Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что сделать чтобы не перегревался двигатель

Почему перегревается двигатель, и что делать при перегреве

Причины перегрева двигателя автомобиля могут быть разными, но результат всегда один – при эксплуатации машины с превышением предельно допустимой рабочей температуры силового агрегата происходит ускоренный износ деталей и узлов. А если двигатель перегревается регулярно и сильно, то чаще всего это оканчивается заклиниванием его подвижных частей.

Поэтому долговечная работа двигателя возможна только при соблюдении рабочего температурного режима. Понимая, почему перегревается двигатель, вы сможете не только устранить причины перегрева, но и не допустите его в дальнейшем.

В этом материале мы расскажем о самых распространенных причинах, по которым перегревается двигатель. А внизу страницы смотрите видео о том, что делать, если двигатель перегрелся.

За поддержку температурного баланса в силовом агрегате отвечает система охлаждения двигателя. Следовательно, для того чтобы мотор не перегревался, систему охлаждения нужно регулярно обслуживать.

Двигатель перегревается: признаки возникшей неисправности

Итак, если происходит перегрев, далеко не всегда из-под капота должен пойти густой белый пар. Основным поводом для беспокойства можно считать показания стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели.

На большинстве автомобилей используется именно такая схема контроля температуры ДВС. Также может быть установлен индикатор-лампочка, а повышение температуры выше заданных пределов будет сопровождаться характерным звуковым сигналом.

Если мотор перегревается на ходу, тогда основным признаком является резко поднимающаяся температура охлаждающей жидкости, стрелка указателя температуры на панели стремится в красную зону. Параллельно с этим отмечается значительное падение мощности, силовой агрегат попросту не тянет.

Сам двигатель начинает работать более «жестко» и шумно. Могут отчетливо прослушиваться звонкие металлические стуки, начинают «звенеть пальцы». Такие изменения происходят в результате появившейся детонации двигателя, когда сгорание топлива в цилиндрах приобретает взрывной характер.

Еще можно определить перегрев по свечам зажигания. Как правило, на значительное повышение температуры в камере сгорания указывает белый налет на электродах, а также общее состояние свечи (растрескивание изолятора и т.д.).

Также можно открыть крышку расширительного бачка системы охлаждения (только после остывания ДВС). Признаки перегрева двигателя, которые можно определить при осмотре, представляют собой потемнения на стенках бачка (серо-черные пятна). Дополнительно следует взглянуть на сам антифриз. Если заметны хлопья темного цвета, которые находятся в ОЖ, тогда это масло, попавшее в систему охлаждения в результате перегревов.

Обычно попадание масла происходит после повреждения (прогара) прокладки ГБЦ. Параллельно необходимо извлечь масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Если в масле видна пена и наблюдается эмульсия под крышкой, тогда в смазочную систему попал антифриз.

Если двигатель перегревается

Довольно часто можно наблюдать распахнутые капоты автомобилей, из-под которых валит пар. Перегрев двигателя – ситуация не только неприятная, но и чреватая серьезными финансовыми потерями, поскольку практически всегда следствием перегрева является повреждение деталей двигателя.

В основном, двигатели перегреваются по следующим причинам.

№1 Из-за подклинивания термостата. Это обнаруживается следующим образом: из «печки» отопителя салона дует горячий воздух, а радиатор холодный. В этом случае обычно надо менять термостат, (советуем менять каждые три года).

№2 Недостаток охлаждающей жидкости. Это легко проверить: откройте пробку радиатора и посмотрите. При теплом двигателе уровень Антифриза должен быть почти вровень с заливной горловиной. Недостаток Антифриза может возникнуть по нескольким причинам. Во-первых, течь в системе охлаждения. Обычно, когда существует течь где-нибудь в моторном отсеке, заведенный двигатель на холостом ходу чуть парит.

Если течь в радиаторе «печки», т.е. в салоне, то по утрам сильно запотевают стекла. Во-вторых, недостаток Антифриза может быть обусловлен тем, что его «выгоняет». «Выгонять» Антифриз могут или выхлопные газы, когда «пробита» головка блока цилиндров, или пар, который образуется в головке блока цилиндров из-за закипания Антифриз вследствие слабой циркуляции охлаждающей жидкости. Во всех случаях Антифриз выгоняет в расширительный бачок. Рекомендуем взять за правило, проверяя уровень жидкости в радиаторе, проверять уровень в расширительном бачке.

Как известно, Антифриз при нагревании расширяются, и избыток «уходит» в расширительный бачок. При остывании двигателя, когда Антифриз «сжимается», в системе охлаждения образуется вакуум, и Антифриз из расширительного бачка через специальный клапан в крышке радиатора засасывается обратно в систему охлаждения. Если в крышке радиатора будет дефект, то вакуума в системе охлаждения при охлаждении двигателя не возникнет, а значит, утром холодный двигатель вы будете заводить с полупустой системой охлаждения.

Если есть подозрение, что Антифриз выгоняется выхлопными газами, можно порекомендовать следующий порядок действий. Надеть на горловину расширительного бачка полиэтиленовый пакет (а лучше презерватив, он не распадается от горячего Антифриза), завести двигатель, поднять обороты около 1500 об/мини наблюдать за формой пакета, если он надувается на глазах (в течении минуты существенно изменив свои размеры) то прорыв выхлопных газов на 100%. На СТО прорыв газов проверяем специальным прибором (видео 1).

Как работает дизель после конкретного перегрева, Mercedes Sprinter 316CDI 2.7D, OM612

Причина перегрева двигателя, на которую часто не обращают внимания. Ford Transit Connect 1.8d HCPA

Негерметичный радиатор охлаждения EGR

Чистка радиатора системы охлаждения.

Почему сразу не гаснет лампочка давления масла на ГАЗ ГАЗЕЛЬ 2.1d Steyr560

К чему может привести перегрев двигателя

Проверка прорыва газов в систему охлаждения

Но не спешите снимать головку блока цилиндров, изучите систему охлаждения на наличие радиатора охлаждения рециркуляционных газов EGR. Если таковой есть, снимите его и опресуйте сжатым воздухом. В автомобилях FORD TRANSIT 2.0 TDCi этот радиатор – слабое место (видео 2).

№3 — Неисправность помпы системы охлаждения, которая не обеспечивает хорошую циркуляцию охлаждающей жидкости, что может происходить в результате того, что из-за коррозии разрушилась крыльчатка помпы и в двигателе возникает «местное закипание». В этом случае «печка» в салоне автомобиля будет греть очень плохо, и в радиаторе разница температур верхнего и нижнего патрубка будет большая, а должна быть около 12,5°С.

Проверить действие помпы при работающем двигателе можно, если снять резиновую трубку, идущую в салон автомобиля к радиатору «печки», и «на глазок» определить давление жидкости: если на холостом ходу заткнуть пальцем трубку, то из-под нее должно брызнуть не менее, чем на полметра. Кроме того, «на глазок» можно проверить давление, развиваемое водяным насосом. Для этого надо, не снимая резинового шланга, пережать его пальцами (кран «печки», если он есть, должен быть открыт) и газануть.

№4 — Радиатор забитый снаружи грязью, насекомыми, тополиным пухом — его следует промыть в обратном направлении напором воды (видео 3), и установить защитную сетку .

№5 — Система охлаждения забита грязью. Под грязью понимаются и ржавчина, и эмульсия, и просто мусор. Промыть всю систему охлаждения несложно. Слейте Антифриз (если он чистый, как слеза, то промывать двигатель бесполезно — нет в нем накипи) и залейте в систему охлаждения воду. Заведите машину, дайте ей поработать около пяти минут, слейте воду. И так несколько раз, пока из сливных кранов не пойдет чистая вода. Эта операция будет гораздо эффективнее, если в воду добавить антинакипин или, как советуют в отечественной литературе, каустическую соду.

Антинакипин (вам его понадобится граммов 50) можно найти в любой котельной, там вам укажут и концентрацию, и время промывки. Уменьшите дозу в два раза (у них там все из чугуна и очень толстое, а в автомобиле все тонкое, да и металлы поблагородней) и промывайте свой двигатель минут 15. Потом, когда воду с антинакипином вы сольете, надо залить чистую воду, слить ее, и так шесть раз. Иначе остатки антинакипина «промоют» ваш двигатель до дырок в радиаторе. Для ускорения промывки можно также снять радиатор и промыть его на полу обратным током воды. Для промывки радиатора «печки» можно снять с нее оба шланга и подавать воду попеременно то в один шланг, то в другой.

№6 — Неисправность вентилятора радиатора, датчиков включения вентилятора. Вязкостная муфта вентилятора (на продольно расположенных двигателях), при заглушенном, горячем двигателе должна остановиться в месте с двигателем, если же вентилятор продолжает крутиться по инерции, то часть силиконовой смазки уже вытекла из муфты, и её нужно менять. Датчики включения вентилятора нужно подбирать на минимальную температуру включения, ничего страшного если вентилятор будет включаться раньше времени, по крайней мере вентилятор дешевле заменить чем ремонтировать двигатель.

№7 — Разрегулированная топливная аппаратура и зажигание. Позднее зажигание или, у дизельных автомобилей, поздний впрыск — в этом случае двигатель плохо «тянет» и надо разобраться, почему зажигание вдруг стало «поздним».

Но если все же перегрева избежать не удалось и вы видите, что стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости неумолимо ползет к красной зоне, не паникуйте.

  • Первым делом включите на всю мощность печку – это ведь дополнительный радиатор с довольно приличным обдувом. Спортсмены-автогонщики регулярно пользуются этим приемом в случаях, когда штатная система охлаждения не справляется со своей работой.
  • Затем включайте аварийку и пристраивайтесь к обочине. Если из-под капота еще не валит пар, двигатель не глушите, потому что пока он работает, охлаждающая жидкость, скорее всего (если цела помпа), циркулирует по системе. Как только мотор остановится, циркуляция жидкости прекратится, в самых горячих местах она закипит, и мотор может заклинить.
  • Если работающая во всю мощь печка не помогает и температура все равно растет, значит, дело серьезное и двигатель нужно заглушить. Откройте капот, для лучшей вентиляции подкапотного пространства. Боже упаси открыть крышку расширительного бочка и доливать в систему охлаждения еще не остывшего двигателя холодную охлаждающую жидкость! Это один из вернейших способов самому получить ожог и заставить треснуть головку блока. Все же помнят школьный курс природоведения, где рассказывали, что очень крепкий камень гранит достаточно пару раз хорошенько нагреть и полить водой, чтобы он рассыпался. Аналогии понятны без комментариев.
  • Дав двигателю остыть, постарайтесь выяснить причину перегрева, ведь, как уже говорилось, исправный мотор в штатных режимах движения не кипит. Возможно, причина в испортившемся термостате или, например, в обрыве ремня вентилятора. Или провод с датчика температуры свалился. Если причина устранима на месте – повезло, если нет, автомобиль придется тащить на «галстуке» в ремонт.
Читать еще:  Датчик температуры воздуха в двигателе хонда

Но даже если неисправность удалось устранить и двигатель завелся, стоит помнить о том, что в подавляющем большинстве случаев подобные вещи бесследно не проходят. Все равно детали двигателя деформируются, в них возникают локальные напряжения, чреватые появлением и развитием микротрещин.

Из-за деформации головки блока может «пробить» прокладку, во время работы с высокой температурой из-за недостаточного охлаждения могут появиться задиры на поверхностях трения и много всяких других неприятностей. Особенно все описанные вещи характерны для современных высоко-форсированных моторов, особенно рядных «шестерок», чему есть простое объяснение – чем больше линейные размеры детали, тем больше ее «ведет» при нагреве.

Следует запомнить простую вещь – исправная машина в нормальных условиях, даже летом в пробках, не кипит.

Перегрев, потеря мощности в жаркую погоду

Из личного опыта

За свою водительскую карьеру я перегревал двигатель не один раз, но в основном эти «разы» относятся к тем этапам моей автомобильной биографии, которые приходились на автомобили так называемой классической эры – советские и ближние пост-советские автомобили. В тех моторах зазор, например, между цилиндром и поршнем составлял несколько десятых долей миллиметра.

Мотористы их так и называют «десятками»

Зазоры в современном двигателе исчисляются «сотками», то есть сотыми долями миллиметра. И если раньше можно было относительно безболезненно «закипятить» мотор, дать ему остыть и потом ехать себе дальше, до ближайшего водоема, то сегодня даже легкий и кратковременный перегрев двигателя может привести к необратимым последствиям и к катастрофическим опустошениям в кошельке своего владельца.

Теория

В цилиндрах двигателя внутреннего сгорания развиваются температуры от 600 до 1200 градусов, в зависимости от степени сжимаемой топливо-воздушной смеси и октанового числа топлива. Словом – там жарко! Для борьбы с высокой температурой и была придумана система охлаждения (грузовые чешские Татры, некоторые двигатели автомобилей Порше, а также двигатели для малых судов и мотоциклетные моторы с воздушным охлаждением мы, понятно, в расчет не берем).

Двигатель греется при больших нагрузках, при использовании некачественного топлива и «левого» моторного масла, а летом, например – при включении кондиционера.

Оборудование и элементы системы охлаждения

  • собственно водяная «рубашка» блока цилиндров и головки блока ДВС представляет собой систему полостей и каналов, по которым циркулирует охлаждающая жидкость и отводит тепло от горячих и раскаленных поверхностей и деталей;
  • радиатор (или радиаторы) системы охлаждения;
  • патрубки и магистрали;
  • водяной насос (помпа);
  • термостат закрывает (или открывает) движение горячей охлаждающей жидкости по малому кругу при прогреве холодного двигателя или по большому кругу через радиаторы для его охлаждения;
  • жалюзи открывают, закрывают или перенаправляют потоки воздуха через радиаторы;
  • вентилятор устанавливается, как правило, после радиатора для обеспечения притока большего количества воздуха через радиатор в случае необходимости;
  • датчики температуры, и их может быть несколько, которые показывают температуру охлаждающей жидкости в разных контрольных точках системы;
  • контроллеры и прочие управляющие приборы, которые по команде термомеханических процессов или электроники включают или выключают вентиляторы, помпы и термостаты.

Факторы, способствующие перегреву двигателя

  • засорение сот и вообще загрязнение наружной поверхности радиатора, что снижает эффективность его теплоотдачи;
  • неработающий, несправный термостат;
  • потери охлаждающей жидкости вследствие подтеканий и испарений;
  • засорение или поломка клапана крышки расширительного бачка.

Практика

Самой «неприметной» и при этом самой распространенной причиной перегрева двигателя является засорение сот радиатора и вообще поверхности радиаторов охлаждения. В современной иномарке особенно «любят» засоряться зазоры между радиаторами системы охлаждения и радиаторами масляной системы и системы кондиционирования. В эти зазоры трудно заглянуть, и туда мало кто заглядывает, а «из работы» выпадает порой до четверти «радиаторной площади».

Лечится эта болезнь просто: промывкой и продувкой радиаторов и их сот на мойке из пистолета под давлением. Иногда – с применением специальных моющих средств. При этом давление из моечного пистолета не должно превышать 0,5 атм., чтобы не повредились хрупкие пластиковые элементы и алюминиевые магистрали системы кондиционирования, а также соты самих радиаторов. Именно поэтому на «нормальной» мойке чистку радиаторов и мойку моторного отсека не поручают ученикам и новеньким.

Уменьшить загрязнение и повреждение радиаторов можно за счет установки мелкоячеистой сетки в решетку радиатора или бампера сразу же после покупки автомобиля – очень помогает!

И в компании Apollo Motors такую услугу оказывают.

Из личного опыта.

К слову, систематически проводите мойку двигателя и вообще всего моторного отсека. И это не вопрос гигиены или чистоплотности владельца, а вопрос чисто технический: в грязном замасленном моторном отсеке механики находят гораздо больше неисправностей.

Но возвращаемся к системе охлаждения. Иногда мойкой радиаторов обойтись невозможно, поскольку грязь буквально въедается в металл и пластики, и тогда радиатор (или радиаторы) приходится демонтировать. А это – разборо-сборочные работы, то есть – лишние затраты из вашего кошелька.

Чистку и мойку радиатора системы охлаждения рекомендуется проводить как минимум раз в год. Я, например, делаю это накануне периода весна-лето, а кому-то удобнее наоборот, осенью, после июльско-августовского тополиного пуха или излишне пыльного летнего отпуска. А моторный отсек я всегда мою после грязной, слякотной осени-зимы-весны.

Термостат

Его проверка на современном автомобиле производится специальным диагностическим оборудованием. А если у вас не совсем современная иномарка, но работоспособность термостата проверить хочется, то его банально кидают в кипящую воду и смотрят – открылся или нет.

Чем грозит неработающий термостат?

Если его заклинило в режиме «открыто», то охлаждающая жидкость будет циркулировать по большому кругу, и время прогрева двигателя (и салона) будет увеличено, а это влечет за собой, в лучшем случае, перерасход топлива.

Если – в положении «закрыто», то не будет происходить эффективного охлаждения рубашки ДВС, то есть наступает тот самый перегрев двигателя, и здесь последствия будут гораздо более серьезными, о них мы подробнее поговорим нескольким абзацами ниже.

Подтекания и испарения

Это естественный процесс, при котором происходит потеря охлаждающей жидкости, ее уровень опускается ниже отметки minimum, что влечет за собой появление воздушных пробок в системе. А это, в свою очередь, ведет к приостановке или полной остановке циркуляции жидкости в системе, и, как следствие тот самый, катастрофический для кармана владельца, перегрев мотора.

Засорение или поломка клапана крышки расширительного бачка

На эту злосчастную крышечку порой не обращают внимания даже сами сервисмены, а ее роль в системе охлаждения современного автомобиля очень высока. Дело в том, что современные антифризы закипают при температурах далеко за 100оС, а при повышенном давлении в системе эта цифра поднимается и еще выше, до 130-135 градусов. То есть температурный диапазон работоспособности мотора находится довольно в широких пределах: от 70 до вышеуказанных 135 градусов. Неработающая крышечка расширительного бачка этот диапазон, как вы понимаете, значительно сужает.

Водяной насос

Помпа не всегда умирает «насмерть». Гораздо более печальный и вялотекущий процесс происходит постепенно – с ослаблением натяжения ремня вентилятора и водяного насоса, если он у вас не механический или электрический. А на «умерший» водяной насос вам сразу же укажет стрелка температуры охлаждающей жидкости.

Водяной насос – один из самых дорогих узлов в системе охлаждения, и на некоторых моделях требует внимательного и регулярного к себе внимания.

Датчики и указатели

Иные производители в угоду покупателям убирают с приборной панели указатель температуры и оставляют водителю только сигнальную лампочку. Об это когда-то «споткнулась» General Motors. В какой-то период автомобили Opel комплектовались только сигнальной лампочкой, а на автомобилях Chevrolet оставили стрелочный указатель охлаждающей жидкости (обе компании входят в империю GM). И когда количество обращений владельцев Опелей по поводу перегретых моторов угрожающе начало увеличиваться, на приборную доску были возвращены полноценные указатели температуры.

Если в вашем автомобиле – сигнальные указатели, то вы должны быть особенно внимательны к каждому из них! И не только к сигнальному светодиоду системы охлаждения.

Последствия перегрева

Лучше предотвратить, чем лечить, гласит житейская мудрость. Можно и нужно потратиться на своевременную мойку и диагностику. В крайнем случае, можно пойти на замену каких-то малосущественных узлов (даже той же, безумно дорогой помпы), чем потом понести гораздо более существенные финансовые потери. Лучше купить новую помпу, которая может стоить несколько сотен долларов, чем потом искать новую головку блока, которая вдруг стала «пропеллером», то есть искривилась. Такой ремонт сродни капитальному, и выливается в цену бюджетной иномарка А-класса

Итак, первичные последствия перегрева:

  • потеря мощности двигателя;
  • перерасход моторного масла;
  • увеличение расхода топлива.

И все это – цветочки по сравнению с нашим незнанием, невниманием или нежеланием что-то сделать превентивно. Поэтому рассмотрим:

Последствия систематического перегрева:

  1. Задиры в паре поршень-цилиндр.
  2. Это происходит при существенном (или систематическом) температурном расширении, когда поршень «прихватывается» к стенкам цилиндра, обеспечивая так называемую тяжелую посадку. Как следствие – расточительный ремонт: расточка, хонинговка, подбор новой группы поршней, включая новые поршневые кольца. А их, с одной стороны всего 2 (два) типа, компрессионные и маслосъемные, но их количество, включая всевозможные расширители, в том числе молибденовые вставки, на современном поршне насчитывается до 12-16 штук.
  3. Пробой прокладки головки блока цилиндров. В этом случае возможны два варианта: либо охлаждающая жидкость попадет в систему смазки, что может привести к заклиниванию коленвала, либо газы из системы выпуска будут попадать в систему охлаждения. В любом случае двигатель придется ремонтировать.
  4. При высокой температуре или долговременном перегреве «коробит» головку блока цилиндров. Она становится похожей на пропеллер. Именно так эту ситуацию мотористы и называют – пропеллер. При изгибе привалочной плоскости головки блока к блоку цилиндров более, чем на 0,25-0,30 мм – головке еще не «хана», но она уже подлежит механическому ремонту (шлифовке), причем без особой надежды. А при изгибе более указанных параметров головка однозначно подлежит замене. И это уже не сотни, а тысячи долларов. В случае, например, с автомобилем Форд Мондео/Ford Mondeo 2014 модельного года, то есть – последнего поколения, со скромным 1,6-литровым бензиновым мотором, ремонт головки блока составит приблизительно 1,6-1,8 тысячи тех самых американских зеленых денег.
Читать еще:  Vw bora схема двигателя

Из личного опыта

Служебную Волгу ГАЗ-24 я когда-то перегревал даже два раза. В первый раз – просто пронесло, а во второй – обошлось затяжкой болтов крепления головки к блоку (с последующей регулировкой клапанов, понятно). То есть, без серьезного ремонта.

Иномарка – совсем другое дело. Я ведь не зря начал статью с величины зазоров в сопряженных парах стародавнего двигателя и современного. Именно поэтому он и является таким капризным и весьма требовательным к нормальному температурному режиму.

Внештатный корреспондент Apollo Motors

Постскриптум:

Каким должен быть уровень масла в картере двигателя? Ближе к отметке max или к отметке min?

Много споров вокруг этого вопроса, а вы можете озадачиться другим: а какое отношение к перегреву двигателя имеет уровень масла в картере?

Летом я всегда держу уровень максимальным, тогда оборачиваемость большого объема масла в системе позволяет эффективнее охлаждать двигатель, ведь масло, помимо смазывающих своих свойств, выполняет еще и функцию теплоотвода (вспомните лекции в автошколе).

Зимой я держу уровень масла на отметке – минимум, тогда мотор на морозе быстрее прогревается.

Мастера компании Apollo Motors могут вам рассказать, что иной раз к ним привозят на лафете эвакуатора машинку (розовую такую, или желтенькую), которая «не едет и пар из-под капота. ». Причем с системой охлаждения там все в порядке, а масляный щуп – сухой!

Если двигатель перегрелся – что делать для ремонта и профилактики

Каждый автомобилист мечтает о надежности и красоте своего автомобиля в любой ситуации. Но добиться такого результата можно лишь благодаря внимательному, регулярному уходу за своей машиной – вкладывая время, средства и знания в идеальное техническое состояние автомобиля. Машина – средство передвижения, которому свойственны поломки. В любой ситуации не стоит поддаваться волнениям и панике. Сохраняйте спокойствие и помните о наших советах – они позволят добиться уверенности в профилактике и устранении возникшей проблемы при необходимости.

Многие водители задаются вопросом – что делать, если двигатель перегрелся? К сожалению, никто не застрахован от подобной неприятности знойным летом и во время пробок. Эти обстоятельства можно считать основными причинами перегрева двигателя. Непредвиденная проблема может серьезно сказаться на личных планах, приводя к опозданиям, сорванным встречам и договоренностям. Да и автомобиль будет нуждаться в полноценном ремонте – дополнительные испытания для семейного бюджета и потеря личного времени.

Как определить перегрев двигателя – основные «симптомы болезни»

Опыт подсказывает, что новички и просто недостаточно опытные водители не могут выявить перегрев двигателя. Следовательно, необходимо предварительно ознакомиться с возможными признаками, которые свидетельствуют о перегреве двигателя и конкретной проблеме автомобиля.

    Контролируйте температурный датчик. Когда стрелка находится в красной зоне, можно говорить о проблемах автомобиля. Нужно следить за данными аварийной лампы. В случае критической отметки нужно сразу остановиться и искать возможную причину.

Не нужно невнимательно относиться к подобной проблеме. Поскольку такое невнимание может привести к негативным, порой критическим последствиям не только для самого транспортного средства, но даже водителя. Если водитель выявит перегрев двигателя, необходимо избавиться от причины проблемы. После понимания причины проблемы уже можно обеспечить должную профилактику – чтобы не столкнуться с ней повторно.

Основные причины – что важно знать и учитывать

Возможны различные факторы перегрева двигателя. Но для общего понимания остановим внимание на основных причинах:

  • Одна из характерных причин перегрева двигателя – утечка тосола.
  • Другая распространенная причина – загрязненный радиатор. Без соответствующей периодической чистки могут потребоваться значительные расходы для профессиональной очистки радиатора у специалистов.
  • К перегреву может приводить сбой термостата. Для проверки качества работы термостата необходимо нагреть двигатель, аккуратно трогая радиатор либо шланг. Если они холодные, требуется замена термостата.
  • Также к перегреву двигателя может приводить неисправность насоса. Следствием становится нарушение движения жидкости в охлаждающей системе.
  • Перегрев двигателя может быть вызвано поломкой вентилятора.

Для профилактики проблемы можно предложить включить печку в автомобиле – заберет часть тепла, способствуя частичному охлаждению двигателя.

