В чем измеряется мощность двигателя мотоцикла
Топ-10 самых мощных мотоциклов
Даже в самых точных измерениях может лежать гипотетическая погрешность. Она может быть мизерной и по своему принципу в практическом плане бывает не столь важной технически, но о ее существовании тем не менее будет обязательно известно, что для самих скажем идеалистов может стать серьезным препятствием.
Все мы с вами понимаем, любая техника любит точность. Она безусловно требуется и при технических расчетах автотранспортных средств, и при их конкретном производстве. Не менее важна здесь и точность в предоставлении технических характеристик данной автотехники, а именно, какие у автомобиля габариты, сколько он весит, какова его мощность и каков крутящий момент. Вот как-раз с последним чаще всего и возникают проблемы.
Очень часто, если не сказать почти-что всегда, заявленная мощность авто- мотопроизводителем разительно отличается от реальной (или точнее можно сказать, от той, что измеряется на дино-стенде), причем в сторону завышения первой. Может изначально показаться, что корыстные производители стараются завысить эти цифры, чтоб поднять ценность своей техники по сравнению с теми же конкурентами. Но в действительности это далеко не так. Просто при проведении заводских тестирований учитывается столько переменных значений, что на обычном динамометрическом стенде всех их отследить очень и очень сложно, или он (динамометр) их просто не в состоянии показать.
Один из многочисленных американских автомобильных сайтов провел свое исследование на динамометрическом стенде, по установки мощности мотоциклов в 2015 году, на основании чего сделал выводы о приблизительном расхождении показателей своих замеров и заводских замеров мощностей. Далее ими был составлен подробный отчет-рейтинг десяти самых мощных байков ушедшего 2015 года.
Прежде чем приступить к изучению этого окончательного списка, мы хотим сделать небольшую сноску.
Представленные цифры характерны для моделей мотоциклов созданных конкретно под американский рынок. В европейских и тем более в японских моделях-байках эта мощность может несколько отличаться.
Мощность была замерена на основе независимо сделанных тестов.
Тесты скорости мотоциклов, особенно на высоких скоростях, подвержены изменениям из-за человеческой ошибки, ограничений оборудования и атмосферных факторов, таких как ветер, влажность и высота. Опубликованные результаты двух идентичных тестов могут отличаться в зависимости от того, сообщается ли результат с поправочными коэффициентами промышленного стандарта, рассчитанными для компенсации условий испытаний, или без них. Ошибки округления также возможны при преобразовании в / из миль и километров в час. [1]
Поскольку мощность обычно является продуктом силы и скорости , мощность и крутящий момент мотоцикла будут очень показательными для его характеристик. Однако указанные значения мощности и крутящего момента могут варьироваться от одного источника к другому из-за несоответствий в том, как калибруется испытательное оборудование, методе использования этого оборудования, условиях во время испытания и, в частности, месте, в котором измеряются сила и скорость. [2] Мощность одного только двигателя, часто называемая мощностью коленчатого вала или мощностью на коленчатом валу, будет значительно больше, чем мощность, измеренная на заднем колесе. Количество мощности, потерянной из-за трения в трансмиссии.(первичная передача, коробка передач и главная передача) зависит от деталей конструкции и конструкции. В общем, мотоцикл с цепным приводом может иметь на 5-20% меньше мощности на заднем колесе, чем на коленчатом валу, в то время как модель с приводом от вала может потерять немного больше мощности из-за большего трения.
Подготовка к динамометрическому тесту — обратите внимание на вентилятор, используемый для охлаждения двигателя.
Заднее колесо мотоцикла на динамометрическом ролике.
График мощности и крутящего момента.
