Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что за двигатель на танке т72

Газотурбинный танк Т-80У: тест-драйв «Популярной механики»

Т-80 – первый в мире серийно производимый танк с газотурбинным двигателем (ГТД). Работы по оснащению танков силовыми установками этого типа начались еще в конце 1950-х годов. Тогда на опытные образцы боевых машин ставились вертолетные двигатели. Быстро выяснилось, что они неспособны нормально работать в наземных условиях – вибрация и облака пыли быстро выводили ГТД из строя. Пришлось разрабатывать двигатель с самого нуля. Но откуда вообще возникла идея устанавливать газотурбинный двигатель на танк? «Во-первых, таким образом хотели решить проблему повышения боеготовности машины в условиях нашего сурового климата, – говорит Сергей Суворов, военный эксперт, кандидат военных наук, в прошлом – офицер-танкист. – Для того чтобы танк с дизельным двигателем мог начать движение при температурах от 0 до –20°С, необходимо для начала разогреть двигатель с помощью специального устройства – подогревателя – в течение 20–30 минут, затем запустить силовой агрегат и еще прогревать его около 10 минут на холостом ходу, пока температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения не поднимется примерно до 40°C. Таким образом, зимой требуется в общей сложности 30–40 минут для выхода танка по тревоге из парка, что в боевых условиях немало. Газотурбинный танк может трогаться с места уже через 45 секунд после нажатия на кнопку пуска двигателя независимо от температуры окружающего воздуха.

Второе преимущество ГТД – так называемый коэффициент приспособляемости двигателя. Чем выше его значение, тем проще может быть конструкция коробки передач. Коробка передач Т-80 схожа с той, что установлена на Т-64, но в ней убран один планетарный ряд – в результате вместо семи передач их всего четыре. А упрощение всегда означает повышение надежности и удешевление конструкции, снижение утомляемости механика-водителя. Впрочем, сам по себе газотурбинный двигатель заметно дороже дизельного».

Т-90: международный хит

У прародителя Т-90М – основного танка российских войск Т-90 «Владимир» − была непростая судьба. В 1992 году созданный Уральским КБ транспортного машиностроения танк был принят на вооружение, и в Нижнем Тагиле началось серийное производство. Машина вобрала в себя все положительные качества своего предшественника, танка Т-72, современные технические достижения в танкостроении и опыт участия в военных конфликтах. Однако финансирование армии и ОПК в эти годы оставляло желать лучшего, заказов на Т-90 практически не было, и создание новых танков прекратилось на несколько лет. Под угрозой было не только развитие Т-90, но и будущее Уралвагонзавода.

Ситуацию спас контракт с Минобороны Индии, подписанный в 2001 году. Согласно договору Россия не только поставляла индийцам готовые Т-90, но и помогла локализовать лицензионное производство в самой Индии. Коллективы УКБТМ и УВЗ в короткие сроки смогли оживить программу Т-90 и создать экспортный вариант танка. По словам генерального директора УВЗ Александра Потапова, индийский контракт вдохнул новую жизнь в заводы и КБ, дал мощный импульс всей танкостроительной отрасли. Благодаря российским поставкам вооруженные силы Индии практически с нуля выстроили современные бронетанковые войска. Кроме того, «девяностый» прошел всесторонние испытания в условиях жаркого климата и пустыни.

Но не только Индия проявила интерес к новому танку. В 2000-е годы Т-90 стал самым коммерчески успешным танком в мире. Кроме Индии, которая оставалась самым крупным импортером, танк поступил на вооружение в Азербайджан, Алжир, Туркмению, Уганду, Вьетнам, Ирак и другие страны. «Девяностый» стал основой для множества модификаций и платформой для создания боевых и обеспечивающих машин, таких как артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ», РСЗО «Солнцепек», БМПТ «Терминатор» и других.

Братья становятся конкурентами

Т-90С берет барьеры.
Фото Игоря Коротченко

ТАНКОВЫЕ школы России и Украины, некогда тесно сотрудничавшие и дополнявшие друг друга, с распадом Советского Союза пошли каждая своим путем. Наиболее острым образом конкуренция проявляется в борьбе за покупателя на международных рынках оружия, а вместе с ней появляются различные суждения о боевых возможностях российских и украинских танков. Весьма широко дискуссируемый аспект — чей силовой агрегат имеет лучшее инженерно-конструкторское решение: российского танка Т-90С или украинских Т-80УД и Т-84?

