Как установить демпфер двигателя
Что такое демпфер и для чего он нужен
уход и Обслуживание за автомобилем
Как бы прекрасно не спроектировали конструкторы автомобиль, всецело устранить вибрации не удастся. Кроме того у новых авто имеются составные части, каковые при эксплуатации вибрируют. Кое-какие из этих вибраций передаются на кузов, имеется вибрации, каковые идут на рулевое управление.
Очень как-то эти вибрации на безопасность не воздействуют, но способны пара сломать наслаждение от поездок на авто.
Рулевой демпфер в упаковке
Самыми распространенными являются вибрации двигателя, в особенности в авто со спортивным направлением. Их высокооборотистые двигатели при переключении передач, в то время, когда в КПП производится смена крутящего момента, смогут достаточно очень сильно вибрировать. Второй элемент, что также может доставлять неприятные ощущения – рулевое управление.
При перемещении управляемые колеса принимают на себя все неровности дороги и через рулевой механизм передают его рулевое колесо, что выливается в вибрацию руля.
Само собой разумеется, производители стараются по максимуму снизить эти вибрации. Для этого двигатель крепиться к подрамнику либо кузову через резинотехнические элементы – подушки двигателя. При работе силовой установки резина принимает на себя вибрацию и гасит ее.
На рулевом механизме для гашения вибрации также употребляются резинотехнические элементы – сайлентблоки, каковые устанавливаются в рулевых тягах со стороны крепления их к рейке.
Но этих виброгасящих элементов время от времени не хватает, дабы всецело устранить вибрации. К тому же, со временем подушки и сайлентблоки изнашиваются, их резиновая составляющая «проседает», они перестают подобающим образом гасить вибрации и они начинают в основном передаваться на рулевое управление и кузов.
Что касается рулевых механизмов, то на некоторых зарубежных авто используются демпферы, в задачу которых входит гашение вибраций. К примеру, демпферы употребляются на Mercedes Benz. Сравнительно не так давно на рынке кроме этого показались и демпферы для двигателей.
- 1 Дополнительные демпферы для автомобиля
- 2 Демпфер двигателя
- 3 Демпфер рулевого механизма
- 3.0.1 Видео: Установка Демпфера на УАЗ Патриот
Дополнительные демпферы для автомобиля
Демпфер — это не что иное, как амортизатор, но только меньших размеров, чем те, что используются в подвеске. Установив их на двигатель и рулевой механизм можно добиться значительного снижения вибрации.
Что примечательно, многие автовладельцы, особенно отечественных авто, устанавливают такие устройства на рулевой механизм от того же Mercedes Benz, причем значительных переработок не требуется.
Что касается демпфера для двигателя, то сейчас производятся эти устройства под определенные модели. Они идут в комплекте со всеми крепежными элементами и инструкцией по их установке. Есть также универсальные демпферы, которые можно поставить на любое авто. В комплекте у них имеется минимальный набор крепежных элементов. А вот как установить его на авто, придется думать самому автовладельцу.
Далее разберемся, как же установить демпфер на машину. Вначале рассмотрим виброгасящее устройство для двигателя.
Для чего он нужен
Рулевой демпфер, как отмечалось выше, не является обязательной составляющей рулевого управления. Однако его установка имеет ряд положительных сторон:
- ослабляет удары и вибрации на руль и колёса на 30%;
- защищает детали системы рулевого управления от скачков, резких колебаний;
- снижает отдачу на гидроусилитель (если он присутствует);
- служит защитой для подвески за счёт уменьшения отдачи на подвесные элементы;
- делает поворачивание рулевого колеса более плавным и комфортным;
- снижает уровень вибраций баранки во время резкого торможения при плохой балансировке колёс.
Установка демпфера руля на квадроцикл CF500-A
На тему установки демпфера на квадроцикл (на АТВ-клубе) я наткнулся когда-то давно, но сразу не понял, зачем нужен этот демпфер (амортизатор рулевого управления). В моём понимании это ассоциировалось с каким-то древними автомобилями, что без усилителя руля. Но когда я понял его суть, то взглянул на данный аксессуар по-другому. Амортизатор руля глотает удары от попадания в ямы или наезда на препятствия, а для квадроцикла это весьма актуально, ведь он не ездит по ровным дорогам. Иногда можно так влететь, что руль вывернет руку, были даже случаи повреждения запястий. Демпфер же отлично решает эти проблемы. Поэтому все, кто себе поставил демпфер, очень довольны: он и предохраняет руки от ударов, и снижает нагрузку.
Я прочитал тему, мне эта процедура сначала показалась сложной, потому что надо было варить какие-то хитрые уголки, извращаться с местом установки, а некоторые владельцы даже приваривали упоры к раме квадроцикла. Я же, хоть и знаком со сварочным аппаратом, но принципиально не люблю делать безвозвратные изменения в конструкции. Однако оказалось, что на квадроцикл CF500-A (а также родственный ему по раме CF X6) демпфер ставится не просто, а очень просто, и без сварки.
Что нужно для установки
Сам амортизатор рулевого управления продаётся практически в любом автомагазине, эта деталь используется в стареньком Mercedes 190. Много производителей выпускают свои варианты, я купил немецкий демпфер фирмы Febi, артикул 01261. Стоит он около тысячи рублей.
Помимо демпфера, потребуются 2 муфты рулевых тяг от ВАЗ 2101-07 (по 45 рублей), 2 болта М10х60, шайбы и гайки М10 (гайки обычные и самоконтрящиеся, с нейлоновой вставкой). От муфт нужны 4 хомута с болтами, ну и сама муфта тоже потом пригодится.
Демпфер будем ставить на правую рулевую тягу параллельно самой тяге. Он будет работать совместно с любым движением руля. И резкие удары в руль будут амортизироваться. При этом амортизатор почти не будет препятствовать обычному рулению. Конечно, усилие на руле возрастёт, но несущественно. На месте крутить руль будет тяжелее, но в движении разницу не почувствуете.
Важно, чтобы при установке демпфера оси его креплений (и та, и другая) были горизонтальны (параллельны земле), так как он будет гулять вверх-вниз вместе с колесом. Если ошибиться, и установить его с вертикальным положением осей, то на первом же сжатии пойдёт излом.
Ещё для установки потребуется металлическая пластина. Я купил строительный уголок из металла толщиной 4,5 мм. Из него нужно будет изготовить две планки (площадки для крепления хомутов и болта демпфера).
Точные размеры не принципиальны – но очевидно, что это не должна быть огромная конструкция. У меня планка получилась размером 25х70 мм. В ней я просверлил два отверстия диаметром 8 мм и одно, центральное, диаметром 10 мм. Вот так будет выглядеть крепление демпфера (только левая гайка при финальной установке должна быть самоконтрящейся). Таких креплений нужно изготовить 2 штуки.
Теперь можно ставить крепления. Как я уже говорил, демпфер будет стоять на правой рулевой тяге, следовательно, для работы нужно снять правое переднее колесо. У квадроцикла CF500-A (а также CF X6) есть замечательная поперечная труба рамы, как раз подходящего диаметра и расположенная в правильном месте! Надеваем хомуты, наживляем планку на болты.
Вот более общий план, чтобы было понятнее, куда они крепятся. Хомуты стоят в дальнем конце, упираясь в раму.
Вот вид снизу, как всё крепится.
С передним креплением, с одной стороны, проще – потому что оно легко доступно снаружи. С другой – потребуется кое-какая доработка. Дело в том, что хомуты рассчитаны на больший диаметр, чем у рулевой тяги. И они просто не смогут на ней закрепиться. Берём тогда ненужную муфту, распиливаем её вдоль (болгаркой или ножовкой). Одну из таких половинок подкладываем на тягу под хомуты. Диаметр захватываемой детали увеличивается, и хомуты надёжно фиксируют всю конструкцию.
Вот что получилось (половинка муфты находится справа и плохо видна). Я подложил шайбы, чтобы демпфер стоял без перекоса. Вообще, чем он ближе расположен к рулевой тяге, тем лучше он будет работать. Можно поиграться количеством шайб на переднем и заднем креплении, меняя расположение демпфера относительно рулевой тяги. Надо смотреть, не будет ли он задевать за детали квадроцикла.
Вот общий вид. Интересно, что по длине демпфер в нейтральном положении подходит точь-в-точь, его не надо ни сжимать, ни растягивать.
Несколько замечаний
Небольшое, но важное отступление. По данной методике уже очень много квадроциклистов поставили себе амортизатор руля, и некоторые из них с целью защиты демпфера натянули на него пыльник (можно подобрать пыльник от рулевой тяги автомобиля). На первый взгляд, это кажется разумным – ведь на демпфер летит вся дорожная грязь. Однако я бы категорически не рекомендовал ставить пыльник. Во-первых, на самом Мерседесе (и других автомобилях, где ставится демпфер) эта деталь располагается в точно таком же открытом месте (под днищем, а не в салоне, как многие думают) и расположена практически так же (горизонтально). То есть, он конструктивно рассчитан на грязь с дороги. Во-вторых, пыльник трудно гарантированно установить так, чтобы он сидел герметично, особенно в условиях, где эксплуатируется квадроцикл. Более того, в некоторых моделях этих демпферов есть специальные отверстия для сообщения с наружной средой. Если пыльник надет, то попавшая внутрь вода (а она обязательно проникнет) уже никогда не испарится и не высохнет, а будет лишь вызывать коррозию детали. В-третьих, на квадроцикле демпфер очень удачно располагается под небольшим наклоном, что гарантирует самостоятельное удаление любой попавшей под кожух воды. И это не надо портить! А грязь при таком длинном кожухе всё равно не дойдёт до штока, а если даже что-то и доползёт, вреда не будет. По крайней мере, точно меньше, чем от воды под пыльником.
Второе замечание – собственно, по поводу места установки демпфера. Да, он ставится на рулевую тягу (в данном случае на правую), что вызывает сомнение у некоторых людей. Они считают, что демпфер правильно крепить исключительно на рулевой вал, аргументируя тем, что при установке на рулевую тягу только удары в правое колесо глушатся непосредственно демпфером, а удары в левое колесо идут через рулевую сошку уже дальше к амортизатору. Тут я возражу! Ведь при установке на рулевой вал вообще все удары идут через сошку. Ну и кроме того, я не вижу проблем, ведь демпфер не ухудшает условия работы рулевой сошки.
Теперь – на испытания!
Я поехал… и обалдел! Как я раньше жил без демпфера?! Комфорт от езды вырос просто невероятно! Все ямы, рытвины, выбоины, неровности, небольшие брёвнышки или корни отныне проскакиваются на полном ходу без малейших неудобств! Если раньше диагональный перескок через рытвину больно отдавался в руки, то сейчас руль лишь интеллигентно покачивается. Вот такие канавки проезжаются на скорости вообще без проблем (правое переднее колесо в канаве, а левое заднее в воздухе). Это фото для примера.
Небольшие брёвна диаметром 10-15 см квадроцикл теперь не замечает и вовсе, никаких толчков в руль! Поначалу я никак не мог психологически настроиться на комфорт при езде, при приближении к любой неровности подсознательно готовился к удару в руль, но его всё не было и не было!
А чего стоит езда в лесу по мощным корням? Раньше руль только и дёргало на них из стороны в сторону, а сейчас плавно едешь, как на Мерседесе.
Потом я уже специально стал кататься по колдобинам, колеям от трактора, выбоинам и всё ждать, когда же пробьёт руль. Это произошло всего один раз, когда я залетел ну в совсем уж серьёзную рытвину (без демпфера вообще бы улетел). А все «стандартные» неровности сглатывались стопроцентно, придавая невероятный комфорт езде. Разница настолько существенная, что я всем квадроциклистам, у кого нет усилителя руля, рекомендую устанавливать демпфер. Это дёшево, просто и чрезвычайно эффективно!
Дополнение по итогам эксплуатации
Я, честно говоря, не помню, какой у меня был пробег, когда я ставил демпфер. Но это не важно, я откатал несколько месяцев, ни в чем себе не отказывая. Амортизатор как работал, так и работает. Я и по колдобинам ездил, и прыгал (ну так, слегка), и с разными пассажирами гонял, в общем, никак не ограничивал езду. За время эксплуатации обнаружились две небольшие вмятинки на кожухе от встречи с элементами рычага, на фото их видно.
Они абсолютно безвредны, никак не нарушили геометрию самого амортизатора или его работу. То есть, в моём конкретном случае установка демпфера хоть и не 100%-но идеальна, но вполне удачна. Но я должен об этом предупредить. А в целом, всё работает очень надёжно!
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.
Описание устройства
По своему характеру демпфер использует принцип амортизатора. Известно, что такая вибрация рулевого случается при загородных путешествиях по российским разбитым грунтовкам и полевым дорогам. А владельцы Патриота ох как любят это дело – поездить по пересеченной местности. Ведь машина-то совсем не городская! Это как не крути, один из лучших внедорожников для России.
Результат: при такой езде вибрация зашкаливает так, что иногда водителю с трудом можно удерживать руль. Демпфер, конечно, не спасает полностью. Он только лишь устраняет вероятность рысканья при вибрации, гася ее.
Если отбросить нюансы, демпфер состоит из цилиндра, в котором находится поршень и смазка, старающаяся вернуть деталь в первоначальное положение. К одностороннему приспособлению устанавливается и пружина, которая выполняет задачу возвратного движения.
Демпфер – ресурс до замены
Шкив коленвала с демпфером крутильных колебаний, он же демпфер коленвала – подлежит профилактической замене. При этом менять штатный демпферный шкив на обычный цельный категорически не рекомендуется. Это, как и несвоевременная замена шкива, может стать причиной критической поломки.
Современные ДВС в нижнем диапазоне оборотов показывают высокие значения крутящего момента. Вследствие чего возрастают нагрузки на детали двигателя. А сами эти детали эти все легче и изящнее – с точки зрения экономии топлива чем меньше масса вращающихся частей, тем ниже затраты энергии. В результате усиливается крутильная деформация коленвала. И кроме того повышается риск возникновения резонансных явлений.
Шкив коленвала с демпфером крутильных колебаний, появившийся в ответ на перечисленные вызовы, имеет двойную функцию. Во-первых, он защищает поликлиновый ремень от рывков, неизбежных на валу, приводимом в движение поршнями. А во-вторых он гасит возникающие в самом коленчатом валу резонансные колебания. Ведь вал все время изгибается, и при определенных оборотах начинает вибрировать в такт с ходом поршней.
Демпфер крутильных колебаний – это составной шкив, собранный из нескольких, обычно трех, частей. Внутренняя часть – ступица шкива, и его наружная часть – собственно шкив, соединены упругим элементом. Встречаются конструкции и более сложные, предназначенные для автомобилей с системой «стоп-старт» или дизельных двигателей с высокой степенью форсирования.
Варианты шкивов с демпфером для разных двигателей
Одинарный шкив-демпфер из трех частей: две их металлов (сталь или алюминий) и резиновый элемент между ними. Широко используется на дизельных и бензиновых двигателях. Пример: NTN-SNR DPF358.24
Шкив для «стоп-старт» со сложной конструкцией демпфера – способен выдержать очень большое количество пусков мотора. Пример NTN-SNR NTN-SNR DPF359.09.
Двойной шкив-демпфер для нагруженных дизелей – технически самый сложный. Включает 7-8 металлических частей и две резиновых вставки. Пример: NTN-SNR DPF359.03
Миллиард деформаций за срок службы
Упругий элемент шкива-демпфера подвергается деформации каждый раз при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя. А это – до десяти миллионов раз на тысячу километров пробега. Естественно, что такие нагрузки сказываются на структуре демпфирующей вставки, какой бы упругой она ни была, поэтому демпферный шкив коленвала нуждается в регулярной проверке и превентивной замене при первых признаках неудовлетворительного состояния.
Проблема в том, что даже многие механики недооценивают значение демпфера шкива, полагая, что он защищает только ремень и навесное оборудование: генератор, компрессор системы кондиционирования, насосы гидроусилителя и системы охлаждения. Опыт говорит нам, что в прежних моделях автомобилей все это приводилось через обычные цельные шкивы и прекрасно работало. Неудивительно, что форумах автолюбителей и даже механиков часто можно увидеть совет заменить шкив коленвала с демпфером на монолитный. Однако, советующие явно не сознают, какими последствиями это может обернуться.
Новая опасность — не демпфирующий шкив-обманка
С другой стороны, большинство специалистов уже понимают, что использование только предусмотренных конструкцией компонентов в современных двигателях – залог уверенности в нрезультате. Поэтому бизнес «дешевых запчастей» пошел в своей изобретательности еще дальше – теперь рынку предлагается «вечный шкив-демпфер». Утверждается что это не нуждающийся в замене компонент, который при этом полностью выполняет свою функцию.
Деталь-обманка выполнена с таким расчетом, чтобы по внешнему виду не отличаться от настоящего шкива-демпфера. Весь фокус в том, что все ее металлические части – одно целое, а иллюзия составной конструкции создается резиновым кольцам, вставленным в пазы сплошного металлического шкива.
Естественно, что такой тип псевдо-демпфера требованиям автопроизводителя не соответствует. Мало того, что данный шкив ничего не демпфирует, так он еще и весит больше, что создает риск разрушения компонентов двигателя, в частности коленчатого вала, а также ускоряет износ шеек и приводит к другим серьезным поломкам.
Специалисты компании NTN-SNR, выпускающий широкий перечень шкивов генератора с демпфером крутильных колебаний, рекомендуют производить замену только с использованием деталей, соответствующих оригинальной конструкции и стандартам качества OE-комплектации.
Диагностика и нюансы замены шкива-демпфера
Замену демпфера крутильных колебаний целесообразно производить одновременно с заменой ремня и деталей привода на пробеге порядка 90-120 тыс. км. Однако уже после 60 тыс. пробега, чтобы убедиться в исправности шкива-демпфера, необходимо провести его визуальный осмотр на предмет выявления следующих признаков его износа или повреждения.
Признаки износа и повреждения демпферного шкива коленвала:
- Трещины в резине
- Оплавление резины (из-за утечки масла)
- Деформация резины
- Трещины на ступице или в области закручивания
- Разделение различных частей демпфера
Наличие трещин на приводном ремне, который судя по пробегу после его установки еще должен быть в нормальном состоянии, также может свидетельствовать о неисправности шкива-демпфера.
Жалобы, которые могут свидетельствовать о выходе из строя шкива-демпфера:
- необычные вибрации в салоне
- свист приводного ремня
- необычный шум или стук, частота которого изменяется вместе с оборотами двигателя.
При подозрении на неисправность демпферного шкива коленвала, если отсутствуют явные внешние признаки поломки, можно воспользоваться рекомендованным специалистами NTN-SNR методом динамической инспекции шкива.
I. После остывания заглушенного двигателя нарисуйте полоску от края к центру демпфера.
II. Запустите двигатель и задействуйте различное электрооборудование (включите кондиционер, используйте усилитель руля, поворачивая рулевое колесо и т.д.).
III. Остановите двигатель. Проверьте метки на шкиве – они должны по-прежнему совпадать – это свидетельствует о том, что центральная часть шкива не проворачивается относительно наружной. В противном случае, демпфер должен быть заменен, так как резиновые вставки больше не выполняют свою роль.
При замене демпферов оберегайте деталь от контакта с маслами, кислотами и щелочами во избежание повреждения резины. До установки запчасти должны храниться в специальной упаковке, защищенной от внешних механических воздействий и влаги.
Используйте соответствующие инструменты: молоток, гаечный ключ, комплект Hazet для демонтажа. Проверьте другие части системы (генератор, ролик натяжителя), всегда заменяйте ремень доп. оборудования и никогда не запускайте двигатель без приводного ремня.
Еще один важный момент, который не стоит упускать из виду при замене шкива – крепежные болты необходимо менять, особенно в случае, когда при их затяжке применяется доворот.
ВАЖНО!
Использование соответствующих инструментов является обязательным. NTN-SNR рекомендует комплект HAZET для демонтажа демпфера, включающий три специальных элемента для работы в ограниченном пространстве.
Установка ремня привода ГРМ
- Проверяем совпадение меток на зубчатом шкиве коленчатого вала и приливе на корпусе масляного насоса.
- Так же убеждаемся в совпадении метки на шкиве распределительного вала и выступа задней крышки ремня привода.
- Надеваем ремень на шкивы и натяжной ролик так, как показано ниже на рисунке, не допуская смещения установочных меток.
Надевать ремень нужно так, чтобы ветвь ремня между шкивами распределительного и коленчатого валов была натянута. Допускается немного повернуть распределительный вал в пределах толщины зуба ремня (так, чтобы метка D не сместилась в сторону от выступа С).
Схема привода распределительного вала: 1 – зубчатый шкив коленчатого вала двигателя; 2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 – натяжной ролик; 4 – задняя крышка ремня привода ГРМ; 5 – зубчатый шкив распределительного вала; 6 – зубчатый ремень привода ГРМ; 7 – прилив на крышке масляного насоса; А – метка на зубчатом шкиве коленчатого вала; В – метка на приливе крышки масляного насоса; С – выступ на задней крышке ремня привода ГРМ; D – метка на зубчатом шкиве распределительного вала
4. Регулируем натяжение ремня
5. Заворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала и, повернув коленчатый вал двигателя на два оборота, убеждаемся в совпадении меток на шкивах и двигателе. При необходимости переустанавливаем ремень.
6. Устанавливаем на место шкив коленчатого вала и затягиваем болт его крепления моментом 97,9–108,8 Н·м (9,9–11,1 кгс·м).
7. Устанавливаем на место переднюю крышку ремня привода ГРМ и ремень привода генератора в последовательности, обратной снятию.
8. Регулируем натяжение ремня привода генератора