В то время как мощность коленчатого вала исключает эти потери передачи, измерения часто производятся в другом месте трансмиссии, часто на заднем колесе. Затем к измеренным значениям применяется поправка на потери передачи, чтобы получить значения коленчатого вала. Для мотоциклов указанные значения мощности и крутящего момента обычно относятся к коленчатому валу. В директиве 92/61 / EEC от 30 июня 1992 г., касающейся официального утверждения типа двух- или трехколесных моторных транспортных средств [3], она упоминается как «максимальная мощность двигателя», и производители используют аналогичные термины. Исторически сложилось так, что это соглашение могло появиться из-за предварительного строительства, при этом коленчатый вал был непосредственно доступен для измерений, а коробка передач могла быть от другого производителя. Однако, когда известны технические детали трансмиссии, потери в ней могут быть точно определены количественно и скорректированы. Подробное руководство по разрешительным измерениям и поправкам на передачу дано в директиве 95/1 / EC. [4]
Основной источник неоднозначности и различий связан с условиями, в которых проводился тест. Эти условия включают такие детали, как атмосферные условия (температура, давление, влажность), давление в шинах, то, как мотоцикл закреплен на динамометрическом барабане, но самое главное: условия самого мотоцикла. Примеры: был ли установлен генератор переменного тока ?; был установлен воздушный фильтр ?; какая выхлопная система была установлена? Можно было бы надеяться, что производители будут тестировать свои мотоциклы в нормальном рабочем состоянии, в том состоянии, в котором они продаются и в котором они получили одобрение типа, но это не всегда так. Ducati, например, решил публиковать больше положительных значений, заявив, что «Технические данные, касающиеся мощности и крутящего момента, были измерены на стенде для испытаний двигателей в Ducati». [5] Их опубликованные значения обычно на 5% выше, чем значения омологации в нормальном рабочем состоянии.
Камеры могут штрафовать за шум
По мнению руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматов, в борьбе с шумом Москва берет пример с Парижа. Там уже появились камеры со встроенным шумометром. Комплекс в автоматическом режиме может определить, от какого именно транспорта исходит шум и, если нормы шума превышены, то техника фотографирует номер машины или мотоцикла и высылает штраф.
«Полагаю, что город хочет установить камеры, которые измеряют уровень шума. Скорее всего, какой-то производитель камер уже сделал что-то такое хотя бы в виде прототипа. Иначе Собянин не стал бы даже выступать на эту тему. Но без изменения в КоАП этого сделать нельзя. Вероятно, это некий задел на следующий год», — предположил Шкуматов.
Техническую возможность камер штрафовать за шум подтвердили в пресс-службе Ассоциации производителей «ОКО». Представитель компании заверил, что современные камеры фотовидеофиксации являются по сути мощными компьютерами, к которым можно подключить практически любые датчики, в том числе измеряющие уровень шума.
«Существующие алгоритмы распознавания способны безошибочно отличить звук двигателя автомобиля или мотоцикла от, например, строительных работ или других шумов. Что касается точности определения конкретного транспортного средства, то здесь важно учитывать время суток, в которое предлагается штрафовать за данные нарушения. В ночное время после 23:00 трафик значительно менее плотный, а на некоторых участках дорог и вовсе единичный, что позволяет с высокой долей вероятности определить конкретное шумящее транспортное средство», — объяснил производитель камер.
В компании также добавили, что поскольку этот состав нарушения является сложным, все данные должны внимательно рассматриваться инспектором ГИБДД, а любые сомнения — трактоваться в пользу водителя.
DynoJet в вопросах и ответах — зачем мотоциклу диностенд?
Замеры мощности и крутящего момента с силового агрегата мотоцикла производятся непосредственно с заднего колеса. Это наиболее точный показатель правильных настроек и ключевых параметров мотора, системы подачи топлива, зажигания, а также коробки переключения передач.
Что такое диностенд и зачем он нужен?
Диностенд — это независимое устройство, которое дает объективную информацию о текущем состоянии мотоцикла, так как принимается во внимание только состояние программного обеспечения и механической части аппарата, никакие другие сторонние показатели или данные не учитываются. На показания динамометрического стенда невозможно повлиять искусственно — все замеры будут точными и достоверными. Это гарантирует, что мощностные испытания будут правильно применены, а полученные показания можно будет использовать для доработок мотоцикла.
Благодаря использованию диностенда DynoJet для мотоциклов можно создавать индивидуальные точные настройки и оптимизировать работу конкретного байка за счет внесения изменений в работу тех элементов, которые влияют на его производительность. Это необходимо делать не только со спортивными аппаратами, которые учувствуют в различных соревнованиях, но и с абсолютно новыми мотоциклами, как только они сошли с конвейера и попали в руки к своим владельцам.
Не все знают, что именно замеряется с помощью диностенда. Мотоциклетный динамометрический стенд позволяет снять актуальные показания крутящего момента с ведущего заднего колеса, максимальную скорость байка, мощность его силового агрегата, текущие показания качества топливно-воздушной смеси. Также дополнительно можно подключить датчики, которые будут фиксировать факт возникновения детонации.
Чтобы обеспечить необходимые условия безопасности измерения мощности и крутящего момента, переднее колесо байка надежно фиксируется специальным образом, чтобы он находился в вертикальном положении. Подвеска при этом остается в работоспособном состоянии, имитируя условия реального заезда во время проведения измерений.
На фото: установка мотоцикла на диностенд
Заднее колесо вращает специальный барабан, который имеет шероховатое покрытие, имитирующее асфальт: параметры барабана (масса и диаметр) являются постоянной величиной, которая заложена в программное обеспечение, управляющее всем комплексом оборудования. Также в состав диностенда входят различные датчики, они измеряют скорость вращения и ускорение, придаваемые барабану вращающимся задним колесом в течение всего «прогона».
Еще один датчик подключается к электронному блоку управления мотоциклом. Компьютер постоянно снимает показания со всех датчиков. Это позволяет ему обрабатывать всю получаемую информацию и в режиме реального времени строить таблицы с данными, рисовать график увеличения мощности и крутящего момента.
Многие владельцы мотоциклов, приехавшие на динамометрический стенд для снятия замеров, сталкиваются с тем, что полученные данные не соответствуют сведениям, заявленным производителям. Это вызывает определенное недоумение. Дело в том, что производители осуществляют мощностные испытания на заводских стендах, исследуя исключительно силовой агрегат. Полученные показания мощности и крутящего момента снимаются не с колес, а с коленчатого вала.
При передаче энергии с вала силового агрегата на колеса возникают естественные потери из-за обеспечения работы генератора, коробки передач, сцепления и привода. В итоге сумма потерь может достигать 15–20% от заявленной производителем мощности. Диностенд позволяет наглядно продемонстрировать реальные возможности и показатели работы двигателя. Этого достаточно для проведения диагностики, более тонкой настройки его работы.
На фото: пример графика мощности мотоцикла
Особенности проведения замеров с помощью диностенда
В ходе проведения измерений важно контролировать температуру заднего колеса. От этого зависит качество испытаний. Кроме того, заднее колесо на стенде нагревается сильнее, чем во время езды по асфальту. Чтобы замеры были точными, важно соблюсти ряд условий.
Во-первых, замеры должно осуществляться в помещении, которое специально оборудовано для этого: имеет мощную вытяжку, отводящую выхлопные газы, сбалансированную приточную вентиляцию, способную поддерживать одинаковую температуру работы двигателя (75–90°С). Благодаря мощной системе охлаждения создается встречный поток холодного воздуха, имитируя дорожные условия.
Во-вторых, замеры должны проводиться короткими сессиями. Задняя покрышка охлаждается естественным образом, поэтому приходится делать перерывы, чтобы она не перегревалась. Если были внесены какие-либо изменения в конфигурацию байка, его настройки, обязательно необходимо делать повторные прогоны. Обычно делается по три тестовых прогона за раз. Их них второй принято считать оптимальным, показавшим наиболее точные результаты.
Еще один вопрос, который интересует многих байкеров — действительно ли с помощью динамометрического стенда можно улучшить показатели аппарата, и какие именно. Основной задачей инженеров является достижение максимально эффективных рабочих показателей силового агрегата, его функциональных элементов в определенной конфигурации. И только если вся система настроена эффективно и правильно, будут достигнуты максимальные результаты и высокая стабильность всех механизмов.
Многим мотогонщикам следует знать: чтобы добиться максимальной отдачи от своего байка, вовсе не обязательно полностью менять конфигурацию и тратить большие деньги на тюнинг. В ряде случаев можно обойтись простой настройкой.
Цель настройки — чтобы двигатель начал работать в оптимальном режиме. Основной инструмент, которым пользуется инженер — это регулировка качества топливно-воздушной смеси. Если силовой агрегат настроен оптимально, на диностенде он продемонстрирует максимально высокие показатели, которые при этом будут положительно сказываться на продлении ресурса работы разных конструктивных элементов.
Если более качественно подготавливать двигатель внутреннего сгорания, можно достичь наилучшего сгорания топлива, отсутствия нагара в камере сгорания, выработки в цилиндрах. Свечи, клапаны головки блока также будут чистыми, за счет чего повышаются надежность и качество работы катализаторов. А сам мотор избежит тепловых перегрузок, в нем будут возникать детонационные процессы.
Если настраивать двигатель мотоцикла через гражданский или спортивный блок управления, можно обеспечить его дополнительной мощностью за счет более тонкой настройки карты зажигания. Однако важно учитывать, что в таком случае снижается ресурс мотора, возникает вероятность детонации.
Настройку карт зажигания рекомендуется осуществлять в том случае, если в этом есть острая необходимость. Обычно к таким действиям прибегают профессиональные мотогонщики, принимающие участие в различных отечественных и зарубежных соревнованиях. Для повышения точности диагностики на байк может быть дополнительно установлен датчик детонации.
Как же регулируется мощность на современных мотоциклах, за счет чего обеспечивается прирост крутящего момента и лошадиных сил? Многие современные модели байков имеют бесконтактную ручку акселератора ride-by-wire и дроссельные заслонки, управляемые электроникой и оснащенные системой ограничения мощности. Это достигается путем автоматического закрытия заслонок — в камеру сгорания подается меньше топливно-воздушной смеси. При этом не задействованы карты зажигания, топливные карты.
В данном случае всеми процессами управляет одна карта, которая была заложена производителем или инженером на диностенде. Такие программы как Sport, Race, Rain или Street способны ограничивать мощность силового агрегата. Необходимые настройки ограничения открытия дроссельных заслонок жестко прописаны в электронном блоке управления, 100% открытия дросселя равно 100% производительности двигателя.
На фото: проверка соответствия мощности байка заводским значениям
Традиционное заблуждение многих байкеров — что прямоточная система выхлопа добавляет мощности и позволяет обеспечить байк более высокой динамикой, превосходя всех конкурентов при разгоне с места. Но такой прием работает, только если двигатель раскручивать до максимально высоких оборотов, начиная с 7 000 об/мин. В более низком диапазоне оборотов это может стать причиной провала. Особенно это будет заметно на дорогах общего пользования, так как камеры сгорания слишком быстро очищаются. Благодаря исследованию телеметрических показаний можно определиться с установкой наиболее подходящего тюнинга либо отказаться от него.
Кто пользуется услугами диностенда?
По сути, динамометрический стенд — это тот инструмент, которым должны пользоваться не только профессиональные спортсмены, но и обычные байкеры. Благодаря ему можно обнаружить проблемы в работе силового агрегата, трансмиссии и сцепления на раннем этапе и устранить их с минимальными затратами. Это позволит избежать более дорогостоящего ремонта в будущем.
Квалифицированные инженеры MOTORRIKA способны расшифровать любые телеметрические показания, графики мощности. И на их основе дать точные рекомендации, определить причину проблем с конкретным мотоциклом.
Байкер, который приобрел новый мотоцикл и только прошел на нем обкатку, обязательно должен настроить свой аппарат на диностенде, чтобы инженеры смогли привести готовую к использованию систему к оптимальным настройкам. Это продлит ресурс различных элементов двигателя, трансмиссии, сцепления, впускной и выпускной системы.
В дальнейшем достаточно раз в один-два сезона посещать специалистов с динамометрическим стендом, чтобы следить за состоянием байка, калибровать и вносить правки в настройки после проведения полного технического обслуживания. Очень важно регулярно регулировать зазоры клапанов, промывать топливные форсунки,
Затем калибровать/тестировать мотоцикл на диностенде можно один раз в один-два сезона. Можно делать это перед его началом или после полных ТО — например, после регулировки зазоров клапанов, промывки топливных форсунок, ремонта ЦПГ. На стенде можно не только снимать телеметрию, но и проводить обкатку нового силового агрегата в наиболее оптимальных условиях.
Если речь идет о спортивных мотоциклах, которые участвуют в гонках и используются для трек-дней, то их необходимо пропускать через диностенд после каждого изменения, внесенного в конфигурацию байка, чтобы визуально определить, к каким изменениям это привело. Тюнинг может как принести пользу, повысить качественные характеристики байка, так и навредить: из-за того, что двигатель постоянно подвергается высоким нагрузкам, его показатели могут снижаться.
Если на аппарат установлен современный вспомогательный блок типа Power Commander или Bazzaz, настройка мотоцикла займет от четырех до восьми часов. Если же такая система отсутствует, то инженерам потребуется в несколько раз больше времени, чтобы настроить заводской электронный блок управления.
Диностенд Dynojet для мотоциклов
в техцентре MOTORRIKA
Может ли измениться емкость батареи?
В процессе эксплуатации емкость аккумулятора будет неуклонно уменьшаться по причине естественного износа. Но если эксплуатация батареи происходит правильно, то явным уменьшение емкости станет только через несколько лет после начала использования аккумулятора. Как правило, ближе к концу гарантийного периода.
Есть факторы, которые могут ускорить сокращение емкости батареи.
1. Глубокий разряд. Если вы допустили разрядку кислотного аккумулятора до показателя ниже 10,5 вольт, его емкость после возвращения к жизни сильно сократится.
2. Слишком частые зарядки. Если аккумулятор еще не требует подзарядки, лучше лишний раз его к зарядному устройству не подключать. Как правило, процедура требуется один раз в два-три месяца.
3. Загрязнение электролита. Этот пункт касается только обслуживаемых батарей. Электролит – это жидкость, обеспечивающая проведение тока внутри аккумулятора. В процессе эксплуатации эта жидкость постепенно испаряется. Поэтому объем электролита необходимо регулярно пополнять (из-за этого подобные аккумуляторы и называют обслуживаемыми). Если показатели железа или хлора в электролите превышают допустимые показатели, аккумулятор будет быстро терять свою емкость. Поэтому восполнять уровень электролита нужно только дистиллированной водой.
4. Неправильные условия хранения в отключенном виде. Длительное пребывание отключенного аккумулятора при отрицательной температуре или в условиях свыше 15-20 градусов также негативно скажется на его емкости. Идеальная температура – от десяти до пятнадцати градусов выше нуля.
5. Низкая скорость езды. Некоторые модели мотоциклов при езде на слишком низкой скорости в недостаточной степени заряжают аккумулятор, что приводит к потере емкости. Но это крайне редкий случай, и скорости должны быть действительно очень низкими. При езде в обычном городском потоке подобное не грозит.
Как же избежать быстрой потери емкости батареи и продлить срок ее эксплуатации? Достаточно избегать всего, что описано в пяти пунктах выше. Стоит добавить только то, что в процессе зимовки аккумулятора у вас дома его также стоит 1-2 раза подзарядить, чтобы избежать избыточного разряда. В остальном – ездите и не переживайте, аккумулятор прослужит столько, сколько должен.
Пошаговый процесс
Любой райдер справится с процессом настройки клапанов. На это потребуется время, терпение и желание. Сейчас предлагается такое разнообразие мототехники, что сложно описать процедуру для каждого вида. Однако есть два основных подхода – с помощью регулировочных шайб или болтов (смотря что использовано производителем).
В обоих случаях понадобятся такие инструменты:
- ключи (разные, очень удобен шестигранник);
- щупы (измерять зазор);
- микрометр (измерительный прибор);
- магнит.
Можно взять фотоаппарат или смартфон, чтобы фиксировать разборку. Благодаря этому потом проще будет правильно ставить снятые элементы на свои места. Регулировка осуществляется при остывшем двигателе и состоит из нескольких главных этапов:
- Знакомство с инструкцией, выяснение требуемой цифры зазора.
- Демонтаж частей, мешающих подобраться к мотору. Обычно снимаются бензобак, седло, отсоединяются различные шланги, провода. Делается всё аккуратно, запоминая, как установить назад. Можно делать пометки маркером или фотографировать.
- Удаление заглушки, находящейся напротив коленчатого вала. Благодаря образовавшемуся отверстию можно будет работать с коленвалом, чтобы находить вверху мертвые точки.
- Снятие свечей, клапанной крышки.
- Прокрутка коленвала. Установка поршня в верхних мертвых точках. Производится поочередно для всех цилиндров.
- Определение величины зазоров с помощью щупа. Он помещается между коромыслом и штоком. Чаще всего расстояние должно быть в размере 0,1 мм. Следует взять щуп именно такой толщины и проверить, соблюдается ли она. Если он продвигается, но требуется небольшое усилие, — это нормально. Если не вставляется, значит, зазор маленький. Если проходит свободно – большой.
- Корректировка просветов в клапанах, где они не соответствует нормативу.
- Возвращение деталей на изначальное место.
Аэродинамика
Автомобильная аэродинамика мотоциклов не так часто измеряются третьими сторонами или сообщаются производителями, как другие показатели, такие как мощность. [14] Безразмерная мера коэффициент трения, Сd, варьируется от 0,55 до 0,65 (сравнимо с пикапом), по сравнению с Cd .29 для многих спортивных автомобилей и даже .20 для высокоэффективных автомобилей. Однако более подходящее значение качества, CdA, учитывает площадь передней части автомобиля и, следовательно, фактическую мощность, необходимую для преодоления сопротивления ветра. [15] Типичная проектируемая площадь лобовой части для мотоциклов составляет около 2,9–3,9 кв. Фута (0,27–0,36 м). 2 ). Когда CdПриводится цифра, иногда в нестандартных единицах, что затрудняет сравнение мотоциклов и автомобилей. [16]
Cd можно уменьшить за счет использования «обтекателей мусорного бака» или полностью закрытых и обтекаемых обтекателей (например, Веттер Стримлайнер прототип) для уменьшения турбулентности следа и разделение потока, но они были запрещены в гонках в 50-х годах и поэтому вышли из моды среди уличных мотоциклов. [17] Приверженность «стилизации аэродинамики» (в отличие от заметно улучшенной аэродинамики) и эргономических соображений повлияла на дизайн серийных мотоциклов. [18]
Еще одним фактором, делающим аэродинамические измерения относительно необычными в популярной прессе, является отсутствие доступа к качественным исследовательским материалам. аэродинамические трубы журналистами. [19]
Полный анализ аэродинамики мотоцикла будет включать измерение сопротивления, подъемной силы и боковой силы при различных скоростях, углах ветра и положениях гонщика; а также качка момент, момент качения и момент рыскания (см. рыскание, тангаж и крен для описания). [19]