Как подключить датчик уровня топлива
Датчик уровня топлива на примере Нива Шевроле
Шеви Нива доказал свою надёжность и за 18 лет существования скопил массу положительных отзывов. Правда иногда машина всё же ломается, как правило по причине естественного износа деталей. Довольно редко, но преподнести «сюрпризы» может датчик уровня топлива (ДУТ). Например, стрелка начинает показывать: то 1/4 уровня бака, то 1/2. Из-за этого были случаи, когда машина обсыхала в дороге (обычно после покупки б/у автомобиля, владелец не знает его нрав). Далее расскажем: по каким признакам определяют неисправность датчика уровня топлива на Ниве Шевроле, как его проверить, какой выбрать и как заменить.
Механизм и принцип работы
Вид Chevrolet Niva кардинально отличается от советского внедорожника ВАЗ-2121. У приемника сильно изменился интерьер и экстерьер. А, вот конструкция узлов и агрегатов, включая топливную систему, довольно похожи. Например, GM-овские инженеры решили оставить рычажный датчик уровня топлива, как у обычной Нивы, только интегрировали его в корпус бензонасоса. В конструкцию механизма по-прежнему входят:
- Колодки питания для ДУТ и ЭБН.
- Потенциометр.
- Подвижной контакт (бегунок).
- Металлический рычаг.
- Поплавок.
Поплавок всегда остаётся на поверхности, поднимаясь или опускаясь в зависимости от уровня бензина в баке. К металлическому рычагу прикреплён ползунок, который скользит по резистору (потенциометру). При изменении сопротивления на потенциометре, меняется и напряжение, в следствии чего отклоняется стрелка на индикаторе уровня топлива, запитанном в систему. Главный недостаток рычажного механизма любого датчика топлива в том, что, находясь в мёртвой зоне* он способен выдавать параметры с большой погрешностью, вплоть до 20 %, а это 5.8 — 10 л бензина.
*) Мёртвая зона — область вверху бензобака у горловины, или у самого дна. Например, по индикатору топлива бак уже полный, но на самом деле еще можно долить некоторое количество литров. Или наоборот, стрелка уровня обречённо лежит, ярко горит лампочка, а машина ещё едет, и водитель знает, что некоторое количество бензина еще осталось.
Какой выбрать
На Шеви Ниву ставили разные электробензонасосы (ЭБН), соответственно ни них шли разные виды датчиков уровня топлива:
- до 2006 г. ЭБН «Утёс» 21230-1139009-20-0, ДУТ — 4м / 21230-3827010-01-0.
- с 2006 г. ЭБН «Утёс» 21236-1139009-00-0, ДУТ — К3 / 21230-3827010-00-0.
Поэтому перед установкой посмотрите, какой бензонасос стоит на вашей машине. Его оригинальный номер написан на верхней крышке.
Таблица 1. Цена датчика указателя топлива
Модификация | Стоимость в руб. |
---|---|
4М | 270 |
К3 | 250 |
DYTK3 (Пекар) | 380 |
DYT4M (Пекар) | 470 |
Источники: интернет-магазины timeturbo.ru (Ульяновск) и avtoall.ru (Воронеж)
В торговых точках оффлайн, цена продукции немного дороже, около 400–600 руб. Другие аналоги от брендовых производителей, таких как: Bosch, Magneti Marelli или Hella — найти невозможно, так как электробензонасос продаётся в сборе с датчиком и корпусом (модулем).
Признаки неисправности
Так как строение ДУМ — это трущиеся детали, то рано или поздно они изнашиваются. Водитель начинает замечать, что стрелка указателя топлива учиняет обман. Например, на АЗС автовладелец заправил полный бак до отсечки пистолета, а индикатор показывает только наличие 1/2 или 2/3 количества топлива. В иных случаях стрелка зависает, так как механизма банально может заклинить. Такие глюки возникают по следующему ряду причин:
- истёрлась контактная поверхность резистора;
- произошло окисление штекера;
- нарушена изоляция провода;
- повреждён поплавок;
- изношен ползунок.
Чем плох режим эксплуатации Нивы Шевроле с неисправным датчиком уровня топлива? Если длительное время ездить на горящей лампочке с пустым баком, то бензонасос будет перегреваться, особенно в жаркую погоду, и как следствие быстро выйдет из строя. Кроме этого, у заборника начнёт собираться грязь, а её микрочастицы будут проникать в систему через фильтр и забивать топливные каналы.
Для справки! На Chevrolet Niva можно сделать самодиагностику. Для этого необходимо нажать кнопку на одометре и включить зажигание. Если нажать 2-й раз, то выскочит версия прошивки. При нажатии 3-й раз появятся коды ошибок. Цифра «2» — это отсутствие сигнала от ДУМ.
Как проверить
Чтобы «прозвонить» датчик уровня топлива на Шевроле Нива, его необходимо снять. Он установлен в модуле бензонасоса, который в свою очередь закреплён внутри бака. Найти его легко, достаточно откинуть задний ряд сидений. Для проверки понадобится мультиметр, который необходимо переключить в режим омметра.
Подключаем щупы к выходам, перемещаем рычаг вверх и вниз, имитируя полный и пустой бак. Сопротивление должно меняться: в нижнем положении 235–335 Ом, в верхнем 17–25 Ом. При этом никаких скачков параметров быть не должно. Кроме этого рекомендуется внимательно осмотреть механизм на предмет повреждений и окислений, а также плотность контакта ползунка.
Замена
Для снятия и установки датчика уровня топлива на Шеви Нива рекомендуется подобрать хорошо проветриваемое помещение или провести работы на улице. Это меры предосторожности, чтобы не отравиться парами бензина. Для ремонта потребуется: крестовая и плоская отвёртки среднего размера, рожковый ключ 10 мм, головка 8 мм, пассатижи, ветошь и пылесос. Пошаговый процесс выглядит так:
- Зафиксируйете автомобиль на ручной тормоз.
- Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
- Стравите давление топлива в рампе, через верхний болт-регулятор.
- Откиньте задний ряд сидений.
- Пропылесосьте поверхность.
- Открутите винты защитного лючка и снимите его.
- Очистите крышку модуля бензонасоса от грязи.
- Отсоедините 2 топливных шланга.
- Открутите 8 гаек (головка 8 мм).
- Выньте модуль ЭБН из бака.
- Отсоедините 2 штекера питания от крышки и топливного насоса.
- Отожмите фиксаторы ДУТ и движением вверх снимите его с модуля.
- Поставьте новый датчик уровня.
- Подключите питание к ДУТ и насосу.
- Соберите всё в обратной хронологии.
В процессе работы оцените состояние уплотнительного кольца бака и сеточки топливоприёмника. Желательно всё почистить, а при необходимости заменить.
Заключение
При «глюках» датчика уровня можно остаться без топлива в дороге. Владея минимальными навыками ремонта, дефектный механизм легко заменить своими руками. Главное сначала узнать, какая модификация ДУМ стоит на машине: 4 М или К3.
Видео по теме
Автоскоп
АРМ Автоскоп
Интуитивно понятный интерфейс и огромный функционал программы, позволит Вам иметь полный контроль.
Датчик топлива
Погружаемые датчики топлива ДКУТ позволяют существенно экономить расход на работу транспорта за счет точности показаний.