Также остановим внимание на ситуациях, когда перегрев двигателя уже состоялся. В подобной ситуации необходимо учитывать оптимальные рекомендации, но и не забывать о запрещенных действиях, которые могут спровоцировать серьезные последствия для транспортного средства.

Как нужно действовать при перегреве двигателя – прислушиваемся к экспертам

Если перегрелся двигатель – рекомендуемый порядок действий

  • Если двигатель перегревается, необходимо сразу остановить автомобиль. После этого выключите двигатель и включите сигнализацию – разместите знак аварийной остановки.
  • Открываем капот – чтобы двигатель остыл в течение получаса. Дождитесь прекращения кипения.
  • Убедитесь в отсутствии протечки автомобиля. Если протечки нет, подождите снижения давления. Далее в систему заливаем тосол.
  • После остывания двигателя возвращаемся в автомобиль – пытаясь его запустить.

При быстром повышении температуры следует заказать эвакуатор. Свой автомобиль необходимо направить на прохождение диагностики. При медленном повышении температуры следует добраться к ближайшему автосервису, на котором и будут устранены технические проблемы.

Если произошел перегрев двигателя, в любом случае нужно прекратить движение. Возможны ситуации, когда автомобилисты пытаются самостоятельно решить возникшие проблемы, но в большинстве случаев возникают серьезные последствия, которые выливаются в дополнительные проблемы и затраты.

Что запрещено делать, если двигатель перегрелся – требования профессионалов

  • Не рекомендуем открывать пробку радиатора. При открытии пробки происходит выход всего тосола наружу – банально будет испаряться, может привести серьезным ожогам для кожи.
  • Не поливайте водой мотор в разогретом состоянии. Поскольку из-за этого возможны мелкие трещины.

Основное средство профилактики перегрева двигателя в процессе эксплуатации – его периодическая диагностика. Затраты на проведение диагностики оказываются вполне приемлемыми и доступными для каждого, при этом позволяя избежать разных проблем и издержек в процессе дальнейшей эксплуатации. Лучше сразу выявить неисправную деталь и провести своевременную замену, чем нести в дальнейшем затраты на капитальный ремонт либо полную замену двигателя.

Нам лишь остается пожелать водителям внимательности и побольше заботы к техническому состоянию своего автомобиля. Он обязательно ответит надежной и стабильной работой, не подводя на дороге в самый неподходящий момент.

Причины перегрева двигателя. Что делать?

Перегрев двигателя автомобиля – проблема довольно опасная и может закончиться тяжелыми последствиями для него, и дорогостоящим ремонтом.

Причем, вопреки сложившемуся мнению, мотор может «закипеть» не только летом, но и зимой, хотя, конечно, летом в жару, такая неприятность случается чаще.

Почему мотор перегревается?

Одна из самых распространенных причин, это неисправности системы охлаждения. Это может быть недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе из-за её утечки, выход из строя водяного насоса – помпы, загрязнение радиатора, поломка крыльчатки вентилятора охлаждения радиатора или его привода, плохое качество охлаждающей жидкости.

Также, проблемы с перегревом могут быть связаны с неисправностью термостата, а именно его заклиниванию в закрытом положении, когда охлаждающая жидкость циркулирует только по так называемому «малому кругу» системы охлаждения, то есть, минуя радиатор.

Зимой, в периоды, когда наступают оттепели, перегрев может быть вызван чрезмерным утеплением мотора и подкапотного пространства.

Среди специфических причин перегрева мотора можно назвать повреждение прокладки головки блока цилиндров, в результате чего охлаждающая жидкость попадает из рубашки охлаждения двигателя в картер, то есть в систему смазки. При такой неисправности двигатель может очень быстро выйти из строя и в любом случае, ему потребуется серьезный ремонт.

Что следует предпринять для предупреждения перегрева двигателя

Как правило, любую неисправность легче предупредить, чем потом заниматься ремонтом. Это же касается проблемы перегрева двигателя. Для снижения вероятности перегрева и его предупреждения, нужно соблюдать некоторые правила.

  • В первую очередь, обязательно регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости, и степень натяжения приводных ремней помпы.
  • Если приходится часто доливать охлаждающую жидкость, то проверьте систему на наличие повреждений, и при обнаружении устраните их.
  • Если автомобиль оборудован вентилятором охлаждения с электроприводом, то проверяйте работу двигателя и корректность срабатывания датчика температуры.

Что же делать, если двигатель все-таки перегрелся?

Сразу же остановите автомобиль, остановите мотор и откройте капот.

Подождите пока мотор немного остынет и проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе. При этом соблюдайте меры предосторожности, не забывайте о том, что жидкость очень горячая – открывая расширительный бачок, воспользуйтесь тряпкой.

Если уровень охлаждающей жидкости ниже нормы, то долейте её, в крайнем случае можно долить обычной воды, но при первой возможности полностью замените охлаждающую жидкость в системе. При этом нужно помнить, что долив нужно производить только после того, как мотор остынет, иначе, в результате перепада температуры могут возникнуть деформации деталей двигателя, например, головки блока цилиндров.

После долива жидкости, запустите мотор, и проверьте работу системы охлаждения, особенно работу термостата. Убедитесь, что термостат открывается, и жидкость циркулирует по большому кругу, то есть через радиатор. Если термостат не работает, то, в крайнем случае, чтобы доехать до места ремонта его можно вынуть из системы.

