Экономичный режим работы двигателя ваз
Когда возникает необходимость делать капитальный ремонт мотора: признаки и причины капремонта
Следует отметить, что надежность современных автомобилей за последние годы заметно снизилась по сравнению как со многими легендарными моделями 90-х, так и с более поздними разработками. Дело в том, что главную роль сегодня играет маркетинг и глобализация производства.
Если даже не затрагивать вопросы дизайна интерьера и экстерьера, а также активной и пассивной безопасности, сам двигатель, установленный на старом автомобиле, в плане экологичности и экономичности станет неактуальным уже через 5 или максимум 7 лет.
Вполне очевидно, что производители с учетом данных факторов перестали закладывать в ДВС большой ресурс. Естественно, многих автолюбителей на территории РФ и стран СНГ, где зачастую речь идет о подержанных автомобилях с пробегом, интересует вопрос, когда делать капитальный ремонт двигателя. Давайте разбираться.
Принцип работы прост, впрочем, как и все гениальное
В карбюраторных (не инжекторных) системах подачи топлива, в двигателе внутреннего сгорания (таких до недавнего времени на отечественные автомобили ВАЗ 2107, например, ставилось большинство), эконостат является, к тому же, очень важной системой, залогом нормальной работы карбюратора, которая не позволяет горячему мотору “захлебнуться” слишком обогащенной горючей смесью, насыщая ее воздухом.
Ведь из-за сильного перегрева так называемых “легковскипающих”, летучих марок бензинов, в топливных емкостях карбюратора, при режиме повышенных нагрузок работы мотора, легко возникает излишняя компенсация, которую и устраняет эконостат. Вследствие возникающего избыточного давления он пропускает тем больше воздуха, чем выше нагрузка двигателя того же ваз 2107, и чем больше его обороты.
Круиз-контроль Eco Cruise
При использовании круиз-контроля в режиме вождения Eco ускорение и замедление автомобиля происходит не так быстро, как в другом режиме вождения, что дополнительно повышает экономию топлива. Это означает, что скорость автомобиля может быть несколько выше или ниже заданного значения.
- При активированном круиз-контроле скорость автомобиля на ровной дороге может отклоняться от заданного значения, когда автомобиль катится накатом.
- На крутом подъеме скорость автомобиля падает до тех пор, пока не включается более низкая передача, и с этого момента начинается незначительное ускорение, позволяющее достичь заданной скорости.
- На спуске, когда автомобиль двигается накатом, скорость автомобиля может быть немного выше или ниже заданного значения. Обычно для поддержания заданной скорости функция использует моторный тормоз, а при необходимости задействует также и рабочий тормоз.
Экстремальные экономисты
Рассмотрим способы, которые используют участники различных экоралли. Их цель — проехать определенный путь с минимальным расходом топлива. Стратегия победителей на трассе обычно такова: при старте пилот активно разгоняется на первой и второй передачах (дроссель открыт примерно на 70%) до скорости 70 км/ч, а затем переходит сразу на высшую, обычно пятую, передачу и, набрав около 90 км/ч, начинает ехать с постоянной скоростью. Оптимальная скорость зависит от типа автомобиля и его двигателя. У автомобиля аэродинамической формы с мощным высокооборотистым мотором максимально экономичная скорость наверняка будет выше, чем у маломощной машины с плохой аэродинамикой. Но в среднем такая скорость близка к 90 км/ч — это объясняется тем, что силы сопротивления движению на такой скорости еще не высоки, а двигатель уже работает с достаточно высоким КПД.
Второе очень важное правило экономичной езды состоит в том, что при выходе на постоянную скорость надо забыть о педали тормоза. Именно по этой причине экоралли может быть безумней обычной гонки.
Ради того, чтобы не тормозить, пилоты могут проехать перекресток на загорающийся красный свет или объехать колонну машин, вставших на светофоре, по обочине. Ведь каждое торможение — это выход на неблагоприятный режим работы двигателя и потери топлива на последующее ускорение. Опасными могут стать для участников экоралли и любые обгоны: ведь, обгоняя, они стараются сохранить скорость неизмененной, а не ускоряются, как обычные водители.
Если же торможения все-таки не избежать, то в экоралли может применяться движение накатом (передача не включена) или вообще с выключенным двигателем. При обычной езде такие режимы не просто не рекомендуемы, но и недопустимы. При отключении двигателя перестанет помогать водителю гидроусилитель руля, может раньше времени израсходоваться вакуум в вакуумном усилителе тормозов. Поэтому при обычной езде для достижения экономичности лучше всего при необходимости тормозить двигателем, убирая при этом ногу с педали газа. В этом случае топливо перестает поступать в двигатель и торможение становится минимально энергозатратным. Тут можно вспомнить автомобили-гибриды, которые во время каждого торможения рекуперируют энергию. Но рекуперация эффективна не на 100%, так что и при езде на гибридах приемы экономичной езды не меняются.
«Умные» системы: как сама техника помогает экономить топливо
Получается, чем сложнее и разнообразнее работа, чем больше круг задач, тем сложнее контролировать расход топлива через персонал. Но есть комплекс технических решений, который помогает снизить затраты.
Человеческий фактор — самый неуловимый элемент в настройке рабочего процесса. Например, в Скандинавии эффективная загрузка техники в полтора раза выше, чем в среднем по России, а удельный расход топлива на единицу переработанного материала выше. Климатические условия те же, зарплата операторов выше раза в три, а себестоимость материала меньше. Почему так? Потому что машины одни и те же, двигатели одни и те же, но отношение людей к работе совершенно разное.
Впрочем, есть способ сократить этот разрыв — через технические решения, которые помогают исключить влияние человеческого фактора:
- установка современных двигателей с электронной системой управления;
- установка современных трансмиссий с муфтой блокировки трансформатора;
- установка современной гидравлики, которая связана с контроллером двигателя;
- установка систем автоматического нивелирования.
То есть это контроль нагрузки на гидравлику и выходной мощности двигателя.
Рассмотрим подробнее, что эти системы делают и как помогают сэкономить топливо.
Способ первый: электронное управление гидравликой
При электронном управлении гидравлическими системами управление гидравликой происходит через электронный контроллер. Контроллер гидравлики и контроллер двигателя связаны между собой через шину, по которой идет постоянный обмен информацией. За счет этого обмена данными система выбирает оптимальный режим работы двигателя, оптимальную отдачу, и все это соответствует нагрузке на гидравлику. Это тонкая настройка мощности и производительности отдельных систем, чтобы вместе они выдавали больший результат при меньших затратах того же топлива. И это взаимодействие рассчитывается не оператором, его задача лишь выбрать режим, исходя из типов работ, по интуитивно понятным подсказкам на мониторе. От правильного выбора режима зависит экономия топлива.
Способ второй: трансмиссия с муфтой блокировки трансформатора
Гидротрансформатор — это устройство перед коробкой передач, которое преобразует крутящий момент двигателя. Но у него очень низкий КПД. В результате на определенных режимах, когда не требуются максимальные усилия, максимальные моменты на гидротрансформаторе, мы можем гидротрансформатор исключить из цепи.
Муфта блокировки позволяет на определенных режимах работы блокировать гидротрансформатор и получать стопроцентный КПД на приводе. Когда машина (экскаватор, бульдозер и т. д.) движется без нагрузки, мы просто блокируем гидротрансформатор и так сокращаем расход топлива.
Способ третий: двигатель с электронной системой управления впрыском, она же Common Rail
Электронная система управления регулирует объем подачи топлива. Объем впрыска зависит от контроллера, а не от оборотов двигателя. Контроллер более равномерно распределяет объем впрыска на каждый из цилиндров, и этим убирается неравномерность впрыска. Кроме того, современными системами создается большее давление впрыска. Это означает больший КПД за счет меньшего расхода топлива. Банально: меньше черного дыма от несгоревшего дизеля — меньше денег вылетает в трубу.
Где найти эти «умные» системы
Все три элемента — общая черта всех новых машин Komatsu. Экономия топлива, которую можно получить, — это результат комплексной работы современных систем. Например, в бульдозере D65 12-й серии нет Common Rail и муфты блокировки гидротрансформатора, на D65 16-й серии оба элемента двигателя и трансмиссии есть. Результат их работы (по данным сравнительных испытаний) — расход топлива второй машины на 2 литра меньше, чем у первой. То есть две эти современные системы в комплексе дают 10–12 % экономии топлива. Также производительность и маневренность бульдозера возросли за счет применения гидростатической системы поворота HSS. Вместе с последовательной работой с персоналом, более эффективным распределением задач на участке и другими мерами расход сокращается уже весьма значительно. При этом на бульдозерах 12-й серии также есть возможность экономить топливо, но больше за счет оптимизации рабочего участка, правильного выбора режимов работы в зависимости от ситуации, взаимодействия техники, вдумчивой работы с персоналом — за счет того, о чем говорилось выше.
Комплекс «умных» систем, которые помогают экономить топливо, дополняют системы, которые оптимизируют весь производственный процесс. Это системы автоматического нивелирования, например системы управления строительной техникой Topcon позволяют выполнять работы в точном соответствии с проектом. Система автоматического нивелирования сокращает количество проходов бульдозера или катка при подготовке поверхности, перерасход материалов, повышает качество выполненных работ и этим существенно увеличивает эффективность использования техники на объекте. Машины Komatsu последнего поколения уже снабжены интегрированной системой нивелирования, составляющей основу для новой концепции ведения бизнеса Smart Construction