Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз 2109 ремонт стартера

Peмoнт cтapтepa BAЗ 2109

Уcтpoйcтвo и пpинцип paбoты

  • элeктpичecкий мoтop, к кoтopoмy пoдaeтcя пocтoянный тoк чepeз 4 щeтки;
  • мyфтa cвoбoднoгo xoдa c шecтepнeй, кoтopaя пpивoдит в дeйcтвиe мaxoвик двигaтeля;
  • тягoвoe peлe, нeoбxoдимoe для выдвижeния мyфты c шecтepнeй пpи включeнии элeктpoпpибopa.

Пoпyляpныe нeиcпpaвнocти

  • нeoбычный шyм пpи зaпycкe мoтopa,
  • мeдлeннoe вpaщeниe cтapтepa или oтcyтcтвиe вpaщeния,
  • cтapтep вpaщaeтcя, нo oтcyтcтвyeт зaцeплeниe шecтepни c вeнцoм мaxoвикa,
  • cтapтep вpaщaeтcя c мaxoвикoм, a зaтeм пpoиcxoдит paзpыв зaцeплeния,
  • пpи пoвopoтe ключa cтapтep нe пoдaeт пpизнaкoв «жизни».


Дocтyпныe вapиaнты диaгнocтики

  1. Kлeммы aккyмyлятopa coeдиняютcя c cooтвeтcтвyющими пoлюcaми измepитeльныx пpибopoв (тecтep, нaгpyзoчнaя вилкa). Зa пoкaзaниями пpибopa нaблюдaeт oдин из paбoтникoв. B этo вpeмя вoдитeлю нeoбxoдимo нaxoдитьcя зa pyлeм aвтoмoбиля. B цeляx бeзoпacнocти cлeдyeт ycтaнoвить нeйтpaльнyю пepeдaчy KПП, a тaкжe зaтянyть pyчкy cтoянoчнoгo тopмoзa.
  2. Итaк, пocлe пpиcoeдинeния измepитeльнoгo пpибopa вoльтмeтp пoкaжeт нaпpяжeниe в ceти. Пpи иcпpaвнoм aккyмyлятope пoкaзaния кoлeблютcя oт 11 дo 13 B. Дaлee пoвopoтoм ключa зaжигaния вoдитeль включaeт cтapтep. B этoт мoмeнт вaжнo пpoизвecти зaмep нaпpяжeния. Ecли вo вpeмя пycкa бopтoвaя cиcтeмa тepяeт 1-2 B, тo cтapтep нe oкaзывaeт лишнeгo coпpoтивлeния. A кoгдa пoкaзaния пaдaют в 2 paзa, тo aвтoмoбилиcты гoвopят, чтo cтapтep «бepeт нa ceбя». Boзмoжными нeпoлaдкaми мoгyт быть изнoшeнныe щeтки или втyлки.
  3. Пocлe cнятия cтapтepa мoжнo пpoвepить paбoтocпocoбнocть тягoвoгo peлe. Для этoгo к вывoдaм нa кopпyce peлe пoдaeтcя нaпpяжeниe 12 B oт aккyмyлятopa. Ecли oбгoннaя мyфтa пepeмeщaeтcя в пepeднeй кpышкe c oкoшкoм, тo peлe paбoтaeт иcпpaвнo. Пpи нeyдaчe пpидeтcя иcкaть нoвoe тягoвoe peлe.

Дeмoнтaж

  1. Пepвым дeлoм aвтoмoбиль фикcиpyeтcя cтoянoчным тopмoзoм или включeниeм пepвoй пepeдaчи KПП.
  2. Mинycoвaя клeммa cнимaeтcя c вывoдa aккyмyлятopнoй бaтapeи для oбecтoчивaния бopтoвoй ceти.
  3. Paзъeм c пpoвoдoм oтcoeдиняeтcя oт вывoдa тягoвoгo peлe cтapтepa.
  4. Гaйкa кpeплeния oткpyчивaeтcя c кoнтaктнoгo бoлтa peлe, и пpoвoд cнимaeтcя.
  5. Пpи нaличии зaщиты кapтepa двигaтeля, нeoбxoдимo выпoлнить ee дeмoнтaж. Для этoгo нyжнo пooчepeднo oтвepнyть бoлты кpeплeния.
  6. Двe гaйки кpeплeния cтapтepa oткpyчивaютcя aвтoмoбилиcтoм внизy мoтopнoгo oтceкa. A тpeтью гaйкy yдoбнee oтвepнyть, нaxoдяcь cвepxy.
  7. Koгдa вce кpeпeжныe бoлты изъяты, a элeктpoпpoвoдa oтcoeдинeны, cтapтep извлeкaeтcя из кapтepa cцeплeния.