Установка датчика топлива
Описание этапов установки и программирования
датчика ДКУТ-70 (140)
Комплект датчика ДКУТ включает в себя:
— Датчик контроля уровня топлива (ДКУТ) — 1 шт
— Прокладка уплотнительная — 1 шт
— Саморез (4.8 х 29 мм) — 4 шт
— Паспорт ДКУТ, гарантийный талон — 1 шт
— Кабель соединительный 3х жильный х 0.75мм x 5м — 1 шт
Оборудование для установки:
— Устройство программирования топливных датчиков (Программатор электронный для ДКУТ)
— Корончатая фреза для сверления по металлу, диаметром 35-40 мм
— Соединительные коннекторы для проводов
— Стяжки для проводов автомобильные
— Герметик автомобильный
— Изолента ПВХ
— Дрель или шуруповерт — Спиральное сверло по металлу, диаметр 2 мм
— Ножовка по металлу или болгарка
— Персональный компьютер с установленной программой конфигурирования датчиков топлива.
Этапы установки и программирования ДКУТ-70 (140)
Подготовка автомобильного бака и датчика ДКУТ
1. Работы по установке датчика ДКУТ производятся в верхней части топливного бака. При ограниченном доступе к топливному баку производится снятие топливного бака, либо механические действия по открытию доступа к верхней части бака [фото 1]
2. Наметить центральную точку в верхней части бака как показано на [рис 1,2].
С помощью щупа, через заливную горловину, убедится в отсутствии перегородки топливного бака в месте предполагаемого сверления.
3. При помощи дрели с установленной в ней корончатой фрезой просверлить отверстие в ранее намеченной центральной точке бака [фото 2,3]
4. Замерить глубину бака. Необходимо через просверленное отверстие мерной рейкой упереться в дно бака. Зафиксировать значение длины рейки до края выреза.
5. Отметить замеренную глубину на датчике ДКУТ от основания металлической головы с вычетом 1-2 см (например: глубина бака 35 см, соответственно отмеряем на датчике ДКУТ 33-34 см) [фото 4]
6. Болгаркой либо ножовкой по металлу произвести отпиливание датчика ДКУТ по намеченной метке [фото 5]
и обработать место среза напильником [фото 6].
Удалить с обрезаного центрального стержня датчика ДКУТ резиновый наконечник [фото 7]
и установить его на центральный стержень датчика [фото 8,9]
Программирование датчика ДКУТ
7. На компьютере закрыть приложение «АРМ-Автоскоп», если оно запущено. Подсоединить провода подготовленного для установки в бак датчика ДКУТ к проводам программатора электронного для ДКУТ (далее программатор) [фото 10],
как показано на [схеме 1] в приложении. Затем подключить разъём usb выходящий из программатора к компьютеру с установленной программой конфигурирования датчиков топлива ДКУТ (далее конфигуратор) [фото 11].
При правильном подключении зеленый светодиод программатора кратковременно загорится несколько раз и погаснет, красный светодиод загорится непрерывно. ВНИМАНИЕ! Моргание красного светодиода 1 раз в секунду сигнализирует о замыкании красного и черного проводов программатора. При данной ситуации необходимо развести данные провода, убедится в непрерывном горении красного светодиода и продолжить программирование датчика ДКУТ.
8. На компьютере запустить программу – конфигуратор (файл sensorium.exe).
9. В конфигураторе нажать кнопку «Подключить датчик». Если датчик ДКУТ подключился успешно, то данная кнопка измениться на «Отключить датчик» и индикатор на кнопке измениться с красного на зеленый.
10. Выбрать «Пошаговый режим конфигурирования».
11. Шаг 1 — установка минимума:
Необходимо убедится в том, что датчик ДКУТ подключенный к программатору без топлива, а на графике конфигуратора в шкале уровня – нулевые показания. После того, как индикатор под надписью «Текущее значение» изменит цвет с красного на зеленый, нажать кнопку «Установить минимум». Когда индикатор слева от кнопки «Установить минимум» станет зеленым, уровень минимума будет запрограммирован. Для перехода к шагу 2 нужно нажать кнопку «Далее» внизу окна конфигуратора. 12. Шаг 2 – установка максимума:
Погрузить датчик ДКУТ в ёмкость с топливом (аналогичное тому, которое будет использоваться при работе транспортного средства), таким образом, чтобы уровень топлива полностью закрыл измерительный стержень датчика ДКУТ. Либо залить топливо внутрь измерительного стержня, предварительно закрыв технологические отверстия, в верхней части измерительного стержня, изолентой [фото 12,13].
После того, как индикатор под надписью «Текущее значение» изменит цвет с красного на зеленый, нажать кнопку «Установить максимум». Когда индикатор слева от кнопки «Установить максимум» станет зеленым, уровень максимума будет запрограммирован. Для перехода к шагу 3 нужно нажать кнопку «Далее» внизу окна конфигуратора.
При завершении процесса программирования максимума топливо с датчика ДКУТ следует слить [фото 14],
а изоленту с технологических отверстий – удалить! [фото 15]
Либо вытащить датчик ДКУТ из емкости с топливом.
13. Шаг 3 – проверка правильности установки минимума и максимума:
Полностью достать датчик из топлива. Индикатор уровня при этом должен показывать значение в 47+-20 единиц.
Плавно опустить датчик в топливо, до полного погружения измерительного стержня, либо залить топливо в датчик ДКУТ при закрытых технологических отверстиях датчика ДКУТ. Индикатор уровня при этом должен показывать увеличение уровня и максимальное значение должно быть 965+-20 единиц. Если минимум и максимум заданы не верно, следует вернуться к «Шагу 1», нажав кнопку «Назад».
Если минимум и максимум заданы верно, то нажать кнопку «Далее».
14. Шаг 4 – Установка выходных сигналов:
Если датчик ДКУТ программируется для работы с оборудованием системы «Автоскоп», то на желтом проводе датчика установить «ШИМ выходной сигнал», остальные показатели оставить без изменений. Нажать кнопку «Установить выходные сигналы». Когда индикатор слева от кнопки «Установить выходные сигналы» станет зеленым, перейти к Шагу 5, нажав кнопку «Далее». Если датчик ДКУТ программируется для работы с системами, использующими аналоговые либо частотные каналы передачи данных, то установить соответствующие пометки напротив нужного типа сигнала, а так же указать необходимый диапазон изменений.
15. Шаг 5 – Установка кода доступа:
Данный код доступа используется для подключения программатора к датчику ДКУТ. Предназначен для предотвращения несанкционированного переконфигурирования датчика ДКУТ. Код доступа может содержать цифры и буквы английского алфавита.
Необходимо ввести код доступа и нажать кнопку «Установить код доступа». После того, как индикатор слева от кнопки станет зеленым, код доступа записан. Для завершения программирования датчика ДКУТ необходимо нажать кнопку «Далее» внизу экрана, затем в верхнем левом углу окна нажать кнопку «Отключить датчик». Usb провод программатора можно отключить от компьютера и затем отсоединить провода от датчика ДКУТ. Программирование датчика ДКУТ-70 завершено. Установка датчика ДКУТ в бак.
16. На баке отметить места сверления отверстий для закрепления датчика ДКУТ саморезами.
17. При помощи дрели и спирального сверла на 2 мм, просверлить 4 отверстия в баке.
18. Очистить место вокруг высверленного технологического отверстия в баке от металлической стружки и загрязнений.
19. Нанести автомобильный герметик равномерным слоем вокруг технологического отверстия в баке [фото 16].
20. Положить прокладку уплотнительную таким образом, что бы совместить отверстие прокладки и технологическое отверстие бака, а так же места крепления датчика ДКУТ саморезами [фото 17].
