Promremont34.ru

Авто мастеру
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предупреждение вместо штрафа КОАП

Смягчение административной ответственности судами

СМЯГЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДАМИ:

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В 2019 — 2020 ГОДАХ

Достаточно часто эпидемия коронавируса помогает сэкономить на штрафах, обеспечив, например, замену административного штрафа предупреждением или снизив размер штрафа.

В недавно сложившейся практике встречаются случаи, когда при замене административного штрафа предупреждением суд обращает внимание на экономическую обстановку в стране из-за коронавируса.

Так, Арбитражный суд Иркутской области (дело №А19-31267/2019 от 01.06.2020) указал , что в условиях пандемии даже минимальный штраф за оборот алкогольной продукции без лицензии приведет не к предупреждению аналогичных нарушений в будущем, а к закрытию предпринимательской деятельности целиком. Соответственно, судом было принято решение о назначении наказания в виде предупреждения.

В другом деле (дело № А19-10078/2020 от 10.08.2020) тот же суд указал на чрезмерную суровость и несоразмерность нарушению штраф за выплату нерезиденту зарплаты через кассу, минуя уполномоченный банк. Учитывая в том числе ситуацию из-за коронавируса, суд заменил наказание на предупреждение.

2.Иные обстоятельства, влияющие на наказание.

Однако одного аргумента о коронавирусе часто будет недостаточно, чтобы избежать штрафа. Одно из условий уменьшения санкции или замены штрафа на предупреждение заключается в том, что нарушение не причинило вреда людям, природе, объектам культурного наследия, безопасности государства или не создало угрозу причинения такого вреда (статья 3.4.КоАП РФ). Имеютс, безусловно, также и случаи, когда по тем же составам нарушений, что и в примерах, приведенных выше, суды отказывались заменить штраф на предупреждение. Они отмечали:

— оборот алкоголя без лицензии создает угрозу жизни и здоровью людей (АС Восточно-Сибирского округа, АС Московского округа, АС Дальневосточного округа);

— расчеты с нерезидентами через кассу, а не через банк, создают угрозу причинения вреда экономической безопасности государства (АС Уральского округа, АС Западно-Сибирского округа).

3.Штраф может быть снижен менее минимального размера.

КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения штрафа юридическому лицу ниже низшего предела (пункт 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ), если имеются исключительные обстоятельства, в частности, связанные с:

— характером нарушения и его последствиями;

— имущественным и финансовым положением юридического лица.

Суды, как правило, ориентируются на совокупность этих обстоятельств, но в последнее время в пользу снижения штрафов работает ситуация с коронавирусом.

4.Примеры, как судами учитываются пандемия.

В октябре 2018 года общество привлекли к ответственности за заключение антиконкурентного соглашения и назначили штраф более выше 3,6 млн руб. Рассматривая дело в июне, Арбитражный суд Республики Тыва указал (дело № А69-3152/18 от 09.06.2020), что штраф является законным и даже соразмерным, но значительным для организации.

Мотивируя двукратное снижение штрафа, суд уделил особое внимание ограничениям из-за коронавируса, которые в значительной мере препятствуют экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Уменьшение штрафа произвели, чтобы не допустить чрезмерного ограничения имущественных прав юридического лица. В апелляции нарушитель пытался еще более уменьшить штраф, однако 3-й Арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение первой инстанции.

Тот же Арбитражный суд, учитывая ситуацию с коронавирусом, уменьшил ниже низшего предела штраф за несвоевременное представление в орган миграционного учета уведомления об убытии иностранца (дело № А69-146/20 от 03.06.2020).

В качестве основания для снижения штрафа указал на пандемию и Арбитражный суд Приморского края. Наказание было уменьшено с 3 млн до 1,5 млн руб. (дело № А51-3958/2020 от 23.06.2020).

5.Иные аргументы.

Кроме коронавируса для снижения штрафа можно сослаться на следующие обстоятельства:

— наличие смягчающих обстоятельств (например, что прекратили нарушение добровольно, предотвратили вредные последствия) – статья 4.2 КоАП РФ;

— отсутствие отягчающих обстоятельств (в частности, что раньше не совершали однородных нарушений) – статья 4.3 КоАП РФ.