Опираясь на экспертные оценки, попробуем внести ясность в этот вопрос.

Исторический экскурс

Специальные танковые дизели стали появляться лишь накануне Второй мировой войны (прежде для нужд танкостроения приспособлялись авиационные и автомобильные дизели). В дизельных концепциях конструкторов привлекало то, что расход топлива снижался на треть по сравнению с карбюраторными двигателями, а запас хода увеличивался на 40-50%. Малая испаряемость дизельного топлива существенно уменьшала пожарную опасность. Кроме того, многотопливные дизели наиболее приспособлены к форсированию за счет наддува.

В предвоенные годы в СССР был создан специальный четырехтактный дизель — знаменитый В-2. Однако в 50-х гг. перед харьковским конструкторским бюро встала задача создания танка следующего поколения, обладающего лучшими в мире боевыми характеристиками при наименьших габаритах. Появился двухтактный дизель, представлявший собой смелое конструкторское решение для того времени.

Почти одновременно появились сведения о разработках английской фирмы «Викерс». Ее двигатели, аналогичные советским, устанавливались на танки «Викерс» Мк1, позже поставляемые в Индию под наименованием «Виджаянта», а также на танк «Чифтен». Стремясь сохранить лидерство, советские инженерные силы создали двухтактный пятицилиндровый турбопоршневой двигатель 5ТД, он по всем параметрам превосходил английский двигатель танка «Чифтен». Затем мощность советского двигателя увеличили до 700 л.с., и он получил индекс 5ТДФ. Им оснащался новый советский танк Т-64.

Недостатки, выявленные при эксплуатации этой боевой машины, поставили вопрос о разработке альтернативного варианта. Возвращение к четырехтактному дизелю стало неизбежным. В 1973 г. был принят на вооружение уральский танк Т-72 с двигателем В-46, развивавшим мощность 780 л.с. Позже этот параметр был поднят до 840 л.с. Танк Т-72 стал самым массовым в мире — всего было выпущено около 30 тыс. различных модификаций этих машин.

Украинская промышленность также провела значительную работу по модернизации харьковского танка. С 1979 г. на машины серии Т-64 устанавливаются двухтактные дизели 6ТД мощностью 1000 л.с. Затем, после ряда усовершенствований Т-64 трансформируется в танк Т-80УД, при этом дизельный двигатель остается прежним. Хотя проблема надежности силового агрегата в определенной мере была снята, двухтактный дизель сохранил все имеющиеся концептуальные недостатки. Украина доказывала работоспособность своих машин в условиях Пакистана, заключив контракт на поставку 320 танков Т-80УД (Т-84). По мнению экспертов, он успешно выполняется. Правда, имеются данные о недостаточной надежности поставляемых украинских танков, прежде всего их двигателей, в связи с чем армия Пакистана уже планирует модернизацию только что изготовленных машин. В то же время в Индии летом 1999 г. были проведены испытания российского танка Т-90С. Российские эксперты заявляют, что машины получили высокую оценку на испытаниях в условиях 57-градусной жары.

Четырехтактный против двухтактного

Итак, Россия поставляет на мировой рынок основной боевой танк Т-90С с четырехтактным дизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с., а Украина — танки Т-80УД и Т-84 также с дизельными двигателями, но двухтактными — 6ТД и 6ТД-2 мощностью соответственно 1000 и 1200 л.с.

Читать еще:  Harrier 1mz что это за двигатель

Казалось бы, показатель мощности, снимаемый с одного литра рабочего объема цилиндров двухтактного двигателя, на 40-70% выше, чем у четырехтактного, и поэтому должен обеспечивать приоритет украинским разработкам. Однако в такой конструкции таится немало неприятных особенностей, которые в конечном счете перевешивают преимущества двухтактной концепции силовой установки.

Значительно большая частота циклов двухтактного двигателя вызывает высокую тепловую напряженность деталей поршневой группы, что снижает его надежность и возможности форсирования. Полнота сгорания топлива меньше, чем у четырехтактного, создаются худшие условия образования рабочей смеси. В силу этого экономические показатели четырехтактного двигателя становятся объективно выше.