21. Нанести автомобильный герметик равномерным слоем на поверхность прокладки уплотнительной [фото 18].
22. Установить датчик ДКУТ в технологическое отверстие бака [фото 19].
Рекомендуется зафиксировать положение датчика ДКУТ таким образом, что бы провод, отходящий от него, избегал перетирания либо перегибания в процессе эксплуатации.
23. Закрепить датчик ДКУТ на баке при помощи саморезов [фото 20].
24. Подключить датчик ДКУТ к бортовому питанию автомобиля и прибору [схема 2]. Рекомендуется при соединении проводов использовать соединительные коннекторы, а места подключения герметизировать при помощи гофрированной трубки и изоленты.
25. Установить бак на штатное место [фото 21].
Мониторинг транспорта Автоскоп
Мониторинг транспорта Автоскоп позволит контролировать местоположения транспорта, а так же обеспечит сохранность топлива в баке благодаря врезным датчикам уровня топлива «ДКУТ».
Как подключить датчик уровня топлива
Ультразвуковой излучатель имеет провод, который соединяет ДУТ с GPS-трекером. Датчик устанавливается снаружи, в центре дна бака, создавая УЗИ импульс. Он поступает сквозь дно и горючее, а затем отражается и возвращается к излучателю. Время между отправкой и возвратом сигнала служит основанием для вычисления высоты столба топлива в баке.
За счет GPS-трекера данные об измерениях + местоположении объекта передаются в в систему мониторинга.
В реальной жизни ультразвуковая технология проявила себя не лучшим образом из-за проблем с монтажом, на качество которого влияет множество моментов, проявляющихся в ходе установки:
- Крепление .
Датчик прикрепляется к топливному баку на специальный клей или фиксируется металлической лентой, обмотанной вокруг бака. Таким образом, нужно достичь идеального прилегания устройства к поверхности. В случае, если контакт не очень плотный, волны УЗИ искажаются, что приводит к передачи неверных данных.
Перегородки .
Если в баке есть перегородки, не исключено, что они станут настоящим препятствием для передачи сигнала от ДУТа в GPS-терминал, и, в итоге, для получения точных показателей.
Неровная поверхность бака .
Внутри бак далеко не всегда гладкий и ровный, что приводит к искажению и рассеиванию УЗИ сигнала.
Нередко на дне бака скапливается грязь и вода, зимой — ледышки. Плавая, они мешают ультразвуковому сигналу, который обманчиво свидетельствует о постоянном колебаниях уровня топлива.
.
На трубки передается электрический ток, и бензин, дизель или любое другое горючее служат диэлектриками для электроконденсатора. Так как поверхности обкладок не касаются друг друга, промежуток между ними заполняется ГСМ, когда датчик опускают в бак. Это свидетельствует о том, что уровень горючего в трубках и баке идентичен.
По мере заполнения трубок топливом, меняется его электрическая ёмкость конденсатора. К примеру, учитывая то, что бензин обладает меньшим электросопротивлением, чем воздух, очевидно, что срок заряда прибора будет сокращаться. Чем больше в баке ГСМ, тем скорее заряжается конденсатор.
Время учитывается в плате ДУТа, а на основании полученных данных происходит вычисление высоты столба топлива в устройстве и в баке ТС. Информация из датчика поступает в GPS-трекер и модулируется в
- напряжении (на аналоговых приборах);
- частоту (на частотных приборах);
- оцифрованные данные (на цифровых приборах)
В конечном итоге данные с емкостного датчика отправляются в систему спутникового мониторинга.
Подключение датчика уровня топлива
Чтобы обеспечить контроль расхода горючего при эксплуатации транспортного средства, необходима установка и подключение датчика уровня топлива. Конструктивно ДУТ представляет собой реостат, который размещается в топливном баке, По мере изменения уровня топлива меняется его сопротивление. Значение сопротивления конвертируется в единицы объема, эти данные и передаются на указатель, расположенный на приборной панели.
Установить датчик на автомобиль ВАЗ, а также несложный грузовой транспорт (например, КАМАЗ) или специализированную технику можно самостоятельно с использованием простого оборудования и инструмента. Ответ на вопрос, как подключить датчик уровня топлива, также не вызовет затруднений — схема достаточно простая.
Датчик уровня топлива — общая схема подключения
После установки прибора в топливном баке необходимо подключить его к бортовой сети автомобиля. К датчику подсоединяется кабель, который подключается к указателю на приборной панели. Для качественного соединения рекомендуется использовать специальные коннекторы, а места соединения изолировать с помощью гофры или изоленты. После подключения по схеме датчика уровня топлива необходимо залить горючее в бак и проверить корректность работы устройства. Значение на указателе должно соответствовать реальному объему залитого бензина.
Как правильно подключить датчик уровня автомобильного топлива при наличии выключателя массы
Если на автомобиле установлен выключатель массы, могут использоваться два варианта схемы подключения датчика уровня топлива:
- подключение за выключателем массы. Следует учесть, что в данном случае при выключении массы будет происходить обесточивание датчика. Указатель будет отображать последние данные уровня горючего, которые были зафиксированы во время эксплуатации транспортного средства. После включения датчика эти данные могут измениться. Причины — суточные температурные колебания, деформация топливного бака или слив топлива во время стоянки авто. При этом установить время слива (а соответственно, прямо доказать его факт) невозможно. Если используется недорогой датчик уровня топлива, схема подключения данного типа вполне подходит. В данном случае нет необходимости использования гальванической развязки. Она же рекомендована, если аккумулятор автомобиля часто снимается или отсутствует;
- подключение непосредственно к аккумулятору. Рекомендуется использовать современные электронные датчики с интегрированной гальванической развязкой. Она обеспечивает защиту оборудования от воздействия электротока в аварийной ситуации. Если нет встроенной гальванической развязки, нужно установить ее дополнительно. Подключение по такой схеме датчика уровня топлива считается оптимальным в функциональном и практическом аспекте. Кроме того, оно признано безопасным, так как устройство потребляет ток в диапазоне 10–48 милиампер. Корпус датчика выполнен из неэлектропроводного материала, что обеспечивает защиту электросхем от пробоя тока.
Подключения автомобильного датчика к системе дистанционного мониторинга уровня топлива
Для эффективного мониторинга расхода горючего стоит не только разобраться, как подключать датчик уровня топлива к бортовой сети автомобиля, но и наладить дистанционный контроль с помощью оборудования GPS. Для этого на транспортное средство устанавливается GPS-трекер, к которому подключается ДУТ.
Датчик уровня топлива: типы, конструкция, принцип работы, ремонт неисправностей
Датчик уровня топлива (ДУТ) предназначен для контроля степени заполнения бака. Прибор отслеживает имеющийся объем бензина или солярки и отправляет информацию на индикатор.
Типы ДУТ и принцип их работы
Популярные конструкции ДУТ: рычажный, трубчатый и электронный. Принцип работы у всех одинаковый. Контролер считывает положение поплавка и передает информацию на индикатор. Точность и надежность работы зависит от устройства оборудования.
Рычажный
Состоит из поплавка, подвижного соединительного рычага и потенциометра (бегунок с резисторными пластинами).
При полном баке, поплавок располагается на верхнем уровне. Через рычаг он соединен с потенциометром. Последний, через индикатор, с бортовой электросетью. Сопротивление равно 7 Ом., заполнение отражается в показаниях прибора на панели.
По мере сжигания бензина, уровень падает. Поплавок опускается. Соединенный с ним бегунок двигается по резисторным пластинам и увеличивает сопротивление потенциометра, максимально до 230-240 Ом. Когда он доходит до этого значения, индикатор показывает, что бак пустой.
Конструкция очень надежная. Единственный недостаток связан с износом деталей, из-за чего падает точность.
Трубчатый
В конструкцию входят поплавок, полая трубка и контактная группа. Датчик работает аналогично предыдущему, но есть конструктивные отличия. Поплавок имеет контактные кольца. В корпусе есть резистивный провод и направляющая стойка. Для подключения управления, предусмотрен крепежный фланец.
Бензин поступает в корпус снизу. При полном баке, поплавок располагается наверху. В этой точке, на него замкнут минимальный отрезок контактного провода, сопротивление – наименьшее. По мере расходования топлива, поплавок опускается, резистентность увеличивается. Внизу она будет максимальной.
Преимущество системы в том, что поплавок находится в ограниченном пространстве. Колебания машины сглаживаются, показания намного точнее, чем у рычажной схемы. Но, есть ограничения по установке.
Электронный
Это современная модель, в которой детали не соприкасаются с топливом. Считывающий узел соединяется с рычагом через магнитное поле. Погрешность измерений – не более 1%. Подобные устройства применяются, когда машина заправляется бензином на основе метанола, этанола либо биодизеля. Другие конструкции в таких случаях малоэффективны.
Исполнительный узел датчика располагается в герметичном корпусе. В контакт с топливом вступает только рычаг и магнитный поплавок. Высота поплавка меряется по импульсам магнитного поля. Фиксация изменений ведется по установленным отрезкам. Их прохождение меняет амплитуду обратного сигнала. Индикатор обновляет показания после того, как датчик пройдет очередную отметку.
Неисправности ДУТ
Все неисправности ДУТ можно разделить на две группы. К первой относятся неполадки, из-за которых система выдает некорректные показания. Во вторую входят нарушения работы, характеризующиеся поломками деталей, вплоть до полного отказа.
Некорректные показания
Визуальные признаки, из-за которых датчик топлива «врет»:
- Стрелка индикатора постоянно двигается, в большинстве случаев — скачкообразно.
- Прибор показывает частичную заправку или даже пустой бак, тогда как водитель точно знает, что емкость заполнена до предела.
- Мотор долго работает, но стрелка остается в исходном положении, не становится на фактический уровень.
- При явно малом количестве бензина, не загорается контрольная лампочка.
Причины могут быть разные: перегорел предохранитель, нет контакта на питающем проводе и т.п. Возможно, поломка механической части системы.
Выход из строя механизма
Механизм ДУТ может сломаться по таким причинам:
- Разгерметизировался поплавок. Топливо попало вовнутрь. Индикатор показывает, что бак пустой или частично полный, независимо от реального количества бензина.
- При длительных поездках по плохим дорогам и, как следствии, воздействии на систему ударных нагрузок, проволочный держатель теряет исходную геометрическую форму. В результате, подвижность поплавка нарушается, прибор работает некорректно.
- Из-за ударных нагрузок при аварии, либо в процессе длительного применения топлива низкого качества, падает сопротивление прибора. Стрелка индикатора стоит на отметке полного или пустого бака.
- По какой-либо причине, вышли из строя резисторные элементы. Признаки — аналогично предыдущему пункту.
- Повреждено крепление датчика. Обычно в таких случаях в багажнике и салоне чувствуется запах топлива.
В качестве профилактики подобных повреждений, рекомендуется время от времени осматривать электрические контакты и крепления.
Проверка датчика и его снятие для ремонта
Чтобы проконтролировать работу ДУТ без снятия, надо к проводу обратного сигнала и к «массе» присоединить переменный резистор с диапазоном 100-200 Ом. Затем, поворачивая рукоятку, менять сопротивление. Получается аналогия с действием на индикатор двигающегося поплавка. Если положение стрелки изменяется, а включенный датчик не реагирует, значит, он не работает.
Демонтаж ДУТ
Несмотря на то, что особенности креплений узла на разных моделях авто различны, общая схема работы для всех случаев одинаковая:
- Отключить АКБ (снять провод с минусовой клеммы).
- Убрать часть пластиковой обшивки. Если надо – еще и заднее кресло.
- Очистить от грязи и влаги прибор и пространство вокруг него.
- Отключить провода.
- Открутить крепеж, снять ДУТ.
Установка
Монтаж отремонтированного ДУТ (или нового, если пришлось заменить полностью) делают в обратном порядке. При этом, надо обратить внимание на некоторые моменты:
- Посадочное место должно быть чистым. Старый герметик надо убрать так, чтобы частицы не падали в емкость.
- Обязательно поставить прокладку. Если новой в комплекте нет, можно взять старую, но промазать герметиком.
- Затягивать болты крепления равномерно.
- Присоединяя провода, надо следить за правильностью схемы («минус» — на АКБ). А также за тем, чтобы были хорошие контакты.
- Перед установкой обшивки, проверить работу системы.
С новым ДУТ желательно проехать около 50 км., после чего – снова продиагностировать систему. Заодно – подтянуть крепления.
Заключение
Датчик уровня топлива – прибор относительно несложный. Обладая необходимой информацией, можно самостоятельно продиагностировать его работоспособность. А, если потребуется, то и заменить, не обращаясь в сервисную службу.
Видео:Приборы контроля уровня топлива KUS
Датчик уровня топлива. Подробное руководство
В статье вы узнаете
Что такое датчик уровня топлива
Датчик уровня топлива (ДУТ) — устройство для оперативного и точного контроля высоты столба топлива в баке. На основании этих данных платформа GPS-мониторинга вычисляет:
- количество топлива в баке
- расход топлива за период
- средний расход топлива, например, литров на 100 км
- заправки или сливы топлива
Сфера применения
Датчики уровня топлива используются на стационарных и передвижных объектах. К стационарным объектам относятся, например, резервуары с топливом на АЗС. В качестве передвижных объектов выступают транспортные средства: автомобили, тепловозы, корабли и т.д.
Типы датчиков уровня топлива
По состоянию на 2018 год наиболее распространенными являются следующие типы ДУТов:
- Штатные
- Поплавковый
Также известен как “потенциометрический”
- Поплавковый
- Отдельно устанавливаемые
- Емкостной
Происходит от термина “диэлектрическая емкость”, а не в понимании “емкость как объем” - Ультразвуковой
- Емкостной
Поплавковый датчик, как правило, является штатным (встроенным в автомобиль на заводе), и используется для отображения относительного уровня топлива на приборной панели автомобиля. Назначение этого датчика – показывать примерный уровень топлива в баке водителю. Поэтому он не является высокоточным, на практике его относительная погрешность может доходить до 10-30%.
Емкостный и ультразвуковой датчики относятся к высокоточным инструментам контроля топлива в системах управления автопарками. Они устанавливаются не на заводе, а дополнительно – интеграторами систем спутникового мониторинга. Относительная точность таких датчиков – в пределах 1-2%.
Поплавковый ДУТ
Поплавковый ДУТ устанавливается в бак автомобиля на заводе-производителе.