Имеются также случаи, когда в пользу уменьшения штрафа засчитывалось то, что нарушение состояло в незначительном пропуске тех или иных сроков. На это указывали Арбитражные суды Московского округа, 2-й Арбитражный апелляционный суд и 5-й Арбитражный апелляционный суд, кроме того, ранее на этот аргумент указывал ВС РФ.

В суде также можно ссылаться на то, что нарушение не повлекло негативных последствий. Однако иногда это не поможет уменьшить штраф, особенно если состав правонарушения — формальный (то есть не требующий для его полноты наступления каких-либонегативных последствий).

6.Особенности довода о тяжелом материальном положении.

Часто судами отмечается, что имущественное и финансовое положение нарушителя имеет факультативное значение и само по себе не поможет уменьшить штраф, если нет других исключительных обстоятельств, связанных с характером и последствиями нарушения.

Суд также может отклонить аргумент о тяжелом материальном положении, если не подкрепить его доказательствами. Подтверждениями считаются бухгалтерские отчеты, выписки по счетам, а также другие документы. Хотя с учетом ситуации с коронавирусом они могут и не потребоваться, но лучше все же их представить.

Возможно ссылаться не только на нынешнее тяжелое материальное положение, но и на дальнейшее его ухудшение из-за уплаты штрафа. Так, 9-й Арбитражный апелляционный суд, фактически соглашаясь со снижением наказания, указал, что из-за штрафа на сумму около 100 млн руб. правонарушитель не сможет выплатить заработную плату работникам, и его дальнейшая хозяйственная деятельность будет под угрозой. Штраф не должен превращаться в средство подавления экономической деятельности.

Статья 4.1.1 КоАП РФ. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (действующая редакция)

1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 4.1.1 КоАП РФ

Комментируемая ст. 4.1.1 КоАП РФ устанавливает порядок замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс был дополнен статьей 4.1.1 «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи).

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 02.02.2018 N 47-АД18-1).

В КоАП отсутствует понятие впервые совершенного административного правонарушения.

При определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в Постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016, согласно которой одним из оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения (письмо Минфина России от 22.12.2016 N 03-01-15/76986).

Перечень административных наказаний, по которым штраф не подлежит замене на предупреждение, поименован в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Так, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, ч. ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ, а именно, если субъект малого (среднего) предпринимательства привлекается к ответственности по:

Читать еще:  Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Все про административные штрафы

а) ст. 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»;

б) ст. 14.31.2 КоАП РФ «Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)»;

в) ст. 14.32 КоАП РФ «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности»;

г) ст. 14.33 КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция»;

д) ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации»;

е) ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль»;

ж) ст. 19.5.1 КоАП РФ «Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму»;

з) ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»;

и) ст. 19.8 КоАП РФ «Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля»;

к) ст. 19.8.1 КоАП РФ «Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов)»;

л) ст. 19.8.2 КоАП РФ «Непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации»;

м) ст. 19.23 КоАП РФ «Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт»;

н) ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ «Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния»;

о) ч. 3 ст. 19.27 КоАП РФ «Нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области»;

п) ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»;

р) ст. 19.29 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего»;

с) ст. 19.30 КоАП РФ «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса»;

т) ст. 19.33 КоАП РФ «Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования».

Согласно ч. 3 ст. 4.1.1 КоАП РФ в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Статья 4.1.1 КоАП РФ — Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением

1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ. Открыть статью

Наказание в виде предупреждения. Кто его может получить?

Кодексом РФ предусмотрено такое понятие — как замена наказания в виде штрафа на предупреждение. Наказание в виде предупреждения может быть вынесено как должностному лицу, так и юридическому. Административное наказание в виде предупреждения может быть вынесено как в отношении должностного лица, так и юридического.

Наказание в виде предупреждения КоАП РФ

Кто может получить наказание в виде предупреждения?

Обратимся к КоАП РФ:

Однозначное предупреждение получают юридические лица, если в статье Кодекса сказано, что нарушение влечет за собой предупреждение. Например, ст.8.1 КоАП РФ.

Если ваше предприятие является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), и ранее в течении года оно не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, в результате этого нарушения не был причинен вред окружающей среде или возникла угроза причинения вреда окружающей среде, то вполне реально вы можете получить замену административного штрафа на предупреждение.

Таким образом условия для получения предупреждения:

  • ваше предприятие является объектом МСП,
  • ранее в течении года ваше предприятие не привлекалось к административной ответственности (за любое совершенное правонарушение, не только экологическое. ),
  • в результате нарушения не возникло причинения вреда окружающей среде или не возникло угрозы причинения вреда окружающей среде.

КоАП РФ Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением

1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

КоАП РФ Статья 3.4. Предупреждение

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как проверить являетесь ли вы субъектом МСП?

Только по выписке из Единого реестра субъектов МСП. Очень часто бывает, что предприятие по условиям отнесения к МСП причисляет себя к данной категории предприятий, но не вовремя сдав в налоговую отчет или сдав отчет с показателями, не соответствующими МСП, оно оказывается исключенным из реестра. Поэтому, в августе, после ежегодного обновления реестра, проверяйте себя, являетесь вы МСП или нет на сайте Единого реестра МСП.

По каким статьям КоАП РФ вы можете рассчитывать на предупреждение?

За нарушения, в результате которых на окружающую среду не оказывается негативное воздействие на ОС или не возникает угроза такого воздействия — вы получите предупреждение. Для примера это — несвоевременная сдача отчета МСП, или ошибки в отчете МСП, отсутствие паспортов на отходы, неведение данных учета в области обращения с отходами, неведение учета источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Речь идет о нарушениях, которые совершены «на бумаге» — всевозможная отчетность.

Если нарушение связано с выбросами в АВ, сбросами в водоемы, то будучи даже субъектом МСП маловероятно что вы получите предупреждение. Но это зависит и от точки зрения вашего надзорного органа на этот вопрос.

Читать еще:  Завершение обгона через сплошную разметку

Ходатайство о наказании в виде предупреждения — образец

Ходатайство вы пишите на имя должностного лица, которое составило в отношении вашего предприятия протокол. Должностное лицо обязано либо удовлетворить ваше ходатайство и заменить административный штраф на предупреждение либо вынести определение об отказе в удовлетворении ходатайства. Определение должно быть вынесено и вручено ( или отправлено по почте заказным письмом) в течении трех дней!

Образец:

В производстве отдела (наименование гос. органа) находится дело ( протокол от **** №****) об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. ****КоАП РФ, в отношение (наименование юридического лица).

Данная статья КоАП РФ предусматривает наказание за совершение правонарушение в следующей форме (указываем размер штрафа от и до).

В связи с тем, что (наименование предприятия) привлекается к административной ответственность по ст.**** впервые, принимая во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, а также в связи с тем что (наименование предприятия) относится к следующей категории субъекта МСП — ****

при назначении наказания за совершение административного правонарушения применить часть 1 ст.4.1.1. КоАП РФ и заменить административный штраф на предупреждение.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Руководство

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Специализированные прокуратуры
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru
  • Научные и образовательные организации

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей
  • Геральдика
  • История в лицах
  • Исторические фильмы

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Гринь Виктор Яковлевич
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Прокуратура разъясняет: «Предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях основания для замены административного штрафа предупреждением»

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 14 октября 2019

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности физических, должностных и юридических лиц за совершение запрещенных законом действий (бездействий). К таким видам относятся уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность.

Нормы административной ответственности закреплены положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и соответствующими Кодексами субъектов Российской Федерации.

Виды административных наказаний закреплены положением ст. 3.2 КоАП РФ, закрепляющей следующие виды ответственности: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Предупреждение, как самостоятельная мера закреплена ст. 3.4 КоАП РФ и выражается в официальном порицании виновного лица, выносимого в письменной форме.

Необходимо отметить, что далеко не все статьи КоАП РФ и КоАП субъектов РФ содержат такую санкцию, как предупреждение, в связи с указанным, в целях дифференцированного подхода к назначению наказания законодателем предусмотрена возможность замены административного штрафа на предупреждение.

Так, согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ наделенное правом привлечения лица к административной ответственности уполномоченное должностное лицо, суд вправе заменить административный штраф на предупреждение, как наиболее мягкую меру воспитательного воздействия допущено субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо юридическим лицом, а также их работниками при условии, что правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля совершено впервые, а его последствия не повлекли причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Наряду с указанным, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Замена административного штрафа предупреждением: обзор судебной практики

Краткое содержание:

Организации малого и среднего бизнеса, впервые совершившие административное нарушение, могут избежать штрафа, если будет соблюден ряд условий. Что это за условия и как их применяют суды, расскажем в обзоре.

Полный перечень условий для замены штрафа предупреждением

Нарушение должно одновременно отвечать семи условиям:

• не причинило или не могло причинить вреда людям, природе, объектам культурного наследия, безопасности государства (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ);

• совершено субъектом малого или среднего предпринимательства (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ);

• совершено впервые (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ);

• выявлено в результате государственного или муниципального контроля (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ);

• не упомянуто в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ;

• не создало угрозу чрезвычайной ситуации (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ);

• не повлекло имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

Рассмотрим подробнее первые четыре условия.

1. Нарушение не причинило и не могло причинить вреда

Самое сложное — обосновать, что нарушение не несло угрозы людям, природе, государству или объектам культурного наследия.

Суды априори считают потенциально опасными нарушения требований:

• к прохождению работниками медосмотров и инструктажей по охране труда (Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 09.07.2018 по делу № 7-235/2018);

• строительству и применению стройматериалов или изделий (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2018 по делу № А 06-6027/2017, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 по делу № А 56-53488/2018);

• наличию лицензии на осуществление фармдеятельности (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу № А 33-5908/2019);

• хранению лекарственных средств (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2018 по делу № А 12-26760/2018);

• перевозке, перегону или убою животных либо к заготовке, переработке, хранению или продаже продуктов животноводства (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 по делу № А 64-7014/2017);

• целевому использованию земель (постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 по делу № А 83-188/2018);

• порядку ценообразования в сфере ЖКХ (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 по делу № А 05-3925/2018);

• пользованию недрами (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 по делу № А 19-18852/2016, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 по делу № А 46-23562/2017);

• валютным операциям (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 по делу № А 28-144/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу № А 33-11533/2019);

Читать еще:  Как оплатить административный штраф ФАС

• использованию труда мигрантов (Решение Тверского областного суда от 21.05.2018 по делу № 7-114/2018, Пермский краевой суд). Отметим, что есть и положительная практика, когда штраф заменили предупреждением (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 по делу № А 56-124588/2018);

• порядку продажи продукции, подлежащей подтверждению соответствия (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу № А 29-6659/2019).

Также представляющими угрозу суды считают нарушения требований промышленной безопасности или лицензии на ведение деятельности в этой сфере (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу № А 33-13500/2019, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу № А 66-6124/2019).

Суд может не увидеть угрозы причинения вреда при следующих нарушениях:

• международная автомобильная перевозка без удостоверения допуска (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). В практике есть пример, когда суд посчитал, что данное нарушение не является потенциально опасным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2018 по делу № А 50-30734/2017);

• нарушение законодательства о рекламе (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). Суд заменил штраф предупреждением, указав, что на момент вынесения решения административного органа спорная реклама была удалена (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу № А 05 П-671/2018);

• продажа алкоголя без лицензии (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ). Штраф могут заменить предупреждением, если доказана легальность продукции (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2018 по делу № А 78-5968/2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018 по делу № А 32-53997/2017);

• нарушение требований техрегламентов (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ). Некоторые суды указывают, что квалификация нарушения по данной норме сама по себе говорит об отсутствии угрозы причинения вреда, поэтому штраф можно заменить предупреждением (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 по делу № А 58-7508/2018);

• неполучение на банковский счет денег от нерезидента за оказанные ему услуги (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Суд может заменить штраф предупреждением, если административный орган не доказал наличие вреда или угрозы его причинения (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 по делу № А 13-10701/2018);

• недостоверное таможенное декларирование (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ). Штраф могут заменить предупреждением, если нарушитель внес обеспечительный платеж, превышающий сумму подлежащих уплате таможенных платежей (постановление арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.06.2019 по делу № А 78-14898/2018).

2. Нарушение совершено субъектом малого или среднего предпринимательства

Сведения об организации или предпринимателе должны быть включены (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ) в реестр субъектов малого или среднего предпринимательства — https://ofd.nalog.ru/. Если их там нет или они включены в реестр после совершения нарушения, штраф предупреждением не заменят (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу № А 75-5255/2019, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019 по делу № А 41-64669/18, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2018 по делу № А 50-8141/2018).

3. Нарушение совершено впервые

При оценке выполнения этого условия важны следующие моменты.

1. Нарушение считается совершенным впервые и в том случае, если истек срок, в течение которого лицо считалось наказанным за более ранние нарушения (ст. 4.6 КоАП РФ; абз. 11 п. 43 Обзора судебной практики № 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).

Обратите внимание: Верховный суд РФ указывает, что учитываются любые нарушения, а не только однородные (абз. 10 п. 43 Обзора судебной практики № 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018). Например, если организацию ранее оштрафовали за нарушение миграционных правил и годичный срок не истек (ст. 4.6 КоАП РФ), следующий штраф за нарушение трудового законодательства предупреждением не заменят.

2. При определении повторности нужно сопоставлять даты совершения нарушений, а не даты постановлений о привлечении к ответственности. Новое нарушение будет считаться повторным, даже если постановление по предыдущему нарушению вынесено позже совершения нового (; абз. 11 п. 43 Обзора судебной практики № 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).

4. Нарушение выявлено в рамках госконтроля

Суды, как правило, широко толкуют понятие государственного и муниципального контроля, включая в него:

• все виды проверок, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в том числе контрольные мероприятия, проводимые без взаимодействия с юрлицами и ИП (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 по делу № А 56-4901/2018, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 по делу № А 66-7438/2019);

• прокурорские проверки (постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2017 по делу № А 32-43946/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 по делу № А 58-518/2018). В то же время есть и противоположная позиция (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А 20-2511/2018);

• полицейские проверки (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018 по делу № А 74-2509/2018, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 по делу № А 55-2707/2018);

• административные расследования (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 по делу № А 56-166414/2018, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2018 по делу № А 05-14329/2017).

Неоднозначно складывается практика в ситуации, когда поводом к возбуждению административного дела становится обнаружение данных, указывающих на наличие нарушений.

Часть судов считает, что в этой ситуации замена штрафа предупреждением не применима в принципе, поскольку госконтроль не осуществлялся. В основном такой подход встречается в спорах, связанных с таможенными нарушениями (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по делу № А 32-16563/2019, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по делу № А 09-6921/2019). В отношении других нарушений данный подход тоже иногда используется (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 по делу № А 60-41563/2018).

Также см. — Когда суды смягчают административную ответственность: интересные дела из практики за 2019–2020 годы — Подробнее >>>

По материалам КонсультантПлюс

Предупреждения вместо штрафов по КоАП РФ

Зимой Президент поручил Правительству подумать над очередным шагом по снижению административного давления на и без того не самый стойкий в условиях кризиса малый и средний бизнес и проработать возможность замены административных штрафов на предупреждения. В конце апреля соответствующий законопроект был зарегистрирован и направлен Председателю Парламента. В качестве инициаторов поправок в КоАП выступала большая группа депутатов с В.Н. Плигиным во главе. Как и ожидалось, законопроект успешно проскочил все инстанции, был одобрен Советом Федерации перед уходом на каникулы и на днях вступил в силу в виде Федерального закона 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Суть поправок в следующем: административное наказание в виде предупреждения (выносится в письменном виде и должно влиять на разум и совесть нарушителя) – не новшество в КоАП РФ. Однако на практике выбирая между предупреждением и штрафом, правоприменители из контролирующих органов чаще склонялись к последнему даже без веских к тому оснований: вернее, без оснований, вытекающих из сути правонарушения. Сами же по себе причины редкого применения предупреждений весьма серьезные с точки зрения чиновников, поскольку назначить предупреждение, а не более серьезную санкцию, значит привлечь к себе внимание в связи с потенциально коррупционным поведением («чего это такой добренький?»).

И вот теперь КоАП РФ дополнен нормами, направленными на расширение применения предупреждений в отношении малого и среднего бизнеса.

Условия, при которых только пожурят

Согласно вновь включенной в ст. 4.1 КоАП РФ части 3.5

Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Выделение текста – мое. Как видите, появилась императивность, не предупреждение или штраф, а безапелляционное «назначается».

Еще раз перечислим условия работы нормы: правонарушение совершено в первый раз, нет вреда или угрозы его причинения, нет ущерба.

Резонный вопрос, а где же про малый и средний бизнес, норма-то общая. А про бизнес – отдельная, новая статья в КоАП, статья 4.1.1.

Для указанных субъектов с настоящего времени вводится замена на предупреждение иного административного наказания, если имеются приведенные выше общие условия.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×