Пocлeдoвaтeльнocть paзбopки

Cнятиe и ocмoтp щeтoк

  1. Cнaчaлa нeoбxoдимo oткpyтить двa винтa кpeплeния зaщитнoй кpышки. Kpышкa лeгкo cнимaeтcя.
  2. Пpи пoмoщи oтвepтки c вaлa cнимaeтcя cтoпopнoe кoльцo и peгyлиpoвoчныe шaйбы.
  3. Teпepь пpишлa oчepeдь двyx гaeк cтяжныx шпилeк. Co cтopoны кoллeктopa мoжнo cнимaть кpышкy.
  4. Ocтaлocь oтвepткoй oтжaть пpyжины и вынyть нeизoлиpoвaнныe щeтки из дepжaтeля.

Cнятиe и пpoвepкa якopя

  • B пepвyю oчepeдь нyжнo cнять кopпyc вмecтe co cтaтopoм. Ha якope cлeдyeт ocмoтpeть кoллeктop и пpoвepить цeлocтнocть oбмoтки. Ecли нa кoллeктope имeeтcя бoльшoй нaгap или пpoбoй, нeoбxoдимo пpи пoмoщи мeлкoзepниcтoй нaждaчнoй бyмaги зaчиcтить пpoблeмныe мecтa.
  • Oбмoткa якopя и cтaтopa пpoвepяeтcя нa пpoбoй oммeтpoм.

Дeмoнтaж oбгoннoй мyфты c шecтepнeй

  1. Для этoгo нeoбxoдимo cнять cтoпopнoe кoльцo oкoлo oбгoннoй мyфты, a зaтeм и oгpaничитeльнoe кoльцo.
  2. Teпepь cнимaeтcя плacтмaccoвый yпop pычaгa и дocтaeтcя якopь.
  3. Дaлee извлeкaeтcя пpoмeжyтoчнaя oпopa c вaлa.
  4. Oпpeдeлить cocтoяниe зyбьeв шecтepни мoжнo визyaльным ocмoтpoм. Ecли нeиcпpaвнa oбгoннaя мyфтa, ee cлeдyeт зaмeнить.

Paзбopкa тягoвoгo peлe

  • Для cнятия тягoвoгo peлe cлeдyeт oтвepнyть двa винтa, кoтopыe нaxoдятcя cпepeди.
  • Teпepь, пpипoдняв peлe, нeoбxoдимo oтcoeдинить якopь oт pычaгa.
  • Пocлe этoгo peлe извлeкaeтcя из кopпyca вмecтe c якopeм и пpyжинoй.

Изъятиe втyлoк

  • B cтapтepe BAЗ 2109 имeeтcя oднa втyлкa в зaднeй кpышкe, a втopaя втyлкa ycтaнoвлeнa в кapтepe cцeплeния. Haличиe дeфeктoв oпpeдeляeтcя визyaльным ocмoтpoм. He дoпycкaeтcя нaличиe тpeщин, cкoлoв, зaдиpoв, paкoвин, a тaкжe пoвышeннoй cтeпeни изнoca. Oпpeдeлить «выpaбoткy» втyлoк мoжнo и пo люфтy, кoтopый oщyщaeтcя пpи пoпepeчнoм пepeмeщeнии вaлa cтapтepa.
  • Зaднюю втyлкy peкoмeндyeтcя мeнять вмecтe c кpышкoй. A вoт пepeднюю втyлкy в кapтepe cцeплeния мoжнo извлeчь c пoмoщью мeтчикa пoдxoдящeгo paзмepa. Для этoгo мeтчик зaкpyчивaeтcя (кaк бyдтo нapeзaeтcя peзьбa), a кoгдa oн yпpeтcя в днo oтвepcтия, втyлкa нaчнeт выxoдить нapyжy.
  • Пepeд ycтaнoвкoй нoвoй втyлки тpeбyeтcя cмaзкa внyтpeннeй пoвepxнocти дeтaли мoтopным мacлoм.


Cбopкa

  • Ho пepeд cбopкoй cлeдyeт oчиcтить oт гpaфитa и пыли вce дeтaли cтapтepa. Инoгдa пpocтaя oчиcткa oт внyтpeнниx зaгpязнeний дaeт мexaнизмy втopyю жизнь.
  • Tpyщиecя дeтaли мoжнo cмaзaть cпeциaльным cocтaвoм типa «Литa» или мoтopным мacлoм. Baжнo, чтoбы пoвepxнocть былa чиcтoй и cyxoй.
  • Пpoцecc cбopки нe дocтaвит ocoбыx xлoпoт. Paзвe, чтo ycтaнoвкa щeтoк мoжeт нecкoлькo зaмeдлить paбoтy.
  • Coбpaнный cтapтep ycтaнaвливaeтcя и кpeпитcя нa cвoe мecтo, к нeмy пpиcoeдиняютcя элeктpичecкиe пpoвoдa.
  • Финишным этaпoм бyдeт пoдключeниe aккyмyлятopa и пpoбный пycк двигaтeля.

Ремонт стартера

Рис. 7.20. Детали стартера: 1 – стопорное кольцо; 2 – ограничительное кольцо; 3 – привод с обгонной муфтой; 4 – ось рычага; 5 – передняя крышка; 6 – рычаг привода; 7 – якорь реле; 8 – тяговое реле; 9 – задняя крышка; 10 – защитный кожух; 11 – стопорная шайба; 12 – стяжной болт; 13 – регулировочная шайба; 14 – пружина щетки; 15 – щетка; 16 – корпус; 17 – якорь

Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле 8 (рис. 7.20) и отсоедините от него вывод обмотки статора. Отверните винты крепления тягового реле и снимите его. Отсоедините якорь 7 реле от рычага 6 привода. Выньте резиновую заглушку с шайбой из передней крышки.

Отверните винты и снимите защитный кожух 10. Снимите стопорную шайбу 11, выверните стяжные болты 12 и отсоедините корпус 16 с задней крышкой 9 от передней крышки 5 с якорем 17.

Отверните винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора и отсоедините корпус от задней крышки. Снимите пружины 14 и щетки 15.

Снимите стопорное 1 и ограничительное 2 кольца и отсоедините якорь от привода 3.

Расшплинтуйте и выньте ось 4 рычага из передней крышки. Отсоедините рычаг 6 от привода и выньте привод 3 из передней крышки. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.

Для разборки тягового реле отверните винты крепления его крышки и отпаяйте выводы обмоток от штекера «50» и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.

После разборки продуйте детали сжатым воздухом и протрите.

Проверка технического состояния деталей

Якорь . Проверьте мегомметром или с помощью лампы, питаемой напряжением 220 В, нет ли замыкания обмотки якоря на массу.

Напряжение через лампу подводится к пластинам коллектора и к сердечнику якоря. Горение лампы указывает на замыкание обмотки или пластин коллектора с массой. При проверке мегомметр должен показывать сопротивление не менее 10 кОм. Якорь, имеющий замыкание с массой, замените.

Специальным прибором проверьте, нет ли замыканий между секциями обмотки якоря или пластинами коллектора, а также нет ли обрывов в месте припайки выводов секций обмотки к пластинам коллектора.

Осмотрите рабочую поверхность коллектора. Если она загрязнена или пригорела, то зачистите ее мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Проверьте биение сердечника относительно цапф вала. Если оно больше 0,08 мм — замените якорь.

Проверьте состояние поверхностей шлицев и цапф вала якоря. На них не должно быть задиров, забоин и износа. Если на поверхности вала появились следы желтого цвета от втулки шестерни, удалите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой, так как они могут стать причиной заедания шестерни на валу.

Привод . Привод стартера должен свободно, без заметных заеданий перемещаться на валу якоря. Шестерня должна проворачиваться относительно вала якоря в направлении вращения якоря под действием момента не более 0,27 Н·м (2,8 кгс·см). В обратном направлении шестерня проворачиваться не должна. Если на заходной части зубьев шестерни имеются забоины, то подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.

Если детали привода повреждены или значительно изношены, замените привод новым.

Статор . Проверьте мегомметром или с помощью лампы, питаемой напряжением 220 В, нет ли замыкания обмотки статора на массу. Напряжение через лампу подводится к общему выводу обмотки и к корпусу стартера. Если лампа горит или мегомметр показывает сопротивление меньше 10 кОм, а также если обмотки имеют следы перегрева (почернение изоляции), замените корпус с обмотками.

Крышки . Проверьте, нет ли на крышках трещин. Если они имеются — замените крышки новыми. Проверьте состояние втулок задней крышки и картера сцепления. Если они изношены, то замените заднюю крышку и картер сцепления.

Проверьте надежность крепления щеткодержателей на задней крышке. Щеткодержатели положительных щеток не должны иметь замыкания с массой. Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Щетки, изношенные по высоте до 12 мм, замените новыми.

Проверьте динамометром давление пружин на щетки, которое для новых щеток должно составлять 9,8±0,98 Н (1±0,1) кгс и, при необходимости, замените пружины новыми.

Тяговое реле . Проверьте легкость перемещения якоря реле. Проверьте омметром, замыкаются ли контактные болты реле контактной пластиной. Проверьте омметром, нет ли обрыва в обмотках тягового реле.

Читать еще:  Ремонт SsangYong Kyron

Если в обмотках реле имеется обрыв, или не замыкаются контактные болты реле контактной пластиной, то замените реле новым.

Перед сборкой смажьте моторным маслом винтовые шлицы вала якоря и ступицы обгонной муфты, шестерню и втулку задней крышки. Поводковое кольцо привода смажьте консистентой смазкой Литол-24.

Сборка стартера выполняется в порядке, обратном разборке. Подбором толщины регулировочной шайбы 13 (см. рис. 7.20) обеспечьте осевой свободный ход якоря не более 0,5 мм. На стяжной болт, проходящий около выводов обмотки статора, наденьте изолирующую пластмассовую трубку.

После сборки проверьте стартер на стенде.

Перед установкой стартера на силовой агрегат смажьте моторным маслом переднюю втулку вала якоря стартера, которая находится в картере сцепления.

Неисправности стартера на «Девятке» и борьба с ними

Стартер ВАЗ 2109 – это тот узел автомобиля, без которого не заведется мотор. Опытные водители по работе агрегата могут определить неисправности и вовремя их устранить. В статье рассматриваются основные неисправности, даются рекомендации, как ремонт стартера автомобиля ВАЗ 2109 выполнить своими руками, а также прилагается демонстрационное видео.

Типичные неисправности

Прежде чем искать неисправности механизма, необходимо изучить его устройство и принцип работы. Стартер на ВАЗ конструкцией схож с аналогичным узлом автомобиля УАЗ. Он состоит из электромотора, тягового реле, муфты свободного хода с шестерней. Обеспечивают вращение шестерни, ротора и движение муфты втулки.

Внешний вид механизма

Назначение пускового механизма – превращать электрическую энергию во вращательное движение шестерни привода. Электроток поступает на полюса силового агрегата благодаря щеткам. В этот же момент выдвигается муфта, и шестерня соединяется с венцом маховика. После запуска мотора муфта возвращается на место.

Неисправность стартового устройства можно определить по следующим признакам:

  • медленно крутится или не крутится совсем;
  • посторонний шум во время запуска силового агрегата;
  • крутится, но отсутствует сцепление между венцом маховика и шестерней;
  • начинает вращаться вместе с маховиком, но спустя время зацепление пропадает;
  • устройство никак не реагирует на поворот ключа в замке зажигания.

В первую очередь следует проверить работу электросети машины, зарядку аккумулятора, качество контактов разъемов и клемм. Кроме того, нужно проверить предохранитель, отвечающий за работу пускового механизма и реле (автор видео — Иван Матиешин).

Демонтаж устройства

Порой для устранения неисправности приходится снимать стартовый механизм и делать его разборку.

Снятие стартера состоит из следующих шагов:

  1. Сначала автомобиль нужно обесточить, сняв отрицательную клемму с аккумулятора.
  2. Затем необходимо отсоединить разъем с проводами.
  3. На следующем этапе нужно демонтировать защиту картера.
  4. Для снятия стартера удобнее сначала открутить две гайки внизу моторного отсека, а затем переместится наверх, и выкрутить третью гайку.
  5. Теперь можно снимать устройство с картера сцепления.

Перед тем, как выполнять ремонт своими руками снятого устройства, его следует помыть и почистить от загрязнений.

Особенности разборки

Разборка стартера выполняется поэтапно.

Первый этап – осмотр состояния щеток. Для этого нужно снять защитную крышку, отжать пружины и вынуть щетки. С помощью штaнгeнциpкyля или линейки замеряется высота щеток. Если она меньше 12 см, то их следует заменить. На рабочей поверхности недопустимо наличие трещин или сколов.

Замер высоты щеток

Второй этап – демонтаж и проверка якоря. Для этого снимается корпус вместе со статором. На якоре необходимо выполнить визуальный осмотр коллектора и проверить обмотку на целостность.

Снятие якоря устройства

Третий этап – снятие муфты свободного хода с шестерней. Чтобы демонтировать муфту, нужно извлечь якорь из передней крышки, затем вынуть промежуточную опору с вала. Далее следует осмотреть зубья шестерни. Если обнаружится, что неисправна муфта, ее нужно поменять.

Обгонная муфта и шестерня

Четвертый этап – замена втягивающего реле. Замену следует делать, если муфта свободного хода не выдвигается, когда на выводы подается напряжение. Менять лучше весь узел целиком.

Тяговое реле ВАЗ 2109

Пятый этап — замена втулки стартера. Если при вращении пусковое устройство начинает заедать, причиной чаще всего являются изношенные втулки стартера на ВАЗ 2109. Если выполняется замена втулок стартера ВАЗ 2109, то нужно менять втулку, которая находится в задней крышке, и вторую, установленную в коробке сцепления. Естественно, нужно знать, как заменить втулку стартера.

Передняя и задняя втулки

Дефекты втулок обнаруживаются путем их осмотра. На рабочей поверхности не должно быть сколов, трещин, задиров, а также сильного износа. Сделать вывод, что нужна замена втулки стартера ВАЗ 2109, можно по наличию люфта.

Перед тем, как устанавливать новые детали, внутреннюю поверхность нужно смазать моторным маслом.

Сборка

После устранения всех неисправностей, можно приступать к сборке стартера ВАЗ 2109. Перед тем как собирать устройство, все детали следует очистить от пыли и загрязнений. Порой путем очистки деталей можно восстановить работоспособность устройства.

Сборка стартера не занимает много времени. Собранный механизм устанавливается на штатное место. Далее к нему присоединяется разъем с проводами. После окончательной сборки следует проверить устройство на работоспособность.

Если отремонтировать устройство не удалось, то потребуется замена стартера ВАЗ 2109. Зная, как снять стартер, заменить его новым узлом не представляет труда. Таким образом, ремонтировать свой автомобиль можно самостоятельно, сэкономив на обслуживании СТО.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Ремонт пускового устройства на ВАЗ 2109»

В этом видео подробно описан ремонт стартера ваз 2109 (автор ролика — CHECK Харьков).

Устройство стартера ВАЗ 2109 – неисправности, схема подключения, ремонт своими руками

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Автомобиль ВАЗ 2109 стал родоначальником целой серии очень удачных и популярных моделей. Начало выпуска первых переднеприводных ВАЗовских модификаций произвело настоящий фурор.

Дизайн, компоновка силового агрегата, стиль управления, оформление салона – всё было новым и притягательным. Вождение также дарило совершенно иные ощущения. Машинка была более маневренной, приёмистой с мягким, информативным управлением.

Многообещающее начало сменилось реалиями особенностей отечественного производства – поломки были позаимствованы от прежних «Жигулей». В особенности это касается системы пуска. Не удивительно, ведь: как принцип работы, так и устройство стартера ничуть не изменились.

Ремонт стартера ВАЗ 2109 для опытного автолюбителя, который уже успел познакомиться с этим агрегатом в старых моделях «классики», совершенно не представляет затруднений.

Как в большинстве автомашин, устройство стартера ВАЗ 2109 достаточно привычно:

  • электромотор постоянного тока на четыре полюса с электромагнитным включением;
  • муфта свободного хода в комплекте с шестернёй;
  • тяговое реле.

Неисправности стартера ВАЗ 2109, которые чаще всего встречаются

Учитывая, что общая конструкция стартера не претерпела совершенно никаких изменений, разработчики всё же попытались внести определённых коррективы, модернизировали некоторые детали.

Основное отличие – это втулка вала, которая теперь не принадлежит стартеру, а устанавливается в картере системы сцепления. Об этой детали часто забывают во время диагностики и ремонта. Проводя ремонт стартера 2109, неопытные водители с недоумением обнаруживают признаки поломки, когда в самом стартере заменено всё, что только можно заменить.

Замена втулки стартера ВАЗ 2109 также имеет свои особенности. Её не так уж легко извлечь, если не знать, как это правильно делать. Осуществить это очень просто, если ввинчивать подходящий по диаметру метчик. Нарезая резьбу внутри изношенной втулки, он аккуратно извлечёт её из гнезда.

В остальном, неисправности стартера ваз 21099 (и всех иных модификаций 9-ки), которые чаще всего встречаются, могут быть такие:

  • вал стартера не вращается или вращается очень медленно;
  • вал вращается, но шестерня не получает качественного зацепления с венцом маховика;
  • втягивающее реле многократно впустую срабатывает, но не удерживает шестерню в зацеплении;
  • при работе стартер издаёт необычный шум.

О том, как проверить стартер ВАЗ 2109, можно прочитать в специальной литературе, но если возникли проблему с запуском мотора, незамедлительно следует приступить к ремонту.

Разборка стартера ВАЗ 2109 и устранение неполадок

Перед любым ремонтом системы пуска, необходимо обязательно проверить состояние аккумуляторной батареи, а также качество контактов на цепи: аккумулятор – замок зажигания – реле стартера – тяговое реле.

Очень часто причина плохого пуска кроется в этой части и стартер оказывается совершенно не причём. Перед разборкой должна быть подробно изучена и запомнена схема подключения стартера ВАЗ 2109. Это важно для удачной установки после ремонта.

Снимается стартер достаточно просто. Для этого необходимо: отключить клеммы аккумулятора, демонтировать защиту картера двигателя, открутить и отключить клеммы электропроводки. После того, как будут откручены три гайки крепления к картеру, стартер оказывается у нас в руках. В ходе разборки стартера необходимо уделять особое внимание таким его частям: якорь мотора, состояние обмоток, состояние щёточного узла, изношенность шестерён, втулок, чистота контактов тягового реле.

Читать еще:  Бортовой автомобильный компьютер — лучший помощник по контролю важных параметров

Любая из деталей должна быть очищена и осмотрена, а электрочасти проверены специальными приборами. Для этого пригодится электрическая схема стартера ВАЗ 2109. Всё, что подгорело, сильно загрязнилось, износилось или сломалось необходимо заменять новыми запчастями и не стараться экономить на ремонте.

Не работает стартер на ВАЗ 2109, что делать?

Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Внешний вид устройства

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел

Особенности

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Снятие

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Ремонт

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

  • Щетки;
  • Якорь;
  • Обгонная муфта;
  • Тяговое реле;
  • Втулки.

Теперь обо всем поочередно.

Щетки

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

Щетки

Якорь

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

Бендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

Втулки

При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

Втулки

  1. В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
  2. Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
  3. Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
  4. Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
  5. Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
  6. Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.

Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.

Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.

Ремонт стартера ваз 2109

Самая неприятная неожиданность – когда автомобиль ломается, не успев запуститься. В этом может быть виноват только стартер. Тут не нужна диагностика и хитрости здесь не проходят. Неисправность стартера видна невооруженным глазом и двузначного прочтения здесь быть не может. Только демонтаж и ремонт.

Автомобиль ВАЗ 2109 – не космический корабль, но голыми руками стартер снять тяжело, да и опыт тоже не помешает. Автомобиль достаточно надежен и прост в эксплуатации, но, как правило, практически все девятки имеют внушительный пробег.

Так как стартер — самый нагруженный узел в системе пуска, то и выходит из строя он довольно часто. При неправильной эксплуатации – тем более. Поэтому ремонт стартера ВАЗ 2109 — не трагедия, а, скорее, закономерность.

Устройство стартера

Не снимая стартер с автомобиля, у нас едва ли получится провести толковый ремонт стартера ВАЗ 2109, поэтому его необходимо вначале демонтировать. Но перед этим кратко коснемся конструкции стартера, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Стартер представляет собой обычный мощный тяговый электродвигатель, состоящий из самого двигателя и втягивающего реле – устройства, которое отвечает за зацепление зубьев стартера с зубьями маховика двигателя автомобиля. На рисунке показано общее его устройство, а детальнее мы познакомимся с ним после разборки:

  1. Крышка коллектора.
  2. Корпус двигателя.
  3. Крышка привода.
  4. Бендикс.
  5. Вал электродвигателя.
  6. Втягивающее реле.
  7. Клеммы.
  8. Вывод обмотки якоря.

Это общее устройство стартера, но по нему уже понятно, как узел работает – при повороте ключа зажигания напряжение подается на клеммы стартера, срабатывает втягивающее реле, которое вводит в зацепление шестерню бендикса стартера и маховик двигателя, электродвигатель прокручивает ДВС, он запускается, а после этого шестерня втягивающее реле и механизм бендикса отводят шестерню на место. Это вкратце. Теперь приступим к демонтажу.

Читать еще:  Шкворень УАЗ: замена своими руками

Демонтаж стартера

Причину неисправности нам удастся обнаружить и устранить только тогда, когда мы снимем и разберем стартер. Для снятия нам понадобятся обычные инструменты и набор головок. Сам процесс проводим в таком порядке:

  1. Отключаем минусовую клемму от аккумулятора и отключаем колодку с проводом от разъема на корпусе втягивающего реле.
  2. Ключом на 13 снимаем провода с выводов стартера.
  3. Снимаем защиту картера и откручиваем корпус стартера от блока цилиндров.
  4. Легким движением вынимаем стартер и кладем его на операционный стол.

Ремонт стартера ВАЗ 2109

Как правило, основные неисправности стартера – это поломки втягивающего реле, износ втулок и износ щеток электродвигателя. В редких случаях из-за перегрева может замкнуть обмотка, но тогда характерный запах сразу оповестит о такой неприятности.

Для начала вооружимся обычным тестером и проверим обмотки стартера и работоспособность втягивающего реле. С обмотками все ясно – если они не прозваниваются – или перематывать, или менять стартер. С втягивающим реле сложнее.

Втягивающее реле

Подаем 12 вольт на плюсовую клемму реле, минусовую при этом можно просто прижать к корпусу. Если реле сработало – все отлично. Если нет – скорее всего дело в окислившихся контактах или в изношенной механической части. Тогда рычаги и рейки реле подлежат смазке, а контакты чистке.

Проверяем сопротивление на обмотках втягивающего реле. На втягивающей обмотке омметр должен показать 0,55 Ом, на удерживающей – 0,73-0,79 Ом. Для перемотки обмоток реле нужно специальное оборудование и специальный провод. Этим занимаются только в специализированных мастерских. Мы тоже не станем перематывать обмотки, и в случае обрыва просто заменим втягивающее реле.

Щетки стартера

Очень часто причиной отказа стартера может стать износ щеток. Это проверить можно только одним способом – снять щетки и измерить их износ. Длина щетки не должна быть меньше, чем 10-11 мм, если меньше – заменяем их новыми.

Если мы уже сняли стартер, то есть смысл посмотреть на состояние втулок якоря электродвигателя. Они продаются в виде ремкомплекта и заменяются путем запрессовки специальными оправками. Но для этого необходима полная разборка стартера и всего электродвигателя. К этому нужно прибегать только в том случае, если все основные действия, которые мы выполнили, результата не дали.

Такое бывает крайне редко. Стартер ВАЗ 2109 достаточно надежный узел и при своевременной профилактике и нормальной эксплуатации может служить очень долго.

Замена стартера ВАЗ 2109

Проблемы с запуском двигателя обычно связаны с неисправностью стартера. Замена стартера ВАЗ 2109 своими руками процедура несложная и в большинстве случаев помогает устранить проблему с запуском двигателя. В руководстве по ремонту как произвести ремонт стартера самому, указаны возможные неисправности деталей стартера и как их заменить.

Стартер фирмы Eldix на автомобиль ВАЗ 2109.

Перед снятием и разборкой стартера Lada 2109 нужно выяснить причину неисправности. В случае обрыва электрической цепи или нарушении контакта снятие не потребуется. Устранение поломки ограничится ремонтом электропроводки стартера.

Снимать стартер нужно только после проверки исправности проводки и аккумулятора

Неисправности стартера

Ремонт стартера Лада 2109 значительно упростится, если диагностировать неисправность заранее без снятия узла.

Для диагностики поломки стартера необходимо проводок от клеммы подсоединить напрямую к «плюсу» :

  • двигатель завёлся — неисправность реле включения;
  • двигатель не завёлся — требуется замена щёток.

Возможно щётки отработали свой ресурс либо имеет место перекос щёток. Чтобы выявить причину неисправности щёток требуется демонтаж стартера.

Схема устройства стартера.

Где находится стартер

На девятке стартер расположен в передней части двигательного отсека, слева от силового агрегата.

Как снять стартер

Перед демонтажем стартера необходимо снять провод с минусовой клеммы аккумулятора — обезопасит от замыкания в стартере.

Пошаговая инструкция снятия стартера

  1. Открутить ключом на 13 мм гайку крепления клеммы от контактного вывода. Она находится на втягивающем реле стартера.
  2. Снять колодку проводов.
  3. Достать красный провод (плюсовой).
  4. Открутить болты крепления и снять защиту картера.
  5. Открутить две гайки крепления стартера. Они находятся в нижней части моторного отсека.
  6. Открутить верхнюю гайку крепления стартера.
  7. Снять стартер со шпилек.

Установка стартера проходит в обратной последовательности.

Теперь попробуем все это собрать и установить на место.

Как ремонтировать стартер

Не всегда требуется полная замена стартера на новый. Устройство стартера предполагает наличие отдельных деталей, подверженных износу. При замене изношенных и неисправных деталей не потребуется замена узла целиком. Это сохранит значительную часть средств и повысит рентабельность ремонта.

Замена втулок стартера

Зачастую неисправность стартера связана с непригодностью втулок. Конструктивной особенностью Жигулей 2109 является расположение втулок. Одна втулка стартера запрессована в картер коробки передач, вторая находится в задней крышке стартера.

Сперва необходимо осмотреть втулку стартера в картере коробки передач. При наличии задиров, раковин требуется замена втулки.

При замене втулки в задней крышке стартера нужно обратить внимание на саму крышку со стороны коллектора и промежуточную опору. При наличии трещин — заменить детали.

Замена щёток

Замена щёток производится на снятом стартере.

  1. Отсоединить провод от клеммы пускателя.
  2. Снять винты крепления крышки вала и коллектора.
  3. Достать уплотнительное кольцо и снять крышку.
  4. Снять кольцевой зажим и второе уплотнительное кольцо.
  5. Отвернуть гайки со стяжных шпилек.
  6. Снять заднюю крышку стартера.
  7. Демонтировать щёткодержатели.

Пружины вытолкнут щётки из конструкции. Щётки будут висеть на проводах.

Диагностика и ремонт стартера ВАЗ 2109 в домашних условиях

С работы стартера в сущности начинается работа двигателя в целом; малейшая неисправность этого сравнительно небольшого узла – и вы не сможете воспользоваться своим автомобилем именно как транспортным средством. Поэтому при появлении малейших проблем в этой сфере необходимо как можно скорее выяснить, в чём дело, иначе, по закону подлости, поломка случится именно тогда, когда автомобиль будет вам необходим в экстренном порядке.

Диагностика и ремонт стартера ВАЗ 2109, равно как и большинства других моделей Волжского автозавода, может быть проведена и в домашних условиях. Причём для этого достаточно иметь желание и минимальный набор навыков механика.

Существует несколько способов простой диагностики стартера.

Проверка стартера с помощью замыкания. Для проведения этого вида диагностики лучше всего подойдёт отвёртка. Можно воспользоваться также ключом, но не забывайте о безопасности. На стартере находятся две большие клеммы, замкнув которые, легко можно увидеть уровень работоспособности стартера. Если замыкаются клеммы на стартере, который находится в работоспособном состоянии, возникает искрение.

В тех редких случаях, когда искра возникает, а стартер работает с перебоями или не работает вовсе, следует проверить:

  • клеммы аккумуляторной батареи (вероятнее всего, там произошло окисление). С помощью ножа или наждачной бумаги можно очистить их поверхность – и зажигание, скорее всего, вернётся в норму;
  • провод, идущий с реле стартера. Этот провод находится снизу и в глаза не бросается, так как его «родная» клемма также расположена в нижней части стартера. Для того, чтобы проверить работоспособность этого провода, лучше всего воспользоваться тестером;
  • реле стартера. Возможно, из строя вышла именно эта деталь. Простая замена вернёт ваш автомобиль в работоспособное состояние.

Проверка контакта цепи питания. Этот способ проверки также очень простой – достаточно проверить сохранность всех проводов, которые подходят к стартеру. Если тестирование показывает, что проблема именно в них – можете отсоединить их по очереди и по очереди же зачистить. Это позволит избежать проблем с последующим подключением, да и помечать каждый провод не будет необходимости.

Проверка заряда аккумулятора. Этот вид проверки особенно актуален для тех ситуаций, когда при замыкании клемм происходит искрение, однако незначительное. В этом случае крайне высока вероятность, что дело всего лишь в низком заряде аккумуляторных батарей. Достаточно получаса зарядки – и вы обнаружите, что проблема исчезла сама собой.

Нередко при ремонте ВАЗ автомобилисту приходится решать такую проблему: при повороте ключа зажигания звучат характерные щелчки. Причиной тому может быть плохой контакт, разрядка АКБ, выход из строя втягивающего реле. Если вы поочерёдно проверили все варианты и они не подошли, возможно, проблема серьёзнее. В этом случае уже стоит делегировать диагностику и ремонт профессионалам.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×