Даже не вникая в конструктивные особенности двигателей, специалисты утверждают, что в двухтактном дизеле значительное количество воздуха идет на продувку цилиндров. Это увеличивает суммарный расход воздуха и требует установки воздухоочистителя больших размеров. Такой двигатель более чувствителен к сопротивлениям на впуске и выпуске. Из-за отсутствия выталкивающего действия поршня при выпуске он не может работать при высоких противодавлениях, и, как прямое следствие такого обстоятельства, для преодоления водных преград по дну необходимо использовать газовыводящую трубу.

Как показывают исследования, ресурс украинских двигателей на 20-40% ниже, чем у российских. Худшая приемистость двухтактных двигателей ведет к меньшим динамическим возможностям на поле боя: например, в случаях, когда необходимо сочетание интенсивного разгона с резким торможением, «вялость» танка может серьезно подвести экипаж.

На эксплуатационных режимах расход топлива украинскими двигателями на 10-17% выше, чем у российских, а потребление масла больше в несколько раз. То есть при прочих равных условиях российские танки обладают большим запасом хода, а стоимость их эксплуатации ниже.

Кроме того, двухтактные двигатели расходуют на обеспечение работы своих систем до 15% номинальной мощности, в то время как четырехтактные российские — в полтора раза меньше. И, наконец, даже при температуре окружающего воздуха +5 — +8╟C для запуска украинских двигателей необходимо использовать системы автономного факельного подогрева и масловпрыска.

Другая сторона вопроса: для украинских танковых двигателей характерна высокая трудоемкость изготовления и ремонта, необходимость использования сложного оборудования, привлечения высококвалифицированных специалистов. Все это делает двигатель чрезвычайно дорогостоящим.

Не все благополучно и с экологией. Повышенный расход масла и неполное сгорание рабочей смеси создают дымный и токсичный выхлоп, что в свою очередь требует увеличения дистанции между машинами при движении в колонну, непомерно растягивая ее на пути выдвижения. Это также показало тестирование в условиях, приближенных к боевым.

Модернизация

Менее затратный способ обновления танкового парка — модернизация уже состоящих на вооружении машин. Например, Советский Союз поставил за рубеж 8 тыс. только одних танков Т-72. Железное сердце машины за долгие годы изнашивается и требует замены.

Обратимся к статистике. Оказывается, еще в советские времена были проведены сравнительные испытания танков Т-72 с четырехтактным двигателем и украинского — Т-80УД с двухтактным. Строгие отчеты компетентных комиссий хранят свидетельства того, что, хотя номинальная мощность двигателя

Т-72 составляла всего 84% от мощности украинского танка, при совершении суточных маршей ротными и батальонными колоннами подвижность российской машины оказалась выше. При движении по равнинной местности ее превосходство по средней скорости движения составило 5-7%, а в условиях жаркого климата, когда температура окружающего воздуха достигала +40╟C, это превосходство возрастало до 15%. Такие же показатели были получены при движении в горах. Важно и то, что расход топлива двигателем танка Т-80УД был на 20-22% выше.

Несколько слов о конструктивных особенностях замены двигателя. Если рассматривать вариант замены силовой части танка Т-72 на продукцию украинских танкостроителей, то надо быть готовым к тому, что возникнет необходимость демонтажа и установки новых систем и агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, при этом потребуется полная перекомпоновка танка. Придется отрезать корму Т-72, приварить другую, переделанную под монтаж новых агрегатов, проводить установку нового двигателя, его систем и агрегатов трансмиссии. Эксперты полагают, что затраты на такую модернизацию будут вполне сопоставимы со стоимостью танка новой марки. При этом в конструкцию вносятся органические недостатки двухтактного двигателя, страдающего конструктивно-неизлечимыми пороками.

Установка же российского двигателя от Т-90С на танк Т-72 и его модернизированные варианты потребует крайне незначительных переделок моторно-трансмиссионного отделения. В результате с минимальными расходами вполне возможно создать машину, оснащенную надежным, экономичным и сравнительно дешевым двигателем.

Существенная деталь. В этом году в России завершается испытание танкового дизеля мощностью 1200 л.с. Он может быть использован на танках типа Т-72 и Т-90 при минимальных переделках данных машин. Не исключено, что именно этот перспективный двигатель будет использован на принципиально новом российском танке Т-95, о котором «НВО» рассказало в предыдущем номере.

Вооружен и очень опасен

Обновленный Т-90М все-таки совсем не похож на своего предка Т-90. Уже только по внешнему виду его можно считать совершенно новой машиной. И если делать аналогию с истребителями, то он относиться к поколению 4++. То есть как последняя ступень перед появлением машин совершенно нового 5-го поколения. В авиации это истребители Су-30/35 и их старший брат Су-57. Для «Прорыва» это танк нового поколения Т-14 «Армата». Опять же проводя аналогии, на том же Су-35 долгое время отрабатывали технологии и оборудование, стоящее на более продвинутой машине. То же самое происходит и в танкостроении.

На Т-90М установлена принципиально новая башня. Она легко узнаваема по внешнему виду из-за находящегося сзади короба для боеприпасов. Машина получила 125-мм пушку, обеспечивающую применение новых боеприпасов высокого могущества, а также управляемых ракет, позволяющих поражать бронированные цели и даже вертолеты на дальности до 5 км. Имеются и два пулемета: спаренный с пушкой 7,62 мм и установленный на башне, дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом.

При этом конструкторам удалось существенно увеличить внутренний забронированный объем пространства башни, благодаря чему внутри разместили дополнительное электронное оборудование и улучшили условия работы экипажа. Командир теперь обладает панорамным прицелом и высокоавтоматизированной системой управления огнем «Калина». Это позволило значительно повысить точность огня, сократить время подготовки первого выстрела, внедрить автомат сопровождения цели. Машина интегрирована в сетецентрическую систему тактического управления «Созвездие-М2». Что обеспечивает так называемый армейский интернет, который объединяет в единое информационное пространство все объекты, оснащенные подобными комплексами, на поле боя. Благодаря этому танк может получать целеуказания даже о тех целях, которые экипаж визуально не наблюдает: координаты поступят с командного пункта, беспилотника или другого средства разведки на поле боя.

Как это работает, было показано в одном из видеороликов концерна «Уралвагонзавод» и в передаче «Военная приемка» телеканала «Звезда«. В них несущийся с внушительной скоростью по полигону Т-90М преодолевал кочки и канавы так, как будто ехал по шоссе. А командир боевой машины в этот момент отмечал пальцем на жидкокристаллическом дисплее новой управляющей системы координаты цели, и дальше последовал выстрел. При этом в башне ничего не пошелохнулось.

Читать еще:  Бензин попал в двигатель что произойдет

Кроме того, новая электроника сделала возможным реализацию режима ведения огня «охотник — стрелок». Это когда командир ведет разведку целей и ставит задачи на их поражение наводчику, а тот самостоятельно их уничтожает. Одновременно командир продолжает наблюдение и разведку других объектов. Функция двухканального автоматического сопровождения целей (одновременно и независимо с места наводчика и командира) позволяет сократить время на их поражение в разы.

Подвижность

В движение ОБТ приводил привычный для СССР многотопливный дизельный двигатель. На первых модификациях был установлен 12 цилиндровый В-84-1 с жидкостным охлаждением и наддувом. Его мощность достигала 840 л.с. при 2000 об/мин.

Свой момент он передавал на механическую коробку передач с гидроприводом, имеющую семь ступеней хода вперёд и одну назад. Так же она обеспечивала поворот танка.

Ходовая часть Т-64 была признана неудачной, поэтому на Т-72 она состояла из 6 опорных катков большого диаметра, 3 поддерживающих маленького, направляющего колеса спереди и ведущего сзади.

Т-72 отличался неплохой подвижностью на любой местности и развивал 60 км/час при езде по шоссе и 35 км/час при езде по пересечённой местности.

Топливная система имела четыре внутренних бака в забронированном объёме и пять наружных топливных бака, расположенных на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков достигала 705 литров, тогда как наружных — 495 литров. Кроме этого, на затяжных маршах можно было подключать два дополнительных бака, крепящихся на корме и имеющих объем до 500 литров. Всё это давало дальность хода 500 километров, а с установленными внешними баками до 700 километров.

Современная модификация Т-72Б3 с мощным новым двигателем обладает отличной подвижностью, позволяющей завоёвывать первые места на танковых марафонах.

История танка-робота

Первые работы в области специальной робототехники в СССР были проведены по заказу КГБ — это выполненная в 1981–1983 годах научно-исследовательская работа «ЛИМБ-МВО», направленная на создание мобильных робототехнических комплексов для проведения антитеррористических операций. Вскоре для НИИ «Геодезия» был создан экспериментальный роботизированный комплекс МРК-20 для работы с боеприпасами в полигонных условиях, рассказывалось в январском номере журнала «Арсенал Отечества» за 2017 год.

Следующие серьезные разработки были инициированы после аварии на Чернобыльской АЭС. С помощью отечественных специальных роботов «СТР-1» и «Мобот ЧХВ-2» был проведен полный технологический цикл уборки с крыш аварийного и смежного с ним энергоблоков радиоактивного мусора.

Работы по роботизации техники для Вооруженных сил до начала 1990-х годов по уровню научно-технических и научно-технологических разработок практически не отставали от стран Европы, США и Японии, отмечает «Арсенал Отечества». Однако после развала Советского Союза в течение целого десятилетия разработками боевых и специальных роботов практически не занимались.

Сейчас новейшими образцами роботизированной техники являются многофункциональный комплекс «Уран-9» и комплекс разминирования «Уран-6». Впервые они были продемонстрированы на параде Победы в 2018 году. Аналоги таких комплексов есть в США и Израиле, однако полноценных роботизированных танков пока нет ни у одной страны в мире.​

Конструкция 5ТДФ

5ТДФ – двухтактный дизельный двигатель с турбонаддувом, имеющий 5 рабочих цилиндров. В некоторых источниках его конфигурацию ошибочно называют оппозитной, но на самом деле мотор относится к категории двигателей со встречным движением поршней. Особенностью моторов такого типа является использование 2 поршней на 1 цилиндр, то есть, 5ТДФ имел 10 поршней, расположенных в 5 «котлах».

У двигателя нет классических головок цилиндров, так как по бокам (он имеет горизонтальную ориентацию) располагаются картеры с коленчатыми валами. Именно за близкую к прямоугольной, плоскую форму (ширина ДВС, «лежащего» в МТО танка, гораздо больше его высоты), военные прозвали этот двигатель «чемодан».

Коленчатых валов у 5ТДФ два, но главный крутящий момент (70%) развивается только на одном. Оставшиеся 30% передаются на него со второго вала через главную передачу. Кроме того, один коленвал жестко связан с турбокомпрессором, помогая ему раскручиваться на малых оборотах. За счет жесткой связи также осуществляется нагнетание топлива и отсос отработанных газов.

У 5ТДФ отсутствует ГРМ в классическом понимании: никаких распредвалов, клапанов и толкателей. Поршни, движущиеся внутри цилиндра навстречу друг другу, а потом в противоположные стороны, при подходе к ВМТ (верхней мертвой точке) всасывают, сжимают топливо до его воспламенения и выпускают отработанные газы. В процессе этого они делают по два хода (вперед-назад или влево-вправо – тут смотря с какой стороны посмотреть), то есть, мотор двухтактный.

Так как ВМТ смещена относительно центра цилиндра в сторону одного из валов, поршни движутся несимметрично. Благодаря этому впускное и выпускное окна открываются не одновременно. Когда один поршень подходит к НМТ (нижней мертвой точке) – он открывает окно впуска, через которое турбина подает воздух, а затем (при проходе ВМТ) форсунки впрыскивают горючее, которое воспламеняется от воздуха, нагретого давлением в цилиндре.

Далее поршень, находящийся со стороны впуска, продолжает движение к поршню со стороны выпуска, тот продвигается в том же направлении, открывает выпускное окно, и движется к своей НМТ, после чего меняет направление. Когда он закрывает выпускное окно – поршень со стороны впуска открывает впускное, турбина нагнетает воздух, который снова сжимается встречно движущимися поршнями, и рабочий цикл мотора повторяется.

Не только танки. «Эксклюзивное» российское оружие в Донбассе

Пять лет назад, во второй половине августа 2014 года, «Иловайский котел» стал первым случаем за время войны на востоке Украины, когда России пришлось использовать регулярные войска для поддержки терпевших поражение за поражением сепаратистов. Несмотря на то что на официальном уровне Россия по-прежнему отрицает причастность своей армии к событиям в Донбассе, многочисленные фото- и видеосвидетельства в интернете говорят об обратном.

Британская исследовательская группа Forensic Architecture к пятилетию «Иловайского котла» – окружения украинских войск под городом Иловайск в 50 километрах от Донецка – опубликовала масштабное исследование (в России для просмотра сайта может понадобиться VPN!) свидетельств участия в этом событии регулярной российской армии. Эксперты Forensic Architecture взяли за основу своего исследования спутниковые фотографии и видеозаписи из зоны боевых действий на востоке Украины, на которых оказался запечатлен танк Т-72Б3: модернизированный советский танк, который в 2014 году находился только на вооружении российской армии. Т-72Б3 легко идентифицировать по его уникальным отличительным чертам, например по установленному на башне многоканальному прицелу «Сосна-У» и модернизированной динамической защите «Контакт-5».

Представлены новые доказательства участия РФ в боях в Иловайске

Радио Свобода напоминает о других образцах российского вооружения, которые никогда не поставлялись в Украину и могут свидетельствовать о непосредственном участии российской регулярной армии в войне в Донбассе. Свидетельства их применения в войне на востоке Украины кропотливо собирали волонтеры и эксперты международных расследовательских групп, таких как InformNapalm и Bellingcat.

Танк Т-90А

Еще одна российская разработка на базе советского танка Т-72 – танк Т-90А. Его уникальными чертами являются клиновидные элементы динамической защиты, расположенные ровно в ряд благодаря сваренной из нескольких частей башне, а также, к примеру, тепловизоры второго поколения «ЭССА». Т-90А, как и Т-72Б3, никогда не поставлялся на экспорт в Украину. Как и Т-72Б3, Т-90А были замечены в Луганской области в конце боев за Иловайск. Видео ниже, предположительно, было снято 25 августа 2014 года. Волонтеры InformNapalm и пользователь твиттера Askai707 смогли определить место съемки как железнодорожный переезд к юго-востоку от села Лысое.

Читать еще:  Что лить в двигатель lexus rx300

Еще одним подтверждением участия российских Т-90А в войне на востоке Украины стал профиль в социальной сети «ВКонтакте», принадлежащий танкисту 136-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады из Буйнакска Виталию Маракасову. Среди размещенных им фотографий (впоследствии они были удалены, однако архивная копия профиля сохранена здесь) были снимки на фоне дорожного указателя в Луганской области, недалеко от аэропорта Луганска, а также фото колонны Т-90А. Это может свидетельствовать о том, что Т-90А участвовали не только в боях за Иловайск, но и в штурме луганского аэропорта – одной из первых масштабных операций во время войны, где бок о бок воевали наемники «ЧВК Вагнера» и кадровые российские военные.

Тяжелая огнеметная система «Буратино»

Одно из самых страшных орудий современных войн, тяжелые огнеметные системы (ТОС) – советская разработка конца 70-х годов прошлого века. Первые опытные образцы были изготовлены в Омске в 1978–1979 годах. Сейчас такие системы производит «Уралвагонзавод». Комплекс состоит из двух основных частей: шасси (на базе танка или тяжелого грузовика) и направляющих, из которых производится стрельба НУРСами – неуправляемыми реактивными снарядами.

Головная часть снаряда содержит зажигательный или термобарический состав. Работает это так: горючее вещество при попадании в цель распыляется в виде аэрозоля, полученное газовое облако подрывается. Боеприпасы объемного взрыва больших калибров, говорится в публикации журнала «Популярная механика» за 2009 год, по мощности сравнимы со сверхмалыми тактическими ядерными боеприпасами, с той лишь разницей, что у них отсутствует радиационный эффект поражения. Огнеметные системы, как говорится в «Википедии», используются «для вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, поджога и разрушения сооружений и зданий, уничтожения живой силы противника, расположенной на открытой местности и в фортификационных сооружениях».

Российская ТОС «Буратино» сделана на базе все того же танка Т-72. Эти системы есть на вооружении в некоторых постсоветских странах, например, в Армении, Казахстане и Азербайджане, однако в Украине они на вооружение не ставились. В октябре 2015 года ТОС «Буратино» заметили в районе села Круглик Луганской области Украины наблюдатели ОБСЕ, зафиксировав этот факт в своем отчете. О применении ТОС «Буратино» в Украине также косвенно свидетельствует опубликованная украинскими хакерами переписка помощника президента России Владислава Суркова. На адрес электронной почты приемной Суркова регулярно приходили планы мероприятий по выполнению Минских соглашений. В конце января 2015 года в одном из таких планов говорилось об отводе от линии разграничения тяжелых огнеметных систем, однако в окончательной согласованной сторонами версии документа (эти договоренности получили неформальное название «Минск-2») о таких системах уже ничего не сказано.

Карабас фон Донбасс

Известно, что модернизированная версия «Буратино», ТОС «Солнцепек», также применялась Россией в Сирии. Установки были переброшены в эту страну из Нижегородской области, из 20-го полка радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Как рассказывал осенью 2015 года Радио Свобода источник, знакомый с ситуацией в 20-м полку РХБЗ, в Сирию отправились около 20 контрактников и несколько десятков машин – не только сами «Солнцепеки», но и заряжающие машины, машины управления, сопровождающий транспорт. Причем некоторые из военнослужащих были вынуждены остаться в России: в августе 2015 года военнослужащие полка – и контрактники, и срочники – были отправлены на учения на полигон в Курской области, недалеко от границы с Украиной. По возвращении оттуда у многих солдат начали проявляться симптомы неизвестного заболевания – желтые пятна на коже и высокая температура. Заболевших поместили в госпиталь и поставили всем одинаковый диагноз – стрептококковая инфекция кожи и стрептодермия.

Перегрелись на «Солнцепеке»

В состав смеси для используемых в «Солнцепеке» термобарических снарядов, как следует из информации в интернете – например, на сайте guns.ru, – могут входить тротил, перхлорат и нитрат аммония, гексоген, оксид этилена. Все это крайне токсичные вещества, даже краткосрочный контакт с которыми может привести к серьезным последствиям для человека.

Средства радиоэлектронной борьбы

Приведенные выше примеры – скорее исключения из правил, поскольку подавляющее большинство боевой военной техники, применявшейся в войне на востоке Украины, имелось на тот момент как у российской, так и украинской армии. Куда проще идентифицировать кадровых российских военных по современным системам РЭБ – радиоэлектронной борьбы. Эти системы, как следует из открытых источников, фактически проходили в Украине «обкатку» перед официальным принятием на вооружение в России. Официально они никогда не поставлялись в Украину, а большинство таких систем – и в другие страны.

Если на своей территории российские власти могут попытаться договориться с операторами сотовой связи о ее временном отключении на время оппозиционного митинга, то на территории противника для подавления сетей GSM приходится использовать специальную технику, такую как комплекс РЭБ РБ-341В «Леер-3». Как говорится в публикации на сайте российского издания «Военное обозрение», «Леер-3» «предназначается для подавления GSM-связи при помощи помех, передаваемых специальным беспилотным летательным аппаратом». «Специальный передатчик, установленный на легком БПЛА, имитирует работу базовой станции сотовой сети и тем самым мешает нормальной работе абонентских терминалов».

Комплекс «Леер-3» был разработан петербургским ООО «Специальный технологический центр» и впервые представлен публике в начале октября 2015 года на выставке «День инноваций Южного военного округа». Он умеет не только подавлять мобильную связь, но и выявлять координаты подключенных к сети сотовых телефонов и планшетов, передавая эти данные артиллерийским расчетам для нанесения удара. Впервые «Леер-3» был замечен в Донецке еще до официальной премьеры, летом 2015 года. Впоследствии он попал на видео, снятое в Донецкой области весной 2016 года.

Точку в вопросе о присутствии российских систем РЭБ в Украине поставила все та же наблюдательная миссия ОБСЕ. В отчете, опубликованном 11 августа 2018 года, говорится о присутствии в районе населенного пункта Чернухино (контролируемая сепаратистами территория, 64 километра к юго-западу от Луганска. – Прим. РС) российских систем радиоэлектронной борьбы «Леер-3» РБ-341В, 1Л269 «Красуха-2», РБ-109A «Былина» и комплекса радиоэлектронной борьбы «Репеллент-1». Порой, впрочем, «полевые испытания» новейших российских систем РЭБ в Украине оканчиваются их потерей: так, в конце июня 2019 года украинские военные сообщили об уничтожении двух подвижных комплексов радиоэлектронной разведки «Торн-МДМ». Эти системы предназначены для пеленгования, анализа и регистрации сигналов на частотах до 3000 МГц, а также для определения источников таких сигналов. Как и «Леер-3», а также другие перечисленные выше системы РЭБ, «Торн-МДМ» никогда официально не поставлялся ни в Украину, ни в другие страны мира.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector