Promremont34.ru

Авто мастеру
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Максимальный размер административного штрафа для физических лиц

UrDela.ru

Статья 3.5 (КоАП РФ). Административный штраф

ч. 1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

ч. 2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

ч. 3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, а в случае, предусмотренном статьей 7.27 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества.

ч. 4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

ч. 5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ч. 6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Размер административного штрафа

От чего зависит размер административного штрафа? Самый очевидный ответ – от совершенного административного правонарушения. Действительно, минимальный и максимальные размеры административного штрафа устанавливает статья Особенной части КоАП РФ. Но и есть и иной способ выбора размера административного штрафа, который связан с особенностями состава административного правонарушения и его субъекта.

Минимальный и максимальный размер административного штрафа

Минимальный размер административного штрафа КоАП РФ устанавливает в размере 100 рублей. А в области дорожного движения – 500 рублей. Это правило имеет значение при снижении суммы штрафа ниже низшего предела. При исключительных обстоятельствах (характер правонарушения, последствия, имущественное и финансовое положение) уполномоченный орган может назначить наказание ниже низшего предела. Но не путайте с малозначительностью административного правонарушения. При малозначительности выносится постановление о прекращении административного производства.

КоАП РФ устанавливает разные размеры штрафов. Но:

  • физические лица в большинстве случаев выплатят не более 5 тыс. рублей. За исключением ряда статей. Перечень которых устанавливает ст. 3.5. КоАП РФ. Размер штрафа может быть от 7 000 руб. до 500 000 руб. (ч. 3 ст. 17.15)
  • должностное лица выплатит от 50 000 руб. и до 1 000 000 руб.
  • юридическое лицо – от 1 000 000 руб. и до 60 000 руб.

В подавляющем большинстве случаев минимальный и максимальный размер штрафа за конкретное правонарушение устанавливает санкция статьи Особенной части КоАП РФ. Однако размер штрафа может назначаться и по-другому.

Иные способы определить величину штрафа

Административный штраф может выражаться:

  • в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения или сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин (ст. 9.17. КоАП РФ)
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора,
  • сумме излишнего дохода, или незадекларированной сумме наличных денежных средств или сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ,
  • разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений, необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа (ст. 19.8. КоАП РФ),
  • кадастровой стоимости земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка) и т.д..

Эти специальные правила расчета размера штрафа также устанавливает статья Особенной части КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении уполномоченный орган обязательно указывает статью КоАП РФ. А конкретный размер наказания избирает орган (суд) при рассмотрении дела в постановлении об административном правонарушении.

От чего зависит размер административного штрафа

Выбором размера административного штрафа занимается орган власти или суд, которые рассматривают дело согласно правилам подведомственности административных дел. При этом обязательно учитываются смягчающие ответственность обстоятельства. Равно как и отягчающие ее.

Перечень обстоятельства, смягчающих ответственность, КоАП РФ закрепил в ст. 4.2. Но при этом этот перечень открытый. То есть суд или уполномоченный орган вправе признать то или иное обстоятельство достаточным поводом для снижения размера штрафа. Статья 4.2. КоАП РФ указывает на:

  • раскаяние правонарушителя;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение правонарушителем в уполномоченный орган о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия в установлении обстоятельств дела
  • предотвращение вредных последствий правонарушения
  • добровольное возмещение ущерба и вреда
  • исполнение в добровольном порядке предписания об устранении нарушения
  • совершение нарушения в состоянии аффекта (сильного душевного волнения)
  • правонарушение совершено при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств
  • правонарушение совершило несовершеннолетнее лицо, беременная женщина или женщина, имеющая малолетнего ребенка.

На практике суды учитывают совершение правонарушения впервые, небольшой вред от нарушения. Отягчающие обстоятельств закрепляет статья 4.3. КоАП РФ. Это и повторное совершение однородного правонарушения, совершенное группой лиц, в состоянии опьянения и т.п.

Таблица штрафов

НарушениеЮридические лицИндивидуальные Предприниматели
Нарушение правил пересечения государственной границы иностранными гражданами.400 000 — 800 00030 000 — 50 000
Нарушение обязательных условий пребывания иностранных граждан в России, правил транзитного проезда через территорию России таких граждан, нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан в России.400 000 — 500 00040 000 — 50 000
Предоставление жилья, транспорта, оказание услуг иностранному гражданину, незаконно находящемуся в России.250 000 — 300 00025 000- 30 000
Невыполнение работодателем правил миграционного учета400 000 — 500 00040 000 — 50 000
Непринятие мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранного работника.400 000 — 500 00040 000 — 50 000
Предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания в России иностранного работника при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию иностранного работника400 000 — 500 00045 000 — 50 000
Привлечение к трудовой деятельности иностранного работника без разрешения на работу либо патента250 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.25 000 — 50 000
Привлечение к трудовой деятельности иностранного работника без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.250 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.25 000 — 50 000
Неуведомление ФМС, органа занятости, налоговой службы о привлечении к трудовой деятельности иностранного работника400 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток35 000 — 50 000
Нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на торговых объектах400 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Штраф для виновных должностных лиц: 40 000 — 50 000
350 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Предоставление предпринимателей, юридическим лицом, производственных, торговых, служебных и пр. помещений для осуществления предпринимательской деятельности другому предпринимателю, юридическому лицу, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но используют их труд400 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Штраф для должностных лиц: 45 000 — 50 000
350 000 — 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Несоблюдение работодателем ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, существующих в отношении иностранных работников800000 — 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток45 000 — 50 000
ПравонарушениеДля физических лицДля должностных лицДля индивидуальных предпринимателейДля юридических лиц
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству1 000 — 2 0003 000 — 10 00010 000 — 20 00020 000 — 30 000
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара1 000 — 2 0001 000 — 2 00010 000 — 20 000
Сокрытие достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, продавце, импортере и о режиме их работы500 — 1 0005 000 — 10 000
Не соблюдение обязательных требований технических регламентов или иных обязательных документов1 000 — 2 00010 000 — 20 00020 000 — 30 000100 000 — 300 000
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате или декларации о соответствии20 000 — 40 000100 000 — 300 000
Маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой не подтверждено требованиям технических регламентов10 000 — 20 000100 000 — 300 000
Нарушение правил выполнения работ по сертификации/ декларированию соответствия20 000 — 40 000400 000 — 500 000
Необоснованная выдача или отказ в выдаче сертификата, либо необоснованное приостановление его действия520 000 — 30 00050 000 — 100 000
Представление недостоверных результатов исследований30 000 — 50 000400 000 — 500 000
Субъект наложения санкцийРазмер штрафа, руб.
Физические лица (в т.ч. за неузаконенную перепланировку)2000-5000, приостановление строительства
Должностные лица20 000 – 50 000
Юридические лица500 000 – 1 000 000, приостановление деятельности до 90 дней
Индивидуальные Предприниматели200 000 – 500 000, приостановление деятельности до 90 дней
Субъект наложения санкцийРазмер штрафа, руб.
Физические лица200 000 или доход за 18 месяцев, принудительные работы. Компенсация ущерба, арест
Юридические лица10 000 – 5 млн руб., компенсация ущерба
Должностные лица10 000-20 000, конфискация контрафакта
НарушениеФизические лицаЮридические лицаДолжностные лица
Нелегальный провоз товаров и транспортных средств, минуя пункты таможенного контроля. Сокрытие товаров при прохождении таможенного контроля½ — 3-кратный размер стоимости товара, конфискация½ — 3-кратный размер стоимости товара, конфискация10 000 – 20 000
Предоставление недостоверных сведений о провозимом товаре1 000 – 2 500, конфискация50 000 – 100 000, конфискация5 000 – 10 000
Недекларирование или недостоверное декларирование½ — 2 кратная стоимость товара, конфискация½ — 2 кратная стоимость товара, конфискация10 000 – 20 000
Предоставление недействительных документов1 500 – 2 500, конфискация100 000 – 300 000, конфискация10 000 – 20 000
Несоблюдение запретов на ввоз-вывоз товаров по РФ и странам Таможенного союза1 500 – 2 500, конфискация100 000 – 300 000, конфискация10 000 – 20 000
Недекларирование или недостоверное декларирование денежных сумм и иных денежных инструментов1-2-кратная величина незадекларированной суммы
Нарушение режима зоны таможенного контроля300-5005 000 – 10 000500- 1 000
НарушениеФизические лицаЮридические лица
За разжигание межнациональной розниОт 100 000 рублей до уголовного наказания (статья 282 УК РФ)От 100 000 рублей до уголовного наказания (статья 282 УК РФ)

Продажа алкоголя и табака несовершеннолетним – 300 000 – 500 000 тыс. рублей

Продажа алкоголя без сопроводительных документов, а также с поддельными акцизными марками – 200 000 – 300 000 тыс. рублей

Нарушение запрета на продажу алкоголя ночью – 50 000 – 100 000 тыс. рублей

ИП — 20 000 — 100 000 тыс. рублей

Юридические лица — 80 000 – 250 000 тыс. рублей

Должностные лица — 10 000 — 50 000 тыс. рублей

Незаконное подключение к энергосетям (газ, электричество, отопление)

Должностные лица — 6 000 – 8 000 тыс. рублей

Юридические лица — 60 000 – 80 000 тыс. рублей

Физические лица — 3 000 – 4 000 тыс. рублей

Административный штраф: размер и порядок взыскания. Административные правонарушения

  • 16 Сентября, 2018
  • Административное право
  • Анастасия Клименкова

Административные правонарушения – одна из форм незаконных действий. Их могут совершить физические или юридические лица. В России ответственность за такие противоправные деяния регулируется Кодексом об административных правонарушениях. Нормативный правовой акт устанавливает типы незаконных действий и виды ответственности за них.

Что такое административное наказание?

Санкция административного типа – мера наказания, которая устанавливается государством в случаи совершения административного правонарушения. Цель взыскания – предотвращения совершения новых преступлений виновными гражданами, а также теми, кто противозаконных действий ранее не совершал.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ, применение различных видов санкций не преследует своей целью унижение достоинства правонарушителя, причинение ему физических страданий или нанесение ущерба деловой репутации юридического лица.

Виды административных санкций

Административный кодекс выделяет десять видов наказания, основное место среди которых занимает такой вид санкции за административные правонарушения, как штраф. В целом в нормативном правовом акте отражены следующие взыскания:

  1. Предупреждение.
  2. Административный штраф (КоАП отводит ему основное место среди других видов).
  3. Конфискация.
  4. Лишение физических лиц специальных возможностей и прав.
  5. Арест.
  6. Выдворение за пределы РФ.
  7. Приостановление трудовой деятельности.
  8. Дисквалификация.
  9. Запрещение посещения соревнований спортивной направленности.
  10. Работы исправительного характера.

Санкции основного и дополнительного типов

При совершении одного административного правонарушения к лицу может применяться одно (основное) наказание или два (дополнительное вместе с основным). Если нарушителю назначены две меры, при этом какая-то из них не может быть реализована по ряду причин, применяют вторую.

Например, в качестве основных видов санкций применяются следующие меры: штраф за административное правонарушение, предупреждение, арест, лишение специальных прав, дисквалификация, приостановление трудовой деятельности, работы обязательного характера.

Дополнительными наказаниями являются конфискация, лишение водительского удостоверения с правом управления автотранспортным средством, выдворение за территорию Российской Федерации, запрет посещать спортивные мероприятия.

Санкции за одновременное совершение нескольких преступлений административного характера

Некоторые правонарушители совершают сразу несколько незаконных действий. Для таких случаев законодателем установлен особый порядок применения санкционных мер в отношении преступников.

Согласно нормам КоАП, если гражданин или юридическое лицо совершили от двух и больше правонарушений, наказания применяются в отношении каждого из них. Если же было совершено одно административно наказуемое деяние (действие или бездействие), в которое входят два и более состава правонарушений, и если санкции за них предусмотрены несколькими статьями, взыскание назначается по нормам наиболее строгой статьи.

При этом санкции административного характера накладываются с применением не только основных, но и дополнительных наказаний.

Основные правила применения взыскания

Наложение административного штрафа и иных санкционных мер за правонарушения, предусмотренные Кодексом, происходит в рамках, которые установлены законом. При установлении конкретного вида и размера наказания учитывается личность правонарушителя, отягчающие или смягчающие ответственность обстоятельства, а также финансовое положение лица.

Иногда возникают исключительные обстоятельства, когда из-за материального положения виновного лица и характера совершенного правонарушения суд назначает административный штраф, размер которого – ниже установленной минимальной суммы.

Например, для физических лиц самый маленький размер денежного взыскания составляет десять тысяч рублей, для должностных – пятьдесят тысяч рублей, а для юридических – сто тысяч рублей. При этом законодателем установлено, что назначение штрафа не может быть ниже половины нормы, установленной законом.

Особенности применения отдельных видов санкций

Если физическим лицом был нарушен закон в сфере психотропных, наркотических или других веществ опасного типа, суд вправе назначить нарушителю медицинское принудительное обследование, мероприятия профилактического характера либо лечение от соответствующего типа зависимости.

При применении санкционных мер действует правило. Назначить наказание и определить размер административного штрафа или другого взыскания в отношении одного лица за совершение одного и того же незаконного действия.

Если виновнику назначили взыскание административного характера, он не освобождается от выполнения того действия, за совершение которого ему вменили указанное наказание.

Смягчающие вину обстоятельства

Пределы и размеры административного штрафа или другого типа наказания зависят от наличия смягчающих вину обстоятельств. Если их присутствие в тот момент, когда совершалось правонарушение, было установлено правоохранительными органами, они подлежат обязательному учету.

К смягчающим вину обстоятельствам относятся следующие:

  • явка с повинной;
  • деятельное раскаяние;
  • добровольное прекращение совершения противоправных деяний;
  • содействие правоохранительным органам в выяснении обстоятельств, которые относятся к указанному противоправному действию;
  • возмещение причиненного ущерба, устранение возникшего по вине правонарушителя ущерба, предотвращение возникновения вредных или опасных последствий;
  • нахождение в момент совершения незаконных действий в состоянии аффекта;
  • наличие у правонарушителя тяжелых обстоятельств жизни;
  • несовершеннолетний возраст виновника;
  • наличие маленького ребенка у гражданки или ее беременность.

Размер административного штрафа или срок другого типа наказания может быть снижен при наличии не указанных в Кодексе обстоятельств, если суд сочтет их смягчающими.

Отягчающие вину обстоятельства

Увеличение суммы административного штрафа или срока другого типа наказания возможно судом или иным правомочным органом, если будет установлено наличие отягчающих вину обстоятельств. К ним относятся следующие факты:

  1. Злостное совершение правонарушений, несмотря на запрет уполномоченных органов.
  2. Вовлечение несовершеннолетних лиц в незаконные действия.
  3. Неправомерные деяния однотипного характера, если лицо является в настоящее время подвергнутым санкции за аналогичное действие. Например, нарушение правил дорожного движения при наличии зафиксированных административных штрафов от ГИБДД.
  4. Совершение незаконных действий в составе группы лиц.
  5. Нахождение правонарушителя в состоянии психотропного, наркотического или алкогольного опьянения, а также отказ от медицинского освидетельствования.
  6. Совершение незаконных действий в период чрезвычайной ситуации в регионе или стихийного бедствия.

Если одно из указанных обстоятельств входит в состав правонарушения как квалифицирующий признак, суд или другое уполномоченное лицо не могут признать его отягчающим.

Сроки давности в отношении правонарушений административного характера

КоАП РФ в статьях 4.6, 4.5 и 4.8 указывает сроки наложения взыскания административного характера и сроки давности для привлечения к ответственности. Например, взыскание административного штрафа с должностного лица, размер которого установлен судом, не может быть совершено позднее чем через три месяца после дня выполнения незаконных действий. Если дело рассматривается другим органом, максимальный срок сокращается до двух месяцев.

К таким правонарушениям относятся деяния, связанные со следующими сферами:

  • экспортный контроль, внутренние воды, континентальный шельф, территориальное море, исключительная экономическая зона РФ, картография и геодезия, названия географических объектов;
  • защита окружающего мира, энергосбережение, охрана и санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, энергосбережение;
  • защита несовершеннолетних от вредящей им информации;
  • налоги и сборы;
  • безопасность движения на дороге;
  • авторские права, товарные знаки, защита потребительских прав;
  • использование электроэнергетики или энергии атомного типа;
  • работа кредитных и микрофинансовых учреждений и организаций, ломбардов, рынков ценных бумаг, торгов, сферы клининга, страхования, пенсионных и инвестиционных фондов негосударственного вида;
  • реклама.

Укороченные сроки давности

Сокращенные сроки давности применяются в следующих сферах:

  • Спорт.
  • Референдумы, выборы, митинги, шествия, демонстрации.
  • Государственное регулирование цен и тарифов.
  • Лотереи и азартные игры.
  • Долевое строительство многоквартирных домов.
  • Кооперативы сельскохозяйственного типа.
  • Деятельность ООО и АО.
  • Банкротство.
  • Финансирование терроризма.
  • Исполнительное производство.
  • Пожарная и промышленная безопасность.
  • Производство алкоголя и спирта (этилового).
  • Сфера закупок.
  • Трудовое и миграционное законодательство.
  • Антимонопольное законодательство – непредоставление необходимых сведений или сообщение ложной информации.

Удлиненные сроки давности

Удлиненный срок давности (один год) применяется в отношении нарушений бюджетного или таможенного законодательства, два года – за неисполнение норм законодательства о партиях, три года – противодействие терроризму, шесть лет – препятствование коррупции.

Таким образом, можно установить: сроки давности в отношении финансовых нарушений намного больше, чем в других сферах.

В отношении лица, совершившего административное правонарушение, срок наказания отсчитывается с момента назначения соответствующей санкции.

Возмещение причиненного правонарушителем ущерба или вреда

Одним из способов, смягчающих размер и вид административного штрафа или другого типа наказания, является возмещение причиненного ущерба. Если правонарушитель добровольно не выполнил это действие, наказание не смягчается, а устранение возникшего вреда становится обязательной мерой.

Согласно статье 4.7 КоАП РФ, судья вправе обязать нарушителя возместить причиненный ущерб, если у сторон отсутствуют разногласия в этом вопросе. Если размер или порядок возмещения вреда является спорным, судебный орган должен при разрешении дела исходить из норм гражданского законодательства.

Контроль за процессом выплаты компенсации за ущерб или за иным процессом возмещения лежит на отделе судебных приставов по взысканию административных штрафов.

Иные особенности применения административных наказаний

Законодательством Российской Федерации определены категории граждан, к которым не могут быть применены те или иные меры наказаний за совершенные административные правонарушения.

Штрафы не могут назначаться солдатам, матросам, сержантам или старшинам, которые находятся на военной службе по призыву, а также курсантам учебных военных заведений до дня заключения контракта с ними.

Применение конфискации (боеприпасов, оружия или предметов для охоты или рыбалки) как вида наказания не может быть осуществлено в отношении людей, для которых это является единственным средством или источником дохода.

Административный арест не может применяться в отношении беременных или женщин с детьми до четырнадцати лет, несовершеннолетних, военнослужащих, инвалидов первой или второй группы, работников государственной противопожарной службы, граждан со специальными званиями работника органа следствия (органов внутренних дел, учреждений органов исполнения наказаний), работников таможни, сотрудников из отдела по контролю за оборотом наркотических средств и тому подобное.

Указанным категориям лиц также нельзя назначить наказание в виде исправительного труда, за исключением женщин с детьми. От этого вида взыскания освобождаются только женщины с детьми до трех лет.

Административное выдворение как санкционная мера не применяется в отношении военнослужащих-иностранцев.

После рассмотрения вопросов о целях и сущности наказаний административного характера можно сделать вывод о том, что любая из вышеперечисленных мер наказания закреплена в соответствующем Кодексе и описана таким образом, что, несмотря на наложение на гражданина определенных санкций, права и свободы всех граждан соблюдаются в обязательном порядке.

Конституционный Суд РФ: допустимо снижение ниже низшего предела административных штрафов, назначенных в соответствии с законами субъектов РФ об административных правонарушениях

*Обновлен от 20.04.2020 г.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о признании неконституционными ряда норм КоАП РФ, препятствующих снижению ниже низшего предела размеров штрафов, назначенных в соответствии с законами субъектов РФ об административных правонарушениях (Постановление КС РФ от 07.04.2020 № 15-П)

Введение режима повышенной готовности в связи с предупреждением распространения на территории РФ новой короновирусной инфекции (COVID-19) уже привело к тому, что на территориях многих субъектов РФ началось привлечение к административной ответственности за нарушение порядка самоизоляции. Как правило, соответствующее административное наказание в данных случаях назначается в соответствии с законодательством субъекта РФ об административных правонарушениях.

В связи с этим, а также во всех иных ситуациях обращаем внимание, что Конституционный суд допустил возможность применения ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, регламентирующих возможность назначение размера административного штрафа ниже низшего предела, в том числе и при привлечении к ответственности в соответствии с законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях.

Федеральному законодателю предписано внести соответствующие изменения в КоАП РФ. До тех пор при назначении юридическим лицам административных штрафов должностным лицам и судам следует руководствоваться правовой позицией КС РФ, выявленной в указанном Постановлении. Решения, вынесенные в отношении лица, привлеченного к ответственности, в деле, рассмотренном КС РФ, подлежат пересмотру в установленном порядке.

История вопроса

В 2014 г. КС РФ предусмотрел возможность назначать штраф ниже низшего предела (постановление от 25.02.2014 № 4-П). Мотивировав это тем, что отсутствие возможности установления штрафа ниже установленного низшего предела, не исключает превращение штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

Во исполнение этого Постановления в 2015 г. для юридических лиц введены ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, которые и рассмотрел КС РФ в постановлении от 7 апреля 2020 г № 15-П. Согласно им наказание может быть назначено в размене ниже низшего предела, установленного санкцией статьи. Но необходимо соблюдение следующих условий:

(1) административный штраф, который может быть снижен, предусматривается только Особенной частью КоАП РФ при том, что штрафы устанавливаются также законами субъектов РФ (именно это ограничение рассмотрел КС РФ),

(2) минимальный размер административного штрафа для юридических лиц (который может быть снижен), предусмотренный санкцией, должен составлять не менее 100 000 рублей,

(3) снижен он может быть не менее, чем до половины минимального штрафа, установленного санкцией (то есть самый минимальный – 50 000 рублей),

(4) для снижения штрафа важно установить наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В рассмотренном теперь КС РФ деле акционерное общество было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа.

Суды отклонили доводы заявителя о применении ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности юридического лица, суд вправе назначить наказание в виде административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

Суды исходили из того, что ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ отсылают к исключительно к составам административных правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ, что исключает их применение к составам правонарушений, содержащихся в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Позиция КС РФ

Конституционный суд не согласился с указанным подходом судов, указав, что он хотя и соответствует буквальному толкованию норм КоАП РФ, однако порождает предпосылки для дискриминационного правоприменения: дифференциация прав и обязанностей лиц, относящихся к одной и той же категории субъектов административной ответственности за административные правонарушения (но предусмотренной КоАП РФ, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой) не имеет объективного и разумного оправдания.

Соответственно, ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования исключают возможность назначения административного штрафа юридическому лицу ниже низшего предела, установленного законом субъекта РФ об административных правонарушениях, не соответствуют Конституции РФ.

О чем подумать

Можно ли другим юридическим лицам (кроме лица, привлеченного к ответственности, в деле, рассмотренном КС РФ) использовать данную правовую позицию в своих делах, по которым уже приняты постановления о назначении наказаний?

Представляется, что да, но в случаях, когда постановления еще не исполнены (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

А что же с гражданами и должностными лицами?

Частями 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, также введенными в 2015 г., но для граждан и должностных лиц, предусмотрены сходные условия для возможности снижения штрафа, назначаемого для должностных лиц (минимальный размер штрафа, который может быть уменьшен дополнительно при назначении наказания для граждан составляет 10 000 руб., для должностных лиц – 50 000 рублей).

Административные органы и суды обычно очень формально подходят к применению положений КоАП РФ и буквально их толкуют. И формально части 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ не признаны не соответствующими Конституции РФ. Хотя также как части 3.2. и 3.3 статьи 4.1 КоАП предусматривают, что административный штраф, который может быть снижен, предусматривается только Особенной частью КоАП РФ при том, что штрафы устанавливаются также законами субъектов РФ.

Правовая позиция КС РФ универсальна, поэтому мы считаем, что тот же подход подлежит применению в делах в отношении граждан и должностных лиц.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» рекомендует соблюдать соответствующие ограничения, введенные в целях борьбы с распространением COVID-19. Однако в случае привлечения к административной ответственности за данные правонарушения, равно как и за любые другие, мы рекомендуем тщательно подойти к выработке стратегии защиты своих интересов в суде, в том числе с учетом возможности обоснования обстоятельств, при наличии которых допускается снижение размера штрафа ниже низшего предела.

Помощь консультантов

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом представительства интересов своих клиентов по делам о привлечении к административной ответственности как в судах, так и в административных органах, где готовы оказать весь спектр квалифицированной юридической помощи.

Что такое административный штраф?

Административный штраф является наиболее распространенным видом санкций по КоАП РФ и предусмотрен практически каждым составом правонарушений. Данная форма воздействия применяется к любым категориям нарушителей – гражданам, ИП, должностным лицам, предприятиям. В этом материале рассмотрим, в каких формах назначается штраф, и как происходит исполнения данного вида санкций.

Что это такое

Основным вариантом административного воздействия на правонарушителей является штраф в денежной форме. Его характеристика определена статьей 3.5 КоАП РФ:

  • назначить санкцию может не только суд, но и должностное лицо или уполномоченный орган, рассматривающий административное дело;
  • закон предусматривает минимальную сумму штрафа – 100 руб., а за нарушение ПДД наказание не может быть менее 500 руб.;
  • максимально возможная сумма штрафа будет зависеть от конкретного состава Особенной части КоАП РФ, а также статуса правонарушителя.

В ст. 3.5 КоАП РФ зафиксирован предельный размер денежной суммы, которая может быть взыскана с нарушителя. Он не может превышать 5000 руб. (для частных лиц), 50 тыс. руб. (для должностных лиц), 1 млн. руб. (на юр.лицо и ИП). В этой же статье указаны исключения, позволяющие назначить штраф в существенно большей сумме – они соответствуют отдельным составам правонарушений.

От характера допущенного правонарушения зависит и порядок определения суммы санкции:

  • штраф в виде фиксированной суммы – является базовым вариантом наказания;
  • в сумме, кратной неуплаченных налогов, сборов, пошлины и иных обязательных платежей в бюджеты;
  • кратно стоимости государственного или муниципального контракта;
  • исходя из размера неисполненных обязательств по договорам (например, за нарушение прав потребителей);
  • в кратном размере от кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • иные варианты кратного исчисления, указанные в ст. 3.5 КоАП РФ.

Например, если статьей КоАП РФ предусмотрена возможность наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, он будет исчисляться всегда в твердой фиксированной сумме (минимальный и максимальный предел будет указан в конкретной статье кодекса). Если речь идет о нарушения порядка оплаты налогов, либо представления отчетности, для расчета санкции устанавливается размер ущерба.

В ст. 3.5 КоАП РФ указана единственная категория граждан, которым не может устанавливаться штраф – призывники, проходящие службы в рядах ВС РФ, а также курсанты военных ВУЗов до заключения первого контракта о прохождении службы.

Кто назначает штраф

При выявлении правонарушений составляется процессуальный протокол. Он является основанием для рассмотрения дела по существу и назначения наказания для виновных лиц. Штраф может назначаться следующим образом:

  • судом – при рассмотрении материала, поступившего от должностных лиц и уполномоченных органов;
  • должностными лицами федерального, регионального или муниципального уровня, если такие полномочия предоставлены КоАП РФ (например, по отдельным составам нарушений штраф могут назначать должностные лица ГИБДД);
  • органы, уполномоченные на рассмотрение административных дел и применения санкций – учреждения ФНС, таможенные органы, МВД и т.д.

В статье КоАП РФ может быть указано несколько видов основных санкций (например, штраф, обязательные работы, арест, лишения права и т.д.). Органом или лицом, рассматривающим дело, может быть выбран только один вид основного наказания. Например, одновременное назначение штрафа и обязательных работ не допускается.

В постановлении суда или иного органа должна быть зафиксирована конкретная сумма, подлежащая уплате в бюджет. Если она будет превышать максимально допустимый предел, постановление может быть оспорено и отменено в вышестоящих инстанциях. При рассмотрении жалоб в вышестоящих инстанциях сумма штрафа может быть только снижена, поскольку усиление ответственности при пересмотре дел не допускается.

Как исполняется штраф

Для добровольного исполнения наказания в форме штрафа КоАП РФ предусматривает специальный срок – не более 60 дней с момента вступления в силу постановления суда, либо иного органа. Вступление в силу связано с истечения срока на обжалование, либо с датой рассмотрения жалобы в вышестоящей инстанции. Если в течение 60 дней штраф не уплачен в бюджет, возникают следующие последствия:

  • исполнительные документы направляются в службу ФССП – принудительное взыскание происходит с зарплаты должника, его имущества и т.д.;
  • по факту несвоевременной оплаты штрафа может составляться административный протокол – нарушителю грозят дополнительные санкции в виде нового штрафа, обязательных работ или ареста;
  • правонарушитель может подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате санкции – ходатайство будет рассматривать орган, назначивший наказание;
  • для субъектов малого и среднего бизнеса допускается замена штрафа на предупреждение – если санкция была назначена по итогам контрольных или надзорных проверок, а нарушение не повлекло вреда или ущерба.

Выявление фактов несвоевременной оплаты штрафных санкций входит в компетенцию приставов, сотрудников ГИБДД, налоговых инспекторов, иных должностных лиц и органов. Обязанность по исполнению наказания считается исполненной, когда деньги фактически поступят в бюджет.

Почему административные штрафы лучше платить вовремя

– Что будет, если не уплатить административный штраф? Я слышал, что тогда он через некоторое время сгорит, и про него никто не вспомнит. Так ли это?

– С одной стороны, так оно и есть. С другой – надеяться на «сгорание» штрафа не стоит. И вот почему.

  • ⏰ Сроки уплаты штрафа
  • Сгорит ли штраф
  • ⚡ Что будет, если не заплатить вовремя
  • Итог
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

⏰ Сроки уплаты штрафа

Административный штраф по нормам части 1 статьи 32.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) должен быть по общему правилу уплачен не позднее, чем через 60 дней с момента, когда документ, по которому назначено наказание, вступил в законную силу. Исключением являются некоторые особые виды штрафа: например, если штраф назначен одновременно с депортацией иностранца с территории России, то уплатить надо сразу – не позднее, чем на следующий день после назначения.

При этом надо учитывать, что статьи 30.3 и 31.1 КоАП РФ предусматривает срок на обжалование – 10 суток. Таким образом, чтобы заплатить – у вас есть 70 (60+10) дней с того момента, как вынесено постановление.

Сгорит ли штраф

Исполнение (то есть уплата) штрафов по административным делам, как и исполнение других наказаний, регламентируется КоАП РФ. В части 1 статьи 31.9 Кодекса прямо сказано: если за два года с того момента, как постановление по административному делу вступило в силу, штраф не был выплачен – исполнять это наказание нельзя. Действительно, можно сделать вывод о том, штрафы могут «сгореть».

Однако есть некоторые нюансы, которые надо учитывать:

  1. Штраф подлежит исполнению – и если человек добровольно его не выплачивает, то орган власти, наложивший это наказание, вправе обратиться за принудительным исполнением. Этим будет заниматься уже Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Срок исполнения в два года предусмотрен не только КоАП РФ, но и ФЗ «Об исполнительном производстве» в части 7 статьи 21.
  2. Срок исполнения считается лишь в том случае, если виновный (то есть подвергнутый штрафу) человек не препятствовал исполнению: не скрывался сам, не скрывал имущество, которое приставы могли бы реализовать в счёт погашения штрафа и т. д. В противном случае, срок исполнения приостанавливается.

Таким образом, штраф может «сгореть» лишь в том случае, если про вас нечаянно забыли. Такое случается: например, инспектор ГИБДД, оштрафовавший пешехода на 500 рублей по статье 12.29 КоАП РФ за переход улицы в неположенном месте, может не поинтересоваться дальнейшей судьбой выписанного штрафа. Однако, что касается чуть более серьёзных штрафов (то есть от 1000 рублей и выше) – на плохую память органов надеяться уже не стоит. А ФССП успешно взыскивает такие долги, даже просто изымая деньги с банковских счетов виновного.

⚡ Что будет, если не заплатить вовремя

Если понадеяться на то, что про штраф просто забудут – могут возникнуть проблемы. Дело в том, что в КоАП РФ есть статья 20.25 . Часть 1 этой статьи предусматривает следующие виды наказаний за попытку уклониться от уплаты штрафа:

  • удвоение суммы. Если речь идёт о минимальном штрафе в 500 рублей – это не так важно, но, согласно части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, максимальный размер для физических лиц составляет целых 500 тысяч рублей. Да и для более «мелких» штрафов есть разница: заплатить только 30 тысяч – или сразу 60 тысяч?
  • арест на 15 суток;
  • обязательные работы на 50 часов.

Но если есть кнут – то должен быть и пряник. Пункт 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ за целый ряд нарушений предусматривает правило: если оплатить не позднее 20 дней с момента, когда вынесен штраф – можно смело платить лишь половину суммы.

Таким образом, административный штраф может «сгореть» – но надеяться на это не стоит. А вот последствия неуплаты могут оказаться более тяжкими, чем сам штраф.

Читать еще:  Штрафы ГИБДД - проверка онлайн
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×