Принцип работы: поплавок соединен с переменным резистором (иначе говоря, “потенциометром”). При изменении уровня топлива в баке изменяется и положение поплавка. Поплавок связан с потенциометром, так что меняется сопротивление резистора и, следовательно, изменяется выходящее с датчика напряжение. Данные поплавкового датчика передаются на приборную панель через:
- отдельный провод; аналоговый сигнал (напряжение) – на старых а/м
- CAN-шину; цифровой сигнал – на современных а/м
Емкостной ДУТ
Емкостной ДУТ устанавливается в бак автомобиля по инициативе владельца транспорта. Основная мотивация для установки — учет израсходованного топлива и фиксация фактов хищения.
Принцип работы: емкостной ДУТ представляет собой электрический конденсатор (wikipedia: электрический конденсатор).
Исполнение: измерительная часть – это две не соприкасающиеся трубки, вставленные одна в другую (реже – трубка и внутренняя струна). Трубки выполняют роль обкладок конденсатора. Вверху обе трубки прикреплены к плате датчика.
На трубки подается электрический ток. При этом топливо выполняет функцию диэлектрика электрического конденсатора. Поверхности двух трубок-электродов не соприкасаются, а промежуток между обкладками свободно заполняется топливом при погружении датчика и так же свободно освобождается при уменьшении уровня топлива (так что уровень топлива в трубках точно соответствует уровню топлива в баке).
Поскольку топливо заполняет пространство между обкладками конденсатора (трубками датчика), его электрическая емкость изменяется. Например, бензин имеет меньшее удельное электрическое сопротивление, чем воздух. Значит время заряда будет сокращаться. Чем выше будет уровень бензина между трубками, тем быстрее зарядится конденсатор.
Подсчет времени зарядки ведется на плате датчика. На основании этой информации вычисляется высота столба топлива в ДУТе и в баке. Эта информация передается от датчика в GPS-терминал – модулируется в виде напряжения (аналоговый ДУТ), частоты (частотный ДУТ) или в оцифрованном виде (цифровой ДУТ).
Емкостный ДУТ подключается к GPS-трекеру. Данные измерений емкостного ДУТа передаются в систему мониторинга, как правило, вместе с очередным пакетом данных о местоположении.
Ультразвуковой ДУТ
Принцип работы: Датчик представляет собой УЗИ-излучатель с проводом для соединения с GPS-трекером. Излучатель закрепляется с внешней стороны дна бака и генерирует импульс ультразвуковой частоты. Пройдя через металлическое дно бака и толщу топлива, сигнал отражается от раздела сред «топливо-воздух». Отраженный сигнал улавливается этим же излучателем. На основании времени между отправкой импульса и возвратом отраженного сигнала вычисляется высота столба топлива в баке.
Ультразвуковой ДУТ подключается к GPS-трекеру. Данные измерений ультразвукового ДУТа передаются в систему мониторинга, как правило, вместе с очередным пакетом данных о местоположении.
В реальных условиях эта технология зарекомендовала себя не очень хорошо по причине сложного монтажа (влияют много факторов, которые приходится учитывать “на месте”):
- Датчик крепится к дну бака на специальный эпоксидный клей (в комплекте) или с помощью металлической ленты вокруг бака. Должен обеспечиваться идеальный контакт датчика с поверхностью бака. Если такого контакта нет, УЗИ волны распространяются с искажениями, что влияет на точность измерений.
- Непредсказуемое наличие в баке перегородок. Наличие перегородок (служат для уменьшения колебаний топлива) и материал, из которого они сделаны, могут влиять на распространение УЗИ сигналов и, как следствие, на показания датчика. Нужно подбирать место крепления датчика “на удачу”.
- Бугристая внутренняя поверхность бака. Пупырышки и бугорки на внутренней поверхности дна бака искажают и рассеивают УЗИ сигнал. Это снова приводит к неточностям.
- Наличие мусора и воды на дне бака. Со временем на дне бака скапливается мусор, вода (зимой – лед), которые плавают и мешают УЗИ сигналу, из-за этого образуется обманчивое представление о меняющемся уровня топлива.
На практике ультразвуковой ДУТ имеет смысл применять только для автомобилей, переведенных на газ. У таких автомобилей отсутствует возможность использовать другие типы ДУТов.
Как подобрать подходящий ДУТ
Емкостный и ультразвуковой ДУТы выбираются по следующим параметрам:
- размеры бака (принципиальное значение имеет высота)
- интерфейс подключения
Размеры бака
Для установки емкостного ДУТа важны высота и форма топливного бака. Поэтому стоит уточнить эти параметры у клиента хотя бы примерно.
Длина измерительной части ДУТа должна быть чуть больше высоты бака (если датчик короче высоты бака, то он не сможет измерять малый объем топлива). Излишки измерительной части ДУТа обрезаются в процессе монтажа так, чтобы датчик почти касался дна бака – оставляют 3-4 см для исключения короткого замыкания мусором (стружкой, водой) на дне бака.
Обычно производители ДУТов предлагают датчики с длиной измерительной части от 0,7 до 3 метров, в зависимости от модели устройства. Для баков большинства автомобилей достаточно ДУТа с длиной измерительной части 0.7 метра.
Несколько ДУТов на одной машине
Установка нескольких ДУТов на одно транспортное средство требуется в следующих случаях:
- Несколько топливных баков на одном ТС. Например, на фурах обычно установлено 2 бака, на вездеходах — 3 бака. В этом случае только установка ДУТов во все баки дает полную информацию об уровне топлива. В системе мониторинга информацию можно показывать отдельно по каждому ДУТу или показывать сразу сумму всех показаний.
- Топливный бак имеет сложную форму. Например, это может быть бак с возвышением в центре, образующим два несообщающихся “кармана”. Баки такой формы встречаются на сельхозтехнике. В таком случае установка двух (или более) ДУТов повышает точность измерений. В системе мониторинга показания установленных в один бак ДУТов можно усреднить.
Интерфейс подключения
Если транспорт клиента уже оборудован трекером, то стоит уточнить марку/модель трекера. Без этой информации точно сказать, какой ДУТ можно подключить к имеющемуся трекеру, невозможно. После выяснения названия трекера нужно посмотреть какие его интерфейсы поддерживаются в Navixy. Сделать это можно на navixy.com в разделе “Устройства”. Далее ДУТ подбирается исходя из доступных интерфейсов. При наличии у трекера и цифрового, и аналогового интерфейса (например, это Teltonika FMB 125) стоит рекомендовать установить ДУТ с цифровым интерфейсом (например, RS-485)
Если оснащение трекерами транспорта будет происходить вместе с установкой ДУТов, то стоит рекомендовать трекеры и ДУТы с цифровыми интерфейсами (например, RS-485).
Процесс установки ДУТа
Установка ДУТа в 100% случаев выполняется партнерами. Клиенты, как правило, не обладают квалификацией, опытом и желанием устанавливать ДУТы самостоятельно. Причины нежелания не только технические, но и организационно-социальные (препятствие нововведениям по контролю, саботаж и вандализм водителей и т.п.).
Чтобы установить ДУТ необходимо иметь:
- Бригаду из 2-х человек (одному сложно, например, демонтировать бак)
- Инструменты
- Биметаллическую коронку по металлу (часто диаметром 35мм)
- Угловую дрель
- Сверла по металлу (часто нитрид-титановые, желтого цвета)
- Отвертки крестовые и шлицевые
- Шарнирно-губцевый инструмент (кусачки, пассатижи и т.п.)
- Ножовку по металлу или трубкорез
- Заклепщик (для закрепления ДУТа на толстостенных баках)
- Оборудование для тарировки
- Трубку для тарировки
- Мини-АЗС – портативную станцию с точным измерением залитого топлива в процессе тарировки
- Емкости для временного хранения топлива в процессе тарировки (часто используются складные, типа надувных матрасов)
- Расходные материалы – хомуты, провода в гофре, пломбы, термоусадочные колпачки и т.д. и т.п.
- Ноутбук – для проведения калибровки, тарировки
- УНУ – устройство настройки (соединяет ноутбук и плату ДУТа); как правило имеет специализированные разъемы, подходящие только к датчикам какого-то одного производителя; поэтому для подключения к датчикам другого производителя нужно или другое УНУ или соответствюущие переходники.
Как правило, профессиональные установщики имеют специальный автомобиль-техничку. В нем находятся емкости для слива топлива и станция для перекачивания топлива.
Помимо оборудования нужно иметь теоретическую подготовку и опыт решения нестандартных ситуаций.
А теперь посмотрим внимательно на процесс установки каждого типа ДУТа.
Ультразвуковой ДУТ
Для установки нужно зачистить участок снаружи дна бака, приклеить туда ДУТ и закрепить его хомутом, надетым вокруг бака. После этого к ДУТу подключается электропитание, производится тарировка.
- Ультразвуковой ДУТ устанавливается снаружи на дно топливного бака. Для установки выбирается геометрический центр дна бака.
Время работы — примерно 4 часа.
Емкостный ДУТ
Чтобы установить емкостный ДУТ нужно снять и выпарить топливный бак, проделать вверху бака отверстие, вставить в него измерительную часть ДУТа и закрепить ДУТ саморезами к поверхности бака. После этого к ДУТу подключается электропитание, производится калибровка и тарировка.
- Перед установкой из бака требуется слить все топливо. Затем необходимо избавиться от паров топлива, сохранившихся в баке после слива топлива. Если этого не сделать, то при сверлении отверстия из-за искры произойдет взрыв (особенно после бензина). Для этого бак демонтируется, в него заливается вода, сливается (повторить), и затем выпаривается (процесс называется “выпаривание бака”).
- Для установки выбирается геометрический центр бака.
- В геометрическом центре бака делается отверстие, металлическая стружка не должна попасть в бак.
- Измерительная часть ДУТа подрезается чуть короче, чем высота бака — так топливо сможет свободно попадать между трубками бака. Для подрезки используется трубкорез или ножовка по металлу.
- Выполняется калибровка. Это позволит ДУТу узнать свою новую длину, после подрезки. Для этого ДУТ переворачивается измерительной частью вверх и полностью заполняется топливом. Через 1-2 минуты топливо сливается.
- Емкостный ДУТ устанавливается в сделанное отверстие так, чтобы измерительная часть находилась внутри бака, а плата с интерфейсным кабелем — снаружи.
- Датчик закрепляется к поверхности бака саморезами. Для саморезов в металлическом основании верха датчика, на котором закреплена плата, предусмотрены отверстия.
- ДУТ подключается к бортовой электросети автомобиля и к компьютеру. Для этого используется специальный переходник. На компьютер устанавливается ПО для настройки ДУТа.
- Выполняется тарировка.
- ДУТ отключается от компьютера и подключается к трекеру. Монтаж трекера закончен.
Время работы – примерно 4 часа. Обучающее видео от Omnicomm (10 минут)
Подключение к CAN-шине
Чтобы подключиться к CAN-шине, нужно сперва отыскать ее в автомобиле. CAN-шина – это два провода, свитых в витую пару. В автомобиле много проводов, да и CAN-шина может быть не одна. Поэтому отыскать нужную CAN-шину без документации о том, где она проходит, очень сложно.
Когда ее нашли, то для считывания данных используется “CAN-крокодил” (рекомендуется) или подключаются прямо к медным проводам (менее предпочтительно).
Датчик уровня топлива
Для определения количества бензина или дизеля в баке и контроля их расхода применяются датчики уровня топлива. Подобные устройства обычно используются вместе с дополнительным оборудованием, предназначенным для мониторинга транспорта. Они относятся к одним из важнейших компонентов в автомобиле, из-за чего требуют особого внимания.
Что такое датчик уровня топлива
ДУТ представляет собой специальное устройство, определяющее уровень столба топлива в баке. С его помощью можно узнать точный объем имеющегося бензина или дизеля, их расход за конкретный период и время заправок или сливов. Устанавливают такой датчик не только на машины, но и на стационарные объекты.
Работает ДУТ совместно с указателем уровня топлива, расположенном на приборной панели, куда и передает полученные параметры. Для отображения подробной информации потребуется платформа GPS-мониторинга.
Где находится ДУТ
Топливный бак – единственное место, где может находиться датчик топлива. Однако при этом могут различаться его вариации. В некоторых случаях ДУТ входит в комплект топливного модуля и располагается внутри него вместе с другими компонентами. Чаще всего устройство установлено на самом баке, посередине или сбоку, либо находится внутри. Последнее не применимо для ультразвуковых датчиков уровня топлива, которые могут быть только снаружи.
Принцип работы датчика уровня топлива
Как именно работает датчик уровня топлива, зависит от его типа. Однако основной принцип их действия всегда идентичен. Он основан на постоянном определении остатков топлива с помощью специального поплавка, трубок или ультразвука. Каждый измерительный элемент особым образом оценивает уровень бензина или дизеля и передает полученные параметры на приборную панель и в систему мониторинга.
Выходной сигнал может быть аналоговым, частотным или цифровым. Каждый имеет свои особенности и преимущества. Наиболее доступными по стоимости остаются ДУТ аналогового типа, но они имеют слабую защиту от помех, из-за чего информация передается с большой погрешностью. Частотные проводят сигналы в кодированном виде, что несколько улучшает ситуацию. Цифровые же датчики уровня топлива имеют микропроцессоры и отличаются лучшей защитой от помех, что позволяет им демонстрировать максимальную точность.
Неисправности и ремонт
Если ДУТ неисправен, то это сказывается на качестве измерений и работе указателя уровня топлива. Стрелка может «зависнуть» на нуле, остановиться на месте или просто показывать неверные параметры. Чтобы выполнить самостоятельный ремонт, потребуется изучить схему датчика уровня топлива и выполнить его демонтаж.
Основные неисправности и их устранение:
- износ резистивных элементов – решить проблему можно с помощью подгибания «язычка»;
- движение платы с резистивными элементами – потребуется припаять компонент на его место;
- нарушения в электроцепи – помочь могут смазка компонентов, а также чистка и подтягивание контактов, может потребоваться электросхема;
- повреждение проводов – незначительные повреждения допустимо устранить с помощью изоленты;
- загрязнение трубки – достаточно произвести чистку и смыть налет специальным чистящим средством.
Любые серьезные поломки в датчике контроля топлива требуют замены поврежденных элементов. В большинстве случаев правильнее будет обратиться в сервис для полноценного тестирования и ремонта. Емкостные же измерители уровня топлива вообще не подлежат домашнему осмотру и требуют внимания специалиста.
Типы датчиков уровня топлива
Существует 3 вида датчиков уровня топлива в баке: поплавковый, емкостной и ультразвуковой. Каждый из них имеет свои особенности измерений и отличается точностью. Как правило, поплавковый ДУТ устанавливается на автомобили с завода, емкостной и ультразвуковой же можно монтировать у интеграторов GPS-мониторинга.
Поплавковый ДУТ
Поплавковый датчик уровня топлива находится внутри бака и показывает только приблизительный объем горючего. Погрешность при измерениях может иногда достигать даже 30%, из-за чего точным его назвать нельзя. Если датчик уровня топлива цифровой, то отклонения от реальных показателей могут быть заметно снижены. Чаще всего они устанавливаются на новые модели автомобилей.
Определяет уровень топлива такой датчик с помощью специального поплавка. Важной составляющей в устройстве выступает потенциометр. Когда в баке меняется количество топлива, поплавок смещается в соответствующую сторону и воздействует на сопротивление резистора с напряжением. Новые параметры передаются на приборную панель и способствуют движению стрелки в определенную сторону.
Емкостной ДУТ
Датчики уровня топлива емкостного типа устанавливаются внутри бака. Они отличаются высокоточными измерениями, погрешность которых не превышает 2%. Такой ДУТ можно монтировать у интеграторов GPS-мониторинга.
По принципу работы датчик уровня топлива емкостного типа несколько отличается от поплавкового варианта. В нем имеются две трубки, наружная и внутренняя, которые крепятся к плате устройства и выполняют функцию обкладок конденсатора. Они опускаются внутрь бака и пропускают ток. Когда повышается или уменьшается уровень горючего, меняется электрическая емкость датчика. Эти параметры и позволяют определить, насколько заполнен бак.
Ультразвуковой ДУТ
Установка ультразвукового датчика уровня топлива производится с наружной части бака и возможна только в сервисе интегратора. Он позволяет измерять объемы горючего с высокой точностью, не отклоняясь от реальных показателей сверх 2%. Однако на результатах измерений могут негативно сказаться инородные элементы или перегородки внутри бака, неровности его стенок и неплотный монтаж самого измерителя уровня топлива.
Устройство представляет собой особый излучатель, который размещается на центральной части дна бака. Во время использования оно создает ультразвуковые импульсы, которые проходят по всей емкости и возвращаются. Время, затраченное на один цикл пути, становится основой для автоматического вычисления реального уровня оставшегося топлива.
Особенности конструкции ДУТов
Производители иногда меняют устройство датчиков уровня топлива в некоторых моделях, дополняя их новыми элементами. Обычно они оборудуются специальными компонентами, добавляющими новые функции или улучшающими имеющиеся. Схема основного измерителя остается неизменной.
Удаленный контроль электропитания ДУТа
Иногда передача сигнала от измерителя уровня топлива прекращается. Происходит это по двум причинам: севший аккумулятор или отключение питания. В некоторых случаях недобросовестные водители делают это намеренно для слива горючего. Функция удаленного контроля исключает такую ситуацию и отправляет информацию в автопарк, если датчики топлива были отключены.
Контроль температуры топлива
Функция контроля температуры может присутствовать даже на ультразвуковых датчиках уровня топлива. Она позволяет выявлять отклонения в нагреве горючего и поддерживать двигатель исправным, но практической пользы в ней нет, так как на сроки обслуживания машины температурные показатели не влияют.
Универсальный интерфейс для подключения
Датчик уровня топлива с универсальным интерфейсом подключения позволяет выбирать между аналоговым и цифровым сигналом в любой момент. Такая возможность полезна в случаях, когда устройство требуется соединить с уже имеющимся трекером или закупается целая партия измерителей для большого автопарка.
Индикатор уровня топлива
Размещается индикатор топлива в кабине. Он показывает точный объем оставшегося горючего для контроля расхода. В некоторых случаях прибор несет дисциплинирующую функцию. С помощью показателей в кабине можно намекнуть недобросовестному водителю, что слив будет зафиксирован индикатором уровня топлива и приведет к наказанию.
Изгиб ДУТа
Если бензобак имеет сложную форму, то может потребоваться специальный ДУТ с возможностью изгиба измерительной части. Такие модели допускают однократное сгибание под углом до 70° без снижения срока службы прибора.
CAN-подобная шина S6
Использование CAN-подобной шины продвигается на рынке ДУТ в качестве создания универсального интерфейса для подключения различных приборов в автомобилях. Такие устройства с измерителем уровня топлива передают информацию по CAN-шине и дают большое преимущество в виде возможности совмещения нескольких датчиков.
Взрывозащищенное исполнение
ДУТы во взрывозащитном исполнении имеют особую конструкцию, которая обеспечивает повышенную безопасность. Они используются на бензовозах и прочей технике, перевозящей опасные грузы, где законодательно допускается установить только такой топливный датчик.
Встроенный GPS-трекер в ДУТ
Если автомобилю не требуется полноценная система GPS-мониторинга, но отслеживать местоположение нужно, то ДУТ с GPS-трекером станет оптимальным вариантом. Он помогает контролировать расход топлива и видеть нахождение машины, не приобретая дополнительных дорогостоящих устройств и экономя пространство.
Калибровка
При установке и обрезке емкостного измерителя уровня топлива потребуется произвести его калибровку. Для этого нужно задать новые параметры с указанием минимального и максимального объема горючего. Сделать это можно, просто замерив уровень топлива в пустом и наполненном баке.
- Подключить ДУТ к компьютеру, предварительно перевернув его измерителем вверх.
- Заполнить пространство между трубок используемым горючим.
- Когда показатели в ПО на компьютере зафиксируются, отметить их полным баком.
- Слить топливо из датчика, дождаться стабилизации в ПО и отметить пустой бак.
Также выполнить процедуру можно с помощью резервуара, но этот способ будет намного сложнее и потребует больше времени. Поэтому проще воспользоваться подручными средствами из инструкции выше.
Как выбрать датчик
Выбирая ДУТ, следует сразу определиться, какого типа он будет. Ситуации, когда есть смысл ставить поплавковую модель, встречаются редко. Как правило, выбор стоит между ультразвуковым датчиком уровня топлива и емкостным. Большой разницы между ними нет, поэтому вопрос скорее индивидуальный.
Что учесть при выборе ДУТа:
- Тип выходного сигнала. Рекомендуется отдавать предпочтение цифровым устройствам, работающим по стандарту RS-485.
- Длина измерителя в емкостном ДУТе. Если прибор будет иметь слишком короткие трубки, то минимальный уровень топлива будет отображаться некорректно.
- Дополнительные функции. Необходимость присутствия функций, расширяющих возможности устройства, определяется индивидуально.
- Усиленная защита питания и гальваническая развязка. Такие параметры помогают сохранить работоспособность устройства после скачка напряжения.
- Материал корпуса. Металлические приборы более устойчивы к ударам и обеспечивают защиту от электромагнитного влияния извне.
Также немаловажно обратить внимание на комплектацию прибора и производителя. В коробке должны присутствовать крепежи, прокладки и пломба. Предпочтительно выбирать модели от Bosch, Omnicomm, VDO или Italon. Особенно в тех случаях, когда приобретается электронный ДУТ с дополнительными функциями. Если есть необходимость сэкономить, то можно рассмотреть варианты от AEB, Febi и JP Group.
Замена устройства
Если потребуется установить новый датчик топлива, заменив старый, то ехать в сервисный центр нет необходимости – процедуру можно выполнить самостоятельно. Нужно лишь иметь под рукой все инструменты.
Как заменить ДУТ:
- Если автомобиль бензиновый, в самом начале нужно отключить отрицательную клемму аккумулятора.
- Снять облицовку багажного отсека и демонтировать задние сиденья, чтобы обеспечить доступ к датчику.
- Убрать защитную пластину, скрутив саморезы, и тщательно протереть поверхность, удалив грязь вокруг датчика.
- Отключить все подведенные электроцепи, предварительно оставив на каждой маркировку, чтобы исключить ошибки в дальнейшем.
- Скрутить винты, фиксирующие ДУТ, и аккуратно отсоединить устройство. Если измеритель установлен в топливном насосе, то может потребоваться разобрать и его.
- Произвести тщательную чистку от грязи и клея на месте, где будет установлено новое устройство, обеспечив хорошую герметичность.
- Устанавливая датчик, важно точно совместить его с прокладкой и, если есть необходимость, аккуратно обработать уплотнитель клеем.
- Выполнить все действия в обратной последовательности, за исключением установки облицовки и задних сидений.
Когда подключение будет выполнено, следует произвести диагностику. Сначала требуется залить полный бак и убедиться, что стрелка показала увеличение объема топлива. Затем нужно проехать не менее 30 километров и проверить, нет ли утечек и запаха горючего. Если все в порядке, то останется вернуть на место сиденья и облицовку.
Большинство действий с датчиком можно произвести самостоятельно. Однако не стоит разбирать устройство и производить его ремонт, если нет опыта работы с аналогичными приборами. Лучше обратиться в сервис и получить квалифицированную помощь.
Датчик уровня топлива: принцип работы, ремонт и как обмануть датчик
Датчик уровня топлива (ДУТ) представляет собой измеритель объема горючего, устанавливающийся в баке транспортного средства. Принцип действия устройства схож с работой поплавка — контроллер измеряет уровень топлива и отправляет показатели расхода на панель приборов. Данные, зафиксированные датчиком, преобразуются блоком управления и выводятся на приборном щитке аналоговым или цифровым устройством.
Принцип действия электрического топливного датчика в автомобиле основан на измерении объема горючего и самостоятельном срабатывании при критическом остатке бензина. При активации резистор системы измерений, установленный в бензобаке, подает визуальный сигнал. Замер объема топлива осуществляется посредством использования специального поплавка. Степень заполнения резервуара горючим можно отследить по показаниям приборной панели: по мере расхода топлива указатель, расположенный на щитке, постепенно снижается.
Особенности принципа действия контроллера:
1. Поплавок, предназначенный для измерения, при расходе горючего опускается, а при его увеличении — перемещается вверх.
2. При перемещении поплавок контактирует со специальными секторами, подключенными к проводам. Кабеля идут на датчик топлива, установленный на приборной панели. Изменение количества пластин, подключенных к резистору или потенциометру, способствует изменению уровня сопротивления.
3. Если бак полный, то бегунок располагается в крайнем положении и ток передается в потенциометре по самому короткому пути. Передача силы осуществляется с использованием пластины, установленной с краю. Соответственно, уровень сопротивления низкий и варьируется в районе 7 кОм. При расходе топлива бегунок начинает передвигаться, в результате чего проводка добавляется новыми пластинами (сопротивление растет). При полном баке рабочий параметр составляет около 120 Ом.
4. У трубчатых регуляторов несколько иной принцип функционирования. Топливо поступает через нижнюю часть устройства (его технологическое отверстие) по специальной трубке. Поплавок устанавливается на поверхности горючего.
Какие бывают датчики уровня топлива?
Рычажные ДУТ для авто состоят из следующих элементов:
— бегунок устройства, выполненный в виде перемещающегося контакта;
Поплавок обладает инерционностью, поэтому при функционировании он не дергает стрелку индикатора на приборной панели. Схема, при которой датчик должен правильно подключаться в авто — «12-вольтный источник — контроллер, установленный на приборке — масса машины или заземление».
Трубчатые контроллеры используются в современных авто и характеризуются более низкой чувствительностью к колебаниям горючего. Благодаря тому, что измерительный компонент надежно защищен от соприкосновения с бензином, его срок службы выше.
Виды электронных бесконтактных измерительных устройств для замера объема
Магнитные — датчики оснащаются чувствительными элементами, плотно зафиксированными и защищенными от соприкосновения с топливом. Данные об объеме горючего подает на индикатор рычажный элемент, подключенный к магниту. Это приводит к передвижению магнита по секторами, на которых имеются стальные пластинки. Сигнал считывается регулятором.
Радиоуправляемые — информация о работе устройств поступает на приборную панель по радиоканалу. Основная особенность электронных бесконтактных датчиков заключается в системе питания. Устройства запитываются на отдельный долговечный аккумулятор, ресурс эксплуатации которого в среднем составляет около семи лет. Провода, которыми нужно подсоединять датчик, отсутствуют. Батарея не расходует энергию, параметры датчика не зависят от электричества, соответственно, его значения более точные.
Ультразвуковые — устройства располагаются на наружной поверхности бензобака, а также на контрольном информационном модуле. С каждым отдельным видом горючего может работать разная программа. Такие системы характеризуются точными показаниями и обладают максимально высокой взрывозащищенностью.
Ремонт датчика
После демонтажа устройства выполняется его проверка и ремонт:
— Сначала тестируется герметичность поплавка. Выполняется диагностика резистивного слоя на плате. Если эти элементы изношены, то их можно заменить при условии, что есть запчасти от «донора».
— В случае если резистивный слой стерся, для устранения проблемы можно укоротить контакт, имеющийся на плате. Это позволит элементам перемещаться по сохранившейся части слоя.
— Чтобы отремонтировать контроллер, его нужно разобрать. Поводок извлекается из защелки (этот же элемент выполняет функцию оси контактной пластины).
— Плата распаивается и извлекается из корпуса регулятора. Затем, используя наждачную бумагу, выполняется очистка схемы от следов окислений. Действовать необходимо осторожно, поскольку плата хрупка.
— Схема устанавливается обратно. Этот элемент надо поставить так, чтобы исключить вероятность появления зазоров между ним и корпусом контроллера со стороны цифровой кодировки. С помощью паяльника делается две засечки в корпусе регулятора. Если этого не сделать, то схема может перемещаться.
— К регулятору подключается провод с разъемом и заземление.
Как сделать датчик своими руками?
Самодельный емкостный контроллер производится из двух модулей, подключенных между собой с помощью трех проводов:
— Первый модуль, выполненный в виде металлической пластины, подключается к блоку емкостного регулятора.
— Второй модуль необходимо соединить с блоком отображения.
— По двум электролиниям питание поступает на блок устройства. По третьему проводнику на блок идет сигнал, преображающийся в показатель объема топлива.
Прежде чем изготовить датчик, надо учесть следующие нюансы:
— Рабочая поверхность двух электродов должна быть заизолирована от контакта.
— Пространство между электродами должно полностью заполняться топливом, если контроллер погружается в жидкость.
— В бензобак необходимо установить датчик под наклоном.
— Самодельное устройство не должно иметь подвижных компонентов и частей.
— Питание регулятора должно быть организовано не более, чем от 5 Ватт. Если напряжение будет более высоким, то топливо может воспламениться от воздействия искры.
— Измерительная схема должна быть размещена как можно ближе к контроллеру. Кабеля для ее соединения должны быть не длиннее 2 см.
Как обмануть ДУТ?
Обмануть датчики уровня топлива можно таким образом:
— Чтобы обмануть показания ультразвукового датчика, на него нужно воздействовать током либо напряжением, также подойдет магнит. Последний устанавливается поверх регулятора. Это приводит к увеличению напряжения и появлению сбоев в работе датчика.
— Погружаемые устройства более герметичны, точнее определяют объем горючего и устойчивы ко внешним воздействиям. Для обмана такого регулятора пользователю необходимо согнуть патрубок внутри топливного бака.