Если при нормальном уровне охлаждающей жидкости двигатель продолжает перегреваться, то нужно обратиться в СТО, возможно причина в неисправном приводе вентилятора. Чтобы хоть как то добраться до места ремонта, можно включить на максимальную мощность отопитель салона, это поможет снизить температуру охлаждающей жидкости.

Читать еще:  Характеристики двигателя бмв 530

Поломки в электрическом приводе вентилятора могут быть связаны с перегоранием предохранителя, или с плохим контактом в цепи. Если предохранитель цел, то отключите провода от датчика температуры, и замкните их. Если электромотор исправен, то при включенном зажигании он заработает.

Видео — перегрев двигателя:

Старайтесь не допускать перегрева автомобильного двигателя. Полезная статья: причины потери мощности двигателя. Всего хорошего!

Что сделать чтобы не перегревался двигатель

Перегрев двигателя – это одна из распространенных причин, которая приводит к тяжелым последствиям и дорогостоящему ремонту двигателя автомобиля. Попробуем разобраться, по каким причинам может возникнуть перегрев, какие последствия за этим могут последовать, и что делать в такой ситуации.

Перегрев двигателя в дороге — большие неприятности для водителя

Причины, которые могут привести к перегреву двигателя автомобиля

Не смотря на устойчивое мнение многих автолюбителей, что перегрев мотора это скорее летнее явление, можно их разочаровать. Очень часто даже в зимнее время может возникнуть перегрев двигателя. Среди наиболее распространенных причин, которые приводят к перегреву двигателя, считается неправильная работа системы охлаждения мотора. Это может быть как утечка охлаждающей жидкости при разгерметизации системы, так и поломка одного из узлов системы охлаждения двигателя автомобиля.

Среди наиболее вероятных агрегатов, которые подвержены поломке выделяют водяной насос – помпу. Если она не работает, или работает неправильно, то жидкость плохо циркулирует по системе охлаждения. Причины перегрева двигателя могут выглядеть, как поломка или износ крыльчатки, порыв приводного ремня или слабое его натяжение. Кроме помпы не редко причиной плохой циркуляции жидкости становиться радиатор. Если охлаждающая жидкость низкого качества, или вам в силу тех или иных обстоятельств пришлось доливать в систему воды. Это может спровоцировать при длительной эксплуатации образование накипи в сотах. Что затрудняет циркуляцию жидкости. Кроме этого налипание на сотах различного мусора в виде насекомых, листьев, пыли, и грязи, так же приводит к плохому теплообмену в радиаторе.

Еще одним агрегатом, который напрямую влияет на перегрев мотора, является термостат. Не редко из-за плохого качества или дефектов данный агрегат может неправильно функционировать, то есть своевременно не переключить циркуляцию жидкости с малого круга на большой.

Кроме этого перегрев двигателя может возникнуть при выборе неправильного режима эксплуатации мотора. К примеру, если вы будете постоянно двигаться лишь на пониженных передачах и на высоких оборотах, то очень большая вероятность того, что уже через определенное время ваш мотор закипит. Зимой этот промежуток времени будет чуть больше чем летом.

Кстати зимой при оттепели перегрев может быть вызван тем, что на авто установлены утеплители мотора, которые водитель ставил для защиты двигателя от больших морозов. Реже бывают более специфичные причины перегрева двигателя. Среди них можно отметить пробой прокладки головки цилиндров. В таком случае возможны два варианта: либо охлаждающая жидкость попадет в систему смазки, либо газы из системы выпуска отработанных газов будут попадать в систему охлаждения. В любом случае двигатель придется ремонтировать. А дальнейшая эксплуатация лишь усугубит проблемы и приведет к еще большим поломкам.

Также к частым причинам перегрева можно отнести следующие:

  • забитый радиатор
  • неисправный термостат
  • неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости
  • неисправность вентилятора, будь то электрический вентилятор или вентилятор на гидромуфте
  • рвется ремень привода водяной помпы или же сама помпа выходит из строя
  • низкий уровень охлаждающей жидкости, такое может произойти если не следить за машиной или же ОЖ где то понемногу вытекает.
  • гораздо реже перегрев происходит при полном отсутствии охлаждающей жидкости
  • если двигатель пошел в разнос, то перегрева не избежать тоже

Очень часто все вышеперечисленные причины могут наблюдаться у автомобилей, которые длительное время стояли в гараже или на стоянке.

Признаки, свидетельствующие о перегреве двигателя

Казалось бы, что может быть проще, чем отследить перегрев двигателя по датчику. Но зачастую многие водители так заняты процессом управления, что редко обращают внимание на датчик перегрева двигателя. А старые модели вообще лишены аварийной сигнализации на случай перегрева. Поэтому важно знать несколько косвенных признаков, которые указывают на перегрев двигателя.

Контролируйте температуру жидкости в двигателе при помощи датчика

Если уровень жидкости недостаточный то первое что перестает работать – это печка, так как ее радиатор находится в наивысшей точке всей системы охлаждения. Так же печка может не работать, если антифириз закипает, и образовавшиеся пары создают воздушную пробку в системе, что снова блокирует поступление жидкости в печку. Кроме этого при перегреве двигателя он начинает детонировать, и звонким стуком при нажатии на педаль газа. Ведь стенки камеры сгорания расширяются больше чем положено, что вызывает образование увеличенных зазоров. Если продолжать движение дальше, то неизменно будет наблюдаться значительное падение мощности, и увеличение металлического стука.

Какие шаги предпринять для предупреждения перегрева двигателя

Перегрев двигателя можно предупредить, или хотя бы снизить вероятность появления такой поломки. Для этого следует придерживаться нескольких простых правил. Во-первых, обязательно следует периодически проверять уровень охлаждающей жидкости. Лучше всего данную процедуру выполнять перед каждой поездкой особенно владельцам старых автомобилей. Во-вторых, при техническом обслуживании, но не реже чем один раз в квартал проверяйте натяжение приводных ремней вентилятора и водяного насоса, проводите чистку радиатора с внешней стороны. Так же при появлении даже небольших трещин на резиновых трубках системы их необходимо сразу заменить.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Так не нужно охлаждать двигатель автомобиля при перегреве

Последствия перегрева двигателя зачастую зависят от того как долго двигатель работал в режиме перегрева, и какие причины данного перегрева. Если мотор перегрелся по причине недостаточного уровня жидкости, и это было своевременно выявлено, следует просто добавить жидкости.

Если причина в другом, тогда предстоит частичная разборка мотора. В случае длительной эксплуатации мотора в режиме перегрева последствия могут быть очень серьезными. В большинстве случаев перегрев мотора вызывает деформацию головки блока цилиндров. Что приводит к образованию трещин. В бензиновых моторах они образуются между седлами клапанов. Дизельные моторы страдают от трещин между крышкой форкамеры и седлами впускных клапанов.

Что делать если двигатель автомобиля перегрелся

И наконец, мы подошли к основному вопросу нашей темы, что делать при перегреве двигателя.

Сперва необходимо обязательно остановить авто на обочине. После чего заглушить двигатель и открыть крышку капота. После того как двигатель остынет необходимо убедиться, что уровень жидкости в системе охлаждения в норме. Для этого следует открыть расширительный бачок. Обязательно соблюдайте меры предосторожности, так как перегретая охлаждающая жидкость может брызнуть из горловины и привести к ожогам тела человека. Поэтому открывать пробку следует лишь тогда, когда двигатель остынет.

Не знаете что делать при перегреве двигателя – вызывайте техпомощь

Если жидкости не хватает необходимо долить до нормы, в крайнем случае, добавьте воды, а потом при первой же возможности замените охлаждающую жидкость на новую. Однако снова обращаем ваше внимание на то, что все процедуры по доливу и замене следует выполнять лишь на холодном двигателе. Так как кроме того что вас может обжечь горячим антифризом, так еще и разница в температуре охлаждающей жидкости которая осталась в двигателе и которую вы доливаете, может спровоцировать неравномерное остывание двигателя, а значит и его деформацию. Кроме этого ни в коем случае не поливайте двигатель холодной водой сверху, что бы он быстрее остыл. Так как, в таком случае, капитальный ремонт головки вам обеспечен, и это в лучшем случае.

После того как жидкость долили необходимо завести двигатель и проверить работоспособность работы вентилятора. Обязательно прощупайте все шланги, которые подходят и выходят из термостата. Если термостат не открывается, то нижний шланг будет холодным, а жидкость будет циркулировать, лишь по малому кругу. В таком случае термостата следует заменить. Если рядом нет СТО, то тогда наилучшим вариантом будет вынуть из него клапан. В таком случае вы закольцуете большой и малый круг, и жидкость будет охлаждаться быстрее. Если после долива жидкости обнаруживается течь антифриза, то необходимо постараться ее устранить или уменьшить насколько это возможно.

Если же уровень жидкости в норме, а признаки перегрева двигателя сохраняются, то необходимо срочно показать авто мастеру на ближайшем СТО. Весьма вероятно, что муфта привода вентилятора неисправна. Для того что бы доехать туда необходимо включить печку на максимум и таким образом через радиатор печки снизить температуру охлаждающей жидкости. Хотя можно привод вентилятора, если он не принудительный ременной, попробовать отремонтировать самостоятельно. Для этого проверьте сначала предохранители. Бывает, что слабый контакт приводит к плохому функционированию реле вентилятора. Какой за это отвечает предохранитель, следует посмотреть по схеме. Если с предохранителями все в порядке то отключите провода от датчика температуры, который дает команду на включение вентилятора, и замкните их между собой. После этого включите зажигание, если вентилятор рабочий, то он должен заработать.

Если у вас нет возможности выполнить все процедуры, описанные выше, а до СТО доехать как то нужно, то существует еще одни вариант. Особенно часто его применяют при возникновении проблем с термостатом. После того как двигатель остынет заводим его и начинаем движение. Как только стрелка начинает приближаться к красному сектору, выключаем зажигание (двигатель не работает), и движемся накатом. После того как скорость заметно снизиться включаем зажигание смотрим на датчик температуры, как правило температура понижается. Поэтому можно снова завести мотор и разогнавшись повторить процедуру. И так добираемся до ближайшей станции техобслуживания.

Если на дороге имеются затяжные спуски, то двигаться накатом на них нельзя. В таком случае необходимо разогнавшись так же выключить двигатель, но передачу при этом не выключать. Автомобиль по инерции на склоне сможет проехать значительное расстояние таким образом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector