Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит и как тормозить двигателем

Nissan ProPILOT облегчает вождение в долгих и ежедневных поездках. Он контролирует дорожную ситуацию вместе с вами и всегда готов подстраховать, когда вам это необходимо. Современная и эффективная технология, придающая уверенность.[[8092]]

Nissan ProPILOT облегчает вождение в долгих и ежедневных поездках. Он контролирует дорожную ситуацию вместе с вами и всегда готов подстраховать, когда вам это необходимо. Современная и эффективная технология, придающая уверенность.[[8092]]

Nissan ProPILOT облегчает вождение в долгих и ежедневных поездках. Он контролирует дорожную ситуацию вместе с вами и всегда готов подстраховать, когда вам это необходимо. Современная и эффективная технология, придающая уверенность.[[8092]]

Начинающему водителю

Среди автомобилистов существует извечный спор – тормозить двигателем или на нейтралке? В большинстве автошкол не учат торможению двигателем, поэтому курсанты волей-неволей приучаются тормозить на нейтралке.

Откуда пошла манера тормозить на нейтралке ? Пришла она к нам с давних времен, когда автомобили представляли собой громоздкие и ненадежные чуда техники. При длительном движении на высоких оборотах двигатели таких автомобилей начинали перегреваться, поэтому водители при любом удобном случае выключали передачу и пускали автомобиль накатом, давая двигателю остыть на холостом ходу. Также они таким образом экономили топливо, некоторые даже глушили двигатель на затяжных спусках.

С тех пор утекло много воды, техника изменилась. Теперь автомобилям уже не так страшен перегрев, да и расход топлива современных автомобилей не так высок, как у старых моделей. Однако многие водители по привычке тормозят на нейтралке. Однако, торможение двигателем в большинстве случаев является более безопасным и экономичным.

Безопасность

В большинстве дорожных ситуаций торможение двигателем безопаснее торможения на нейтралке. Это объясняется тем, что сохраняется постоянная связь между ведущими колесами и педалью газа, поэтому водитель в любой момент может оперативно вмешаться в процесс управления. К тому же, при постоянной тяге на ведущих колесах автомобиль с любым типом привода ведет себя более стабильно, чем при движении накатом.

Особенно полезно тормозить двигателем зимой. Представьте, Вы подъезжаете к затяжному спуску и пускаете автомобиль накатом. При необходимости снизить скорость Вы жмете на педаль тормоза, и если в этот момент покрытие между правыми и левыми колесами окажется разной степени скользкости (асфальт и лед), то автомобиль может резко уйти в занос. Для переднеприводного автомобиля в этом случае нужно плавно добавить газа и вытянуть автомобиль из заноса. Но при торможении на нейтралке Вам придется сначала выжать сцепление, включить нужную передачу и только после этого начать маневр. Этого времени может быть достаточно, чтобы потерять контроль над автомобилем.

А если у Вас вдруг откажут тормоза – торможение двигателем порой бывает самым безопасным способом остановить автомобиль.

Экономия

Как бы странно не звучало, но торможение двигателем экономит топливо больше, чем на нейтралке. Это связано с особенностью работы современных систем управления двигателем. При определенных условиях (отпущена педаль газа, включена передача в КПП, достигнуты определенные обороты двигателя) электронный блок управления двигателем полностью отключает подачу топлива в двигатель и автомобиль движется, не расходуя топлива. Это легко можно увидеть, если Ваш автомобиль оснащен бортовым компьютером, показывающим мгновенный расход топлива.

При торможении двигателем компьютер показывает расход топлива о л/100 км вплоть до перехода на нейтралку в конце торможения.

При торможении на нейтралке двигатель продолжает работать на холостом ходу, и компьютер показывает расход топлива несколько литров на 100 км.

Причем, также работают и многие карбюраторные двигатели, оснащенные системой принудительного холостого хода. На маршрутах большой протяженности торможение двигателем дает существенную экономию топлива.

Еще один плюс в копилку экономии при торможении двигателем – в этом режиме двигатель работает как компрессор, помогая эффективнее замедлить автомобиль, что хоть немного, но увеличивает ресурс тормозных колодок.

Последствия торможения двигателем

Замедление автомобиля без использования тормозной системы имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В числе первых механики называют:

  1. Уменьшение износа колодок и дисков: при замедлении они не задействованы.
  2. Увеличение устойчивости автомобиля на обледенелой дороге и крутых поворотах.
  3. Снижение потребления горючего (актуально для ДВС с электронным управлением). На время торможения электроника полностью прекращает подачу горючего, в отличие от езды накатом, когда мотор работает на холостых оборотах.
Читать еще:  Электрическая схема пуска нереверсивного двигателя

Негативные последствия возникают, как правило, из-за неправильного выполнения манёвра. Когда водитель включает передачу, не соответствующую текущей скорости автомобиля, многократно увеличиваются нагрузки на трансмиссию и двигатель. В коробке передач происходит интенсивный износ зубчатых колёс, а в моторе возможно западание поршневых колец, нарушение работы газораспределительного механизма.

Во время торможения двигателем увеличивается разрежение во впускном коллекторе, что приводит к разгерметизации системы питания и попаданию в неё масла. Оно сгорает вместе с топливом, образуя нагар на свечах и других узлах ДВС.

Причины, по которым двигатель перестает работать в случае торможения автомобиля, носят следующий характер:

  • Неисправен вакуумный усилитель;
  • Нарушена целостность трубопровода вакуумного усилителя или штуцера;
  • Проблема впрыска топлива;
  • Причина в бензонасосе или карбюраторе;
  • Нарушен впуск топлива;
  • Сбои в работе электроники.

Неисправен вакуумный усилитель

Этот прибор предназначен для облегчения нажатия тормозной педали. Внутри узла находится мембрана, которая разделяет его внутреннее пространство на две камеры. Одна из них соединена с впускным коллектором. Поступающий воздух во вторую камеру, после открытия специального клапана, создает перепад давления. Этим достигается облегченное нажатие на педаль тормоза.

В случае нарушения мембраны, воздух попадает в камеру, соединенную с коллектором. В результате из-за разряжения изменяется пропорция топливной смеси.

Чтобы проверить наличие этой причины, нужно совершить следующие действия:

  • Сделать несколько нажатий на педаль тормоза. Как только она затвердеет придавить ее ногой.
  • Завести двигатель.
  • Если педаль подастся вперед, вакуумный усилитель исправный.

При определении неисправности мембраны вакуумного усилителя она нуждается в замене.

Нарушена целостность трубопровода вакуумного усилителя или штуцера

Такое же явление будет наблюдаться при неплотном вхождении трубки усилителя или ее повреждении. Только в этом случае воздух будет постоянно поступать во впускной коллектор.

Проверка трубопровода состоит из следующих шагов:

  • Трубка отсоединяется от штуцера.
  • Заводится автомобиль.
  • Сначала пальцем перекрывается отверстие в трубке. Если обороты двигателя повышаются — нарушений в трубопроводе нет.
  • Таким же образом проверяется наличие подсоса воздуха через штуцер. Для этого перекрывается пальцем его торцевое отверстие. Эффект должен быть тот же.

Если после таких манипуляций машина не меняет своих оборотов, значит, причина в нарушении трубопровода или штуцера. Это проявляет себя на малых оборотах двигателя. Все эти элементы подлежат замене.

Причина в бензонасосе или карбюраторе

В бензонасосе присутствует мембрана. Если в ней появляется трещина, то вакуумный насос не сможет накачать достаточное количества топлива. На больших оборотах это будет незаметно, а вот во время их снижения автомобиль заглохнет.

Что касается карбюратора, то причиной может быть нарушение герметичности между этим узлом и впускным коллектором. В результате произойдет подсос воздуха и на малых оборотах автомобиль начнет работать нестабильно. Для устранения поломки требуется замена мембраны.

Другой причиной может быть неправильная регулировка карбюратора или его засорение. Нужно провести промывку узла и отрегулировать заново.

Нарушен впуск топлива

Во время движения автомобиля водитель давит ногой на акселератор и открывает дроссельную заслонку. Когда же она закрыта, вступает в работу канала холостого хода. В случае его засорения топливо перестает поступать в двигатель и при торможении автомобиль перестает работать.

Необходимо остановиться и прочистить этот узел.

Сбои в работе электроники

Причина может лежать в неисправности 2 элементов:

  • ЭБУ. Произойдет неточное вычисление прибором пропорции горючей смеси.
  • Регулятор. Его неисправность приведет к неправильному изменению положения поворота угла дроссельной заслонки, при нажатии на педаль газа.

Проверку исправности электроники можно провести только при наличии соответствующих приборов.

Если наблюдается сбой в работе двигателя во время торможения, нужно начинать последовательно искать причину такого явления. Сначала проверять наличие простых неисправностей, а затем постепенно переходить к проверке сложных узлов.

Читать еще:  Бурлит в расширительном бачке троит двигатель

Торможение двигателем можно применять в трех случаях:

  1. На скользких дорогах. На скользкой дороге автомобиль при торможении (даже с ABS) может занести. Поэтому торможение двигателем на таких дорогах позволит сохранить устойчивость и управляемость автомобилем.
  2. На длинных затяжных спусках. Причем, чем ниже передача, тем эффективнее торможение двигателем. Такое торможение на затяжных спусках не вредит мотору. На длинных затяжных спусках торможение двигателем исключает перегрев тормозных механизмов. При длительном торможении (нажатии на педаль тормоза) в тормозной системе колодки могут нагреться докрасна. Это может привести к снижению эффективности торможения и даже выходу из строя тормозной системы.
  3. При отказе рабочей тормозной системы. При отказе тормозов, необходимо последовательно переключать скорости с 5-й передачи, на 4-ую, 3-ую, 2-ую и на 1-ую, а для полной остановки машины просто затянуть ручник либо выключить зажигание.

Как курсанту понять, что такое торможение двигателем и как его выполнить? Очень просто. Даже на первых практических занятиях курсанта в автошколе при движении в городском потоке можно понять, что такое торможение двигателем. Включаете первую передачу, начинаете движение, надавили на педаль газа и разогнали машину, а затем резко отпустите педаль газа, машина снизит скорость за счет двигателя, а не за счет тормоза. Вот это и будет торможение двигателем.

Есть с десяток способов торможения двигателя, но самый простой — отпустить педаль газа и последовательно переключить коробку с третьей на вторую, а затем и на первую (если нужно) передачу. Начинать тормозить двигателем с 4-й и выше передачи неэффективно — лучше сначала сбросить газ. Важно переключать передачи последовательно, если «перескакивать» с 3 или 4 на 1-2 сразу, машина может уйти в занос.

Чтобы тормозить двигателем без рывков, нужно выбрать такой момент переключения передачи, когда не приходится сильно давить на педаль тормоза. А в сам момент понижения передачи нажать слегка на газ, чтобы поднять обороты двигателя. Затем отпустить газ и продолжить плавно тормозить.

Как тормозить двигателем на АКП?

Зависит от типа «автомата». В некоторых коробках есть ручной режим, в других — опция понижения передачи.

Классический гидромеханический «автомат» не даст вам разомкнуть сцепление, а «робот» будет отключать его принудительно — так он устроен.

Поэтому прежде, чем экспериментировать, проконсультируйтесь со специалистом по своему типу коробки.

Как научиться тормозить плавно, без «клевков»?

Плавное торможение — полезный навык и с точки зрения комфорта пассажиров, и с точки зрения безопасности. Заранее погасить скорость — значит оставить себе время и запас места на реакцию, если что-то пойдёт не так: появится препятствие, изменится покрытие и т.п.

Плавное торможение выглядит так: начать снижать скорость плавным усилием на педаль, погасить основную скорость таким образом, чтобы ближе к месту остановки можно было приотпустить педаль, докатываясь на минимальной скорости.

Тогда не придётся перед самой остановкой дожимать педаль и «клевать» носом.

Как понять, как быстро я смогу остановиться?

Полезно провести эксперимент, затормозив в пол на своей машине — и не плавно, а экстренно, до полной остановки и срабатывания ABS. Разумеется, делать это нужно не на дорогах общего пользования. И, в идеалах, на разном типе дорожного покрытия, включая влажный асфальт, снег и лёд.

Мерить тормозной путь лучше не в метрах, а в секундах: засечь и запомнить время может каждый и в любых обстоятельствах.

Как рассчитать безопасную дистанцию?

Чтобы поддерживать безопасную дистанцию в потоке, придерживайтесь правила «четырёх секунд», плюс-минус секунда в зависимости от времени года и покрытия.

Почему 4 секунды: 1,5-2 секунды на реакцию водителя (возраст, навык, эмоциональное состояние, усталость и прочее) + 0,5-1 секунда на срабатывание тормозной системы (тип, исправность). Плюс хотя бы секунда запаса времени.

Как проверить: во время поездки выберите себе неподвижный ориентир впереди — дерево, столб. Как только впереди идущий автомобиль поравняется с ним, начинайте отсчёт в уме: 221, 222.. (так считать секунды получается точнее). Не раньше, чем на счёт 224, вы должны проехать тот же ориентир передним бампером. Повторяйте тест до автоматизма.

Читать еще:  Датчик оборотов двигателя камаз евро 3

Останавливаясь за другой машиной, «держите» её колеса на капоте, то есть сохраняя свое обычное положение за рулём, вы должны видеть задние колёса машины спереди полностью.

Как тормозить в повороте?

Можно ли вообще тормозить в повороте — сложный вопрос.

  • Есть порог скорости, до которой машина пройдёт поворот и сохранит траекторию, и её не вынесет с дороги. Эта скорость зависит от подвески, типа авто, покрытия и других факторов.
  • Если этот порог скорости превышен и на машину начинает действовать центробежная сила, ее, скорее всего, выкинет в кювет или на встречку. И в таком случае тормозить всё же придется.

Но из-за того, что колеса, которые проходят по внутренней дуге поворота, легко блокируются, интенсивное торможение приведёт к их блокировке, развороту и заносу. Опять же, машину выкинет с траектории поворота.

Поэтому основная задача водителя — не просто погасить опасную для поворота скорость, но и избежать блокировки колёс. Поэтому, продолжая рулить, нужно плавно нажимать на педаль, не полагаясь на то, что системы типа ABS, ESP отменят законы физики.

Проверить предельно безопасную скорость прохождения поворотов на своей машине, опять же, помогут тренировки на автодроме.

При торможении обязательно выжимать сцепление?

Так учат в автошколах, но это необязательно.

Есть несколько причин, почему торможение на передаче более эффективно:

  • водитель тормозит не только колодками, но и двигателем — машина останавливается быстрее;
  • такое торможение более безопасно — если под колесами разное покрытие, например, лёд только с одной стороны, без выжатого сцепления машину не занесёт и не развернёт;
  • это экономит время в критической ситуации: например, если при подъезде к светофору в вашу машину кто-то летит сзади, и вам достаточно перенести правую ногу на педаль газа и подвинуться вперед, избежав ДТП.

Чтобы не дать машине заглохнуть, тормозить нужно так: сначала педалью тормоза и только перед самой остановкой выжимать педаль сцепления.

Что делать, если авто сзади не успевает затормозить?

Первый вариант мы уже рассмотрели: считав ситуацию заранее, можно успеть чуть «подвинуться» вперед или вывернуть руль в сторону — только не на забитый машинами перекрёсток или встречную.

Если у водителя привычка стоять на светофоре с включённой передаче и с выжатым сцеплением, это может спасти тоже: достаточно газануть, и за счёт рефлекторно брошенного сцепления машина подвинется вперёд — главное, чтобы там было свободно.

Если времени нет и удар неизбежен, уберите ногу с педали тормоза: это уменьшит силу удара. Желательно еще подготовиться к столкновению: упереться в подголовник и перенести руки на руле на 9 и 15 часов, чтобы их не сломало вылетевшей подушкой безопасности.

Как тормозить зимой

В условиях скользкого покрытия лучше всего применять торможение двигателем.

Если необходимо остановиться чуть интенсивнее — можно применить торможение, имитирующее работу системы ABS, что поможет остановиться даже в гололёд.

Владельцам со штатной и работающей ABS можно тормозить как обычно.

На спуске лучше всего, не выключая передачу, использовать метод «газ-тормоз», то есть кратко нажимать на педаль тормоза, а чтобы ведущие колёса не заблокировались, поддерживать их педалью газа.

Что делать, если отказали тормоза?

Как замедлить и остановиться машину, если педаль не реагирует на нажатие, мы подробно писали здесь. Изучай и пользуйся!

Что в итоге?

Торможение двигателем, при условии правильного исполнения — хорошая альтернатива классическим тормозам. Правильная техника позволит выполнить более эффективное замедление автомобиля, а на скользких участках, выполняя торможение мотором, можно избежать заноса и ДТП. Регулярно следите за состоянием тормозной системы своего авто, чтобы не пришлось выполнять экстренное, в том числе и торможение двигателем. Вместо этого используйте такой тип торможения на участках, где вам необходимо медленно притормозить или накатом доехать до пункта назначения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector