Газ 3309 евро 4 какой двигатель
ГАЗ 3309
ГАЗ 3309 является популярным бортовым грузовиком, выпуск которого осуществляет «Группа ГАЗ». С момента начала производства автомобиль несколько раз обновляли. Последняя генерация получила современные силовые установки, соответствующие экологическому классу «Евро-4», что расширило сферу ее применения. Модель не выделяется значительной проходимостью и больше подходит для эксплуатации в городской черте и для транспортировки грузов по дорогам, имеющим твердое покрытие.
На базе ГАЗ 3309 разработаны многообразные специализированные модификации: манипуляторы, топливозаправщики, автоцистерны, автофургоны, мусоровозы, самосвалы и другие. За счет этого популярность модели остается на стабильном уровне, несмотря на наличие серьезных конкурентов.
Техническая информация
В 1984 году Минский моторный завод собрал первый дизель Д-245, который стал одним из самых массовых, а благодаря постоянной модернизации все еще остается актуальным и востребованным. О современной модификации двигателя Д-245.7, его характеристиках, применимости и конструкции читайте в данной статье.
Автомобили с дизельными двигателями завоевывают все большую популярность. Есть множество причин, которыми руководствуются автовладельцы при покупке авто именно с дизельным мотором. При этом нужно учитывать, что любая техника может дать сбой и потребуется ее восстановление. Ремонт дизельного двигателя имеет свои особенности по сравнению с бензиновым.
Двигатель — один из самых важных и сложных агрегатов в автомобиле. Современные моторы очень надежны и эффективны, однако в них под воздействием механических и тепловых нагрузок, а также по другим причинам могут возникать различные неисправности. О поломках бензиновых и дизельных двигателей, их причинах и способах устранения рассказано в данной статье.
После распада СССР на территории ставших независимыми государств остались мощные машиностроительные предприятия, и лишь немногие из них к сегодняшнему дню остались в строю. Лучшим примером может служить Республика Беларусь: здесь работают крупнейшие заводы, в том числе и Минский моторный завод, продукция которого пользуется высоким спросом в России. И именно об ММЗ и его двигателях пойдет речь в этой статье.
Данная статья, посвященная отечественным производителям двигателей для грузовой автотехники, является продолжением предыдущей статьи, в которой говорилось про отечественные двигатели для легковых автомомблей.
Принято считать, что в России сейчас производят мало техники, которая, к тому же, имеет крайне низкое качество, отстающее от качества зарубежных образцов. Однако все далеко не так: сейчас в нашей стране развито машиностроение, в том числе и двигателестроение для различных отраслей: автомобилестроения, тракторостроения, судостроения, авиастроения, производства генераторного оборудования и т.д. И заводов, производящих моторы, в России сейчас не менее трех десятков.
Беларусь после распада СССР сохранила свою промышленность, и сейчас республика поставляет в Россию большое количество своих товаров. Востребованы в России и знаменитые двигатели Минского моторного завода, которые используются на автомобилях, тракторах, с/х и спецтехнике, а также в генераторах и других устройствах.
Выбирая новый автомобиль, покупатель может столкнуться с необычной на первый взгляд задачкой: взять машину с двигателем SOHC или DOHC? О том, что означают эти аббревиатуры, чем отличаются эти двигатели, и какие они имеют преимущества и недостатки — читайте в данной статье.
В настройках личного кабинета Вы можете указать территорию отгрузки по умолчанию, чтобы быстро получать список актуальных остатков.
Технические характеристики и двигатели «ГАЗ-3309»
Дизельный автомобиль «ГАЗ-3309» демонстрирует грузоподъемность в диапазоне 4 тонн, сохраняет плавное движение и сравнительно небольшой расход топлива. Двигатели транспортного средства представлены двумя основными моделями: «ЯМЗ-53442-10» и «Д-245.7». Особенности мотора на базе ММЗ «Д-245.7»:
- представлен дизельный четырехтактный агрегат с добавлением турбонаддува, а также системы динамичного охлаждения наддувочного воздуха, внедрено жидкостное охлаждение функционирующей системы;
- установлено четыре вертикальных цилиндра, вал поддерживает правое направление вращения;
- функциональный диаметр цилиндра и использованного ход цилиндра составляет 110 х 125 мм;
- показатель сжатия на уровне 17, а технический объем – 4,75 л;
- интегрирована закрытая система вентиляции;
- доступен топливный насос, действующий под высоким давлением;
Газотурбинная система осуществления наддува представлена компрессором С14-179-01 или техническим устройством ТКР 6.1. Интегрирована специальная радиальная турбина с центростремительным типом функционирования, компрессором, а также воздушным охладителем. Параметры двигателя «ЯМЗ-53442-10»:
- дизельное четырехтактное устройство с L-образной системой и добавлением турбонаддува, а также выполнением охлаждения наддувочного воздуха;
- поддерживается соответствие экологическому требованию «Евро-4»;
- показатель мощности составляет 136 л.с.;
- предельный крутящий момент на отмеке 422 Нм;
- действующий объем двигателя – 4,43 л;
- топливный бак рассчитан на 105 литров;
- расход дизеля «ГАЗ-3309» составляет 14,5 литров на 100 км;
- предельная скорость при полной загрузке кузова достигает 95 км/ч.
Технические свойства дизеля ММЗД-245 на ГАЗ 3309
Дизельный двигатель этой машины представлен 4-цилиндрической рядной схемой с непосредственным впрыском горючего, возгорание которого происходит за счет сжатия. Компрессия составляет 17,0 ед. для версии EURO-1 и 15,1 для EURO-2.
Двигатель ММЗД-245 для грузовика ГАЗ 3309
- блок цилиндров;
- головка цилиндров;
- поршни;
- шатуны;
- коленвал;
- маховик.
Движки Cummins ISF3.8 серии s3154 оборудованы турбонаддувом, имеют объем 3,76 л и 17,2 ед. компрессии.
Достичь лучших технических и экономических особенностей позволило применение в системе впуска турбины с промежуточным охлаждением воздуха. За счет наличия предпускового подогревателя запуск мотора при минусовых температурах не вызывает проблем. Благодаря всем перечисленным особенностям данный автомобиль ценится водителями и автолюбителями за надежность и экономичность этих агрегатов.
Устройство
ГАЗ-3309 оснащался 5-ступенчатой механической коробкой передач с синхронизаторами на каждой передаче. Рулевой механизм автомобиля принадлежал к типу «винт-шариковая гайка». Модель оснащалась гидравлическим усилителем руля, что облегчало управление транспортом.
В состав рабочей тормозной системы входил пневмогидравлический привод. ГАЗ-3309 оборудовался механическим стояночным тормозом, находящимся на трансмиссии. Двухконтурная тормозная система модели включала барабанные тормозные механизмы, гидравлический привод, вакуумный ресивер и гидровакуумный усилитель. В качестве стандартной опции появилась антиблокировочная система ABS.
Проводка грузовика однопроводная с напряжением в 24 В. Данный элемент был одним из наиболее проблемных, поскольку плохой контакт в клеммах аккумулятора регулярно вызывал неисправности электрооборудования.
В салоне ГАЗ-3309 могли разместиться два человека. Кабина оснащалась удобными сиденьями с мягкой тканевой обивкой, имитацией боковой поддержки и высокой спинкой. Водительское кресло также получило вертикальную и горизонтальную механическую регулировку. Сиденья оборудовались 3-точечными ремнями безопасности. Оформление салона было выполнено в весьма простой стилистике. Передняя панель отличалась массивными элементами управления и круглыми приборами. В кабине также появились солнцезащитный козырек, отопитель и крючки для одежды.
В конструкции кабины произошли незначительные изменения. Модель сохранила узнаваемый стальной бампер, круглые фары, традиционную металлическую подножку и продолговатый капот. Недостатки, присутствующие в прежних версиях, сохранились и в ГАЗ-3309. Основная проблема заключалась в быстрой коррозии крыльев, которые приходилось заменять или обрабатывать шпаклевкой. В салоне грузовика появилось множество пластиковых деталей. Бардачок, тахометр и спидометр изменения не затронули. Другой особенностью стала тканевая обивка дверей. Были улучшены вибро- и шумоизоляция, что добавило комфорта при движении. Массивный бампер отличался повышенной прочностью и выдерживал усилие в несколько тонн.
Наибольшее распространение получили модификации ГАЗ-3309 с универсальной платформой, имеющей 3 откидных металлических борта и деревометаллический пол.
Все версии автомобиля имели задний привод. Сам грузовик строился на рамной платформе с зависимой задней и передней рессорной подвеской, в основу которой легли продольные полуэллиптические рессоры, дополненные спереди гидравлическими телескопическими амортизаторами с двусторонним действием.
В целом, ГАЗ-3309 хорошо зарекомендовал себя и длительное время пользовался популярностью на отечественном рынке.
ГАЗ 3309: В четвертом колене
![]() | ![]() | Долгое время основной продукцией Горьковского автозавода были автомобили средней грузоподъемности. Сегодня наиболее распространенными в наших автохозяйствах являются машины так называемого четвертого поколения: бензиновые ГАЗ-3307 и дизельные ГАЗ-3309. |
Автомобиль ГАЗ-3307
в 1990 году пришел на смену популярному «газону» ГАЗ-53-12. От предшественника
он отличался в основном новой кабиной и оперением. Двигатель, как и шасси
в целом, по сути оставался прежним.
Эту модель считали переходной, позже вместо нее планировали выпускать
более экономичные дизельные грузовики. В 1992 году с конвейера сошла небольшая
партия автомобилей с японским дизелем Hino мощностью 136 л. с., но развития
этот проект не получил. На Горьковском автозаводе предпочли закупить современное
оборудование и наладить выпуск дизелей собственной конструкции.
В 1995 году было развернуто производство грузовика ГАЗ-3309. На нем устанавливался
4-цилиндровый турбодизель воздушного охлаждения ГАЗ-5441.10 рабочим объемом
4,75 л и мощностью 122 л. с. Параллельно был выпущен грузовик ГАЗ-4301,
на котором монтировался рядный 6-цилиндровый дизель Кустанайского завода
(6,2 л 125 л. с.). У этой машины была удлиненная база – 3,85 вместо 3,7
м.
Руководство «ГАЗа» заявило, что с середины 1996 года снимает с производства
бензиновые ГАЗ-3307, но все сложилось иначе. Дизельная «шестерка» себя
не оправдала, и ее производство вскоре было свернуто. А в 1998 году прекращен
и выпуск ГАЗ-3309 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения. Дело
в том, что спрос на «газоны», столь любимые ранее в сельском хозяйстве,
резко упал с развалом колхозов. И выпуск дизелей стал нерентабельным.
Продолжали выпускать лишь бензиновые автомобили – и то в ограниченном
количестве.
ГАЗ-3309 был «реанимирован» в 1999 году, но уже с бывшим тракторным
дизелем Минского моторного завода – ММЗ Д-245.7 мощностью 122 л. с. Кроме
того, на некоторые машины устанавливали 6-цилиндровый дизель ГАЗ-562.10
(лицензионный австрийский Steyr M16) рабочим объемом 3,2 л и мощностью
150 л. с.
В связи с введением в России норм Евро 2 грузовики ГАЗ-3307 с устаревшим
карбюраторным двигателем ЗМЗ-511.10 утратили перспективы. А на ГАЗ-3309
стали устанавливать минский дизель, соответствующий Евро 2, – ММЗ Д-245.7Е2
мощностью 117 л. с. Однако в связи с планами запуска в производство в
конце года среднетоннажника «Валдай» дальнейшая судьба «старичка» «газона»
пока не ясна.
Кабина
ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, как и предшественники, имеют капотную компоновку
и двухместную кабину. Сиденье водителя подрессорено и, в отличие от ГАЗ-53,
имеет возможность регулировки как в горизонтальной плоскости, так и угла
наклона спинки.
Щиток приборов достаточно информативен. Он выполнен из пластика, в котором
отформованы отверстия под приборы. Передняя панель, как и у ГАЗ-53, полностью
металлическая, только выполнена в ином стиле.
Новые кабина и оперение по моде тех лет подчеркнуто угловатые. Места
в салоне стало ощутимо больше. Фальшпанели дверей сделаны с дополнительными
боковыми карманами, предназначенными для хранения различных мелочей. Кстати,
благодаря термошумоизоляции в кабине достаточно тихо.
Двигатели и КПП
Несмотря на установку карбюратора К-135 с инерционным воздушно-масляным
фильтром, бензиновый мотор ЗМЗ-511.10 достаточно «прожорлив». Дизель ММЗ
Д-245.7 более экономичен.
Для эксплуатации автомобиля в холодных климатических зонах моторы могут
оснащаться предпусковым автономным подогревателем. У машины с дизелем
есть одна интересная особенность – труба-воздухозаборник, которая проходит
вдоль капота, а затем – у левой оконной стойки.
На бензиновый автомобиль устанавливалась 4-ступенчатая КПП, а на дизельный
– 5-ступенчатая. Кстати, по характерному вою 4-ступенчатой трансмиссии
легко определить, какой автомобиль приближается: ГАЗ-3307 или ГАЗ-3309.
Рулевое управление и ходовая
У машины появился гидроусилитель руля. Сам же рулевой механизм поначалу
не подвергся особым изменениям – глобоидальный червяк с трехгребневым
роликом. Позже, с началом выпуска ГАЗ-3309, появился новый рулевой механизм
типа винт – шариковая гайка, который снижает усилие на рулевом колесе.
Тормоза в автомобиле – с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.
Исполнительные тормозные механизмы – барабанного типа, с раздельным контуром
по осям. Механический стояночный тормоз расположен на трансмиссии.
Электрооборудование было несколько изменено. Вместо генератора постоянного
тока, как на ГАЗ-53, был применен новый, переменного тока, с интегрированным
электронным регулятором напряжения. Это новшество не всегда себя оправдывало.
При плохом контакте в клеммах аккумулятора, а также при опробовании электропроводки
«на искру» электроника безоговорочно капитулировала и восстановлению не
подлежала. Зная об этой особенности машины, водители возили с собой несколько
регуляторов напряжения. Аналогичным образом обстояло дело и с блоком электронного
зажигания, в котором часто выходил из строя транзистор.
Подвеска в автомобиле несколько изменилась. При этом, несмотря на все
жалобы водителей, амортизаторы на задней оси так и не появились. Поэтому
для колес задней оси на ухабистой дороге характерно явление «шимми», когда
происходит нарушение сцепления колес с дорогой вследствие их движения
по буграм.
Действительно слабым местом в автомобиле считается его рама. Эта «наследственная
болячка» возникает прежде всего из-за усталостных разрушений металла,
а не из-за перегрузок, как нас в свое время пытались уверить конструкторы.
Сегодня, несмотря на недостатки, в целом неприхотливый и надежный труженик
ГАЗ-3307, как и его дизельный «собрат» ГАЗ-3309, продолжает использоваться
для широкого спектра транспортных работ. Подержанные машины в более или
менее хорошем состоянии можно приобрести за 2000 – 3500 у. е.
Николай
Костюченко
На автомобилях ГАЗ работает 40 лет
Сейчас я работаю на автомобиле ГАЗ-3307, осуществляю
развозки по городу. За день наезжаю по 120 – 160 км.
Расход топлива при этом составляет 27 л на 100 км летом,
а зимой возрастает до 30 л и выше. По сравнению с предшественником
ГАЗ-53, на котором я тоже долго работал, эта машина
в целом лучше. У нее более просторная кабина, хорошая
обзорность, легкое рулевое управление, эффективное отопление.
Двигатель и коробка передач особых хлопот не доставляют.
При езде по городу интенсивно изнашиваются тормозные
колодки, но срок замены может варироваться в зависимости
от их качества. После 42 тыс. км пробега на своем ГАЗ-3307
поменял поршневые кольца. Когда два года назад я получил
эту машину новой, ее пришлось «обтягивать»: не все гайки
были завернуты туго.
Тем, кто хочет купить подержанный ГАЗ-3307, я бы посоветовал
сначала хорошенько осмотреть машину – так можно понять,
как за грузовиком ухаживали, бывал ли он в авариях и
какой примерно у него возраст. А судить о машине, исходя
из показаний спидометра, не советую: вероятен обман.
Если есть возможность, лучше, конечно, купить грузовик
поновее. Ведь, сэкономив деньги на покупке старой машины,
потом их придется потратить на запчасти.
Иван
Панасенко
На автомобилях ГАЗ работает 24 года
Я работал на автомобилях ГАЗ и с 4-цилиндровыми, и
с 6-цилиндровыми дизелями. Должен сказать, что «четверка»
ММЗ Д-245 хоть и с турбонаддувом, но все равно слабовата
(122 л. с.). Машина с горьковской «шестеркой» гораздо
более мощная (150 л. с.). Она свободно тянула 6-тонный
прицеп. Расход топлива у «четверки» составлял в среднем
20 л на 100 км. Примерно такой, может, чуть больше,
был и у «шестерки», но мощностью они отличалась сильно.
150-сильный дизель – очень надежный, я на нем наездил
300 тыс. км и практически ничего не трогал, только фильтры
менял.
Вообще, своевременная замена фильтров – как топливных,
так и воздушных – очень важна. Большое значение имеет
и сорт масла. Мы в парке заливали только высококачественное
импортное.
Не меньшую роль играет и качество топлива. Мне приходилось
заправляться и обычной, и евросоляркой. Разница очень
большая. На второй мощность и тяга увеличиваются, уровень
шума снижается. Кроме того, уменьшается расход горючего.
При пробеге в 500 км экономия топлива составляла 20
л, а разница в цене этих видов солярки – всего 5-6 коп
за литр.
Я ездил также на грузовиках, работающих на сжиженном
(ГАЗ-33075) и сжатом (ГАЗ-33076) газе. На первом, конечно,
работать лучше – нет тяжелых баллонов. При температуре
до минус 15 градусов на пропан-бутане пуск проходил
нормально, а при более сильных морозах – двигатель нужно
заводить на бензине. Но теперь, когда сжиженный газ
подорожал, приходится отдавать предпочтению сжатому.
При работе на газе по сравнению с бензиновыми машинами
теряется мощность, зато уменьшается износ, увеличивается
ресурс двигателя.
Валентин
Трушин
На автомобилях ГАЗ работает 40 лет
По сравнению с ГАЗ-53 внешний вид ГАЗ-3307 лучше. Кабина
хорошая, просторная, обзорность стала намного лучше.
А вот качество изготовления, особенно у автомобилей
позднего выпуска, хуже. И ходимость до капремонта намного
меньше. Когда-то у нас в парке были ГАЗ-53, которые
работали с прицепами – одноосными и двухосными. И, несмотря
на это, они выхаживали как минимум 250, а обычно 280
тыс. км. А у ГАЗ-3307 этот показатель в пределах 150
тыс. км.
При получении грузовиков ГАЗ-3307 в обязательном порядке
мы делаем «обтяжку» двигателя, независимо от того, чья
это сборка – российская или украинская (была и такая).
Плюс к этому регулируем клапаны. Что касается ходовой
части, то в обязательном порядке проверяем ступицы спереди
и сзади. Рулевое управление особо проверять нечего –
его нужно смазывать и только. Слабым местом грузовика
являются сальники задних ступиц: они, бывает, пускают
масло, которое потом попадает на тормозные накладки.
И тормоза пропадают…
Что посоветовать тем, кто хочет купить подержанный
«газон»? Как у больного человека доктор в первую очередь
слушает сердце, так и в машине самое главное – послушать,
как работает двигатель. Расспросите у хозяина, как ведет
себя мотор, что он в нем менял (вкладыши, поршневая
группа и т. д.) и когда. С запчастями к машине проблем
нет, были бы деньги.
Дмитрий Пятак
Фото а втора
Редакция благодарит АТП-13062 за помощь в подготовке материала