чип-тюнинг, который реально повышает мощность мотора, а не создаёт лишь иллюзию такового. И берут же!

Типичный джеттер. Плацебо по цене реального чип-тюнинга. Очередное доказательство, что наивные люди – поистине неисчерпаемый ресурс. (фото: «аукцион au»)

Главные плюсы чип-тюнинга

  • Заметное увеличение мощности движка (для турбированных моторов – на 30-35%, для безнаддувных движков – 5-7%).
  • Быстрый слаженный процесс настройки. Толковый мастер заранее знает, как и что конкретно нужно установить/поменять/изменить, поэтому чип-тюнинг осуществляется довольно быстро.
  • Рост динамики разгона.
  • Возможность снятия ограничения максимальной скорости, которое устанавливает автопроивзодитель.
  • Возможность настроить движок на другой вид топлива (например, не 95-й бензин, а 92-й).
  • В любой момент все заводские параметры системы могут быть возвращены.

Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя: стоит ли игра свеч?

  • Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя: стоит ли игра свеч?
  • 1. Какие моторы можно чиповать?
  • 2. Что представляет собой процесс чипования?
  • 3. Стоимость чип-тюнинга.
  • 4. Плюсы чип-тюнинга.
  • 5. Минусы чип-тюнинга.

В конце двадцатого века в Европе возник новый способ тюнинга двигателя, который не требовал вмешательства непосредственно во внутреннюю механическую часть. Такой вид доработки мотора был назван чип-тюнингом. Чип-тюнинг являет собою настройку различных режимов работы электронных контроллеров, изменяя внутренние управляемые программы.

  • 1. Какие моторы можно чиповать?
  • 2. Что представляет собой процесс чипования?
  • 3. Стоимость чип-тюнинга.
  • 4. Плюсы чип-тюнинга.
  • 5. Минусы чип-тюнинга.

В большинстве случаев понятие «чип-тюнинга» означает коррекцию программы блока управления двигателем машины. Помимо этого чип-тюнинг может означать применение дополнительных различных модулей автомобильной электроники, которые нужны для решения подобного рода задач. В общем, «Чип-тюнинг» — это своеобразная перепрошивка двигателя без механического вмешательства, которая обычно преследует такие цели:

1. Увеличение мощности двигателя;

2. Снижение расходности топлива автомобиля.

1. Какие моторы можно чиповать?

В список пригодных для «чипования» транспортных средств попадают не только легковые автомобили, но и катера, яхты, мотоциклы, аквабайки, тракторы, большегрузные и сельскохозяйственные машины, а также дизельные электростанции. После чип-тюнинга автомобиль получает большой дополнительный запас мощности двигателя, улучшает ход, снижает топливную затратность, а также — раскрывает весь упрятанный заводскими настройками потенциал двигателя и автомобиля в целом.

2. Что представляет собой процесс чипования?

Словосочетание «Chip tunning» дословно переводится как «настройка микросхемы». Это означает модификацию и коррекцию данных для программы, которая непосредственно управляет двигателем. Сами эти данные представляют собою набор из 2-х и 3-х мерных таблиц, которые называются картами. Они, в свою очередь, находятся в определенной последовательности и хранятся в интегральной микросхеме — «чипе». Количество карт в блоке всегда варьирует, так как зависит от модели машины и двигателя. Доступ к этим картам производится с помощью специального оборудования и профессионального программного обеспечения.

Читать еще:  Чем мыть двигатель мотоцикла

Новые, современные автомобили используют диагностический порт ОВD, для перепрограммирования микросхем без снятия блока управления. Тем не менее, в отдельных моделях автомобилей изменение и корректировка программы управления возможна лишь путем выпаивания микросхемы, для чего потребуется особая квалификация мастера. И все же, в независимости от используемого метода, результат всегда будет одним и тем же – рост мощности и крутящего момента автомобиля.

Условно, процесс чип-тюнинга можно разделить на несколько этапов:

1) Считывание оригинальной программы (прошивки) из контроллера;

2) Коррекция считанной прошивки и коррекция контрольных сумм в ней;

3) Запись откорректированной и измененной прошивки в контроллер.

Вследствие тотальной корректировки двигателя с помощью чип-тюнинга произойдет значительное увеличение момента и мощности двигателей автомобилей. Упрощенный путь перепрограммирования блока управления является достаточно быстрым и не требует механического вмешательства.

3. Стоимость чип-тюнинга.

Стоимость чип-тюнинга зависит непосредственно от модели автомобиля, типа двигателя, года выпуска, запроса самого клиента. И, тем не менее, главный аспект, от которого зависит стоимость чипования — производитель, частный мастер, официальная автомастерская дилера или специалист из неофициального автосервиса.

Варьирование цен на рынке очень существенное. Так, цена за чиповку может колебаться от тысячи гривен до пятидесяти тысяч. Самой распространенной ценой обычного чип-тюнинга в среднем составляет от 1000 до 3000 гривен.

Важно знать, что не всегда цена может говорить о высоком качестве проводимых работ. Иногда, частные мастера могут проводить высокопрофессиональные работы, а иногда наоборот. К сожалению, не всегда частные мастера могут позволить себе дорогостоящее оборудование для современного чип-тюнинга. Именно поэтому следует обращаться к официальному дилеру и поставщику услуг чип-тюнинга. В последние годы услуги чип-тюнинга предоставляются большинством официальных производителей. Таким образом, естественное перепрограммирование работы двигателя стало официальным. Существует множество видов тюнинга от официалов: от простого изменения нескольких параметров воздуха и смеси бензина до установки нового блока управления двигателем.

4. Плюсы чип-тюнинга.

Чип-тюнинг — один из лучших способов усовершенствования своего автомобиля за счет потенциально скрытых возможностей. За счет проведенной работы можно увеличить мощность автомобиля на более чем 10%.

Ниже перечислены большая часть плюсов чип-тюнинга двигателя для автомобиля:

1. Улучшение тягово-скоростных характеристик облегчает процесс управления автомобилем при езде в повседневном режиме.

2. На трассе, где присутствует интенсивной движение, у автомобиля появляются улучшенные возможности совершать ускорения.

3. При увеличенной загруженности автомобиля, при движении с включенным кондиционером в автомобиле, езда становится намного легче. Помимо этого, через несколько лет использования машин, их владельцы жалуются на эффект привыкания — недостаток мощности заводского мотора. Чип-тюнинг помогает исправить все эти недостатки.

4. Чип-тюнинг более простой процесс и занимает меньше времени, чем, например, модернизация двигателя, его форсирование. Так, простой чип-тюнинг занимает всего несколько часов, в то время как форсирование двигателя — до трех недель.

5. Также, чип-тюнинг намного эффективнее и дешевле, нежели внесение различного рода изменений в заводскую конструкцию двигателя или же системы впуска-выпуска.

6. Процесс чип-тюнинга обратим. Таким образом, при определенных неудобствах, поломках и т.п. можно без ущерба вернуть двигатель к стандартным заводским настройкам.

7. Доступность такого рода корректировки автомобиля является очень высокой, так как дилерское обслуживание не нуждается в углубленных проверках программ управления различные новшества и оригинальность. Это делает чип-тюнинг доступным для всех гарантийных автомобилей.

8. Именно адаптационная функция чип-тюнинга под определенный тип топлива позволяет в полной мере использовать потенциал автомобиля.

9. При таком виде тюнинга можно подстроить автомобиль под доработки ДВС и «нестандартное железо»; отключить катализаторы, фильтры, рециркуляцию выхлопных газов, сдвинуть отсечки по максимальной скорости и оборотам.

10. Присутствует возможность настройки различных вариантов прошивки для разных стилей вождения — от самого агрессивного типа до самого экономичного или совмещения различного рода диапазоны оборотов и нагрузки. Самой распространенной является комбинированная программа, которая состоит из множества подпрограмм, которые позволяют выжать максимум плюсов из автомобиля. В итоге, все показатели, программы которых были откорректированы, будут превосходить стандарт до 20%.

5. Минусы чип-тюнинга.

Минусов чип-тюнинга несколько меньше, чем плюсов, но все же, они могут существенно снизить интерес и уверенность автовладельца в данной процедуре. К основным и единственным минусам чип-тюнинга относятся:

1. Возможность «убийства» наповал или частичного управления двигателем, если прошивка сделана некачественно и непрофессионально.

2. Чип-тюнинг незначительно, но все же, снижает ресурс частей двигателя. В среднем, показатели снижения ресурсов составляют 4%.

3. Если, опять-таки, тюнинг был произведен непрофессионально и некачественно, то можно ожидать увеличение аппетитов автомашины. Так, расход топлива может увеличиться на 1/5.

4. Последним и заключительным минусом может стать для некоторых водителей цена чип-тюнинга, если он является не обычным, а с тотальным изменением большинства встроенных программ. Это может обойтись автовладельцам до 5% от стоимости модели и марки автомобиля.

В общем, это все минусы, которые могут потревожить автолюбителей при желании изменить и усовершенствовать свой агрегат. И, тем не менее, если желание раскрыть весь потенциал и все возможности своей машины очень большое, то почему бы его не исполнить?

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector