Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик кислорода в двигателе что это

Датчик кислорода расположен в выпускном коллекторе

Прежде чем перейти непосредственно к выяснению признаков, необходимо знать, где он расположен и за что отвечает. Лямбда зонд – это автомобильный датчик, который считывает с выхлопных газов количество выходящего кислорода и регулирует подачу топливной смеси.

Зачастую, месторасположение автопроизводители выбирают перед катализатором. В данном случае, датчик находится в выпускном коллекторе . Некоторые автомобильные критики считают, что такое расположение не совсем верное, поскольку зонд должен располагаться непосредственно перед катализатором.

Схема расположения датчика кислорода в системе выхлопа

Также, для доработки системы могут устанавливаться и использоваться датчики кислорода с обратной связью. Для этого после катализатора устанавливается еще один лямбда зонд, который подключается к электронному блоку управления. Сделано это для того, чтобы более точно считывать данные с отработанных выхлопных газов, регулировать топливную смесь и уменьшить расход горючего.

Замена и можно ли его отключить?

Заменить датчик кислорода достаточно просто, поскольку для этого требуется только отключить его от электропитания и выкрутить с выпускного коллектора. А вот с вопросом, можно ли ездить при отключенном датчике, все обстоит намного сложнее.

Выключенный лямбда зонд влечет за собой то, что ЭБУ в данном параметре переходит в аварийный режим работы и количество топлива, которое впрыскивается в цилиндры, будет колебаться. Так, бензиновая смесь будет то богатая, то бедная, что приведет к нестабильной работе силового агрегата и износу.

Схема расположения датчика кислорода с обратной связью

Признаки неисправности и коды ошибок

Итак, рассмотрим основные признаки неисправности датчика кислорода на 16-клапанном двигателе ВАЗ-2112:

  1. Увеличенный расход топлива.
  2. Провали на холостом ходу.
  3. Падение динамики и мощности двигателя.

Конструктивные особенности датчика кислорода

Стоит отметить, что такими же причинами обладают и другие датчики, поэтому для получения более детального ответа, необходимо подключиться к электронному блоку управления двигателя и посмотреть какие именно ошибки выскочили.

Так, рассмотрим, какие ошибки вызваны именно неисправностью лямбда зонда:

Ошибка Р0130Неверный сигнал датчика кислорода 1
Ошибка Р0131Низкий уровень сигнала датчика кислорода 1
Ошибка Р0132Высокий уровень сигнала датчика коленвала 1
Ошибка Р0133Медленный отклик датчика кислорода 1
Ошибка Р0134Отсутствие сигнала датчика кислорода 1
Ошибка Р0135Неисправность нагревателя датчика кислорода 1
Ошибка Р0136Замыкание на землю датчика кислорода 2
Ошибка Р0137Низкий уровень сигнала датчика кислорода 2
Ошибка Р0138Высокий уровень сигнала датчика кислорода 2
Ошибка Р0140Обрыв датчика кислорода 2
Ошибка Р0141Неисправность нагревателя датчика кислорода 2
Ошибка Р1102Низкое сопротивление нагревателя датчика кислорода
Ошибка Р1115Неисправная цепь нагрева датчика кислорода

Принцип действия лямбда зонда

Основной задачей лямбда зонда является определение химсостава выхлопных газов и уровня содержания в них молекул кислорода. Этот показатель должен колебаться в пределах от 0,1 до 0,3 процентов. Бесконтрольное превышение этого нормативного значения может привести к неприятным последствиям.

При стандартной сборке автомобиля, лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе в области соединения патрубков, однако, иногда бывают и другие вариации его установки. В принципе, иное расположение не влияет на рабочую производительность данного прибора.

Сегодня можно встретить несколько вариаций лямбда зонда: с двухканальной компоновкой и широкополосного типа. Первый вид чаще всего встречается на старых автомобилях, выпущенных в 80-е годы, а также на новых моделях эконом-класса. Датчик широкополосного типа присущ современным авто среднего и высшего класса. Такой датчик способен не только с точностью определить отклонение от нормы определенного элемента, но и своевременно сбалансировать правильное соотношение.

Благодаря усердной работе таких датчиков существенно повышается рабочий ресурс автомобиля, снижается топливный расход и повышается стабильность удержания оборотов холостого хода.

С точки зрения электротехнической стороны, стоит отметить тот момент, что датчик кислорода не способен создавать однородный сигнал, так как этому препятствует его расположение в коллекторной зоне, ведь в процессе достижения выхлопными газами прибора может пройти определенное количество рабочих циклов. Таким образом, можно сказать, что лямбда зонд реагирует скорее на дестабилизацию работы двигателя, о чем он собственно впоследствии и оповещает центральный блок и принимает соответствующие меры.

Как работает датчик кислорода

Существует несколько типов лямбда-зондов, но для простоты в этой статье мы рассмотрим только обычные генерирующие напряжение датчики кислорода.

Как следует из названия, генерирующий напряжение датчик кислорода генерирует небольшое напряжение, пропорциональное разнице в количестве кислорода внутри и снаружи выхлопного газа.

Для правильной работы лямбда-зонд необходимо нагреть до определенной температуры. Типичный современный датчик имеет внутренний электрический нагревательный элемент, который питается от ЭБУ двигателя.

Когда топливовоздушная смесь (ТВС), поступающая в двигатель, бедная (мало топлива и много воздуха), в выхлопе остается больше кислорода, и кислородный датчик создает очень небольшое напряжение (0,1 – 0,2 В).

Если ТВС обогащается (много топлива и мало воздуха), в выхлопе остается меньше кислорода, поэтому датчик будет генерировать бОльшее напряжение (около 0,9 В).

Как поменять датчик кислорода

Процедура демонтажа не относится к плановым ремонтным работам и обычно производится по необходимости; однако эксперты все же дают определенные рекомендации:

  • планарные датчики лучше менять через каждые 160 000 км пробега;
  • с подогревом — каждые 100 000 км;
  • без подогрева — каждые 50 000 – 80 000 км.

Замена начинается с удаления защиты детали и обработки фиксирующей гайки WD-40 или аналогичным составом. Двигатель не должен быть перегрет во избежание расширения коллектора. Порядок установки:

  1. Используя отвертку, отсоединить разъемы каждого провода;
  2. Специальным ключом с прорезью открутить и снять зонд (если не откручивается, резьбу можно смазать WD-40, но аккуратно, чтобы состав не попал на другие запчасти);
  3. Установить новый датчик, постаравшись избежать перекосов, затянуть крепление;
  4. Заново подключить разъемы и поставить защиту;
  5. Если осуществляется также замена 2 лямбда-зонда, то проделать то же самое со вторым устройством (их может быть два или больше).

После этого необходимо проверить работоспособность системы. На приборной панели не должны отображаться ошибки, двигатель должен работать стабильно. Также важно убедиться, что связь новой запчасти с контроллером двигателя осуществляется правильно. Для этого запускаются разные типы вождения, заложенные производителем авто. Если никаких проблем не появилось, значит, процедура проведена успешно.

Достаточно часто встречаются случаи, когда автомабелист поменял лямбда-зонд самостоятельно, а нужного результата это не дало. Поэтому мы всегда рекомендуем обращаться к профессионалам в специализированный автосервис. Мастера нашего автосервиса могут оперативно и качественно заменить датчик кислорода, чтобы ваш автомобиль всегда работал так, как после схода с конвейера. Не тяните если появились проблемы, ведь известен принцип — чем раньше они выявлена поломка — тем проще и дешевле её устранить. Если вам требуется заменить лямбда-зонд в Санкт-Петербурге — звоните нам по указанному на сайте номеру.

Экологичность, долговечность и простота установки

Датчики содержания кислорода, применяемые в двигателях с искровым зажиганием (ИЗ) и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами, предназначены для обеспечения соответствия современным нормативным требованиям по выбросам загрязняющих веществ, оптимизируют рабочие характеристики двигателя и расход топлива.

Принцип измерения:

  • Датчик содержания кислорода измеряет соотношение кислорода к топливу во впрыскиваемой смеси.
  • Богатая смесь (небольшое количество O₂ в выхлопных газах) запускает блок управления, который обедняет топливную смесь, уменьшая количество впрыскиваемого топлива.
  • Бедная смесь (большое количество O₂ в выхлопных газах) запускает блок управления, который обогащает топливную смесь, увеличивая количество впрыскиваемого топлива.

Лямбда-зонды BERU® обеспечивают следующее:

  • низкий расход топлива;
  • постоянную эффективность вождения;
  • снижение выбросов вредных веществ;
  • постоянную мощность двигателя.

Номенклатура датчиков содержания кислорода BERU® включает в себя большое количество лямбда-зондов BERU®, которые можно устанавливать более чем на 3000 моделей автомобилей — практически весь европейский парк автомобилей!

Особенности номенклатуры лямбда-зондов BERU®:

  • подогрев датчиков для быстрого достижения рабочей температуры;
  • керамический измерительный элемент, изготовленный из оксида циркония;
  • циркониевые пальцевые датчики и планарные (плоские) лямбда-зонды для последних моделей;
  • покрытие электродов и контактов кислородопроницаемой платиной;
  • конструктивное исполнение под конкретные автомобили с качеством оригинальных комплектующих;
  • профессиональная замена благодаря оригинальным разъемам;
  • легкая установка без дополнительных принадлежностей или переходников;
  • понятные инструкции по установке;
  • периодичность замены — примерно 60 000 км для датчиков без подогрева и 80 000 для датчиков с подогревом.

Воспользуйтесь онлайн каталогом подбора, чтобы найти подходящий датчик.

Использование лямбда зонда в автомобилях

Автомобильный кислородный датчик, или лямбда датчик, позволил создать современные электронные системы впрыска топлива и контроля за составом отработавших газов. Лямбда зонд устанавливается в выхлопной системе автомобиля. Его показания объединяются с показаниями других датчиков и, таким образом, косвенно удается определить состав топливовоздушной смеси, на которой работает двигатель. Это так называемая система контроля с обратной связью по замкнутому контуру (closed loop). Она позволяет намного быстрее определять и корректировать состав рабочей смеси, нежели это получается в системах контроля без обратной связи (open loop) – когда показания лямбда датчика игнорируются, или состав смеси определяется датчиком, установленным во впускном трубопроводе. Система контроля состава смеси по замкнутому контуру также дает возможность эффективно снижать количество выбросов продуктов неполного сгорания топлива и оксидов азота в атмосферу. Продукты неполного сгорания топлива – это, в основном, углеводороды, а оксиды азота (NOx) образуются в результате сгорания топлива при температуре выше 1000 0 C из-за избытка воздуха в топливной смеси. Подвешенные в воздухе углеводороды приводят к образованию смога, а выбросы оксидов азота вызывают осадки в виде кислотных дождей.

Лямбда зонд, скорее, не измеряет концентрацию кислорода, а показывает количество кислорода, требуемого для полного сгорания топлива в двигателе. Работа двигателя на богатой смеси вызывает недостаток кислорода в выхлопных газах. Это приводит к повышению напряжения в чувствительном элементе лямбда датчика и означает недостаток кислорода в топливовоздушной смеси, поступающей в двигатель. Работа двигателя на бедной смеси наоборот, приводит к избытку кислорода в выхлопных газах, снижению напряжения лямбда датчика, и означает избыток кислорода в топливовоздушной смеси.

Современные двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием оборудуются лямбда зондом и каталитическим нейтрализатором с целью снижения вредных выбросов. Для двигателей с искровым зажиганием основными вредными выбросами являются три компонента:

  • углеводороды (образующиеся при неполном сгорании топлива в результате пропусков воспламенения или работе двигателя на богатой смеси);
  • угарный газ — CO (образуется при работе двигателя на слегка обогащенной смеси);
  • оксиды азота NOx (доминируют в составе отработавших газов при работе на бедной смеси).

Информация от лямбда датчика, о содержании кислорода в выхлопных газах, поступает в электронный блок управления двигателем (ECU), который изменяет количество впрыскиваемого топлива для компенсации избытка воздуха или топлива в рабочей смеси. ECU пытается поддерживать постоянный состав смеси — с точным соотношением воздух/топливо в ней. Конечная цель – достижение компромисса между топливной экономичностью, мощностью и количеством вредных выбросов автомобиля. Такой компромисс достигается при стехиометрическом составе смеси. Неисправность лямбда датчика, — из-за естественного старения, работы на этилированном топливе или топливе содержащем кремний или силикаты – может привести к повреждению каталитического нейтрализатора и дорогостоящему ремонту.

Вмешательство в работу, или модификация сигнала, поступающего от лямбда-датчика к ECU, может пагубно отразиться на системе контроля за составом отработавших газов и даже причинить ущерб автомобилю. Когда двигатель работает на небольшой нагрузке (при малом открытии дроссельной заслонки или на постоянных оборотах) он управляется электроникой в режиме замкнутого контура, т.е. устанавливается обратная связь между ECU двигателя и кислородным датчиком. На основании показаний лямбда датчика электронный блок управления изменяет состав смеси, поступающей в двигатель. Такая обратная связь заставляет двигатель работать то на слегка обедненной, то на слегка обогащенной смеси. Так ECU пытается поддерживать стехиометрический состав смеси. Если сигнал от лямбда-датчика изменяется, и двигатель начинает работать на слегка обедненной смеси, — это улучшит топливную экономичность двигателя, но недостатками будет: повышенный выброс оксидов азота NOx, высокая температура выхлопных газов, и большая вероятность пропусков воспламенения, что вызовет значительную потерю мощности двигателя. Если, в результате каких-либо изменений, двигатель начинает работать на обогащенной смеси, это приведет к кратковременному увеличению мощности (после чего двигатель начнет «захлебываться» от большого количества несгоревшего топлива), при этом увеличивается расхода топлива, содержание углеводородов в отработавших газах, что приводит к чрезмерному нагреву каталитического нейтрализатора. Длительная работа двигателя на обогащенной смеси может привести к полному выходу из строя каталитического нейтрализатора.

Вывод

Лямбда-зонд устанавливается во многие современные автомобили неспроста. Это достаточно сложное устройство, которое дает электронике информацию о работе выхлопной системы. Если на автомобиле стоит катализатор, ценность датчика еще больше возрастает. Если требуется замена лямбда-зонда, вы с легкостью сможете выбрать аналог или оригинал и даже поставить новую запчасть самостоятельно.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Starline a91 работа двигателя без ключа
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector