Что происходит с двигателем от истребителя
АЛ-31: технический бестселлер XX века
Истребитель Су-27 с двигателями Архипа Люльки. Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org
22 апреля 1941 года конструктор Архип Люлька получил авторское свидетельство на первый разработанный в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель. Но сам двигатель был создан значительно позднее. Только в середине 1970-х годов Люлька наконец подошел к реализации своего давнего изобретения – он начал строить уникальный двухконтурный двигатель АЛ-31. Сейчас по схеме Люльки создается абсолютное большинство турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) в мире.
О турбореактивных двигателях и возможностях, которые они открыли в авиации, а также о «вечном» АЛ-31 – в нашем материале.
Характеристики Checkmate
Новый самолет создан Ростехом в инициативном порядке на базе Су-57. В ходе презентации был озвучен ряд характеристик новейшей машины. Самолет может оснащаться пятью ракетами класса «воздух — воздух». Его скорость составит 1,8 Маха а боевой радиус — 3 тыс. км. Он может оснащаться полным спектром вооружений номенклатуры авиационных средств поражения, которыми оснащается истребитель пятого поколения Су-57.
Масса полезной нагрузки превысит более семи тонн. Истребитель сможет одновременно поражать до шести целей.
Машина будет оснащаться высокоэффективной силовой установкой. «Двигатель будет в классе 14,5-16 т. Этот двигатель сделан на основе задела Объединенной двигателестроительной корпорации, будет еще более совершенный на этом самолете», — сообщил в ходе презентации машины заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов.
Пушки и минометы
Как характеризовало 76-миллиметровую пушку ЗиС-3 немецкое издание Die Welt, «. всякий, кто попадал под огонь батареи советских дивизионных орудий ЗиС-3, всегда поначалу слышал звук, напоминающий трещотку (по-немецки «Ratsch»), и только потом раздавался грохот выстрела («Bumm»)». Более чем 6-килограммовый снаряд до 3-километровой цели долетал за 9 секунд. Советские артиллеристы звали пушку «залпом имени Сталина» – по аббревиатуре орудия.
В своих мемуарах практически все гитлеровские солдаты и офицеры, сталкивавшиеся на войне с атакой советского гвардейского миномета БМ-13 («Катюша»), оставили о «сталинском органе» воспоминания, изобилующие подробностями ужаса восприятия подобных обстрелов – огонь БМ-13 уничтожал всю технику и живую силу на больших площадях.
Начальник Генштаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер в своих дневниках описал дебют «сталинского органа» (звук залпа «Катюши» напоминал гитлеровцам звучание данного музыкального инструмента). Примечательно, что, по воспоминаниям Гальдера, до 14 июля 1941 года, когда БМ-13 обстреляли занятую немцами железнодорожную станцию Орша, гитлеровцы о существовании «Катюш» вообще ничего не знали. Залпы реактивных минометов 14 июля уничтожили все эшелоны с пехотой вермахта и боевой техникой. «Плавился металл, горела земля», записал тогда Франц Гальдер.
Мнение
Сентябрь, а синоптики уже прогнозируют нулевые температуры (кое-где даже снег). Надежда на бабье лето улетучилась вместе с теплом из квартир. На ужасный холод дома жалуются многие челябинцы. Но городские чиновники старт отопительному сезону не дают, ссылаясь на нормативы. Когда в домах снова станет тепло и комфортно?
Между зимой и летом людей всегда волнуют только два вопроса: осенью — когда отопление включат, весной — когда выключат. Но если весной можно просто перекрыть батареи и открыть окно, то осенью согреться может быть чуть сложнее. Электрические обогреватели вылетают в копеечку, а греться по старинке газовой плитой — это лотерея с возможностью отправки на тот свет, причем со всеми соседями в радиусе двух этажей. Вот и приходится терпеливо ждать, когда батареи дома станут горячими.
Некоторые жители греются с помощью газовых плит, подвергая опасности весь дом
В народе уже несколько лет ходит шутка, что ЖКХ не включит отопление, пока все аптеки города не выполнят план по продаже противопростудных препаратов. К счастью, это не так, и отопление все же включают по мере необходимости. Проблема в том, что для каждого человека эта мера разная: кому-то комфортно, когда дома стабильно 18-19 градусов, а кто-то надевает две пары шерстяных носков и отказывается передвигаться по дому без пледа, если в квартире чуть ниже 25.
Для многих осенью единственным спасением являются теплый плед и любимый кот
Увы, ежегодно главы муниципалитетов распоряжаются подключать жилой фонд к отоплению, ссылаясь исключительно на нормативы: среднесуточная температура воздуха должна опуститься ниже отметки в +8 °C и держаться так минимум пять дней. Здесь равны все: и старые двухэтажные дома, и новые высотки. Пока что температура в Челябинске такой порог днем не пересекала — и не планирует, по прогнозам синоптиков, до конца месяца. Но некоторый лучик надежды все же есть — для социальных учреждений: по словам заместителя главы города по городскому хозяйству Александра Астахова, отопление уже включили в 13 детских садах Челябинска. Так что дети точно мерзнуть не будут, а вот взрослым придется запастись горячим чаем на остаток месяца.
В комментариях в соцсетях люди расходятся во мнениях: кто-то считает, что отопление нужно срочно, потому что и дети болеют, и ноги по ночам мерзнут, и вообще, последняя надежда только на кота; а кто-то, наоборот, ждал этой погоды все лето и сейчас спокойно высыпается от прохлады по ночам.
Комментарий под постом губернатора Челябинской области Алексея Текслера в Instagram
Комментарий под постом губернатора Челябинской области Алексея Текслера в Instagram
Комментарий под записью в паблике «А. Л. Текслер, ПОМОГИ. » / vk.com
Комментарий под записью в паблике «А. Л. Текслер, ПОМОГИ. » / vk.com
У меня дома довольно тепло, лишь по ночам иногда бывает чуть прохладно. Но моя новостройка и обычные пятиэтажки все же отличаются — и теплоизоляцией, и системой вентиляции воздуха.
«Мы (молодая семья Александр и Данил Червоные, прим. редакции) живем в двухэтажном деревянном доме на втором этаже. Из-за щелей, которые повсюду, особенно в ванной, дома очень холодно — по ощущениям примерно градусов 10. Приходиться ходить в кофтах, штанах и теплых носках. Постоянно пьем горячий чай и спим под двумя одеялами каждый. Из обогревателей только собака, но даже ее не хватает. — говорит челябинка Александра. — Пар изо рта не идет, конечно, но ноги на деревянном полу очень мерзнут. Пластиковые окна есть, но какой от них толк, если трещины в стенах и под полом, их все не заклеишь. Когда из душа выходишь — сразу в холод, так и заболеть можно. Зато когда отопление включают, дом превращается в настоящее пекло. Никакой золотой середины».
В таких домах осенью особенно холодно из-за щелей и трещин в стенах
На самом деле, власти не хотят включать отопление раньше срока не просто так. Помимо того, что такое решение действительно сокращает расходы на коммунальные платежи, нужно учитывать, что перед началом отопительного сезона необходимо проверить все котельные в городе и подготовить их к работе. Любая неисправность может повлечь за собой неприятные последствия, поэтому на тщательную проверку нужно время.
Одна неполадка в котельной может оставить весь дом не только без тепла, но и без воды
По данным управления инженерной инфраструктуры Челябинской области и Александра Астахова, регион и Челябинск, в частности, готовы к зиме на 98,5%. Это значит, что большинство теплоснабжающих, теплосетевых и управляющих компаний областного центра вышли на финишную прямую по подготовке города к отопительному периоду.
Тем не менее губернатор Алексей Текслер поручил ускорить подачу отопления не только в муниципальные учреждения, но и в жилые дома. По его словам, муниципалитеты уже имеют право подавать отопление, не дожидаясь холодов. И в голове появляется закономерный вопрос: если губернатор в первую очередь думает не о нормативах, а о людях, что мешает это делать руководителям на местах? Неужто каждый раз нужен волшебный пинок от первого лица области?
«Руководители муниципалитетов вправе принять решения о начале отопительного периода, не дожидаясь, когда среднесуточная температура наружного воздуха будет ниже восьми градусов в течение пяти суток. Это условие установлено только лишь в качестве „предельной точки“. По подаче тепла в социальные учреждения никаких ограничений нет, достаточно заявки в теплоснабжающую организацию. В ряде территорий тепло на объекты социальной сферы дали. Повторяю, коллеги, каждый может такие решения принять, особенно когда речь о социальных объектах, детских садах, школах, больницах. Принимайте такие решения, не ждите у моря погоды, я считаю, что эту работу надо форсировать», — призывает губернатор.
Хотя по мнению некоторых граждан отопление включать еще слишком рано, я считаю, что сейчас оно необходимо. Температура воздуха больше не будет подниматься, дома за ночь успевают сильно остыть, а днем уже не прогреваются. Многие просыпаются с утра с першением в горле, потому что никакое одеяло не подогреет воздух, которым мы дышим в квартире. Для старых домов, некоторые из которых деревянные, этот вопрос стоит наиболее остро — тепло там не задерживается вовсе, а из-за возраста дома даже обогревателем пользоваться по ночам довольно опасно.
Да, в прошлом году отопление в домах начало появляться 28 сентября. Но и осень в 2020-м была гораздо теплее. Остается надеяться, что в этом году власти быстро сориентируются и примут решение — и в наши дома вернется долгожданное тепло. Ведь, в конце концов, Алексей Текслер послал весьма недвусмысленный сигнал чиновникам на местах. И не считаться с ним — это, пожалуй, уже диверсия.
Надпись «высокий спрос» все чаще на экранах смартфонов. Цены на такси неизбежно растут, как и недовольство граждан. Стоимость поездки из одного района в другой порой уже превышает цены на междугородние рейсы автобусов. Отчего так? И долго ли челябинцам предстоит это терпеть?
Добраться в отдаленные районы Челябинска на общественном транспорте в вечернее время (и нет, речь не о поздних 10 часах вечера, а всего лишь 8–9) с каждым разом становится все проблематичнее. И ты стоишь, как Хатико, в ожидании нужного тебе маршрута, который, увы, не приедет. На вопрос, почему автобус или маршрутка, которые по расписанию должны ходить до 10 вечера, а то и позже, перестают выходить на рейс еще до наступления тьмы (а темнеет сейчас рано) — ответа нет. Чаще это касается водителей маршрутного такси, которые не выполняют требования, предусмотренные контрактом.
В договоре, который перевозчик заключает с Управлением транспорта Администрации Челябинска, учитывается общее количество транспортных средств, прописывается расписание, устанавливается время прибытия и отбытия транспортного средства от остановок общественного транспорта и так далее.
Но разговор наш пойдет не об общественном транспорте, который в вечернее время ходит, как пожелает, а о такси. Не дождавшись своего, например, троллейбуса, челябинцы открывают приложение городского такси (или звонят по номеру телефона) и вызывают себе комфортную машину, которая довезет от точки А прямиком до подъезда. Но. Заказывая такси, челябинцы сталкиваются с двумя проблемами: машина не едет, цена за поездку превосходит ожидания.
Подобное произошло и со мной. Уехать на общественном транспорте в 21.20 вечера из Советского района в Центральный я не смогла. Как оказалось позже, уехать на такси тоже было весьма проблематично. Изначально была борьба с ценами — постоянный мониторинг, авось спадет. Но минимальные на тот момент (против обычных 160-170 рублей — и вновь «привет» высокий спрос) 380 рублей с каждой минутой набирали обороты, пока не дошли до 600. Время поджимало, выехать в назначенное место я должна была еще 40 минут назад, поэтому такси пришлось вызывать за «бешеные деньги». На тот момент минимальная стоимость заказа составляла 400 рублей. Поиск машины из указанных в приложении «6 минут» затянулся до 30. Такси так и не было найдено даже за «тройную плату».
Поиск такси продлился 30 минут. Машина так и не была найдена
Вызвать машину я пыталась и через приложения популярных агрегаторов такси, и через звонки операторов транспортных компаний. Было ощущение, будто в этот вечер весь Челябинск разом решил воспользоваться услугами сервисов.
Но чудо все же случилось. Спустя час машина была найдена. Через 8 минут я уже сидела на заднем сиденье автомобиля. На вопрос, почему так долго, а главное дорого, таксист ответил с грустью в голосе:
«Водителей мало, заказов много, вот цены и повышаются постоянно. Я сегодня без обеда, с утра до вечера заказы идут».
Однако подобное происходит не только в темное время суток, но и по утру, в обед и под конец рабочего дня. Надпись «высокий спрос» уже все чаще не уходит с экрана смартфона, а машину так же проблематично найти.
Бывает трудно вызвать такси и в дневное время
«Стоимость услуг такси зависит от цен на бензин и газ, от других затрат на ведение деятельности. На стоимость также влияют дорожные и погодные условия, сезонность, уровень конкуренции. Цена поездки на такси в целом определяется балансом спроса и предложения, за какую сумму пассажир и водитель согласны поехать в данное время в данном районе. Цена динамически меняется даже в течение суток, — объясняет специалист отдела по связям с общественностью сервиса „Максим“ Екатерина Мамай. — Последние дни в Челябинске действительно сохраняется повышенный спрос на поездки. В основном это связано с погодными условиями, из-за которых люди стали еще чаще вызывать автомобили в утренние и вечерние часы-пик. Соответственно, увеличились и цены. Отметим, что осенью, когда погода часто меняется на более холодную или дождливую, колебания цен на такси тоже не редкость».
«Стоимость поездок на такси формируется с помощью алгоритмов динамического ценообразования, которые учитывают множество факторов: загруженность дорог, прогнозируемую продолжительность поездки, количество машин на линии. Каждый из этих факторов может повлиять на изменение стоимости поездки. Алгоритмы сервиса предусматривают повышающие коэффициенты — это ключевой механизм баланса спроса и предложения в такси. Наличие повышающих коэффициентов позволяет привлечь водителей именно в те районы и в те часы, где их больше всего не хватает. В конце лета, и особенно накануне начала учебного года повышенный спрос на такси и доставку могут приводить к росту стоимости поездок», — сообщает пресс-служба сервиса городской мобильности Ситимобил.
Сами водители в личном разговоре признаются, что и сами не рады таким «конским» ценам. По их словам, большая часть прибыли от завышенных тарифов идет агрегатору, а в личный кошелек капает базовый процент. Так что не сказать, что шоферы прям купаются в золоте. Сейчас они, чтобы побольше заработать, возлагают надежды на уже анонсированное появление нового сервиса по заказу такси. Речь идет о китайском агрегаторе такси DiDi. Представители компании уже заявили, что для завоевания челябинского рынка включат жесткий демпинг, и пообещали водителям высокие заработные платы, а клиентам — низкую стоимость поездки. Однако не можем не вспомнить при этом, как заходили на наш рынок Uber и Yandex несколько лет назад с аналогичными «плюшками». Как только водители и клиентура набрались и рынок устоялся, от заманчивых цен не осталось и следа. Так что не исключено, что и DiDi последует по той же бизнес-модели, а значит и через несколько месяцев этот текст окажется актуальным и вновь.